Скачать 255.35 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л.М. ВОЛОСНИКОВА «_____» ________________ 2013 г. Психология менеджмента Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством» очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы: ___________________ Т.В. Майснер «_____» ____________ 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике «_____» _____________ 2013 г., протокол № _____. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _____ стр. Зав. кафедрой ______________ В.В. Зыков «_____» _____________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Финансово-экономического института «_____» ____________ 2013 г., протокол № _____. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК __________________ Е.С. Корчемкина «_____» _____________ 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. директора ИБЦ ___________________ Е.А. Ульянова «_____» _____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________ И.Ю. Фарафонова «_____» _____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТФинансово-экономический институтКафедра математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике Т.В. Майснер Психология менеджмента Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2013 Татьяна Викторовна Майснер. Психология менеджмента. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса очной и заочной формы Финансово-экономического института. Тюмень: ТюмГУ, 2013, 22 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО направление подготовки дипломированного специалиста 657000 Управление качеством, квалификация - инженер - менеджер. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология менеджмента [электронный вариант] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой ММИТиСУЭ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о. зав. кафедрой ММИТиСУЭ, др. соц.н., профессор В.В. Зыков ©Тюменский государственный университет, 2013 © Т.В. Майснер, 2013 СОДЕРЖАНИЕ
Подготовка специалистов в области управления в соответствии с ГОСТ ВПО включает изучение ряда дисциплин, важное место среди которых занимает психология менеджмента. Объектом изучения в данной дисциплине выступают индивиды как субъекты производственных и иных организационных отношений. Предметом, соответственно, являются психологические факторы и явления организационных процессов – такие, как: особенности групповых взаимоотношений, лидерство, власть, принятие управленческих решений, социально-психологический климат, управление конфликтами, а также психологические основы удовлетворенности работой. Таким образом, психология менеджмента исследует механизмы и способы осуществления эффективного управления. Учебный курс "Психология менеджмента" призван сформировать понимание особенностей производственных и иных организационных отношений, продемонстрировать широту применения психологических знаний в области менеджмента. Предполагается также выработать у студентов навыки социально-психологического анализа производственных отношений. Основными задачами курса являются: - определить способности и умения менеджера, обеспечивающие эффективность управления; - обозначить функции руководителя; - сформировать представление об организации как системе статусов, ролей и взаимоотношений. Последовательное решение этих задач дает студентам возможность познакомиться с актуальными проблемами психологии менеджмента и выработать собственную точку зрения по вопросам теории управления. Формы проведения занятий. Курс "Психология менеджмента" структурно включает в себя 17 лекционных часов и 34 часа практических занятий. На лекциях происходит знакомство студентов с теоретическими основами дисциплины; рассматриваются наиболее важные темы. На практических занятиях студенты овладевают комплексом методов и способов, позволяющих оптимально задействовать теоретические знания и выработать навыки осуществления управленческой деятельности. В рамках курса предполагается самостоятельная работа студентов, основной формой которой является работа с дополнительной литературой, составление конспектов статей и подготовка к практическим занятиям. В качестве промежуточного контроля используются: - защита рефератов и творческих заданий; - подбор статей по вопросам психологии менеджмента с анализом позиции авторов, составление аннотаций к статьям; - анализ систем повышения мотивации сотрудников организации; - разработка принятия управленческого решения руководителем; - разработка сценария и содержания деловой игры управленческого характера и т.д. СЕМЕСТР 8 ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: очная форма обучения – зачет, заочная форма обучения – зачет.
Тематический план для очной формы обучения Таблица 1
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля (очная форма обучения) Таблица 2
Планирование самостоятельной работы студентов (очная форма обучения) Таблица 3
Тематический план для заочной формы обучения Таблица 4
Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Таблица 5
Модуль 1 Тема 1.1. Сущность управленческой деятельности. Психология субъекта управленческой деятельности Система основных управленческих функций и их психологическое обеспечение. Целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, мотивирование, контроль в деятельности руководителя. Признаки оптимального руководства. Факторы, влияющие на выбор стиля руководителя (Стили руководства). Организационно-психологические детерминанты управления. Природа и сущность лидерства. Теории лидерства. Лидерские качества менеджера. Типология лидерства и лидеров в зависимости от их восприятия группой. Тема 1.2. Управленческое общение в деятельности руководителя. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности Общение как коммуникативная деятельность и социально-психологический механизм управления. Особенности управленческого общения. Аргументация как метод воздействия. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности: Проблемы прямой и обратной связи. Поведенческие паттерны: пассивность, агрессивность, манипулятивность, ассертивность. Психологические типы личности. Тема 1.3. Коллектив как оптимальная форма внутригруппового взаимодействия. Конфликты в системе менеджмента Виды команд и специфика их управления. Распределение ролей в команде. Социально - психологический климат в коллективе. Распределение ответственности и делегирование полномочий внутри организации. Полномочия и власть. Конфликты в группах: межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. Виды противоречий внутри предприятия. Конфликты, связанные с аспектами безопасности предприятия. Экстремальные ситуации. Неадекватный менеджмент. Личность менеджера как фактор внутренней конфликтности в организации. Этапы развития, причины возникновения. Структура, типология конфликтов. Управление конфликтами: профилактика, предупреждение, разрешение. Модуль 2 Тема 2.1. Психология воздействия и мотивация персонала. Власть. Влияние. Власть. Влияние. Феномен влияния: цели, виды, формы, средства и механизмы. Лояльность. Оптимальный вид власти для мотивирования сотрудника (мотивирование властью и руководством). Воздействие через психологические феномены (заражение, внушение, подражание). Психологический климат, стиль управления как фактор мотивации. Тема 2.2. Управление групповыми процессами и явлениями. Личность подчиненного Направляющее и побуждающее поведение руководителя (инструменты). Изменяемые параметры поведения руководителя. Готовность сотрудника к самостоятельной работе. Признаки оптимального руководства сотрудником. Тема 2.3. Психология обеспечения организационных изменений. Управление введением новшеств. Психологические барьеры при восприятии изменений. Тема 2.4. Сопротивление изменениям при внедрении менеджмента качества Причины возникновения сопротивлений. Виды сопротивления. Методы преодоление сопротивления.
Модуль 1 Тема 1.1. Сущность управленческой деятельности. Психология субъекта управленческой деятельности 1.Основные проблемы в управлении персоналом. 2.Способности к управленческой деятельности. 3.Состав управленческих способностей. 4.Диагностика и самодиагностика способностей к управленческой деятельности. 5.Самоменеджмент. 6.Основы управления временем. 7.Управление стрессом, навыки саморегуляции. Тема 1.2. Управленческое общение в деятельности руководителя. 1.Коммуникативные процессы в управленческой деятельности 2.Психотехника формирования аттракции; психологические приемы и механизмы формирования аттракции. 3. Психотехника овладения инициативой в общении. 4.Психологическая техника убеждающего воздействия. 5.Психологическая техника оказания манипулятивного воздействия. 6.Защита от манипуляций. Тема 1.3. Коллектив как оптимальная форма внутригруппового взаимодействия. Конфликты в системе менеджмента. 1.Социально-психологический климат группы. 2.Параметры оценки содержания социально-психологического климата Модуль 2 Тема 2.1. Психология воздействия и мотивация персонала. Власть. Влияние. 1.Теории управления мотивацией персонала (А. Маслоу, Дж.Адамс, Ф. Герцберг, К. Альдерфер, К. Левин, В. Врум, Э.Лок, Мак Гpeгop, Д. Маккеланд и др.). 2.Современные подходы к мотивированию и стимулированию в организациях. Тема 2.2. Управление групповыми процессами и явлениями. Личность подчиненного 1.Управление введением новшеств. 2.Психотехнический комплекс личности как субъекта общения. 3.Техника аутопсиходиагностики субъектов общения. Тема 2.3. Психология обеспечения организационных изменений. 1.Управление введением новшеств. 2.Психологические барьеры при восприятии изменений. Тема 2.4. Сопротивление изменениям при внедрении менеджмента качества 1.Диагностика причин и видов сопротивления. 2.Методы преодоление сопротивления.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины. Рекомендуется самостоятельное изучение доступной учебной и научной литературы, нормативно-технических документов, законодательства РФ. Студенты имеют возможность глубоко и всесторонне изучить теоретическую часть дисциплины и научиться применять полученные знания на практике. Основными видами самостоятельной работы являются: изучение теоретического материала, ответы на вопросы для самопроверки, выполнение практических заданий. С целью итогового контроля знаний проводится зачёт, который является заключительной формой контроля уровня знаний студента по дисциплине. Зачёт включает проведение тестирования. Задания по тестированию включают вопросы по всем разделам программы дисциплины. Допуск к зачёту проводится после выполнения практических заданий и промежуточных форм контроля: контрольных работ и тестов в соответствии с календарно-тематическим планом.
5.2 Методические указания по выполнению контрольной работы Самостоятельно изученный студентом теоретический материал оформляется в виде контрольной работы. Контрольная работа проводится с целью текущего контроля знаний. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно с учётом того, чтобы у каждого студента были разные темы. Структурными элементами контрольной работы являются: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Титульный лист является первым листом контрольной работы и служит источником информации, необходимой для обработки, хранения и поиска работы. Содержание (оглавление) включает заголовки всех разделов и параграфов с указанием их наименования и номера страницы. Введение к контрольной работе должно содержать: актуальность, новизну и практическую значимость заданной темы; цель работы; задачи, объект, пути и методы исследования. Основная часть контрольной работы включает две или три главы. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам проведённого исследования. Список использованной литературы должен включать литературу, изученную автором работы в следующей последовательности: Законы РФ, Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Думы Правительства РФ, официальные материалы Министерств и ведомств РФ; монографии, научные статьи, учебники, учебные пособия, периодические издания и другая литература. Список литературы должен содержать не менее 8 источников, оформленных в алфавитном порядке. В качестве источников литературы рекомендуется использовать информацию из периодических, научно-практических, аналитических и экспертных изданий. В списке использованной литературы указываются: фамилия, инициалы автора, наименование работы, место издания, издательство, год издания и страницы текста, относящиеся к теме работы. Оформление контрольной работы проводится согласно общепринятым требованиям. Текст контрольной работы должен быть представлен в формате А4, объёмом 10-15 страниц, с соблюдением следующих размеров полей: левое и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм. На странице должно быть 30 строк. Каждая глава, введение и заключение работы должны начинаться с новой страницы. Параграфы внутри главы отделяются друг от друга двумя пробелами. Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы указывается в правом верхнем углу. Основными критериями оценки контрольной работы являются: актуальность и экономическое обоснование проблемы, научность и логичность изложения теоретического материала, соответствие содержания контрольной работы теории и методологии исследования проблем качества, использование современных методов исследования и их результативность, связь с современным производством, наличие положительных отзывов от специалистов.
7.1 Основная литература:
7.2 Дополнительная литература: 1. Доценко Е.Л. *Психология личности. Учебное пособие. - Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 2008. 2. Практическое руководство по менеджменту: Международный опыт достижения успеха. Мн., 2009. 3. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учебное для студентов высших и средних специальных учебных заведений. 2007 Майснер Татьяна Викторовна ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения специальности 220501.65 «Управление качеством» |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Гербер Л. П., Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 220501. 65 «Управление... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... В. П. Авдеева. Основы правовой охраны интеллектуальной собственности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 220501. 65 Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Подготовка предприятия к сертификации систем менеджмента качества и охраны окружающей среды | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» О. И. Девяткова Бизнес- планирование пректа: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности. Тюмень:... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федорец Александр Анатольевич. Микро- и нанофлюидика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... |