Скачать 299.03 Kb.
|
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №15» ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ г. СТРЕЖЕВОЙ На конкурс всероссийский Фестиваль «ТВОРЧЕСКИЙ УРОК» РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА по дисциплине: «Психология общения» на тему: «Жизненные ценности» с использованием ИКТ. Разработал(а): Педагог-психолог, соискатель уч. степени Провоторова Оксана Валериевна г. Стрежевой, 2012г. СОДЕРЖАНИЕ
Приложение…………………………………………………………………….16 Пояснительная записка. В современных социально-экономических условиях, когда рыночная экономика требуется социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, происходит глубокое реформирование образования. Подготовка кадров в учреждениях среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как именно эта система способна готовить специалистов разного уровня кваллификации. Перед учебными заведениями поставленна задача – формировать у будущих специалистов ценности, отвечающие требованиям времени. Актуальность и необходимость формирования ценностных ориентацийобучающихся обусловленна противоречием между успешностью будущей профессиональной деятельности обучающихся и несформированностью у них ценностных ориентаций, нравственных и жизненных устоев. В связи с этим нами были определенны и поставленны следующие цели и задачи: Цель урока: сформировать у обучающихся представления о жизненных ценностях, обучить простым способам и приемам прояснения ценностей, помочь в формулировке ценности. Задачи урока:
Данная тема является новым модулем из цикла занятий по учебному курсу «Путь к успеху» (профориентационный курс) для обучающихся, с использованием ИКТ. Занятие разработано на основе курса «Планирование карьеры», «Путь к Солнцу» (программа заняла I место в обласном конкурсе авторских методик, программ направленных на образование, профилактику, развитие обучающихся, студентов и педагогов ОУ НПО/СПО) автором которого является Провоторова Оксана Валериевна, а так же Борейша В.Б. “Альфаплан - 2015”, "Мой выбор". Методическое пособие для преподавателей. На занятии используются фрагменты из комплекта материалов для преподавателя и деловой тетради обучающегося. Занятие разработано для обучающихся 1-3 курсов. Но в нашей практике урок по проблеме ценностного осмысления используется нами также в индивидуальной и групповой работе с подростками, обучающихся в коррекционных групп, «Группы риска» состоящих на учете в городском КДН, а так же внутриучилищном учете, склонных к девиантным, асоциальным и аддиктивным формам поведениям. Помимо этого, разработанное занятие может быть использовано в работе с педагогами, для которых тема жизненных ценностей является актуальной в равной степени, как и для подростков. Методологической основой урока является психолого-педагогические концепции формирования ценностных ориентаций личности; комплексный подход, сочетающий практические и теоретические вопросы. Методы и техники, используемые на уроке. Использованные формы, приемы и методы работы на занятии:
Данные методы и приемы выбраны с учетом возрастных особенностей подростков и с учетом репрезентативной системы восприятия обучающихся:
Материалы и оборудование:
Условия для реализации урока по теме «Жизненные ценности» должны быть следующими:
Предварительно перед началом урока пространство кабинета можно поделить на три зоны, разместив парты и стулья в кабинете таким образом, чтобы образовалось три группы учеников. Урок «Жизненные ценности» был разработан и реализован в рамках профориентационного курса «Путь к успеху» для 3-х курсов в период с 2004 г. по 2009 г. В настоящее время используется на классных часах. Теоретическая часть урока расчитана на 5-10 минут. Основной целью теоретической части не является глубинное раскрытие разнообразия видов жизненных ценностей, а раскрытие содержание общепризнанных ценностей для обучающихся.. Практическая же часть является более продолжительной по времени и расчитанна на 2 академических часа. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ УРОКА. В разработке методических рекомендаций урока «Жизненные ценности» мы придерживались экзистенциально-психологического подхода, который достаточно широко освещает проблему самоопределения человека и его профессионального выбора. Исследованию формирования и влияния ценностных ориентаций на профессиональный выбор и траекторию профессионального пути подростков и молодежи в отечественной и зарубежной науке уделяется достаточно много внимания. Многие авторы выделяют отдельные виды самоопределения, которые находятся в непосредственной взаимосвязи друг с другом – это профессиональное, личностное, социальное, семейное, жизненное самоопределение. В соответствии с таким делением возникло разнообразие типологий и подходов относительно понимания понятия самоопределения: самоопределения, как процесс самовыражения и поиска некой выгоды (А. Г. Асмолов); как отношение к профессиональной деятельности (Н. С. Пряжников); как процесс написания собственной жизненной поэмы (М. Розин); как гармоничное единство прошлого, настоящего и будущего (М. Р. Гинзбург, А. Я. Голубчиков); как типы отношений человека к другим людям (М. Р. Братусь); как построение личного профессионального плана (Н. А. Климов); как активное выстраивание своего жизненного сценария (Э. Берн); как процесс индивидуации (К. Г. Юнг); как процесс развития человека, самореализация (А. Маслоу); как самодетерминация, выход за пределы себя, поиск смысла жизни (В.Франкл); как активное стремление человека в приобретению опыта (Ф. Сигэкадзу); определение своего места в жизни (Н. А. Рыбников); как выбор образа жизни и круга общения (Дж. Холланд); проявление общественного человека, поиск своего места в обществе (В. Ф. Сафин); как выбор главной жизненной цели (Г. С. Никифоров); как процесс развития субъективности, построения жизненной стратегии (О. Н. Титов); как процесс принятия групповых ценностей (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) и др. Эту проблему исследовал доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Пряжников Н.С. (2001, С.4), который пишет следующее: «Как известно, профессиональное самоопределение – это прежде всего поиск смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. Давно замечено, если у подростка или у молодого человека есть такой смысл, то он в меньшей степени подвержен случайным негативным влияниям и сама жизнь для него становится более привлекательной и насыщенной радостью». Проблемой исследования ценностных ориентаций занимались также С. Оссовский (1967), который отмечал, что ценностные ориентации представляют собой систему общепризнанных ценностей. Планируя свое будущее, намечая конкретные события, - планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком аспекте социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно связаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями (Брожин, 1982). Таким образом, большинство исследователей определяет жизненные ориентации как жизненные цели и средства для их достижения (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов 1966, 1977; Б. Голенбовский, 1976; Т. Хайницкая – Безвинская, 1991; М. Марчук, 1982; С. Кавула, 1986; Б. Ольшак – Кржыжановская, 1988 и др.). В своей статье польский ученый Богдан Идзяковски (2001, с.12 - 16) подводит итог своего сследования: «Ценностные ориентации, на ряду с жизненными ценностями индивида, составляют ценностно-смысловое ядро жизненной перспективы личности… Поэтому определение субъектом смысла своей жизни имеет решающее значение для формирования собственной биографии.». Практическая значимость урока заключается в том, что полученные знания позволяют подросткам с новых позиций оценить систему формирования жизненных ценностей молодежи; формирование жизненных ценностей с целью успешной подготовки современных подростков к социально значимой и профессиональной деятельности. Цели и задачи урока соответствуют основным задачам образования, задачам возрастного развития и учитывают специфику образовательного учреждения. Противопоказаний по проведению данного занятия нет. Предмет: Психология общения. Тема программы: «Путь к успеху» Тема урока: «Жизненные ценности» с использованием ИКТ. Тип урока: усвоение новых знаний, эвристическая беседа, обобщение. Цель урока: сформировать у обучающихся представления о жизненных ценностях, обучить простым способам и приемам прояснения ценностей, помочь в формулировке ценности.
Требования к качеству обученности учащихся: Kά2 ≥ 0,7 2. В ходе урока способствовать развитию навыков самопознания, самопрезентации, самовыражения, аргументировано обосновывать свою точку зрения. 3. В ходе урока содействовать развитию на основе изученного материала творческие способности, снятие тревожности. Методическая цель урока: показать возможность использования технологии частного случая для активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Оценивание обучающихся производится при помощи оценочного листа. (см. приложение 4) Обучающийся, набравший 70 -100% или 7 – 10 баллов, считается усвоившим материал на 70% (Кά2 ≥ 0,7) План урока
Обучающийся, набравший 70 -100% или 7 – 10 баллов, считается усвоившим материал на 70% (Кά2 ≥ 0,7). ХОД УРОКА Вступительное слово педагога. В начале урока показывается короткометражный фильм "Мост" В начале занятия демонстрируется 1 слайд презентации с название темы занятия. На прошлом занятии мы говорили с вами о том, что такое успех; о том, чем отличается успешный человек от неуспешного. Познакомились с основными жизненными сферами, поговорили о неоднозначности понятия успеха. Сегодня мы с вами попробуем ответить на следующие вопросы:
Цель: Введение в новую тему. Познакомить с понятием «Ценности» и их разнообразием. 1.1.СОДЕРЖАНИЕ: Групповая дискуссия на тему: “Жизненные ценности - это...” Ведущий на доске пишет неоконченное предложение “Жизненные ценности - это...” и предлагает каждому учащемуся завершить его. Затем ведущий вместе с обучающимися обсуждают и анализируют полученный материал. Но все дружно приходят к единому выводу. Далее ребята знакомятся с понятием «ценности». После этого подросткам демонстрируется 2 слайд презентации: понятие жизненных ценностей. Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию. 1.2. Затем обучающимся можно предложить ответить на другой вопрос: «А какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?». Ответы также можно записать на доске или ватмане. Обычно подростки называют два самых распространенных варианта классификации ценностей человека - это материальные и духовные. После предложенных вариантов ребят предлагается классификация ценностей в виде слайдовой презентации. Чтобы каждый обучающийся мог лучше осознать свои индивидуальные ценности, предлагается интересная увлекательная игра. Упражнение 1. “Дом счастливого будущего”. Учащимся предлагается нарисовать многоэтажный дом (не менее 7-10 этажей). Подумать о своем будущем, загадав какой-либо возраст. И на каждом этаже своего “Дома будущего” расположить в порядке значимости для себя различные ценности (семья, работа, отношения, деньги, здоровье и т.д.) После выполнения упражнения учащиеся могут поделиться друг с другом результатами своей работы, поговорить о различии в системе ценностей. Видеоролик - выступление обучающихся НПО "ПУ №15" на городском профилактическом конкурсе "Наш стиль жизни", с миниатюрой "Карнавал жизни"(6 мин.) Демонстрируется 3 слайд. Виды ценностей:
Осознаваемые ценности, в свою очередь могут быть:
Далее подросткам демонстрируется 4 слайд презентации. Суть жизненных ценностей ориентаций состоит в ориентации обучающихся на ценности жизни – на здоровье, семейное счастье, радости жизни идр. Кроме этого ценности еще бывают:
Упражнение «Сортировка». Цель: Развить навыки отстаивания своей позиции. Познакомиться с содержанием жизненных ценностей. СОДЕРЖАНИЕ: Ребятам предлагается поделиться на 3 группы и раздаются карточки с названиями семи сфер жизни и их внутренним содержанием или ценностями и дается следующая инструкция: «Ваша жизнь состоит и будет состоять не только из одной работы по выбранной вами будущей профессии, но и из других значимых сфер жизни, представленных на данном слайде. Я вам предлагаю выполнить следующее задание: каждой группе нужно рассортировать по содержанию сфер жизни в соответствии с названиями. На выполнение задание вам дается 2 минуты». После того как ребята рассортируют карточки им предлагается выйти к доске и продемонстрировать свою работу, закрепив на магнитной доске полученный совместный результат, который обсуждается.
Цель: вербально и письменно закрепить систему жизненных приоритетов, развить навыки самопознания и самопрезентации. СОДЕРЖАНИЕ: Включается приятная музыка. Ребятам раздаются бланки с основными жизненными ценностями и предлагается ранжировка «на глаз» предъявленных сфер жизни от самого важного до второстепенного. Задание выполняется самостоятельно. После выполнения задания индивидуально ученикам предлагается проговорить полученный результат в парах, т.к. на группу большинство подростков не всегда охотно вербализируют свой результат, поскольку он еще достаточно неустойчив. В парах такая работа проводится более охотно. Рефлексия упражнения: обучающимся задается вопрос: Трудно ли вам было определить для себя самое важное в жизни или наоборот? У кого возникли трудности и почему?
Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку. СОДЕРЖАНИЕ: Продолжает звучать приятная музыка. Подросткам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Ребята, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим. Внизу под гербом предлагается подобрать надпись для ленты, отражающую в очень короткой форме ценности, принципы, позицию, девиз ученика. Это может быть слово или фраза – на русском или другом языке. РЕЗУЛЬТАТ: Подростки с удовольствием занимаются изготовлением своих личных гербов. Подобного рода задания всегда вызывают у учащихся море позитивных эмоций. Даже самые «трудные» подростки с энтузиазмом принимаются за работу. По ходу выполнения задания учащиеся нередко вступают в дискуссии и споры друг с другом. По окончании занятия можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны. Это замечательное упражнение позаимствовано мною у Борейши Владимира Болеславовича. Я его дополнила возможностью презентовать или защитить свой герб жизненных ценностей перед аудиторией, тем самым усиливая и закрепляя ценностное осмысление подростков. Рефлексия занятия. Цель: получить обратную связь от участников группы, подвести итог занятия. Анкету - отзыв, каждый по желанию заполняет сам: что понравилось, а что нет. Анкета – отзыв Для нас важно узнать твое мнение о проведенном тренинге! 1. На тренинге мне было:
2. Если бы была возможность, я бы:
СПАСИБО!!!! Оценочный лист.
Обучающийся, набравший 70 -100% или 7 – 10 баллов, считается усвоившим материал на 70% (Кά2 ≥ 0,7) Библиографический список:
САМОАНАЛИЗ УРОКА |
Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | «психология общения» «психология общения» по теме: определение понятия "общение". Структура и средства общения | ||
Рабочая программа по дисциплине б психология делового общения Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса... | Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с | ||
Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Рабочая программа «Психология делового общения» Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть... | ||
«психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | «психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «бизнес-планирование» Разработка основных разделов бизнес-плана: план маркетинга. Производственный план предприятия как раздел бизнес-плана. Организационный... | Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине... Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | ||
Рабочая программа по дисциплине Психология общения Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа По дисциплине «Психология общения» Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | ||
Разработка плана урока На внешней стороне доски справа написана дата проведения урока, ниже название цикла “Celebrate ” | Рабочая программа По дисциплине «Психология общения» Для специальности(ей) Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения Составитель: Сорокина Л. А., преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения Составитель: Сорокина Л. А., преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» |