Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика»





Скачать 301.73 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика»
страница1/2
Дата публикации24.09.2014
Размер301.73 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400.62 «Прикладная математика» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики, отделение прикладной математики и информатики

Программа дисциплины

Русский язык и культура речи:

Критическое чтение как подготовка к академическому письму


для направления 010400.62 «Прикладная математика» подготовки бакалавра
Автор программы: Ахапкина Я. Э., к.ф.н., доцент kultura.rechy.hse@gmail.com
Рекомендована коллегией УМС

по лингвистике, филологии и журналистике «__»____________ 20 г

Председатель К. М. Поливанов
Утверждена УС филологического факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь О. Н. Ляшевская ________________________ [подпись]
Москва, 20_______

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400.62 «Прикладная математика», подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи».

Программа разработана в соответствии с:

    • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ) протокол от 02.07.2010.

    • Образовательной программой направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра.

    • Рабочим учебным планом НФ НИУ-ВШЭ на 2013/2014 учебный год по направлению подготовки «Прикладная математика», утвержденным в 2013 году.



2Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи: Критическое чтение как подготовка к академическому письму» является развитие таких базовых коммуникативных компетенций, как умение понимать, анализировать, сопоставлять и интерпретировать с содержательной и формальной стороны чужие тексты научного и научно-популярного стилей, выделять главное, адекватно источнику выражать чужие мысли своими словами; умение самостоятельно и ясно выражать собственные мысли и организовывать их в связный, композиционно выстроенный письменный текст или устное выступление; умение правильно выбрать жанр и стилистические средства для создания текста в определенных коммуникативных условиях; умение редактировать текст, в том числе с использованием современных справочных электронных ресурсов.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать особенности функциональных стилей и жанров письменной речи, основной репертуар средств выражения смысла в рамках научного и делового стилей, по возможности полно представлять совокупность лексических и грамматических вариантов воплощения коммуникативного замысла; авторские стратегии взаимодействия с адресатом, жанровую специфику научных и учебно-научных текстов.

  • Уметь понимать и анализировать тексты по специальности и создавать грамотные, связные тексты на актуальную тему, учитывать коммуникативную цель текста, особенности его адресатов и ситуацию общения.

  • Иметь навыки определять набор языковых и речевых приемов и средств, подходящих для текста данного типа, адекватно воспринимать и самостоятельно создавать тексты разных типов, с одной стороны, принадлежащие к сфере повседневного опыта (области публицистики, рекламы), а с другой – к деловой и научной сфере, близкой по тематике специальности студентов.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность воспринимать, обобщать, анализировать, информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения.

ОК-1

Адекватно понимает прочитанный текст научного и публицистического характера, использует справочную литературу для углубления понимания прочитанного, владеет ключевыми методами компрессии информации, без искажения воспроизводит основное содержание прочитанного, свободно создает тексты вторичных жанров – составляет конспективный план, тезисы, резюме, аннотацию прочитанного текста.

Индивидуальный и групповой анализ специальных текстов с содержательной и формальной точек зрения с опорой на справочные пособия, выполнение письменных упражнений по предложенным текстам, перекрестный контроль понимания содержания в составе учебной группы, мониторинг понимания в парах, взаимное рецензирование текстов вторичных жанров.

Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

ОК-6

Доказательно отстаивает разделяемую точку зрения на проблему, грамотно строит деловые и научные тексты реферативного и учебно-исследовательского характера в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам 1 курса.

Апробация собственных письменных текстов в учебной группе, работа в аналитических группах, взаимное рецензирование и редактирование письменных работ, оппонирование в парах.

Способность осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики.

ОК-12

Осознанно выбирает тему учебной работы и собирает материал для сопоставления и обобщения, вдумчиво работает с источниками информации по теме, логично строит композицию собственного текста, корректно ссылается на источники, достоверно представляет собранный материал, редактирует собственный текст в соответствии с грамматическими и стилистическими нормами жанра и регистра.

Подготовка и написание эссе на актуальную тему, обсуждение письменных работ, пошаговая правка, редактирование, корректура эссе.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы




Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин.
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1).



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Принципы подготовки научно-исследовательской работы.



5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа










Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Нормы построения письменного текста. Цельность, связность, логичность, завершенность, точность, грамотность. Словари и справочники. Образцовый текст и его анализ. «Черный лебедь» Н. Талеба: кооперация с читателем

9

2




2

5

2

Стили и жанры. Адресат текста. Варьирование характеристик текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Чтение и понимание текстов разных типов: читательские стратегии. Корректное цитирование. Оформление библиографии. Ф.Хайек. «Дорога к рабству». Авторские стратегии: иллюстрация и аналогия.

9

2




2

5

3

Средства языкового выражения: словарь. Ошибки и стилистические приемы лексического уровня. Редактирование, правка, корректура. Р. Докинз. «Эгоистичный ген». Дефиниции термина.

9

2




2

5

4

Средства языкового выражения: грамматика. Ошибки и стилистические приемы, связанные с морфологией и синтаксисом. Редактирование, правка, корректура. В. Франкл. «Человек в поисках смысла». Макро- и микрокомпозиция: синтаксис предложения и текста.

9

2




2

5

5

Жанры деловой письменности. Законы официально-делового стиля. Шаблоны клишированных текстов. Недостатки канцелярита за пределами сферы нормативной документации. Р. Фейнман. «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман?». Межстилевое взаимодействие.

9

2




2

5

6

Жанры научной письменности. Рекомендации к написанию реферативной и исследовательской работы. А. Н. Крылов. «Значение математики для кораблестроителей». История вопроса. Жанр обзора.

9

2




2

5

7

Композиция. Выбор темы. Сбор материала. Тезисы, план, аннотация. М. Л. Гаспаров. «Занимательная Греция». Аннотация информативная и рекламная.

9

2




2

5

8

Вступление. Варианты преамбул. Взаимозависимость зачина и основного тезиса работы. К. Ю. Еськов. «История Земли и жизни на ней». Методология науки. Экскурс.

9

2




2

5

9

Этапы подготовки черновика. Анализ и интерпретация данных. Иллюстративный материал. Чтение таблиц, графиков, диаграмм. Текст и метатекст. Анафора. Данное и новое в предложении, абзаце, главе, тексте. М. О. Чудакова. «Егор». Чужая речь в тексте.

9

2




2

5

10

Предупреждение типичных содержательных и стилистических ошибок. Практикум по грамматической стилистике. В. А. Успенский. «Математика в современном мире». Конспект как тип вспомогательного жанра.

9

2




2

5

11

Выводы. Варианты заключения. Взаимообусловленность заключения и основного тезиса. А. Г. Левинсон. «Города и пробки». Аргументация и вывод.

9

2




2

5

12

Защита письменной работы: как построить краткое выступление. Презентация результатов. Доклад как устное сопровождение презентации. Вторичные тезисы. Представление проекта эксперту. П. Л. Чебышев. «Теория сравнений». Учебная и научная литература.

9

2




2

5







108

24




24

60


В курсе «Русский язык и культура речи» предусмотрены следующие виды работы.


  1. Работа с готовым текстом

    1. Работа с чужим текстом: анализ, сокращение, редактирование, интерпретация чужого текста, реферирование, рецензирование и обзор источников по теме.

    2. Работа с собственным текстом: сокращение текста, техника редактирования, исправление логических ошибок, переход от письменного текста к устному.

  2. Композиция: создание собственных текстов разных жанров, ориентированных на разные аудитории, имеющих разные коммуникативные цели, с использованием соответствующих коммуникативной ситуации стилистических средств. Работа над логикой изложения, над композиционной структурой текстов разных типов, над видами и способами аргументации.

  3. Представление визуальной информации в тексте: графики, таблицы, презентации, иллюстрации, их место и описание в тексте.



  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля


Форма контроля


1 год

Параметры







1 модуль, номер учебной недели

2 модуль, номер учебной недели




Текущий

Домашнее задание

1-4 (к каждому практическому занятию)

1-8 (к каждому практическому занятию)

К каждому практическому занятию предлагается работа, связанная с анализом чужого текста и порождением собственного. См. ридер в приложении.

Промежуточный

Контрольная работа

+




Домашняя контрольная работа, рассчитанная на подготовку в течение последних двух недель аудиторных занятий.

Итоговый

Зачет




+

По билетам в устно-письменной форме. Билет включает теоретический вопрос, связанный с изученной терминологией, и практическое задание, предусматривающее работу с текстом.



    1. Критерии оценки знаний, навыков



Домашнее задание: уметь анализировать текст научного, публицистического, официально-делового стиля с точки зрения содержания и формы (композиции, речевых средств выражения мысли); владеть вторичными речевыми жанрами (конспект, тезисы, аннотация), писать и редактировать учебные тексты в соответствии с речевыми нормами на темы, близкие получаемой специальности.

Контрольная работа: продемонстрировать навыки анализа научного текста и поиска недостающей информации; адекватно понимать предложенный текст; в ходе изложения проблематики исходного текста уметь аргументировать собственные суждения по проблеме.

Зачет: владеть базовой терминологией, уметь написать грамотный, содержательный учебный текст научного, публицистического, официально-делового стиля.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


  1. Содержание дисциплины




  1. Раздел 1. Нормы построения письменного текста. Цельность, связность, логичность, завершенность, точность, грамотность. Словари и справочники. Образцовый текст и его анализ.

Содержание раздела

Понятие речевой нормы. Нормативность как свойство языка. Норма и речевая вариативность. Рекомендательная и описательная норма. Стратификация языка. Норма как порождение языковой системы и ее речевой реализации. Стратегии кодификации нормы: где искать правила, советы и образцы. Отличие письменной речи от устной. Литературный язык и просторечие. Грамотный и неграмотный текст. Зачем и как писать грамотно. Авторитетные справочные издания. Специальный текст и его особенности. Как пишется понятный текст о сложной проблеме. Средства создания цельного, связного, логичного текста. Виды компрессии текста. Работа с ключевыми словами.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему, см. ридер.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html


  1. Раздел 2. Стили и жанры. Адресат текста. Варьирование характеристик текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Чтение и понимание текстов разных типов: читательские стратегии. Корректное цитирование. Оформление библиографии.

    Содержание раздела

    Атрибуты функционального стиля. Жанр и его модификации. Читательские ожидания. Деловой и научный стили: черты сходства и различия. Регистр и коммуникативная роль. Коммуникативная ситуация. Кто и зачем читает текст. Типология текстов. Ознакомительное, выборочное, подробное чтение. Приемы введения чужого слова в текст. Работа с источником. Правила цитирования и оформления ссылок и сносок. Библиография.

    Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

    К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html



    3. Раздел 3. Средства языкового выражения: словарь. Ошибки и стилистические приемы лексического уровня. Редактирование, правка, корректура.

    Содержание раздела

    Лексическая система языка. Синонимия и ее границы. Структура значения слова. Тропы. Вес ошибки. Типология лексических ошибок. Запреты и рекомендации. Приемы исправления чужого и своего текста.

    Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

    К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html



4. Раздел 4. Средства языкового выражения: грамматика. Ошибки и стилистические приемы, связанные с морфологией и синтаксисом. Редактирование, правка, корректура.

    Содержание раздела

    Словообразование. Аффиксация и нежелательная паронимия. Словоизменение и связанные с ним типичные ошибки. Падежное управление. Порядок слов в предложении. Структура простого осложненного и сложного предложения: где скрывается главная мысль. Тема и рема. Средства связи внутри предложения и абзаца. Вводные и вставные конструкции. Приемы исправления чужого и своего текста.

    Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

    К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html



5. Раздел 5. Жанры деловой письменности. Законы официально-делового стиля. Шаблоны клишированных текстов. Недостатки канцелярита за пределами сферы нормативной документации.

Содержание раздела

Официально-деловой стиль и его характеристики. Сфера применения делового письма и требования к тексту. Потенциальный читатель деловых текстов. Объяснительная записка, служебная записка, пояснительная записка, заявление, резюме, отчет, протокол заседания, инструкция, распоряжение. Образцы и варианты. Структура документа. Понятие канцелярита и средства профилактики расширения сферы его применения. Как читать документацию? Как написать документ?

Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
6. Раздел 6. Жанры научной письменности. Рекомендации к написанию реферативной и исследовательской работы.

Содержание раздела

Основные требования к научному тексту. Научный стиль и его варианты. Жанры научной письменности. Научные тексты в учебном процессе. Требования к реферату и к учебному исследованию. Квалификационные работы. Первичные и вторичные жанры. Этапы работы над научным текстом. Экспертиза научного текста. Работа с источниками. Представление данных. Категоризация и ее варианты. Как строятся классификации. Что такое определение понятие и как дается дефиниция. Как написать хороший реферат? Как написать курсовой проект?

Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
7. Раздел 7. Композиция. Выбор темы. Сбор материала. Тезисы, план, аннотация.

Содержание раздела

Какие бывают темы и проблемы? Как выбрать тему? Стратегии подготовки к сбору материала. Записные книжки, интервью, мозговой штурм, изучение источников. Свертка пространного текста и развертывание сжатого. Ключевые слова в своем тексте. Рекомендации начинающему автору.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
8. Раздел 8. Вступление. Варианты преамбул. Взаимозависимость зачина и основного тезиса работы.

Содержание раздела

Функции вступления. Типология зачинов научной работы. Как связано начало и основной тезис. Кооперация с читателем. Введение базовых терминов. Обзор литературы вопроса. Материал и метод. Постановка проблемы. Чем вреден текст о тексте? Как избежать пустых фраз? Риторические формулы введений. Варианты зачинов работы на одну тему. Достоинства и недостатки разных видов вступления.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
9. Раздел 9. Этапы подготовки черновика. Анализ и интерпретация данных. Иллюстративный материал. Чтение таблиц, графиков, диаграмм. Текст и метатекст. Анафора. Данное и новое в предложении, абзаце, главе, тексте.

Содержание раздела

Основной тезис работы. Аргументация. Доводы и контрдоводы. Иллюстрации: чтение, понимание, подбор. Опора на предшествующие результаты. Новое в исследовании. Сопоставление точек зрения. Полемика и солидарность. От плана к черновику: как прописывается тезис. Структура абзаца. Предложение, абзац, глава, раздел. Как представить материал? Как построить текст? Как отредактировать написанное?

Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
10. Раздел 10. Предупреждение типичных содержательных и стилистических ошибок. Практикум по грамматической стилистике.

Содержание раздела

Основные ошибки и их профилактика. Образцовый текст. Неудачи и их коррекция. Сопоставление вариантов. Переводные тексты по специальности: как найти адекватный способ выражения смысла.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
11. Раздел 11. Выводы. Варианты заключения. Взаимообусловленность заключения и основного тезиса.

Содержание раздела

Что такое заключение? Как соотносятся выводы и основной тезис. Какие бывают варианты заключений. Как оформлять результаты. Анализ основного текста и заключения.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
12. Раздел 12. Защита письменной работы: как построить краткое выступление. Презентация результатов. Доклад как устное сопровождение презентации. Вторичные тезисы. Представление проекта эксперту.

Содержание раздела

Чек-лист. Самопроверка и подготовка работы к проверке. Выступление по результатам работы. Рецензирование и оппонирование. Подробный и краткий текст. Техника презентаций. Построение кадра. Выбор положений для представления. Визуальная информация. Важное и второстепенное. Комментарий слайда. Как представить работу. Тезисы готовой работы. Как оценивают учебную работу. Критерии и баллы.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие.

К практическому занятию необходимо проанализировать текст объемом не более 2 страниц и выполнить письменные упражнения к нему.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html


  1. Образовательные технологии


Активные и интерактивные формы проведения занятий: мозговой штурм, круговая дискуссия (формы круговой дискуссии: цепочка, полилог, дискуссия по переписке, "игра ума"), работа в парах (формы работы в парах: "рабочий гул", колесо, устная анкета). работа в группах (формы работы в группах: "аквариум", "молчаливая дискуссия", "бинарная дискуссия", иерархическая дискуссия), взаимное оппонирование, редактирование, рецензирование.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400....
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400....
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины Современные методы принятия решений  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 «Прикладная...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300....
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины Информационная безопасность для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины «Правоведение» 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки010400....
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины и управление жизненным циклом для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск