Скачать 195.7 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт экономики и управления» (г. Пятигорск) НОУ ВПО «ИнЭУ» ____________________________________________________________________ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине Б2.Б.4 «ХИМИЯ»
г. Пятигорск, 2013 г. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине Б2.Б.4 «ХИМИЯ» составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) ВПО и с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки 230400.62 "Информационные системы и технологии". Методические указания составила: Крайнюченко И.В., кандидат химических наук, доктор филос. наук, профессор Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Эксперт (ы): Попов Валерий Петрович, доктор химических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления СКФУ, Пятигорский филиал. Рекомендовано кафедрой (Протокол № 2 « 18 » сентября 2013 г.) Зав. кафедрой: Манкиева А.В., к. полит. наук, доцент Согласовано с УМО ИнЭУ «_20__» сентября 2013 г. Одобрено УМС ИнЭУ (Протокол № 1 «_27__» __ сентября 2013 г.) СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Современную цивилизацию нельзя понять и представить без химического преобразования природных веществ, пришедшего на смену механическому преобразованию. Химизация народного хозяйства определяет его эффективность и поэтому более половины специалистов, оканчивающие высшие учебные заведения, должны владеть методами химической науки. Это очень важно ещё и потому, что человечество в ХХ1 веке должно грамотно строить свои взаимоотношения с природой, находиться с ней в коэволюции, не навредить биосфере, а следовательно и самим себе. Все вещества, которые нас окружают и, которые мы используем в своей деятельности, условно можно разделить на две большие совокупности: возникшие путём в ходе эволюции Земли и полученные искусственно, синтетически. В результате познания состава веществ, выяснения их строения, зависимости свойств от состава и строения, условий и механизмов протекания химических реакций возникла химия как наука, которая позволила не только раскрыть содержание или сущность химических процессов, но и научиться управлять синтезом новых материалов и источников энергии. Полимерные материалы, химические источники энергии были созданы в результате успехов теоретической химии. В настоящее время созданы ещё более сложные химические системы – сплавы, полупроводниковые композиции, координационные и элементоорганические соединения, биологически активные соединения и соединения, раскрывающие природу жизни. При изучении химии рассматривают четыре системы – четыре учения: о составе соединений, об их структуре, о свойствах, и о химическом процессе. Химический процесс, в свою очередь включает учение о химическом равновесии, о скоростях процессов, о механизме реакций и об элементарном химическом акте. В общей химии выделяют два раздела: химическую статику и химическую динамику. Химическая статика включает первые три системы и учение о химическом равновесии. Центральными в химической статике являются понятия «химический элемент» (абстрактное понятие) и «атом» (конкретное понятие). Основные химические формы организации вещества – атом, молекула, кристалл. Они образуют систему представления о химическом соединении. Атом в связанном состоянии находится в молекулах и в кристаллах. Центральное понятие в учении о строении – понятие «химическая связь». Ядром учения о свойствах является учение о периодичности. Центральное понятие химической динамики состоит из трёх основных подсистем: 1)учения о химическом равновесии (свободная энергия, энтальпия, энтропия, химический потенциал); 2)учение о скорости химической реакции; 3) представлений о механизме элементарного акта. 1.1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: 1. Цели и задачи дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: периодический закон и его использование в предсказании свойств элементов и соединений; химические свойства элементов ряда групп периодической системы; виды химической связи в различных типах соединений; методы описания химических равновесий в растворах электролитов; строение и свойства комплексных соединений; методы математического описания кинетики химических реакций; свойства важнейших классов органических соединений; особенности строения и свойства распространённых классов высокомолекулярных соединений; основные процессы, протекающие в электрохимических системах; процессы коррозии и методы борьбы с коррозией; особые свойства и закономерностиповедения дисперсных систем; правила безопасной работы в химической лаборатории Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам химии. Владеть: методами решения химических задач (в соответствии с изучаемыми разделами) и приёмами работы в химической лаборатории. Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих общекультурных компетенций по направлению подготовки 230.400.62 «Информационные системы и технологии»: ОК-1. владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; ОК-4. научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; ОК-5. уметь применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования; ОК-6. владеть широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий; ОК-10. использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности. Формирование профессиональных компетенций: ПК-14. использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности; ПК-18. использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в областях химической промышленности, химико-лесного комплекса. 1.2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО «Химия» (Б2. Б.4 «Информационные системы и технологии») является дисциплиной базовой части «Математического и естественнонаучного цикла» ФГОС. Содержание дисциплины «Химия» служит основой для освоения дисциплин: «Экология», «Физика». 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 2.1. Общие положения Тема выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Для студентов, у которых фамилия начинается с буквы «А» до буквы «К» варианты с 9 по 17, с букв от «Л» до «Я» - варианты с 1 по 8. 2.2. Задания для выполнения контрольных работ Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Вариант 7.
Вариант 8. 1. Свойства оксидов и гидроксидов щелочных и щелочноземельных металлов. Объясните причину амфотерности аналогичных соединений алюминия. Приведите примеры соответствующих реакций. 2. Комплексные соединения Вариант 9.
Вариант 10.
Вариант 11.
Вариант 12.
Вариант 13.
Вариант 14.
Вариант 15.
Вариант 16.
Вариант 17.
2.3. Порядок выполнения, проверки и оценки контрольных работСтуденты выполняют контрольные работы согласно учебному плану и сдают их на проверку в установленное вузом время, но не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии. Работы студентов регистрируются в деканате в Журнале регистрации контрольных работ, который оформляется специалистом деканата по каждой дисциплине. Специалист деканата при регистрации поступивших на проверку работ указывает на каждой работе регистрационный номер и дату получения, после чего передает их на проверку на соответствующие кафедры. Проверка контрольных работ преподавателем - одна из основных форм руководства самостоятельной работой студентов, средство контроля выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала в объеме, установленном программой учебной дисциплины. В процессе проверки выявляются типичные ошибки, а также разделы учебной дисциплины, вызывающие затруднения у студентов. Срок проверки работ преподавателем - не более 10 дней. Проверка контрольной работы осуществляется в следующем порядке: - выявление и исправление ошибок; - оценивание преподавателем контрольной работы, признанной удовлетворительной, словом «зачтено»; признанной неудовлетворительной, - «незачтено». В соответствии с Положением об организации учебного процесса с использованием балльно - рейтинговой системы комплексной оценки знаний студентов, рассмотренным, одобренным решением Ученого совета НОУ ВПО «ИнЭУ» (Протокол № 1 от 31.08.2012 г.) и утвержденным ректором института, основной формой контроля результатов обучения в процессе освоения дисциплины (модуля) студентами заочной формы обучения является письменная контрольная работа. Критерии оценки результатов выполнения заданий контрольной работы определяются заранее и зависят от особенностей конкретной дисциплины (модуля): Таблица 1 - Рейтинговая система оценки контрольной работы*
* определяется преподавателем самостоятельно Таблица 2 - Рейтинговая система оценки освоения дисциплины (модуля) (выходной рейтинг – экзамен/зачет-)
** Научный рейтинг - составная часть общего рейтинга дисциплины модуля, представляет собой оценку результатов самостоятельного выполнения студентом индивидуальных творческих работ различных уровней сложности. Научная работа может включать: - различные элементы поисковых и аналитических исследований; - подготовку научных сообщений для семинарских занятий с обсуждением результатов и их подтверждением в письменном виде (эссе, доклад до 5 стр.); - самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов дисциплин (модуля), подготовку рефератов (не менее 10 стр.); - участие в научных конференциях, индивидуальных и групповых презентациях, другие виды творческой работы, устанавливаемые рабочей программой дисциплины. Студент должен иметь возможность сам выбрать уровень сложности творческого задания, успешное выполнение которого добавит к его рейтингу определенное, заранее известное число баллов. Таблица 3 - Основные критерии оценки контрольной работы
Проверяя (рецензируя) полученную работу, преподаватель должен отметить каждую ошибку и неточность, разъяснить в краткой форме на полях, в чем заключается ошибка. При проверке расчетного задания необходимо указать более рациональный и короткий путь решения задачи; уточнить и исправить не вполне точные формулировки; подчеркнуть все замеченные орфографические и стилистические ошибки. Рецензирование контрольных работ является одной из основных форм руководства и контроля за самостоятельной работой студентов заочной формы обучения в экзаменационный период. Если работа выполнена студентом не в соответствии с вариантом, не по установленным кафедрой указаниям или несамостоятельно, то она возвращается студенту. В этом случае преподаватель в устной или письменной форме объясняет студенту причины возвращения. Студент должен быть ознакомлен с результатами проверки контрольной работы до сдачи соответствующего экзамена (зачета). Информацию об итогах проверки контрольной работы студенты получают на кафедре самостоятельно в межсессионный период. Контрольная работа возвращается студенту для полной или частичной ее переработки в случаях, когда имеющиеся в тексте ошибки и недостатки таковы, что могут препятствовать выставлению положительной оценки («зачтено»). При этом необходимо четко сформулировать все требования, которые должен выполнить студент для успешного выполнения контрольного задания. При повторном рецензировании преподаватель должен проверить, учтены ли его требования и замечания. Если нет, тогда работа вновь возвращается студенту на доработку. Успешное выполнение контрольной работы - непременное условие допуска студента к сдаче экзамена (зачета) по соответствующей дисциплине. Возвращая неудовлетворительную контрольную работу для полной или частичной переработки, преподаватель обязан конкретно и четко сформулировать все требования, которые должен выполнить студент. Преподаватель может принять на проверку контрольные работы, выполненные за пределами установленных сроков, в том числе и во время сессии. В этом случае преподаватель проводит устное разъяснение недостатков и достоинств контрольной работы непосредственно во время приема контрольной работы. Если в процессе рецензирования преподаватель установит, что работа выполнена студентом не самостоятельно, то она не зачитывается и возвращается ему, с одновременной выдачей нового индивидуального задания. По окончании экзамена (зачета) преподаватель лично возвращает контрольные работы на соответствующую кафедру. Контрольные работы студентов-заочников хранятся по курсам и дисциплинам на соответствующих кафедрах в течение экзаменационной сессии, по истечении срока хранения подлежат списанию по акту и уничтожению. Контроль сроков проверки контрольных работ, а также разработка методических указаний для выполнения контрольных работ по отдельным дисциплинам возлагается на заведующего соответствующей кафедрой. Вопросы качества проверки контрольных работ студентов-заочников должны периодически обсуждаться на заседании кафедры. 3. Вопросы для самоконтроля по дисциплине «ХИМИЯ»
4. Список рекомендуемой литературы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Основная литература
4.2. Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: 1.http://depositfiles|files |6 exhb5bo8 Никольский А.Б., Суворов А.В.Химия. Учебник для Вузов. Юрайт, 2012. 2. ЭБС «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru 3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.Лекционные и практические занятия: проектор, системный блок. 2.Лабораторные занятия:
|
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине в. 8 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине Б. 3 Д. В. 4 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “ Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических... | Методические указания по изучению дисциплины, написанию рефератОВ,... Аудит: метод указания по изучению дисциплины, написанию рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ / Новосиб гос аграр ун-т... | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Социология » Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности... |