Методика исследования отношения личности к инновациям1 Лебедева Н.М., Татарко А.Н.
Государственный университет –Высшая школа экономики Одним из важнейших условий успешного социально-экономического развития России является переход экономики страны на «инновационные рельсы», что, несомненно, предъявляет определенные требования к личности и социуму. На динамично меняющемся глобальном рынке информации и технологий конкурентным преимуществом многих организаций становится способность инициировать и внедрять инновации, которая становится особенно ценной в условиях мирового экономического кризиса.
Для России в условиях нестабильной, большей частью сырьевой, экономики управление инновациями особенно актуально. Несмотря на то, что “инновации” - это модно, далеко не во всех российских организациях подготовлена социальная, техническая и ценностная база для инновационных процессов.
Любые инновационные процессы имеют свою социальную базу, своих носителей. Речь идет о социально активном элементе общества, который своей инициативностью вносит в деятельность конструктивную новизну. Творчески мыслящие и действующие люди есть главное достояние любого народа. И отношение к ним, как провозглашаемое, так и фактическое, есть характеристика прогрессивности общества, шанс на его успех в международном масштабе [Пригожин, 2003, Советова, 2000].
Отечественными психологами проводились эмпирические исследования психологической готовности к инновациям, и по этому критерию были выделены социально-психологические типы в диапазоне от «активных реформаторов» до «активных противников реформ» [Журавлев, 1993]. Эти результаты свидетельствуют о многофакторной природе инновационности и необходимости дифференцированной оценки психологической готовности разных социальных категорий граждан к социальным инновациям.
В исследованиях О.С. Советовой было показано, что инновативная диспозиция (как обобщенная, так и конкретная) может быть связана с личностными свойствами. При этом отношение к новому, к изменениям (инновационная компонента) является самостоятельной составляющей культуры любого народа, имеет исторические корни, с течением времени изменяется [Советова, 2000].
В кросс-культурной психологии и смежных дисциплинах существуют исследования, указывающие на то, что базовые ценности культуры влияют не только на экономическое развитие, состояние здоровья популяции, продолжительность жизни, ощущение благополучия и счастья, но и на изобретательность и инновационные диспозиции личности [Inglehart & Baker, 2000; Diener et al, 2000; Triandis, 1994; Shane,1992, 1995].
Если для измерения ценностей культур существует достаточно валидный и надежный инструментарий [Schwartz & Bilsky 1987; Schwartz, 2006], то методов измерения отношения к инновациям явно недостаточно. Среди наиболее известных зарубежных методик наиболее популярными являются шкала М. Киртона «Адапторы и инноваторы» [Kirton, 1976] и шкала М.Басадура и П.Хаусдорфа, измеряющая установки по отношению к дивергентному мышлению и креативности [Basadur, Hausdorf, 1996].
Тем не менее, для целей нашего основного кросс-культурного исследования, посвященного изучению взаимосвязи ценностей культуры и отношения к инновациям в разных культурных контекстах данные методики не подходили, кроме того мы не имели данных относительно их кросс-культурной валидности.
Таким образом, высокая актуальность исследования социально-психологической природы инновационных процессов, а также недостаточная теоретическая и методическая проработка проблематики социальной психологии инноваций побудили нас к необходимости разработки и валидизации собственного методического инструментария для измерения установок личности по отношению к инновациям в разных культурах.
Перед нами стояла цель разработать и апробировать в эмпирических исследованиях социально-психологическую методику, измеряющую установки по отношению к инновациям. При этом измерение установок должно проводиться косвенным способом – через оценку личностью собственных инновативных качеств. Данная методика должна быть применима в разных социальных и этнических группах для кросс-культурного сравнения и должна сочетаться с другими методами социальной и кросс-культурной психологии.
Цель исследования: разработать социально-психологическую методику измерения отношения к инновациям и провести ее кросс-культурную валидизацию, а также оценку ее психометрических характеристик. Методика исследования
Участники исследования. Всего в исследовании приняли участие 1019 человек, из них – 100 студентов и 15 руководителей участвовали в первом этапе исследования: выявлении качеств личности, стремящейся к инновациям.
Объем выборки, на которой проводилась валидизация методики, составил 904 чел. В таблице № 1 приводятся социально-демографические характеристики выборки. В исследовании приняли участие русские студенты факультета психологии Государственного университета – Высшей школы экономики (Москва), студенты – представители народов Кавказа (Ставропольский государственный университет, Ставрополь), студенты Саскатчеванского университета (Саскатун, Канада), сотрудники международной компании Ernst&Young. Таблица 1. Социально-демографические характеристики выборки для валидизации методики
Группа
| Молодежь
(кол-во/средн. возраст)
| Взрослые
(кол-во/средн. возраст)
| Кол-во
Мужчин (%)
| Кол-во
Женщин (%)
| Русские
| 193 / 18,6 лет
| 59 / 42 года
| 36,9
| 61,5
| Народы Кавказа
| 72 / 19,5 лет
| 229 / 38,1 лет
| 33,2
| 66,4
| Канадцы
| 93/ 21,6 лет
| 0
| 32,3
| 67,7
| Сотрудники компании Ernst&Young
| 258 / 25,5 лет
| 0
| 28,1
| 67,4
|
Процедура разработки и валидизации методики. Разработка и валидизация методики исследования отношения личности к инновациям осуществлялась в два этапа.
1 Этап. Цель первого этапа исследования состояла в выявлении качеств и характеристик личности, стремящейся к инновациям и позитивно оценивающей их. Необходимо было набрать «банк» таких характеристик. С этой целью были выполнены следующие виды работ:
а) проведен анализ психологической литературы [Пригожин, 2003, Советова, 2000; Журавлев, 1993; Shane,1992, 1995; Kirton, 1976; Basadur, Hausdorf, 1996 и др.], в которой рассматриваются качества людей-инноваторов;
б) опрос экспертов (руководителей небольших подразделений и коллективов) которым давалось задание кратко описать человека, который стремится к инновациям;
в) опрос студентов факультета психологии ГУ-ВШЭ (N=100) которым также давалось задание кратко описать человека, который стремится к инновациям.
II Этап. Цель второго этапа исследования – создание и валидизация методики. Данный этап исследования состоял из трех стадий.
1) Целью первой стадии была разработка самой методики. На основе отобранных на первом этапе 15-и характеристик личности, стремящейся к инновациям, были предложены 15 утверждений, оценивающие отношение личности к инновациям, легшие в основу методики «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (см. Приложение).
С помощью данной методики были опрошены 193 студента ГУ- ВШЭ. Результаты опроса были подвергнуты эксплораторному факторному анализу по методу главных компонент, с последующим вращением методу varimax. что позволило выделить три основных фактора, которые получили рабочие названия: креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее. Для оценки пригодности факторной структуры использовался тест сферичности Бартлета и критерий КМО (Кайзера-Мейеера-Олькина). Далее вопросы, входящие в эти факторы, были объединены в шкалы, для которых подсчитывался коэффициент надежности-согласованности α-Кронбаха.
Универсальность содержания этих шкал нуждалась в кросс-культурной проверке, которая осуществлялась нами на второй стадии 2 этапа исследования.
2) Целью второй стадии было проведение кросс-культурной валидизации методики. Необходимо было проверить, насколько универсальным являются количество и содержание факторов, образующих шкалы, выделенные на выборке русских, какие вопросы «выпадают» из факторных структур. Для этого был проведен факторный анализ результатов опросов представителей двух сильно отличающихся культур: культуры современного типа (канадцы) и культуры традиционного типа (народы Кавказа). Кроме этого, была проведена проверка пригодности данной методики для исследования в организациях, для которой были опрошены сотрудники международной компании Ernst&Young.
3) Далее была предпринята попытка достичь максимальной консистентности трех шкал для всех 4-х выборок. С этой целью те утверждения, которые в разных группах вошли в разные факторы, комбинировались в разных сочетаниях, и для этих комбинаций вычислялся коэффициент надежности-согласованности α-Кронбаха.
Таким образом, в исследовании использовались следующие методы математико-статистической обработки: а) дескриптивные статистики; б) факторный анализ; в) вычисление коэффициента надежности-согласованности α-Кронбаха. Подсчет осуществлялся с помощью программы SPSS, версия 12.
В качестве метода первичной обработки результатов ответов на открытые вопросы использовался контент-анализ. Результаты разработки и валидизации методики
«Шкала самооценки инновативных качеств личности» 1. Результаты отбора характеристик личности, стремящейся к инновациям
Цель первого этапа исследования состояла в выявлении качеств и характеристик личности, стремящейся к инновациям и позитивно оценивающей их.
В результате анализа литературы и опроса студентов (N=100) и руководителей (N=15) был сформирован «банк» характеристик людей, позитивно относящихся к инновациям и стремящихся к ним. Выделенное многообразие качеств было подвергнуто контент-анализу. В результате было выделено 15 основных характеристик личности, позитивно относящейся к инновациям: 1) желание заниматься творчеством; 2) независимость; 3) конструктивное отношение к ошибкам; 4) любовь к исследованию, любознательность; 5) поощрение креативности в других людях; 6) готовность вкладывать денежные средства в инновации; 7) способность действовать в нестабильной среде; 8) уверенность в том, что изменения - это путь к успеху; 9) нацеленность на будущее; 10) готовность к риску; 11) креативность; 12) открытость всему новому; 13) стремление к разнообразию; 14) смелое отношение к неизвестному; 15) активный поиск новых возможностей. Эти качества легли в основу сконструированных нами 15 утверждений – характеристик личности.
2. Результаты разработки и факторного анализа методики на российской выборке
Цель второго этапа исследования – создание и валидизация методики. Данный этап исследования состоял из трех стадий.
1) Целью первой стадии была разработка самой методики. На основе отобранных на первом этапе 15-и характеристик личности, стремящейся к инновациям, были предложены 15 утверждений, оценивающие отношение личности к инновациям, легшие в основу методики «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (см. Приложение). Пункты данного теста представляли собой суждения, характеризующие человека, позитивно относящегося к инновациям. Респонденту необходимо было определить, насколько он похож на такого человека и дать ответ по каждому из 15-и суждений, используя 5-и балльную шкалу – от 1 (совсем не похож) до 5 (очень похож).
С помощью данной методики были опрошены 193 студента московских ВУЗов (Государственного университета – Высшей школы экономики, Московского гуманитарного университета). Результаты опроса были подвергнуты эксплораторному факторному анализу по методу главных компонент, с последующим вращением по типу varimax, что позволило выделить три основных фактора, получившие рабочие названия: креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее. В таблице 2 представлена факторная структура ответов русских респондентов на вопросы методики. Таблица 2. Факторная структура ответов русских
Утверждения
| Факторы
| 1
| 2
| 3
| 4Для него важно рождать новые идеи и заниматься творчеством
| 0,861
|
|
| 9Он творческий человек, всегда стремится создать, придумывать что-то новое
| 0,826
|
|
| 5Ему нравится делать все по-своему, оригинально
| 0,820
|
|
| 6Для него важно разнообразие в жизни
| 0,531
|
|
| 12Для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность
| 0,517
|
|
| 15Он вполне комфортно чувствует себя в нестабильной среде
|
| 0,728
|
| 10Он не преклоняется перед авторитетами, он независим
|
| 0,720
|
| 11Он не боится ошибок и конструктивно реагирует на них
|
| 0,588
|
| 7Встреча с неизведанным, новым не пугает его
|
| 0,540
|
| 3Он готов идти на риск ради достижений
|
| 0,529
|
| 14Он готов вкладывать деньги в инновации
|
| 0,478
|
| 2С его точки зрения сегодняшние потери совсем необязательно плохи для будущего
|
|
| 0,765
| 1Он считает, что изменения - это путь к успеху.
|
|
| 0,670
| 8Он полагает, что возможности даются только тем, кто их сам их активно ищет.
|
|
| 0,443
| 13Он поощряет креативность в других людях
|
|
| 0,441
| Процент дисперсии, объясняемый фактором
| 20,9
| 15,8
| 14,0
|
Значение критерия КМО для данной факторной структуры 0,79. Процент дисперсии, объясняемый данной структурой – 50,7%.
Объединение вопросов, входящих в эти факторы, в шкалы с последующим подсчетом коэффициента надежности-согласованности α-Кронбаха, показало, что надежность-согласованность данных шкал является удовлетворительной: креативность (α =0,70), риск ради успеха (α =0,71), ориентация на будущее (α =0,50) (см. табл. 7).
Таким образом, на данном этапе было выявлено основное количество шкал, в которые объединяются разработанные нами утверждения. Универсальность содержания этих шкал нуждалась в кросс-культурной проверке, которая осуществлялась нами на второй стадии 2 этапа исследования. 3. Результаты проверки кросс-культурной валидности методики
На второй стадии второго этапа исследования нами была осуществлена проверка универсальности содержания шкал методики в разных культурных и социальных группах.
С этой целью мы провели самостоятельные процедуры эксплораторного факторного анализа в группах канадских и северокавказских студентов, а также – в группе менеджеров международной компании Ernst&Young. Результаты факторного анализа представлены в таблицах 3-5. |