Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга»





НазваниеРешение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга»
страница1/3
Дата публикации23.07.2014
Размер0.58 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Экономика > Решение
  1   2   3


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области
Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Свердловской области

«Центр повышения квалификации «Центр «Учебная книга»

УРАЛ. ЧЕЛОВЕК. ИСТОКИ

Примерная программа для основной школы

(5–7-й год обучения)
Допущено

Министерством общего и профессионального образования

Свердловской области
Решение Областного экспертного совета № 390 от 23 октября 2008 г.

Екатеринбург

2008

Составители программы:

Е.С. Воробьева – заместитель директора ГОУ ДПО СО ЦПК «Центр «Учебная книга», Екатеринбург;

А.И. Долгушина – учитель высшей категории МОУ СОШ № 9, г. Ирбит;

М.А. Дьячкова – доцент кафедры общей педагогики и истории образования УрГПУ, кандидат педагогических наук, Екатеринбург;

Т.М. Наумова – методист ГОУ ДПО СО ЦПК «Центр «Учебная книга», Екатеринбург;

В.В. Субачев – учитель высшей категории МОУ СОШ № 166, Екатеринбург.


Урал. Человек. Истоки. Программа (5–7 года обучения) / Сост. Е.С. Воробьева, А.И. Долгушина, М.А. Дъячкова и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2009. – 24 с.


Консультанты:

А.Г. Мосин, доктор исторических наук;

И.Я. Мурзина, доктор культурологии.

© Центр «Учебная книга», 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы, ее статус
Современный этап развития государства и общества, характеризующийся значительными социально-экономическими преобразованиями, гуманизацией общественно-экономических отношений, выдвигает новые требования к системе отечественного образования и качеству подготовки выпускников. Образовательные учреждения призваны формировать целостную систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за ее результат. Наряду с этим важнейшими задачами воспитания в условиях модернизации российского образования является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовно-нравственных качеств личности, способности к успешной адаптации к социально-экономическим условиям современного общества и самореализации на основе целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе.

В течение последних лет в рамках межрегионального проекта на основе системного социокультурного подхода к истокам в образовании (автор – профессор РАЕН И.А. Кузьмин) накоплен значительный опыт разработки и реализации регионального учебно-методического комплекса надпредметного характера «Урал. Человек. Истоки», а также научно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса, построенного на социокультурных основаниях. Социокультурный подход позволяет рассматривать образование школьников как педагогическую систему на единых методологических, психологических, внутрипредметных (метапредметных) основаниях, направляющую развитие личности на самоутверждение в обществе, создающую условия для управления внутренними ресурсами, формирующую общий социокультурный стержень всех участников педагогического процесса.

Реализуя ведущие принципы государственной политики в области образования, такие как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, а также отвечая духовным запросам общества, региональный образовательный проект «Урал. Человек. Истоки» решает задачи духовно-нравственного воспитания личности.

Данная программа развивает содержание программы «Урал. Человек. Истоки» для начальной школы, сохраняя методологические и технологические особенности его освоения учащимися. При условии реализации социокультурной направленности образовательного процесса воспитательная, культурно-досуговая и другие виды деятельности учителя, воспитателя входят в единый контекст с образовательным процессом на начальной ступени общего образования.

Актуальность реализации образовательными учреждениями области программы, основанной на социокультурном подходе к образованию обусловлена необходимостью

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

– сохранения и развития единого образовательного пространства, обеспечивающего ценностно-смысловую преемственность всех ступеней образования;

– объединения школы, учащегося и его семьи с целью обеспечения естественного гармоничного духовно-нравственного развития личности ребенка в условиях присоединения к ценностному пространству семьи;

– включения всех субъектов образовательного процесса в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на социокультурное развитие личности, семьи, коллектива, образовательного учреждения, территории, региона;

– воспитания чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории и современного социально-экономического развития своего района, всей Свердловской области.
Особенностью содержания программы является ее интегративный метапредметный характер, базирующийся на системе фундаментальных социокультурных ценностей, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса. Создание единого социокультурного стержня в содержании образования служит основой интеграции предметных знаний, представлений, системы отношений в целостной картине мира учащихся. Комплексно-системный подход к изучению родного края как некоей целостности позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, системы экономических, экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения к родному краю как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

Содержание программы представляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом педагогами может быть реализован собственный подход к структурированию учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Данная программа выполняет две основные функции:

– информационно-методическая – создает условия для получения участниками образовательного процесса представления о целях, содержании воспитания и развития учащихся средствами регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки»;

– организационно-планирующая – предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его характеристик на каждом этапе.

Цель программы: создание комплекса условий, направленных на формирование нравственных устоев личности, ее самоопределение и самоутверждение как субъекта социокультурного развития родного края.

Задачи:

1. Формирование представлений учащихся о системе материальных и духовных ценностей, традициях народов Урала на основе изучения исторических, природных, социально-экономических особенностей развития своего региона.

2. Развитие ключевых образовательных компетенций, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и самореализацию учащихся в практической деятельности и повседневной жизни.

3. Формирование системы духовно-нравственных ценностных установок личности, развитие навыков определения и осознанного выбора ценностных ориентиров в различных жизненных ситуациях.

4. Воспитание гражданского самосознания и самоидентичности, этнической и конфессиональной толерантности, чувства сопричастности к истории и судьбе родного края.

5. Укрепление семейных связей, внутрисемейных отношений между представителями разных поколений.

6. Включение всех субъектов образования в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на социокультурное развитие региона.
Основные формы реализации программы

Реализация программы для основной школы может осуществляться в рамках самостоятельной учебной дисциплины компонента образовательного учреждения, в качестве модулей учебных курсов основных и дополнительных образовательных программ. Кроме того, программа и серия учебных пособий регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки» позволяет выстроить систему воспитательной работы как на уровне отдельного классного коллектива, так и на уровне образовательного учреждения с четкими целевыми установками, преемственностью содержания, использованием преимущественно активных форм работы с учащимися.

Программа рассчитана на 96 учебных часов, в том числе: в V, VI, и VII классах по 32 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Формы организации учебного процесса

Беседы, учебные дискуссии, дидактические игры (ролевые, ситуативные, деловые), тренинги, экскурсии, практические и самостоятельные работы, в т.ч. творческого и исследовательского характера. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

• извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

• наблюдение явлений и событий, происходящих в социокультурной жизни общества, формулирование собственных оценочных суждений на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

• совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Формы обратной связи разнообразны: презентации результатов учебной и творческой деятельности, индивидуальных и коллективных исследовательских работ, социально значимые акции и практическая деятельность.
Учебно-тематический план


5-й год обучения. «Истоки творчества»



Темы

разделов

Темы

занятий

Кол-во

часов

1

Дом творчества

Разговор о творчестве. Слово и книга.

О пользе ученья. Учитель

8

2

Постижение красоты

Красота природы. Лики красоты. Создание образа. Красота спасет мир

8

3

Пути познания

В начале пути. Грани научного творчества. Образ ученого. Польза Отечеству

8

4

Связь времен

Пути собирателей. Летопись земли Уральской. Хранители памяти. Школьный альбом

8

6-й год обучения. «Истоки ремесла»

5

Палитра уральских ремесел

Рукотворный мир (понятие ремесла). Ремесла на крестьянском подворье. Секреты кузнечного мастерства. Человек и камень

8

6.

Забота и служение

Жили в городе ремесленники. Хлеб заботу любит. Дело чести (торговля). Мастера пошива. А начиналось с извозного промысла (городской транспорт)

8

7

От ремесла к профессии

Путь к руде (геология). Лес и река (лесничие, егеря). Огненная профессия (металлургия). Машиностроение на Урале

8

8

Ярмарка ремесел

Уроки ремесла (Обучение). Слово об умельцах (Фольклор). Похвала ремеслу (Ярмарка в Ирбите). Юные изобретатели

8

7-й год обучения. «Времен связующая нить»

9

Отчий дом

Крепость родного дома. Семейный уклад. Хозяин дома. Хранительница очага

8

10

Совет да любовь

Грани чистоты (Целомудрие). Дар судьбы (Семья, создание семьи). Не подвластно времени (Нравственные устои семьи). Три любви (Любовь родителей, супругов, детей к родителям)

8

11

Счастливая семья

Уроки родителей. Доброе сердце и добрые руки (Бабушки и дедушки). Когда все вместе (Семейные интересы. Семейное чтение). Шире круг! (Семейные праздники)

8

12

Связь поколений

Родословное древо (Основные понятия). Фамилия – визитная карточка семьи (Происхождение фамилий). Честь рода

8

Итого

96



5-й год обучения

«ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА»
Учебный материал 5-го года обучения ориентирован на развитие творческого потенциала личности, формирование готовности учащихся к самообразованию, самостоятельной творческой деятельности, направленной на совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание индивидуальных, самобытных духовных и материальных ценностей. Логика изучения и содержание пособия обеспечивают вхождение учащихся в пространство отечественной культуры с ее историческими, этнографическими и региональными особенностями, освоение и принятие системы духовных ценностей и социальных норм, присущих народам родного края.

Первая тема учебного пособия, «Дом творчества», формирует у учащихся представление о видах творчества, присущих народам Урала, раскрывает понятия «творчество», «творческий процесс». Содержание материала темы выводит участников учебной дискуссии на поиск истоков творческого вдохновения, на размышление о роли образования и самообразования, труда и целеустремленности в становлении творческой личности. Особое внимание уделено СЛОВУ – результату творчества и его источнику, СЛОВУ, которое является основой информационной грамотности современного человека, и чтению как творческому процессу.

Изучая материал, предложенный для дополнительного чтения, учащиеся знакомятся с традициями уральского образования, развитием системы подготовки специалистов для уральской промышленности, старейшими образовательными учреждениями края, выдающимися уральскими педагогами и просветителями.

Тема «Постижение красоты» позволяет учащимся взглянуть на знакомые с детства образы родной природы глазами поэтов, писателей, музыкантов, художников и скульпторов. Учащиеся знакомятся с многообразием видов искусства, творческим наследием уральских мастеров, наиболее яркими образцами народного творчества. Данная тема предоставляет огромные возможности для педагога в выборе форм обучения – от походов и экскурсий в музеи до творческих вечеров, учебных мастерских и ученических вернисажей. Особенно важно научить детей видеть, понимать не только красоту природы и материального мира, но и красоту души, внутреннего мира человека. Задача педагога состоит также в том, чтобы на основе постижения прекрасного сформировать у учащихся устойчивую потребность в сохранении, совершенствовании и преобразовании окружающей действительности по законам красоты. В этом огромная роль принадлежит активным формам обучения, творческой и практической деятельности учащихся, направленной на создание индивидуальных, самобытных духовных и материальных ценностей.

Содержание третьей темы учебного пособия – «Пути познания» – знакомит с процессом научного творчества, открывая его грани, формируя представления о направлениях научных исследований уральцев, достижениях ученых Урала в технических и гуманитарных науках. Учеными рождаются или становятся? К рассуждению на эту тему учащихся обращает материал, посвященный детским и юношеским годам А.С. Попова, А.Е. Ферсмана, И.Я. Постовского, других ученых нашего края. В ходе знакомства с биографическими очерками учащиеся отмечают верность Отечеству и своему выбору, которыми руководствовались в своей жизни и научной деятельности их выдающиеся соотечественники. Организуя учебную дискуссию на основе статьи «Образ ученого», педагог решает задачи воспитания волевой сферы личности, подводя учащихся к выводу о необходимости саморазвития, самосовершенствования для успешной реализации творческих возможностей человека, достижения личностно и социально значимых результатов деятельности.

Заключительная тема раздела посвящена хранителям духовного наследия нашего края – краеведам и создателям музеев, собирателям фольклора и коллекционерам. Уральские музеи – знаменитые и малоизвестные, сельские краеведческие и школьные музеи – истории их создания, содержанию экспозиций посвящены материалы статей «Хранители памяти» и «Школьный альбом». Изучаемая тема предоставляет педагогам широкие возможности в организации учебного процесса на основе местного материала, наполнении его результатами исследовательской и поисковой деятельности школьников.

Материал пособия позволяет педагогам включить учащихся в активную познавательную, исследовательскую деятельность. При этом формирующиеся знания и умения являются не самоцелью, а средством развития способов учебной деятельности. Основой для организации общения служат вопросы и задания, которые учитель может варьировать и дополнять в зависимости от формы занятия, степени готовности учащихся к учебному диалогу, наличия местного краеведческого материала.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАЗДЕЛОВ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconИнновационных методических разработок
Сборник инновационных методических разработок: материалы ежегодного регионального методического форума, Екатеринбург, 1-15 октября...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconПротокол заседания Управляющего Совета
Приглашенные: Колосова В. С., заместитель директора по увр; Коробец В. А., заместитель директора по вр; Шлык А. А., заместитель директора...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новые поступления в документальный фонд: ноябрь 2008 – февраль 2009 г.: аннотированный указатель / гоу дпо ипк рмцпк; Сост. И. Г....
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Воробьева Елена Вячеславовна, заместитель директора по увр гоу прогимназии №1672 сао г. Москвы, учитель высшей категории
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconДоговор на оказание платных образовательных услуг
«22» декабря 2008 г до «22» декабря 2013 г., в лице директора школы Поповцевой Т. М., действующего на основании Устава, зарегистрированного...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconКгоу дпо «Норильский институт повышения квалификации» моу «Центр образования №2»
Организация пропедевтики предпрофильной подготовки учащихся / Авторы- сост. Верещагина В. И., Зубченко О. П., Костюкова С. В., Котенко...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconСрок обучения: очно – с 30 октября 2012 г с 30 октября 2015 г.; заочно...
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconМинистерство образования и науки Республики Тыва гоу республиканский...
Печатается по решению экспертного совета гоу республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconПубличный отчет о работе гоу сош №212 в 2008-2009 учебном году (август 2009 год)
В 2008-2009 уч году в гоу сош №212 сао г. Москвы реализовывались образовательные программы
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу дпо «Сарипкипро» на 2009 – 2010 учебный год. Организацию и проведение конкурса обеспечивает кафедра естественнонаучного образования...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconМежрегиональная общественная организация Научно-просветительский...
Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Байбабаева Г. З., заместитель директора по вопросам оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconСогласовано заместитель директора по ур утверждаю директор школы
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconФизическая культура настольный теннис
Рф (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2009-2010 учебный год, программы средней школы: Русская...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconЦентр мониторинга образования и обеспечения единого государственного...
Печатается по решению Редакционно-издательского совета гоу дпо забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной...
Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г. Екатеринбург 2008 Составители программы: Е. С. Воробьева заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга» iconМетодические рекомендации для проведения педагогических советов по...
Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск