Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»





НазваниеУчебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»
страница1/41
Дата публикации12.07.2013
Размер6.63 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Экономика > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Омский институт (филиал)


С.Е. Метелев, Н.М. Калинина,

С.Е. Елкин, В.П. Чижик

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

(ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)
Учебник


Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301 «Коммерция (торговое дело)»
Регистрационный номер рецензии 151 от 02.06.2011г. (ФГУ ФИРО)
ОМСК

2011

УДК 658

ББК 65.421

Э 40

Авторы:

С.Е. Метелев, Н.М. Калинина,

С.Е. Елкин, В.П. Чижик
Рецензенты:

Смелик Р.Г., д.э.н., профессор,

зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ОмГУ

Безбородова Т.М., к.э.н., зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг»

Омского института (филиала) РГТЭУ

Югатова Ю.Н., к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа,

аудита и финансов» Омского экономического института

Карпова Е.В., к.э.н., профессор, заведующая кафедрой

«Экономики и управления на предприятиях торговли» РГТЭУ
Э 40 Экономика предприятия (торговли и общественного питания): Учебник / С.Е. Метелев, Н.М. Калинина, С.Е. Елкин, В.П. Чижик.Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. – 474 с.
ISBN 978-5-91892-087-9
Настоящий учебник содержит базовые основы функционирования организаций торговли и общественного питания и разработан с целью оказания помощи студентам при подготовке к лекционным, практическим занятиям, экзаменам и организации самостоятельной работы. Соответствует Государственному образовательному стандарту по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)», рекомендуется к использованию в качестве базового учебника при подготовке бакалавров коммерции по направлению 080300 «Коммерция (бакалавр)».

В данном издании рассматриваются понятие и виды организаций, особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (торговли и общественного питания), основной и оборотный капитал, производственная мощность предприятия, трудовые ресурсы, производительность труда и др. Изложены особенности исчисления и классификации затрат, формирования финансового результата деятельности торгового предприятия, расчет показателей рентабельности. Представлены современные методики планирования деятельности предприятия (торговли и общественного питания) и управления финансами.

Учебник предназначен для студентов экономических специальностей всех форм обучения, бакалавров, магистров, руководителей всех уровней, преподавателей и аспирантов, изучающих экономику предприятия (торговли и общественного питания).
ISBN 978-5-91892-087-9

УДК 658

ББК 65.421
© Коллектив авторов, 2011

© Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие……………………………………………….……

8

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……

10

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ……………………………………………………...


12

1.1. Сущность, значение и виды предпринимательской деятельности……………………………………………………

12

1.2. Понятие и виды организаций……………………………..

14

1.3. Понятие и признаки юридического лица………………...

21

1.4. Классификация организационно-правовых форм предприятий…………………………………………………….

24

1.5. Хозяйственные товарищества…………………………….

26

1.5.1. Полное товарищество………………………..…………..

27

1.5.2. Товарищество на вере…………………..……………….

30

1.6. Хозяйственные общества………………………………….

32

1.6.1. Общество с ограниченной ответственностью……..…..

33

1.6.2. Общество с дополнительной ответственностью………

35

1.6.3. Акционерное общество…………………………...……..

35

1.6.4. Дочерние и зависимые общества……………………….

37

1.7. Производственные кооперативы………………………….

38

1.8. Государственные и муниципальные унитарные предприятия…………………………………………………….

42

1.8.1. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения……………………………………………………….....

44

1.8.2. Унитарное предприятие на праве оперативного управления…………………………………………………..…

44

1.9. Некоммерческие организации……………………………

45

1.10. Ассоциативные (корпоративные) формы предпринимательства……………………………………….….

47

1.11. Специфические организационные формы предприятий…………………………………………………….

50

1.12. Индивидуальная трудовая деятельность в сфере торговли и общественного питания…………………………...

51

Вопросы для самоконтроля………………………...………….

54

Тестовые задания…………………………………………………….

55

Список литературы………………………………………………….

61

2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)…………………………..


64


2.1. Организационно-экономические основы деятельности предприятия (торговли и общественного питания)………….



64

2.2. Классификация предприятий торговли и общественного питания……………………………………...

74

2.2.1. Виды торговых организаций…………………………....

74

2.2.2. Виды предприятий общественного питания…………...

80

2.3. Структура предприятия торговли и общественного питания……………………………………………………….....

87

2.4. Оценка эффективности деятельности организаций торговли и общественного питания..………………………….


91

Вопросы самоконтроля………………………………………..

103

Тестовые задания…………………………………………………….

104

Список литературы…………………………………………………

107

3. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..

110

3.1. Понятие, состав и структура основных средств…………

110

3.2. Учет и оценка основных средств…………………………

113

3.3. Износ и амортизация основных средств…………………

115

3.4. Воспроизводство основных средств……………………...

121

3.5. Показатели эффективности использования основных средств…………………………………………………………..

122

Вопросы для самоконтроля……………………………………

124

Тестовые задания…………………………………………………….

125

Список литературы………………………………………………….

128

4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ..

130

4.1. Понятие и виды производственных мощностей…………

130

4.2. Порядок расчета производственной мощности………….

132

4.3. Производственная программа предприятия……………..

133

Вопросы для самоконтроля……………………………………

139

Тестовые задания…………………………………………………….

139

Список литературы………………………………………………….

141

5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ………………

144

5.1. Понятие, состав и структура оборотных средств………..

144

5.2. Кругооборот оборотных средств…………………………

149

5.3. Определение потребности в оборотном капитале. Нормирование оборотных средств …………………………...

150

5.4. Показатели эффективности использования оборотных средств…………………………………………………………..

154

Вопросы для самоконтроля……………………………………

156

Тестовые задания…………………………………………………….

156

Список литературы…………………………………………………

159



6. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)………......


162

6.1. Понятие, состав и структура персонала организации……………………………………………………..

162

6.2. Определение потребности в персонале…………………..

168

6.3. Движение персонала в организации……………………...

171

6.4. Производительность труда…………………………..……

172

6.5. Организация и нормирование труда……………………...

177

Вопросы для самоконтроля……………………………………

183

Тестовые задания…………………………………………………….

184

Список литературы…………………………………………………

187

7. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)………......

190

7.1. Понятие и принципы оплаты труда. Заработная плата как экономическая категория………………………………….

190

7.2. Формы и системы оплаты труда………………………….

195

7.3. Фонд оплаты труда и его структура………………….…..

204

7.4. Удержания из заработной платы работника……………..

207

7.5. Премирование персонала организации…….…………….

216

Вопросы для самоконтроля……………………………………

232

Тестовые задания…………………………………….………………

232

Список литературы………………………………………………….

234

8. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)…………………………..

238

8.1. Экономическая природа и сущность затрат……………..

238

8.2. Классификация затрат предприятия (торговли и общественного питания)…………………………


242

8.3. Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)……...

247

8.4. Калькулирование себестоимости продукции (товаров, работ, услуг).................................................................................

251

Вопросы для самоконтроля……………………………………

257

Тестовые задания……………………………………………………

258

Список литературы…………………………………………………

262

9. ДОХОДЫ, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)………………………..…

266

9.1. Доходы организации………………………...…………….

266

9.2. Сущность и порядок формирования прибыли предприятия…………………………………………………….

272

9.3. Факторы, влияющие на прибыль…………………………

279

9.4. Распределение и использование прибыли……………….

282

9.5. Методы планирования прибыли………………………….

285

9.6. Понятие и виды рентабельности………………………….

286

Вопросы для самоконтроля……………………………………

290

Тестовые задания…………………………………………………….

290

Список литературы…………………………………………………

294

10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)…………..

297

10.1. Понятие и функции цены………………………………...

297

10.2. Состав и структура цены. Виды цен…………………….

299

10.3. Методы ценообразования на предприятии……………..

306

10.4. Ценовая политика предприятия…………………………

310

Вопросы для самоконтроля……………………………………

318

Тестовые задания…………………………………………………….

318

Список литературы…………………………………………………

321

11. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)……………….………….

324

11.1. Финансовый механизм и его элементы…………………

324

11.2. Финансовые ресурсы организации……………………...

327

11.3. Финансовая отчетность………………………………….

332

Вопросы для самоконтроля……………………………………

333

Тестовые задания………………………………………………….…

333

Список литературы…………………………………………………

336

12. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ).……………………….....

339

12.1. Сущность, значение и виды инвестиций………………..

339

12.2. Инновации………………..……………………………….

345

12.3. Капитальные вложения……………………..……………

351

12.4. Оценка эффективности инвестиционного проекта…….

353

Вопросы для самоконтроля……………………………………

358

Тестовые задания…………………………………………………….

358

Список литературы………………………….………………………

362

13. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)…………..

364

13.1. Сущность и принципы планирования…………………..

364

13.2. Виды и методы планирования…………………………..

367

13.3. Стратегическое планирование…………………………..

369

13.4. Бизнес-планирование…………………………………….

379

13.5. Налоговое планирование………………………………...

383

Вопросы для самоконтроля……………………………………

396

Тестовые задания…………………………………………………….

396

Список литературы………………………………………………….

400

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

403

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя………………………..…

405

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Развитие общественного питания в России…………………………………………………………

407

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Классификация услуг предприятия общественного питания………………………………………..

409

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Свойства услуг предприятия общественного питания…..........................................................

410

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли………………………...

411

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Комплексная процедура оценки эффективности деятельности предприятий торговли и общественного питания……………………………………...

413

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Методы изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени………………………...

414

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Методы установления норм труда………

415

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Формы и системы оплаты труда………...

417

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Форма калькуляционной карточки…….

418

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Порядок расчета отклонений от прибыли……………………………………………………...

419

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Формы планов торговой организации…

420

Терминологический словарь…………………………………..

423

Алфавитно-предметный указатель……………………………

460

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconМ 01. Современные проблемы науки и образования
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconМосковский государственный технический университет
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconНовое понимание человека в философии и эстетике романтиков
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconКлассный час на тему: «Они были первыми»
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconПонятие, сущность и значение международного права в современных условиях
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconФио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconМоделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconI. понятие и виды международных полетов и режима воздушного пространства
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория» для аспирантов научной специальности
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconВыступление на педсовете по теме: "Здоровый образ жизни. Его принципы и составляющие"
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconНаименование электронных пособий (по предметам и внеурочной деятельности),...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconЛатинский язык как способ повышения грамотности на занятиях по русскому языку
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconОсновы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение Тейковского муниципального...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconИсследование «Межнациональные и межконфессиональные отношения в городе...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» iconИсследование трансформируемой конструкции преобразуемого объема и...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск