Скачать 182.26 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВПО ДальГАУ _____________ П.В. Тихончук «___» _________ 2012 г. ПОЛОЖЕНИЕ о педагогической практике аспирантов ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный аграрный университет» СК-П-7.5.45-12 Благовещенск, 2012 Предисловие
Содержание
1.Область применения 1.1 Настоящее положение регламентирует порядок и формы прохождения педагогической практики аспирантами университета очной и заочной форм обучения. 1.2 Настоящее положение определяет задачи, порядок организации, содержание педагогической практики, а также права, обязанности, полномочия и ответственность ее участников. 2. Нормативные ссылки Настоящее положение разработано с учетом рекомендаций и требований следующих правовых и нормативных документов: - ФЗ «Об образовании» (ред. от 03.12.2011)от 10 июля 1992 г. № 3266-1; - ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011)от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ; - Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» от 14 февраля 2008 г. № 71; - Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, утвержденных приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. № 1365 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.08.2011 № 2238); - Письмо Минобрнауки «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования» от 22.06.2011 г. ; ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь; ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.06.2011 Устав ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный аграрный университет»; Руководство по качеству ФГБОУ ВПО ДальГАУ, 2006 Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в ФГБОУ ВПО «ДальГАУ» СТО 4.2.01-2006 СМК. Управление документацией. 3. Термины, определения, обозначения и сокращения В настоящем положении используются следующие термины с соответствующими определениями. Аспирантура - организационная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования. Аспирант - лицо с высшим профессиональным образованием, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Диссертация (диссертационная работа) - научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты на соискание ученой степени. 4. Общие положения 4.1 Педагогическая практика в системе послевузовского образования является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающего преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности. 4.2 Организатором педагогической практики является кафедра, за которой закреплена подготовка аспирантов по соответствующей научной специальности. 4.3 Руководителем педагогической практики аспиранта является научный руководитель. 5. Цели и задачи педагогической практики 5.1 В процессе прохождения педагогической практики аспиранты должны овладеть основами научно-методической и учебно-методической работы: навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями. 5.2 В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов, диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности. 5.3 В ходе посещения занятий преподавателей соответствующих дисциплин, аспиранты должны познакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель». 5.4 Основная задача педагогической практики - показать результаты комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно-технологической подготовки аспиранта к научно-педагогической деятельности. 6. Организационные основы педагогической практики 6.1 За время обучения каждый аспирант очной формы обучения должен пройти педагогическую практику: ассистентская практика на втором курсе - предполагает проведение практических занятий и внеаудиторного воспитательного занятия по дисциплине в академической группе; 6.2 Общий объем часов педагогической практики составляет 108 часов, в том числе: - 70 часов теоретической и самостоятельной работы (подготовка к занятиям, методическая работа, посещение и анализ занятий ведущих преподавателей, посещение научно-методических консультаций); - 36 часов аудиторной нагрузки (лекции, семинары, практические, лабораторные работы, руководство различными видами практик студентов) - 2 часа инструктаж по прохождению педагогической практики. 6.3 Продолжительность проведения практики устанавливается в соответствии с индивидуальным планом аспиранта и составляет 12 недель второго года обучения. 6.4 Обеспечение базы для прохождения практики, общее руководство педпрактикой и научно-методическое консультирование осуществляются научным руководителем. 6.5 К педагогической практике допускаются аспиранты, выполнившие необходимый объем научно-исследовательской деятельности. 6.6 По итогам прохождения педагогической практики аспирант отчитывается на заседании кафедры, на которой проходит обучение, и по результатам отчета научный руководитель выставляет зачет в индивидуальный план подготовки аспиранта. 6.7 При отсутствии зачета по педагогической практике кафедры не имеют право аттестовывать аспирантов за второй год обучения. 6.8 Аспиранты, ведущие занятия по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования, предоставляют соответствующие подтверждающие документы, и аттестуются на заседании кафедры по итогам предоставленной отчетной документации. 6.9 Кафедра, осуществляющая подготовку аспирантов по соответствующей научной специальности, определяет задачи, организационные формы, разрабатывает и утверждает программу прохождения педагогической практики аспирантов. 7. Содержание педагогической практики Педагогическая практика аспирантов предусматривает следующие виды деятельности: - разработка индивидуального плана прохождения педпрактики; - знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в университете; - посещение научно-методических консультаций; - изучение опыта преподавания ведущих преподавателей университета в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине, смежным наукам; - посещение и анализ занятий аспирантов; - самостоятельное проведение учебных занятий (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий), самоанализ; - самостоятельное изучение литературы по проблемам педагогики высшей школы; - изучение методики подготовки и проведения различных видов занятий; - изучение инновационных образовательных технологий; - индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, методическая работа по предмету (ознакомление с методическими разработками по предмету, анализ методов преподавания предмета и т.д.); - индивидуальная работа со студентами, соруководство научными студенческими исследованиями, руководство практикой студентов. 8. Отчетная документация по педагогической практике 8.1 После отчета на кафедре о прохождении педагогической практики аспирант в течение недели предоставляет в отдел управления подготовки научно-педагогических кадров отчетную документацию с визой научного руководителя: индивидуальный план педагогической практики (приложение Б); график работы аспиранта по проведению занятий (приложение В); план-конспект проведения семинарского (лабораторного, практического) занятия (приложение Г); отзыв научного руководителя аспиранта (приложение Д); выписка из протокола заседания кафедры о прохождении педагогической практики, 8.2 Если аспирант работает преподавателем ДальГАУ, его педагогическая деятельность может быть зачтена кафедрой в качестве педагогической практики. 9. Права и обязанности аспиранта 9.1 Аспирант самостоятельно составляет индивидуальный план своей учебно-воспитательной работы со студентами, который согласовывается с научным руководителем. 9.2 Аспирант во время прохождения практики по предварительному соглашению имеет право на посещение учебных занятий ведущих преподавателей университета с целью изучения методики преподавания, знакомства с передовым педагогическим опытом. 9.3 Аспирант выполняет все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики, тщательно готовится к каждому занятию. 9.4 Аспирант подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка академии, приказам ректора, распоряжениям проректоров и научного руководителя. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, аспирант может быть отстранен от прохождения педагогической практики. 9.5 Аспирант, отстраненный от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план. По решению научного руководителя ему может назначаться повторное ее прохождение. 9.6 В соответствии с программой практики аспирант обязан своевременно в течение установленного срока после завершения практики представить отчетную документацию. 10. Обязанности руководителей практики 10.1 Обязанности научного руководителя: обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов практики; подбирает дисциплину, учебную группу в качестве базы для проведения педагогической практики, знакомит аспиранта с планом учебной работы; оказывает научную и методическую помощь; контролирует работу аспиранта, посещает занятия и другие виды его работы со студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики; анализирует и оценивает учебные занятия, дает заключительный отзыв об итогах прохождения практики; обобщает учебно-методический опыт практики, вносит предложения по ее рационализации. 10.2 Обязанности начальника управления подготовки научно-педагогических кадров: знакомит аспирантов с настоящим положением, формой и содержанием отчетной документации; принимает отчетную документацию по педагогической практике; составляет график педагогической практики аспирантов на учебный год по всем специальностям и формам обучения. 10.3 Обязанности заведующего выпускающей кафедрой: посещает занятия аспирантов, дает их психолого-педагогический анализ; готовит рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных педагогических умений аспиранта; участвует в анализе и оценке итоговой отчетной документации практиканта; вносит предложения по совершенствованию практики, участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедры. 11. Порядок утверждения и изменения положения 11.1 Настоящее положение утверждается приказом ректора. 11.2 Изменения и дополнения в положение вносятся по инициативе ректора, проректоров, руководителей структурных подразделений. 11.3 Изменения и дополнения настоящего Положения утверждаются ректором и регистрируются в листе регистрации изменений. Приложение А Форма отчета по педагогической практике Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра ________ ОТЧЕТ по педагогической практике аспиранта второго года обучения по специальности Фамилия Имя Отчество Научный руководитель (ученая степень, ученое звание) ___________________ Фамилия И.О. (подпись, дата) Заведующий кафедрой (ученая степень, ученое звание) ___________________ Фамилия И.О. (подпись, дата) Благовещенск, 2012 Приложение Б Форма индивидуального плана педагогической практики ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН педагогической практики
Приложение В Форма графика работы аспиранта по проведению занятий ГРАФИК работы аспиранта по проведению занятий Дисциплина____________________________________ для студентов ______курса_____________факультета специальности _________________________________ Вид занятий____________________________________ (семинарские, лабораторные, практические)
Приложение Г Форма плана-конспекта проведения семинарского (практического, лабораторного) занятия План-конспект проведения семинарского (практического, лабораторного) занятия Занятие №_______ (2 часа) Тема: «______________________________________________» Цели:_______________________________________________ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (рассмотренные, изученные вопросы, решенные в аудитории задачи, домашнее задание и т.д.) Литература: 1._____________________________________ 2._____________________________________ Приложение Д Форма заключения о прохождении педагогической практики ЗАКЛЮЧЕНИЕ о прохождении педагогической практики За время прохождение педагогической практики мероприятия, запланированные в индивидуальном плане, выполнены полностью. Осуществлено ознакомление с документацией кафедры по проведению практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине «_____________________» для студентов _____курса _______института по специальности ______________________. Изучены: учебный план специальности _____________________________, рабочая программа дисциплины___________________________________, учебно-методическая литература по дисциплине ______________________________. В ходе педагогической практики был разработан предварительный план конспект проведения занятий, который был согласован научным руководителем (руководителем педагогической практики). Были проведены _____________ семинарских (практических, лабораторных) занятий (общим объемом _______ часов) по темам _____________________________________. После проведения занятий был заслушан руководителем по результатам проведенных занятий и основных целях их проведения, а также основных трудностях в ходе подготовки к занятиям и при их проведении. Лист регистрации изменений
Лист согласования РАЗРАБОТАНО: Начальник управления подготовки научно-педагогических кадров ___________ Т.П. Платонова СОГЛАСОВАНО: Проректор по научной работе _____________ Ю.Б. Курков Начальник управления делами ______________ Г.С. Шпилева Гл. юрисконсульт ______________ Н.Р. Розвезева
|
Положение об электронном информационно-методическом журнале Рабочий журнал по педагогической практике для студентов факультета физической культуры: Сборник методических указаний. Егпу, 2011.... | Методические рекомендации по педагогической практике по «Практике... Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке... | ||
А. С. Потапов Положение о производственной (педагогической) практике Учитель: на прошлом уроке мы изучали возможности телекоммуникационных технологий, прошу вас проверить свои знания по этой теме. Найдите... | М. И. Власова положение о смотре-конкурс Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке... | ||
«Техника рисования «по сырому» – как эффективный прием педагогической практики» Цель: Обучить основным приемам техники «по сырому», создать мотивацию на применение ее в педагогической практике | Учебно-методическое пособие по педагогической практике для студентов... В пособии приводится педагогический дневник для 5 курса, который должен служить упорядочиванию процесса педагогической практики и... | ||
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике... Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской... | Положение всероссийского конкурса проектов студентов и аспирантов... Положение о Всероссийском конкурсе проектов студентов и аспирантов в области инновационно ориентированного развития и сетевого взаимодействия... | ||
Протокол №10 от 17 февраля 2011 года. Удк 378 ббк 74. 58 Р- 13 Рабочий... Рабочий журнал по педагогической практике для студентов факультета физической культуры: Сборник методических указаний. Егпу, 2011.... | Методические указания по педагогической практике «введение в специальность»... «Введение в специальность» педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия»... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 06. 6 Студент должен владеть методикой организации и проведения подвижных игр в педагогической практике | Программа педагогической практики аспирантов по специальности «10. 01. 01 русская литература» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Урок математики «Сложение смешанных чисел» Дискуссия по информационно-методическим вопросам использования аиос в реальной педагогической практике | Отчет по педагогической практике студента 5 курса группы Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся | ||
Дневник Первые дни ребенка в школе: практическое пособие по педагогической практике /под общ ред. Л. Н. Харавининой. Ярославль, 2013. 72... | Отчет по педагогической практике студента 3 курса группы Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся |