Методика исследования отношения личности к инновациям1





Скачать 297.22 Kb.
НазваниеМетодика исследования отношения личности к инновациям1
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер297.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Методика исследования отношения личности к инновациям1
Лебедева Н.М., Татарко А.Н.

Государственный университет –Высшая школа экономики
Одним из важнейших условий успешного социально-экономического развития России является переход экономики страны на «инновационные рельсы», что, несомненно, предъявляет определенные требования к личности и социуму. На динамично меняющемся глобальном рынке информации и технологий конкурентным преимуществом многих организаций становится способность инициировать и внедрять инновации, которая становится особенно ценной в условиях мирового экономического кризиса.

Для России в условиях нестабильной, большей частью сырьевой, экономики управление инновациями особенно актуально. Несмотря на то, что “инновации” - это модно, далеко не во всех российских организациях подготовлена социальная, техническая и ценностная база для инновационных процессов.

Любые инновационные процессы имеют свою социальную базу, своих носителей. Речь идет о социально активном элементе общества, который своей инициативностью вносит в деятельность конструктивную новизну. Творчески мыслящие и действующие люди есть главное достояние любого народа. И отношение к ним, как провозглашаемое, так и фактическое, есть характеристика прогрессивности общества, шанс на его успех в международном масштабе [Пригожин, 2003, Советова, 2000].

Отечественными психологами проводились эмпирические исследования психологической готовности к инновациям, и по этому критерию были выделены социально-психологические типы в диапазоне от «активных реформаторов» до «активных противников реформ» [Журавлев, 1993]. Эти результаты свидетельствуют о многофакторной природе инновационности и необходимости дифференцированной оценки психологической готовности разных социальных категорий граждан к социальным инновациям.

В исследованиях О.С. Советовой было показано, что инновативная диспозиция (как обобщенная, так и конкретная) может быть связана с личностными свойствами. При этом отношение к новому, к изменениям (инновационная компонента) является самостоятельной составляющей культуры любого народа, имеет исторические корни, с течением времени изменяется [Советова, 2000].

В кросс-культурной психологии и смежных дисциплинах существуют исследования, указывающие на то, что базовые ценности культуры влияют не только на экономическое развитие, состояние здоровья популяции, продолжительность жизни, ощущение благополучия и счастья, но и на изобретательность и инновационные диспозиции личности [Inglehart & Baker, 2000; Diener et al, 2000; Triandis, 1994; Shane,1992, 1995].

Если для измерения ценностей культур существует достаточно валидный и надежный инструментарий [Schwartz & Bilsky 1987; Schwartz, 2006], то методов измерения отношения к инновациям явно недостаточно. Среди наиболее известных зарубежных методик наиболее популярными являются шкала М. Киртона «Адапторы и инноваторы» [Kirton, 1976] и шкала М.Басадура и П.Хаусдорфа, измеряющая установки по отношению к дивергентному мышлению и креативности [Basadur, Hausdorf, 1996].

Тем не менее, для целей нашего основного кросс-культурного исследования, посвященного изучению взаимосвязи ценностей культуры и отношения к инновациям в разных культурных контекстах данные методики не подходили, кроме того мы не имели данных относительно их кросс-культурной валидности.

Таким образом, высокая актуальность исследования социально-психологической природы инновационных процессов, а также недостаточная теоретическая и методическая проработка проблематики социальной психологии инноваций побудили нас к необходимости разработки и валидизации собственного методического инструментария для измерения установок личности по отношению к инновациям в разных культурах.

Перед нами стояла цель разработать и апробировать в эмпирических исследованиях социально-психологическую методику, измеряющую установки по отношению к инновациям. При этом измерение установок должно проводиться косвенным способом – через оценку личностью собственных инновативных качеств. Данная методика должна быть применима в разных социальных и этнических группах для кросс-культурного сравнения и должна сочетаться с другими методами социальной и кросс-культурной психологии.

Цель исследования: разработать социально-психологическую методику измерения отношения к инновациям и провести ее кросс-культурную валидизацию, а также оценку ее психометрических характеристик.
Методика исследования

Участники исследования. Всего в исследовании приняли участие 1019 человек, из них – 100 студентов и 15 руководителей участвовали в первом этапе исследования: выявлении качеств личности, стремящейся к инновациям.

Объем выборки, на которой проводилась валидизация методики, составил 904 чел. В таблице № 1 приводятся социально-демографические характеристики выборки. В исследовании приняли участие русские студенты факультета психологии Государственного университета – Высшей школы экономики (Москва), студенты – представители народов Кавказа (Ставропольский государственный университет, Ставрополь), студенты Саскатчеванского университета (Саскатун, Канада), сотрудники международной компании Ernst&Young.
Таблица 1. Социально-демографические характеристики выборки для валидизации методики

Группа

Молодежь

(кол-во/средн. возраст)

Взрослые

(кол-во/средн. возраст)

Кол-во

Мужчин (%)

Кол-во

Женщин (%)

Русские

193 / 18,6 лет

59 / 42 года

36,9

61,5

Народы Кавказа

72 / 19,5 лет

229 / 38,1 лет

33,2

66,4

Канадцы

93/ 21,6 лет

0

32,3

67,7

Сотрудники компании Ernst&Young

258 / 25,5 лет

0

28,1

67,4


Процедура разработки и валидизации методики. Разработка и валидизация методики исследования отношения личности к инновациям осуществлялась в два этапа.

1 Этап. Цель первого этапа исследования состояла в выявлении качеств и характеристик личности, стремящейся к инновациям и позитивно оценивающей их. Необходимо было набрать «банк» таких характеристик. С этой целью были выполнены следующие виды работ:

а) проведен анализ психологической литературы [Пригожин, 2003, Советова, 2000; Журавлев, 1993; Shane,1992, 1995; Kirton, 1976; Basadur, Hausdorf, 1996 и др.], в которой рассматриваются качества людей-инноваторов;

б) опрос экспертов (руководителей небольших подразделений и коллективов) которым давалось задание кратко описать человека, который стремится к инновациям;

в) опрос студентов факультета психологии ГУ-ВШЭ (N=100) которым также давалось задание кратко описать человека, который стремится к инновациям.

II Этап. Цель второго этапа исследования – создание и валидизация методики. Данный этап исследования состоял из трех стадий.

1) Целью первой стадии была разработка самой методики. На основе отобранных на первом этапе 15-и характеристик личности, стремящейся к инновациям, были предложены 15 утверждений, оценивающие отношение личности к инновациям, легшие в основу методики «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (см. Приложение).

С помощью данной методики были опрошены 193 студента ГУ- ВШЭ. Результаты опроса были подвергнуты эксплораторному факторному анализу по методу главных компонент, с последующим вращением методу varimax. что позволило выделить три основных фактора, которые получили рабочие названия: креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее. Для оценки пригодности факторной структуры использовался тест сферичности Бартлета и критерий КМО (Кайзера-Мейеера-Олькина). Далее вопросы, входящие в эти факторы, были объединены в шкалы, для которых подсчитывался коэффициент надежности-согласованности α-Кронбаха.

Универсальность содержания этих шкал нуждалась в кросс-культурной проверке, которая осуществлялась нами на второй стадии 2 этапа исследования.

2) Целью второй стадии было проведение кросс-культурной валидизации методики. Необходимо было проверить, насколько универсальным являются количество и содержание факторов, образующих шкалы, выделенные на выборке русских, какие вопросы «выпадают» из факторных структур. Для этого был проведен факторный анализ результатов опросов представителей двух сильно отличающихся культур: культуры современного типа (канадцы) и культуры традиционного типа (народы Кавказа). Кроме этого, была проведена проверка пригодности данной методики для исследования в организациях, для которой были опрошены сотрудники международной компании Ernst&Young.

3) Далее была предпринята попытка достичь максимальной консистентности трех шкал для всех 4-х выборок. С этой целью те утверждения, которые в разных группах вошли в разные факторы, комбинировались в разных сочетаниях, и для этих комбинаций вычислялся коэффициент надежности-согласованности α-Кронбаха.

Таким образом, в исследовании использовались следующие методы математико-статистической обработки: а) дескриптивные статистики; б) факторный анализ; в) вычисление коэффициента надежности-согласованности α-Кронбаха. Подсчет осуществлялся с помощью программы SPSS, версия 12.

В качестве метода первичной обработки результатов ответов на открытые вопросы использовался контент-анализ.
Результаты разработки и валидизации методики

«Шкала самооценки инновативных качеств личности»
1. Результаты отбора характеристик личности, стремящейся к инновациям

Цель первого этапа исследования состояла в выявлении качеств и характеристик личности, стремящейся к инновациям и позитивно оценивающей их.

В результате анализа литературы и опроса студентов (N=100) и руководителей (N=15) был сформирован «банк» характеристик людей, позитивно относящихся к инновациям и стремящихся к ним. Выделенное многообразие качеств было подвергнуто контент-анализу. В результате было выделено 15 основных характеристик личности, позитивно относящейся к инновациям: 1) желание заниматься творчеством; 2) независимость; 3) конструктивное отношение к ошибкам; 4) любовь к исследованию, любознательность; 5) поощрение креативности в других людях; 6) готовность вкладывать денежные средства в инновации; 7) способность действовать в нестабильной среде; 8) уверенность в том, что изменения - это путь к успеху; 9) нацеленность на будущее; 10) готовность к риску; 11) креативность; 12) открытость всему новому; 13) стремление к разнообразию; 14) смелое отношение к неизвестному; 15) активный поиск новых возможностей. Эти качества легли в основу сконструированных нами 15 утверждений – характеристик личности.

2. Результаты разработки и факторного анализа методики на российской выборке

Цель второго этапа исследования – создание и валидизация методики. Данный этап исследования состоял из трех стадий.

1) Целью первой стадии была разработка самой методики. На основе отобранных на первом этапе 15-и характеристик личности, стремящейся к инновациям, были предложены 15 утверждений, оценивающие отношение личности к инновациям, легшие в основу методики «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (см. Приложение). Пункты данного теста представляли собой суждения, характеризующие человека, позитивно относящегося к инновациям. Респонденту необходимо было определить, насколько он похож на такого человека и дать ответ по каждому из 15-и суждений, используя 5-и балльную шкалу – от 1 (совсем не похож) до 5 (очень похож).

С помощью данной методики были опрошены 193 студента московских ВУЗов (Государственного университета – Высшей школы экономики, Московского гуманитарного университета). Результаты опроса были подвергнуты эксплораторному факторному анализу по методу главных компонент, с последующим вращением по типу varimax, что позволило выделить три основных фактора, получившие рабочие названия: креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее. В таблице 2 представлена факторная структура ответов русских респондентов на вопросы методики.
Таблица 2. Факторная структура ответов русских

 Утверждения

Факторы

1

2

3

4Для него важно рождать новые идеи и заниматься творчеством

0,861





9Он творческий человек, всегда стремится создать, придумывать что-то новое

0,826





5Ему нравится делать все по-своему, оригинально

0,820





6Для него важно разнообразие в жизни

0,531





12Для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность

0,517



 

15Он вполне комфортно чувствует себя в нестабильной среде



0,728



10Он не преклоняется перед авторитетами, он независим



0,720



11Он не боится ошибок и конструктивно реагирует на них



0,588



7Встреча с неизведанным, новым не пугает его



0,540




3Он готов идти на риск ради достижений



0,529

 

14Он готов вкладывать деньги в инновации



0,478



2С его точки зрения сегодняшние потери совсем необязательно плохи для будущего





0,765

1Он считает, что изменения - это путь к успеху.





0,670

8Он полагает, что возможности даются только тем, кто их сам их активно ищет.





0,443

13Он поощряет креативность в других людях

 



0,441

Процент дисперсии, объясняемый фактором

20,9

15,8

14,0


Значение критерия КМО для данной факторной структуры 0,79. Процент дисперсии, объясняемый данной структурой – 50,7%.

Объединение вопросов, входящих в эти факторы, в шкалы с последующим подсчетом коэффициента надежности-согласованности α-Кронбаха, показало, что надежность-согласованность данных шкал является удовлетворительной: креативность (α =0,70), риск ради успеха (α =0,71), ориентация на будущее (α =0,50) (см. табл. 7).

Таким образом, на данном этапе было выявлено основное количество шкал, в которые объединяются разработанные нами утверждения. Универсальность содержания этих шкал нуждалась в кросс-культурной проверке, которая осуществлялась нами на второй стадии 2 этапа исследования.
3. Результаты проверки кросс-культурной валидности методики

На второй стадии второго этапа исследования нами была осуществлена проверка универсальности содержания шкал методики в разных культурных и социальных группах.

С этой целью мы провели самостоятельные процедуры эксплораторного факторного анализа в группах канадских и северокавказских студентов, а также – в группе менеджеров международной компании Ernst&Young. Результаты факторного анализа представлены в таблицах 3-5.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconНазвание и тип Руки тест проективная методика исследования личности,...
«Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух...
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический...
«Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900. 68 «Международные...
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconПрограмма дисциплины «Внутренний рынок и право Европейского союза»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900. 68 «Международные...
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconМетодика исследования органов дыхания
Исследование органов дыхания включает сбор анамнеза, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию, лабораторные и инструментальные...
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconРегиональные организации европы (regional organisations in europe)
«Мировая политика», «Международные отношения (на английском языке)», «Международные отношения на постсоветском пространстве», «Международное...
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы проведенных исследований: теоретический, эмпирический, сравнительный, экспериментальный. Методика научного исследования. Основные...
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconАннотация фундаментального исследования «Глобализация и интеграция страховых рынков»
Объект исследования – экономические отношения, складывающиеся в условиях современной рыночной экономики по поводу организации страховой...
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconТема : Общественное здоровье. Методика изучения общественного здоровья....
Тема: Общественное здоровье. Методика изучения общественного здоровья. Организация медико-социального исследования
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconЗадачами дисциплины являются
Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства....
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconТема 13. Тестирование в исследовании систем управления
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconМетодика утренней гимнастики в средней группе
Воспитание навыков коллективной работы, сознательного отношения к вопросам индивидуального здоровья
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconЭмбрион — человек? К проблеме статуса эмбриона в христианской антропологии
Творцом. Отсюда следует, что благу личности должны быть подчинены и все остальные реалии нашей жизни, включая социальные отношения:...
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 68 «Международные...
Методика исследования отношения личности к инновациям1 iconПравила оформления исследования, подготовка к выступлению. Защита авторских работ
Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск