приложение к Программе педагогической практики студентов отделения олигофренопедагогики Содержание
Часть 2. Методические рекомендации 2
Приложение 6
Часть 2. Методические рекомендации 2.1. Оформление дневника педагогической практике Студенты во время практики ведут педагогический дневник, в котором протоколируют и анализируют наблюдаемые уроки (занятия), фиксируют результаты наблюдений, анализа учебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы с детьми. В дневнике студенты конспектируют свои пробные уроки. Конспекты открытых уроков (занятий) оформляют на отдельных листах формата А4, их дублировать в дневнике не обязательно. Но в дневнике обязательно указать дату, время и тему своего открытого занятия. Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной на практике работе.
На каждый вид педагогической практики для дневника студенты заводят отдельную тетрадь приблизительно объемом 48 листов. Можно завести тетрадь и большего объема, например, 96 листов, и вести в ней несколько дневников педагогической практики, отделяя друг от друга титульными листами.
Дневник по практике является отчетной документацией, после успешного прохождения практики и выставления оценки за нее, дневник возвращается студенту для методической «копилки» будущего учителя-дефектолога.
В структуре дневника по педагогической практике можно выделить несколько частей: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть дневника состоит из
титульного листа (приложение 2),
информации о базе практики: название, номер образовательного учреждения (ОУ), адрес, схема проезда, ФИО руководителя ОУ, методиста, завуча, педагогов, принимающих участие в проведении практики с указанием должности,
краткой характеристики образовательного учреждения (дата основания, контингент детей, возраст, структура ОУ, реализуемые образовательные программы, состояние материально-технической базы и пр.),
списка детей (учащихся класса),
расписания занятий (уроков),
расписания звонков,
план размещения учащихся в классе.
график пробных и открытых занятий (уроков) студента (дата, предмет, оценка).
В основной части дневника отражается содержание педагогической практики, ведутся рабочие записи и педагогические наблюдения. Для удобства рекомендуется отражать содержание практики в виде таблицы (приложение 3).
В первой колонки таблицы указывается дата, проведения занятия (урока), предмет, время проведения, ФИО дающего занятие (урок).
Во второй колонке отражается содержание занятия (урока) по этапам. С этапами занятий (уроков), преподаваемых в специальных образовательных учреждениях, студенты знакомятся при изучении различных методик преподавания.
В колонке «Примечания» студенты различными символами, например, «–», «+», «!», «?» и др. могут отмечать удачные методические находки, интересные задания, игры, приемы, методы; моменты урока (занятия) на которые необходимо обратить внимание или требующие уточнения, также могут делать эскизы наглядных пособий, используемых в занятии (уроке), записывать замечания, предложения и пр. В заключительной части, на последней заполненной странице дневника ставится подпись руководителя образовательного учреждения и печать.
2.2. Оформление конспектов открытых занятий (уроков) В развернутом конспекте урока (занятия) отражается деятельность педагога, направленная на коррекцию и развитие детей. Конспект пишется от первого лица (педагога), в конспекте занятия превалирует прямая речь. В скобках указываются предполагаемые ответы детей и их действия, действия педагога, пояснения для читающего конспект. Текст конспекта максимально приближен к разговорной речи и состоит из коротких фраз, какими обычно пользуются педагоги в работе с детьми.
Тщательно составленный, полный, развернутый конспект занятия дает возможность:
ярко представить ситуацию занятия с детьми;
мысленно пережить ее во всех деталях и подробностях;
своевременно внести необходимые коррективы;
легко и неоднократно воспроизводить задуманное в реальных условиях педагогической работы с детьми.
По итогам педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида студенты должны сдать 4 конспекта:
3-ёх подгрупповых занятий:
развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
формирование элементарных математических представлений;
конструирование, обучение игре (по выбору);
1-го индивидуального занятия.
По итогам педагогической практики в специальной (коррекционной) школе VIII вида студенты должны сдать 8 конспектов открытых уроков и 1 конспект внеклассного мероприятия.
В начальной школе студенты дать открытые уроки по:
русскому языку,
математике,
чтению,
труду, рисованию (по выбору).
В старшей школе студенты дать открытые уроки по:
русскому языку,
чтению,
математике,
естествознанию, географии, истории (по выбору)
По итогам педагогической практики в реабилитационных центрах студенты должны сдать 4 конспекта:
2-х фронтальных занятий,
2-х индивидуальных занятий.
Все конспекты открытых уроков (занятий) оформляются на листах формата А4.
На первом титульном листе указывается название ВУЗа, тема урока (занятия), ФИО студента, ставится оценка, подписи учителя-дефектолога, методиста по педагогической практике (приложение 4).
На втором листе конспекта урока (занятия) указывается:
Тема:
Цели:
- образовательные:
- воспитательные:
- коррекционно-развивающие:
Оборудование:
На третьем листе отражается ход урока (занятия) в виде таблице. В первой колонке указывается этап занятия (урока), во второй – деятельность учителя-дефектолога, в третьей – деятельность детей (учащихся) и в четвертой – примечания.
Таблица 1.
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечание
|
|
|
|
|
|