Скачать 239.25 Kb.
|
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Кадетская школа-интернат» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа по предмету «Технология», 8 класс на 2013 – 2014 учебный год Разработчик: Архипов Анатолий Анатольевич, учитель технологии Протокол педагогического совета №___ от «____» __________2013г. г. Нижнекамск Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Технология» для 8-ых классов составлена на основе следующих документов: 1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; 3.Авторская программа В.Д.Симоненко «Технология» (Сборник: программы для общеобразовательных учреждений: Симоненко В.Д. 5-8 классы/ сост.Симоненко В.Д. — М.: Дрофа, 2008.); 4. Приказ №4620-11 от 23.09.2011г. «Об утверждении примерных учебных планов для кадетских школ, кадетских школ-интернатов и кадетских классов в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан», 5. Учебный план МБОШИ «Кадетская школа-интернат» НМР РТ на 2013-2014 учебный год. 6. Положение о рабочей программе МБОШИ »Кадетская школа-интернат» НМР РТ. Рабочая программа разработана на примере авторской программы В.Д. Симоненко по предмету «Технология» (технический труд) для 5-8 классов. Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета «Технология», конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий содержание программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям: -культура и эстетика труда; -получение, обработка, хранение и использование информации; -основы черчения, графики, дизайна; -элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; -знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; -влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; -проектная деятельность; -история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Цели и задачи обучения технологии: -освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; -овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; -развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; -воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; -получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. На основе требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: -ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей; -приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий; -обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения; -овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов; защищать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; работать с разными видами информации (символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами), осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний; -формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества; -ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции; -развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения, практических задач; -подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учащихся в системе информационно-технологического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» к межпредметных и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса технологии. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в следующих формах: конспект, реферат, проект, публичная презентация. Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования, комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Спецификой учебной проектно-исследователъской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно- исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Отличительной особенностью является составления эскизов, макетирования, которые являются неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Особенность проведения практических работ в 8 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса технологии в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Содержание учебной программы 1.Вводное занятие (1ч.) Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Организация труда на рабочем месте. Рациональное размещение инструментов. Охрана окружающей среды. Экономное расходование всех видов ресурсов. Распределение общественных обязанностей между учениками. 2.Семейная экономика (11 ч.) . Понятия семья, потребности, семейная экономика.Виды предпринимательской деятельности.Основные потребности семьи. Правила покупок.Основы рационального планирования бджета.Планирование расходов семьи с учетом ее состава. Распределение расходов на питание. Сущность понятий накопление, сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства. Планирование своего личного бюджета. Организация труда в семье. Умение разбираться в информации заложенной в этикетках, вкладышах. Влияние доходов с приусадебного участка на семейный бюджет. Составление семейного бюджета с использованием домашнего компьютера. Правильное формирование информации при ее обмене с другими. 3.Электротехнические работы.(15ч.) Понятие электрический ток. Источники электрической энергии. Правила электробезопасности. Устройство и назначение вольтметра, омметра, амперметра.Произведение измерений электроизмерительными приборами. Устройство трансформатора. Чтение электрических схем. Понятие трехфазный переменный ток, линейные провода, нулевая точка, нулевой провод. Свойства проводников и изоляторов. Назначение установочных, обмоточных и мотажных проводов. Виды нагревательных элементов и проводов. Принцип действия бытовых нагревательных приборов и светильников. Рациональное использование электроприборов.Устройство и принцип действия, область применения электромагнитов.Двигатели постоянного и переменного тока. Назначение, устройство и принцип действия пылесосов и стиральных машин, холодильников и швейных машин. Обслуживание оборудования для продления срока их эксплуатации. 4.Технология ведения дома. (3 ч.) Инструменты и материалы для ремонта. Выполнение ремонта оконных и дверных блоков.Сферы и отрасли современного производства.Понятия о профессии, специальности и квалификации работника. Роль профессии в жизни человека.Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии. 5.Творческий проект (5ч.) Обоснование вида и функциональных особенностей будущего изделия в соответствии с потребностями пользователя. Выявление трудностей, с которыми может встретиться ученик при выполнении проекта. Определение знаний, умений, материалов, оборудования, необходимых для выполнения проектов в 8 классе. Документальное оформление, макетирование и моделирование, дизайнерское оформление, экономическая и экологическая оценка проекта. Исследования, проводимые при разработке проекта. Цель исследования – получить информацию о том, что необходимо для выполнения проекта. Виды исследований (выявление потребностей; дизайн – анализ существующих изделий, удовлетворяющих эти потребности; определение рынка, для которого изделие предназначено; анализ необходимых материалов, оборудования, инструментов, приспособлений; анализ затрат на изготовление изделия). Использования компьютера при выполнении проектов. Учебно – тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса Учащиеся должны знать:
уметь:
Должны владеть компетенциями:
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
Учебно-методическое обеспечение: 1.Технология: программы начального и основного общего образования / [В.Д.Симонеко, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011. 2.Технология. Технический труд: 8 класс: методические рекомендации к проведению уроков / [А.П. Овчинников, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 128 с. 3.Симоненко В.Д. М. И. Технология. Технический труд : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М.; под ред. В.Д.Симоненко. - М. Вентана-Граф, 2004. - 254 е.: ил. 4.Коваленко В.И., Кулененок В.В.Обьекты труда; 7кл.:Обработка древесины и металла. Электротехнические работы: пособие для учителя..- М. :Просвещение, 1993г. Дополнительная литература: 1.Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4-8 кл. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1980. 2. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М. : Дело, 1993г. Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/ - Сайт «Фестиваль педагогических идей» (Учителям технологии) http://www.it-n.ru/ - Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.domovodstvo.fatal.ru/ Сайт «Все для учителя технологии» http://www.trudovik.narod.ru/ - Сайт «Открытый образовательный проект учителя технологии» http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/ Сайт «Для любителей мастерить и профессионалов» http://elhovka.narod.ru/html/techno.htm Сайт «Документация для учителя технологии» Календарно – тематическое планирование
|
Учебник «Технология»: Учебник для 10 классов В. Д. Симоненко Москва. «Вентана Граф» Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010 | Рабочая программа педагога Программа составлена на основе 1) Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развернутое тематическое планирование по программе... | ||
Учебник: Технология ведения дома 5 кл. (вар для дев.) Н. В. Синица,... «Технология». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.) Технология:... | Конспект урока технологии в 7 классе по теме Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010 | ||
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных... Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных школ среднего ( полного) общего образования по Технология,... | Программа: Технология: программы общеобразовательных учреждений 5-11... Программа: Технология: программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы, 8-е издание с изменениями / [Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко].... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010 | ||
Рабочая программа по технологии учителя 1 категории Ухандеевой Алевтины... Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк для 5-6 классов (Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы... | ||
Вводная часть. Организационный момент. Подготовка к занятию. Инструктаж... Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010 | Пояснительная записка Данная учебная программа ориентирована на учащихся... Программы. Математика. 5-6 классы / авт сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2009. – 64 с | ||
Рабочая программа по технологии 8-9 классы пояснительная записка В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Технология», разработчик – В. Д. Симоненко | Рабочая программа по курсу «Технология» в 8 классе Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[В. Д. Симоненко, А. А. Электов, Б. А. Гончаров и др];... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... География. 6-11 классы сост. Е. В. Овсянникова, «География России» 8-9 классы под редакцией И. И. Бариновой, В. П. Дронова М.: Дрофа,... | Жураховская В. М., Кожина О. А., Синица Н. В., Симоненко В. Д., Табурчак... Примерной программы основного (общего) образования, с учетом требований образовательного стандарта и ориентированы на работу по учебникам... |