| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400.62 «Прикладная математика» подготовки бакалавра
| Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики, отделение прикладной математики и информатики
Программа дисциплины
Русский язык и культура речи:
Критическое чтение как подготовка к академическому письму
для направления 010400.62 «Прикладная математика» подготовки бакалавра Автор программы: Ахапкина Я. Э., к.ф.н., доцент kultura.rechy.hse@gmail.com Рекомендована коллегией УМС
по лингвистике, филологии и журналистике «__»____________ 20 г
Председатель К. М. Поливанов Утверждена УС филологического факультета «___»_____________20 г.
Ученый секретарь О. Н. Ляшевская ________________________ [подпись] Москва, 20_______
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400.62 «Прикладная математика», подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ) протокол от 02.07.2010.
Образовательной программой направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра.
Рабочим учебным планом НФ НИУ-ВШЭ на 2013/2014 учебный год по направлению подготовки «Прикладная математика», утвержденным в 2013 году.
2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи: Критическое чтение как подготовка к академическому письму» является развитие таких базовых коммуникативных компетенций, как умение понимать, анализировать, сопоставлять и интерпретировать с содержательной и формальной стороны чужие тексты научного и научно-популярного стилей, выделять главное, адекватно источнику выражать чужие мысли своими словами; умение самостоятельно и ясно выражать собственные мысли и организовывать их в связный, композиционно выстроенный письменный текст или устное выступление; умение правильно выбрать жанр и стилистические средства для создания текста в определенных коммуникативных условиях; умение редактировать текст, в том числе с использованием современных справочных электронных ресурсов.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать особенности функциональных стилей и жанров письменной речи, основной репертуар средств выражения смысла в рамках научного и делового стилей, по возможности полно представлять совокупность лексических и грамматических вариантов воплощения коммуникативного замысла; авторские стратегии взаимодействия с адресатом, жанровую специфику научных и учебно-научных текстов.
Уметь понимать и анализировать тексты по специальности и создавать грамотные, связные тексты на актуальную тему, учитывать коммуникативную цель текста, особенности его адресатов и ситуацию общения.
Иметь навыки определять набор языковых и речевых приемов и средств, подходящих для текста данного типа, адекватно воспринимать и самостоятельно создавать тексты разных типов, с одной стороны, принадлежащие к сфере повседневного опыта (области публицистики, рекламы), а с другой – к деловой и научной сфере, близкой по тематике специальности студентов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность воспринимать, обобщать, анализировать, информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения.
| ОК-1
| Адекватно понимает прочитанный текст научного и публицистического характера, использует справочную литературу для углубления понимания прочитанного, владеет ключевыми методами компрессии информации, без искажения воспроизводит основное содержание прочитанного, свободно создает тексты вторичных жанров – составляет конспективный план, тезисы, резюме, аннотацию прочитанного текста.
| Индивидуальный и групповой анализ специальных текстов с содержательной и формальной точек зрения с опорой на справочные пособия, выполнение письменных упражнений по предложенным текстам, перекрестный контроль понимания содержания в составе учебной группы, мониторинг понимания в парах, взаимное рецензирование текстов вторичных жанров.
| Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
| ОК-6
| Доказательно отстаивает разделяемую точку зрения на проблему, грамотно строит деловые и научные тексты реферативного и учебно-исследовательского характера в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам 1 курса.
| Апробация собственных письменных текстов в учебной группе, работа в аналитических группах, взаимное рецензирование и редактирование письменных работ, оппонирование в парах.
| Способность осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики.
| ОК-12
| Осознанно выбирает тему учебной работы и собирает материал для сопоставления и обобщения, вдумчиво работает с источниками информации по теме, логично строит композицию собственного текста, корректно ссылается на источники, достоверно представляет собранный материал, редактирует собственный текст в соответствии с грамматическими и стилистическими нормами жанра и регистра.
| Подготовка и написание эссе на актуальную тему, обсуждение письменных работ, пошаговая правка, редактирование, корректура эссе.
|
4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Принципы подготовки научно-исследовательской работы.
5Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
|
| 1
| Нормы построения письменного текста. Цельность, связность, логичность, завершенность, точность, грамотность. Словари и справочники. Образцовый текст и его анализ. «Черный лебедь» Н. Талеба: кооперация с читателем
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 2
| Стили и жанры. Адресат текста. Варьирование характеристик текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Чтение и понимание текстов разных типов: читательские стратегии. Корректное цитирование. Оформление библиографии. Ф.Хайек. «Дорога к рабству». Авторские стратегии: иллюстрация и аналогия.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 3
| Средства языкового выражения: словарь. Ошибки и стилистические приемы лексического уровня. Редактирование, правка, корректура. Р. Докинз. «Эгоистичный ген». Дефиниции термина.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 4
| Средства языкового выражения: грамматика. Ошибки и стилистические приемы, связанные с морфологией и синтаксисом. Редактирование, правка, корректура. В. Франкл. «Человек в поисках смысла». Макро- и микрокомпозиция: синтаксис предложения и текста.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 5
| Жанры деловой письменности. Законы официально-делового стиля. Шаблоны клишированных текстов. Недостатки канцелярита за пределами сферы нормативной документации. Р. Фейнман. «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман?». Межстилевое взаимодействие.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 6
| Жанры научной письменности. Рекомендации к написанию реферативной и исследовательской работы. А. Н. Крылов. «Значение математики для кораблестроителей». История вопроса. Жанр обзора.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 7
| Композиция. Выбор темы. Сбор материала. Тезисы, план, аннотация. М. Л. Гаспаров. «Занимательная Греция». Аннотация информативная и рекламная.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 8
| Вступление. Варианты преамбул. Взаимозависимость зачина и основного тезиса работы. К. Ю. Еськов. «История Земли и жизни на ней». Методология науки. Экскурс.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 9
| Этапы подготовки черновика. Анализ и интерпретация данных. Иллюстративный материал. Чтение таблиц, графиков, диаграмм. Текст и метатекст. Анафора. Данное и новое в предложении, абзаце, главе, тексте. М. О. Чудакова. «Егор». Чужая речь в тексте.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 10
| Предупреждение типичных содержательных и стилистических ошибок. Практикум по грамматической стилистике. В. А. Успенский. «Математика в современном мире». Конспект как тип вспомогательного жанра.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 11
| Выводы. Варианты заключения. Взаимообусловленность заключения и основного тезиса. А. Г. Левинсон. «Города и пробки». Аргументация и вывод.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
| 12
| Защита письменной работы: как построить краткое выступление. Презентация результатов. Доклад как устное сопровождение презентации. Вторичные тезисы. Представление проекта эксперту. П. Л. Чебышев. «Теория сравнений». Учебная и научная литература.
| 9
| 2
|
| 2
| 5
|
|
| 108
| 24
|
| 24
| 60
|
В курсе «Русский язык и культура речи» предусмотрены следующие виды работы.
Работа с готовым текстом
Работа с чужим текстом: анализ, сокращение, редактирование, интерпретация чужого текста, реферирование, рецензирование и обзор источников по теме.
Работа с собственным текстом: сокращение текста, техника редактирования, исправление логических ошибок, переход от письменного текста к устному.
Композиция: создание собственных текстов разных жанров, ориентированных на разные аудитории, имеющих разные коммуникативные цели, с использованием соответствующих коммуникативной ситуации стилистических средств. Работа над логикой изложения, над композиционной структурой текстов разных типов, над видами и способами аргументации.
Представление визуальной информации в тексте: графики, таблицы, презентации, иллюстрации, их место и описание в тексте.
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры
|
|
| 1 модуль, номер учебной недели
| 2 модуль, номер учебной недели
|
| Текущий
| Домашнее задание
| 1-4 (к каждому практическому занятию)
| 1-8 (к каждому практическому занятию)
| К каждому практическому занятию предлагается работа, связанная с анализом чужого текста и порождением собственного. См. ридер в приложении.
| Промежуточный
| Контрольная работа
| +
|
| Домашняя контрольная работа, рассчитанная на подготовку в течение последних двух недель аудиторных занятий.
| Итоговый
| Зачет
|
| +
| По билетам в устно-письменной форме. Билет включает теоретический вопрос, связанный с изученной терминологией, и практическое задание, предусматривающее работу с текстом.
|
Критерии оценки знаний, навыков
Домашнее задание: уметь анализировать текст научного, публицистического, официально-делового стиля с точки зрения содержания и формы (композиции, речевых средств выражения мысли); владеть вторичными речевыми жанрами (конспект, тезисы, аннотация), писать и редактировать учебные тексты в соответствии с речевыми нормами на темы, близкие получаемой специальности.
Контрольная работа: продемонстрировать навыки анализа научного текста и поиска недостающей информации; адекватно понимать предложенный текст; в ходе изложения проблематики исходного текста уметь аргументировать собственные суждения по проблеме.
Зачет: владеть базовой терминологией, уметь написать грамотный, содержательный учебный текст научного, публицистического, официально-делового стиля. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Нормы построения письменного текста. Цельность, связность, логичность, завершенность, точность, грамотность. Словари и справочники. Образцовый текст и его анализ.
Содержание раздела
Понятие речевой нормы. Нормативность как свойство языка. Норма и речевая вариативность. Рекомендательная и описательная норма. Стратификация языка. Норма как порождение языковой системы и ее речевой реализации. Стратегии кодификации нормы: где искать правила, советы и образцы. Отличие письменной речи от устной. Литературный язык и просторечие. Грамотный и неграмотный текст. Зачем и как писать грамотно. Авторитетные справочные издания. Специальный текст и его особенности. Как пишется понятный текст о сложной проблеме. Средства создания цельного, связного, логичного текста. Виды компрессии текста. Работа с ключевыми словами.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему, см. ридер.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
Раздел 2. Стили и жанры. Адресат текста. Варьирование характеристик текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Чтение и понимание текстов разных типов: читательские стратегии. Корректное цитирование. Оформление библиографии.
Содержание раздела
Атрибуты функционального стиля. Жанр и его модификации. Читательские ожидания. Деловой и научный стили: черты сходства и различия. Регистр и коммуникативная роль. Коммуникативная ситуация. Кто и зачем читает текст. Типология текстов. Ознакомительное, выборочное, подробное чтение. Приемы введения чужого слова в текст. Работа с источником. Правила цитирования и оформления ссылок и сносок. Библиография.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
3. Раздел 3. Средства языкового выражения: словарь. Ошибки и стилистические приемы лексического уровня. Редактирование, правка, корректура.
Содержание раздела
Лексическая система языка. Синонимия и ее границы. Структура значения слова. Тропы. Вес ошибки. Типология лексических ошибок. Запреты и рекомендации. Приемы исправления чужого и своего текста.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
4. Раздел 4. Средства языкового выражения: грамматика. Ошибки и стилистические приемы, связанные с морфологией и синтаксисом. Редактирование, правка, корректура.
Содержание раздела
Словообразование. Аффиксация и нежелательная паронимия. Словоизменение и связанные с ним типичные ошибки. Падежное управление. Порядок слов в предложении. Структура простого осложненного и сложного предложения: где скрывается главная мысль. Тема и рема. Средства связи внутри предложения и абзаца. Вводные и вставные конструкции. Приемы исправления чужого и своего текста.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
5. Раздел 5. Жанры деловой письменности. Законы официально-делового стиля. Шаблоны клишированных текстов. Недостатки канцелярита за пределами сферы нормативной документации.
Содержание раздела
Официально-деловой стиль и его характеристики. Сфера применения делового письма и требования к тексту. Потенциальный читатель деловых текстов. Объяснительная записка, служебная записка, пояснительная записка, заявление, резюме, отчет, протокол заседания, инструкция, распоряжение. Образцы и варианты. Структура документа. Понятие канцелярита и средства профилактики расширения сферы его применения. Как читать документацию? Как написать документ?
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html 6. Раздел 6. Жанры научной письменности. Рекомендации к написанию реферативной и исследовательской работы.
Содержание раздела
Основные требования к научному тексту. Научный стиль и его варианты. Жанры научной письменности. Научные тексты в учебном процессе. Требования к реферату и к учебному исследованию. Квалификационные работы. Первичные и вторичные жанры. Этапы работы над научным текстом. Экспертиза научного текста. Работа с источниками. Представление данных. Категоризация и ее варианты. Как строятся классификации. Что такое определение понятие и как дается дефиниция. Как написать хороший реферат? Как написать курсовой проект?
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html 7. Раздел 7. Композиция. Выбор темы. Сбор материала. Тезисы, план, аннотация.
Содержание раздела
Какие бывают темы и проблемы? Как выбрать тему? Стратегии подготовки к сбору материала. Записные книжки, интервью, мозговой штурм, изучение источников. Свертка пространного текста и развертывание сжатого. Ключевые слова в своем тексте. Рекомендации начинающему автору.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html 8. Раздел 8. Вступление. Варианты преамбул. Взаимозависимость зачина и основного тезиса работы.
Содержание раздела
Функции вступления. Типология зачинов научной работы. Как связано начало и основной тезис. Кооперация с читателем. Введение базовых терминов. Обзор литературы вопроса. Материал и метод. Постановка проблемы. Чем вреден текст о тексте? Как избежать пустых фраз? Риторические формулы введений. Варианты зачинов работы на одну тему. Достоинства и недостатки разных видов вступления.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html 9. Раздел 9. Этапы подготовки черновика. Анализ и интерпретация данных. Иллюстративный материал. Чтение таблиц, графиков, диаграмм. Текст и метатекст. Анафора. Данное и новое в предложении, абзаце, главе, тексте.
Содержание раздела
Основной тезис работы. Аргументация. Доводы и контрдоводы. Иллюстрации: чтение, понимание, подбор. Опора на предшествующие результаты. Новое в исследовании. Сопоставление точек зрения. Полемика и солидарность. От плана к черновику: как прописывается тезис. Структура абзаца. Предложение, абзац, глава, раздел. Как представить материал? Как построить текст? Как отредактировать написанное?
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html 10. Раздел 10. Предупреждение типичных содержательных и стилистических ошибок. Практикум по грамматической стилистике.
Содержание раздела
Основные ошибки и их профилактика. Образцовый текст. Неудачи и их коррекция. Сопоставление вариантов. Переводные тексты по специальности: как найти адекватный способ выражения смысла.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html 11. Раздел 11. Выводы. Варианты заключения. Взаимообусловленность заключения и основного тезиса.
Содержание раздела
Что такое заключение? Как соотносятся выводы и основной тезис. Какие бывают варианты заключений. Как оформлять результаты. Анализ основного текста и заключения.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html 12. Раздел 12. Защита письменной работы: как построить краткое выступление. Презентация результатов. Доклад как устное сопровождение презентации. Вторичные тезисы. Представление проекта эксперту.
Содержание раздела
Чек-лист. Самопроверка и подготовка работы к проверке. Выступление по результатам работы. Рецензирование и оппонирование. Подробный и краткий текст. Техника презентаций. Построение кадра. Выбор положений для представления. Визуальная информация. Важное и второстепенное. Комментарий слайда. Как представить работу. Тезисы готовой работы. Как оценивают учебную работу. Критерии и баллы.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.
К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.
Литература по разделу:
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.
Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.
Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm
Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
Образовательные технологии Активные и интерактивные формы проведения занятий: мозговой штурм, круговая дискуссия (формы круговой дискуссии: цепочка, полилог, дискуссия по переписке, "игра ума"), работа в парах (формы работы в парах: "рабочий гул", колесо, устная анкета). работа в группах (формы работы в группах: "аквариум", "молчаливая дискуссия", "бинарная дискуссия", иерархическая дискуссия), взаимное оппонирование, редактирование, рецензирование.
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |