Скачать 240.75 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт экономики и управления» (г. Пятигорск) НОУ ВПО «ИнЭУ» ____________________________________________________________________ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине Б1.Б.2 «ФИЛОСОФИЯ»
г. Пятигорск, 2013 г. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине Б1.Б.2 «ФИЛОСОФИЯ» составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) ВПО и с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки 034000 «Конфликтология». Методические указания составили: Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Крайнюченко Ирина Васильевна, доктор философских наук, профессор. Эксперт: Мулляр Л.А., д. филос. наук, доцент, кафедра социальных и политических дисциплин. Северо - Кавказский институт (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Рекомендовано кафедрой (Протокол № 2 « 18 » сентября 2013 г.) Зав. кафедрой: Манкиева Аза Вахидовна, кандидат политических наук, доцент. Согласовано с УМО ИнЭУ «_20__» сентября 2013 г. Одобрено УМС ИнЭУ (Протокол № 1 «_27__» __ сентября 2013 г.) СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Каждый человек, независимо от своей будущей профессии и места жизни, нуждается в обретении способности мыслить свободно и судить критично, корректно и адекватно формулировать высказывания, т.е. философствовать. Философия не является строго охраняемой территорией. Философия нацеливает студентов на осмысление философии как формы общественного сознания, на познание истории философского мышления как методической основы анализа природы, общества и человеческого мышления. Не навязывая готовых схем и решений, философия побуждает студентов к духовной независимости и свободе, способствует формированию высокой культуры мышления и чувств, усиливает присущие каждому человеку способности суждения морального, эстетического просто житейского, а также ориентации в быстроменяющемся и все более многообразном мире. Специфика способа бытия (деятельности) современного человека связана с постулированием им некоторых целостностей. С одной стороны, человек-существо, постулирующее эти целостности, и они во многом определяют его дальнейшее поведение в любой его деятельности, будь то экономика, наука или образование. С другой стороны, объемлющий характер этих целостностей не позволяет применить к их анализу научные методы, поскольку любая наука занимается изучением каких-то их фрагментов. Философия же центрирует свое внимание на анализе этих целостностей как таковых, и, следовательно, специфика ее деятельности, особенности ее языка и методов исследования, в конечном итоге, определяются спецификой объектов ее изучения.
Целью освоения дисциплины является достижение следующих позиций: Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития. Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений. Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера. знания: на уровне представлений:
на уровне воспроизведения:
выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; выработка навыков критического восприятия и оценки источников информации; на уровне понимания:
умения: теоретические
практические
навыки:
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций по направлению подготовки 034000 «Конфликтология». Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК-1. владеть научным мировоззрением, обладать культурой мышления, способность к восприятию, анализу обобщению информации постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения; ОК-2. знать основные законы и особенности развития природы, общества и человека, понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы; ОК-4. анализировать социально-значимые процессы и проблемы, уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОК-7. уметь обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Философия» (Б1.Б.2 - «Конфликтология») является дисциплиной базовой части «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» дисциплин ФГОС. Содержание дисциплины «Философия» является логическим продолжением содержания дисциплин: «История», «Социология», «Логика». «Политология» и служит основой для освоения дисциплины «Психология». 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 2.1. Общие положения Цели и задачи контрольной работы. Приблизить студентов к завершению понимания предмета философии и роли философии в истории человеческой культуры. Ответы на вопросы контрольной работы предполагают:
4. Знание взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; - сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности, природы, культуры; - условий формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к самому себе; - эстетических ценностей, их роли в творчестве и повседневной жизни; - историчности человеческого бытия, многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса, аксиологического измерения истории;
5. Понимание роли науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности и ее исторических типов, структуры и эволюции форм и методов научного познания, соотношения науки и техники и связанных с ними современных социальных 6. Ознакомление с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции. Контрольная работа содержит два вопроса, на которые необходимо дать развёрнутые ответы по каждой, из существующих на этот счёт концепций при использовании рекомендуемых учебников, учебных пособий и интернет ресурса. В конце работы необходимо привести список используемой литературы. Контрольная работа может быть выполнена как в тетради (письменно), так и набрана (распечатана) на компьютере. 2.2. Задания для выполнения контрольных работ Тема выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Для студентов, у которых фамилия начинается с буквы «А» до буквы «К» варианты с 11 по 20, с букв от «Л» до «Я» - варианты с 1 по 10. Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Вариант 7.
Вариант 8.
Вариант 9.
Вариант 10.
Вариант 11.
Вариант 12.
Вариант 13.
Тема 14. 1. Основные идеи философии экзистенционализма, его разновидности (религиозная и атеистическая). 2. «Философия психоанализа» З.Фрейда. Вариант 15.
Вариант 16.
Вариант 17.
Вариант 18.
Вариант 19.
Вариант 20.
2. Роль личности в истории. 2.3. Порядок выполнения, проверки и оценки контрольных работСтуденты выполняют контрольные работы согласно учебному плану и сдают их на проверку в установленное вузом время, но не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии. Работы студентов регистрируются в деканате в Журнале регистрации контрольных работ, который оформляется специалистом деканата по каждой дисциплине. Специалист деканата при регистрации поступивших на проверку работ указывает на каждой работе регистрационный номер и дату получения, после чего передает их на проверку на соответствующие кафедры. Проверка контрольных работ преподавателем - одна из основных форм руководства самостоятельной работой студентов, средство контроля выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала в объеме, установленном программой учебной дисциплины. В процессе проверки выявляются типичные ошибки, а также разделы учебной дисциплины, вызывающие затруднения у студентов. Срок проверки работ преподавателем - не более 10 дней. Проверка контрольной работы осуществляется в следующем порядке: - выявление и исправление ошибок; - оценивание преподавателем контрольной работы, признанной удовлетворительной, словом «зачтено»; признанной неудовлетворительной, - «незачтено». В соответствии с Положением об организации учебного процесса с использованием балльно - рейтинговой системы комплексной оценки знаний студентов, рассмотренным, одобренным решением Ученого совета НОУ ВПО «ИнЭУ» (Протокол № 1 от 31.08.2012 г.) и утвержденным ректором института, основной формой контроля результатов обучения в процессе освоения дисциплины (модуля) студентами заочной формы обучения является письменная контрольная работа. Критерии оценки результатов выполнения заданий контрольной работы определяются заранее и зависят от особенностей конкретной дисциплины (модуля): Таблица 1 - Рейтинговая система оценки контрольной работы*
* определяется преподавателем самостоятельно Таблица 2 - Рейтинговая система оценки освоения дисциплины (модуля) (выходной рейтинг – экзамен/зачет-)
** Научный рейтинг - составная часть общего рейтинга дисциплины модуля, представляет собой оценку результатов самостоятельного выполнения студентом индивидуальных творческих работ различных уровней сложности. Научная работа может включать: - различные элементы поисковых и аналитических исследований; - подготовку научных сообщений для семинарских занятий с обсуждением результатов и их подтверждением в письменном виде (эссе, доклад до 5 стр.); - самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов дисциплин (модуля), подготовку рефератов (не менее 10 стр.); - участие в научных конференциях, индивидуальных и групповых презентациях, другие виды творческой работы, устанавливаемые рабочей программой дисциплины. Студент должен иметь возможность сам выбрать уровень сложности творческого задания, успешное выполнение которого добавит к его рейтингу определенное, заранее известное число баллов. Таблица 3 - Основные критерии оценки контрольной работы
Проверяя (рецензируя) полученную работу, преподаватель должен отметить каждую ошибку и неточность, разъяснить в краткой форме на полях, в чем заключается ошибка. При проверке расчетного задания необходимо указать более рациональный и короткий путь решения задачи; уточнить и исправить не вполне точные формулировки; подчеркнуть все замеченные орфографические и стилистические ошибки. Рецензирование контрольных работ является одной из основных форм руководства и контроля за самостоятельной работой студентов заочной формы обучения в экзаменационный период. Если работа выполнена студентом не в соответствии с вариантом, не по установленным кафедрой указаниям или несамостоятельно, то она возвращается студенту. В этом случае преподаватель в устной или письменной форме объясняет студенту причины возвращения. Студент должен быть ознакомлен с результатами проверки контрольной работы до сдачи соответствующего экзамена (зачета). Информацию об итогах проверки контрольной работы студенты получают на кафедре самостоятельно в межсессионный период. Контрольная работа возвращается студенту для полной или частичной ее переработки в случаях, когда имеющиеся в тексте ошибки и недостатки таковы, что могут препятствовать выставлению положительной оценки («зачтено»). При этом необходимо четко сформулировать все требования, которые должен выполнить студент для успешного выполнения контрольного задания. При повторном рецензировании преподаватель должен проверить, учтены ли его требования и замечания. Если нет, тогда работа вновь возвращается студенту на доработку. Успешное выполнение контрольной работы - непременное условие допуска студента к сдаче экзамена (зачета) по соответствующей дисциплине. Возвращая неудовлетворительную контрольную работу для полной или частичной переработки, преподаватель обязан конкретно и четко сформулировать все требования, которые должен выполнить студент. Преподаватель может принять на проверку контрольные работы, выполненные за пределами установленных сроков, в том числе и во время сессии. В этом случае преподаватель проводит устное разъяснение недостатков и достоинств контрольной работы непосредственно во время приема контрольной работы. Если в процессе рецензирования преподаватель установит, что работа выполнена студентом не самостоятельно, то она не зачитывается и возвращается ему, с одновременной выдачей нового индивидуального задания. По окончании экзамена (зачета) преподаватель лично возвращает контрольные работы на соответствующую кафедру. Контрольные работы студентов-заочников хранятся по курсам и дисциплинам на соответствующих кафедрах в течение экзаменационной сессии, по истечении срока хранения подлежат списанию по акту и уничтожению. Контроль сроков проверки контрольных работ, а также разработка методических указаний для выполнения контрольных работ по отдельным дисциплинам возлагается на заведующего соответствующей кафедрой. Вопросы качества проверки контрольных работ студентов-заочников должны периодически обсуждаться на заседании кафедры. 3. Вопросы для самоконтроля по дисциплине «Философия»
4. Список рекомендуемой литературы Основная литература: 1.Философия, учебник. Спиркин А.Г. Изд. Юрайт, 2012. 2.Философия под ред. Лавриненко В.Н., 5-е изд., .Юрайт, 2012 3.Основы философии: Учеб. Для вузов/ под ред. Ерыгина А.Н.,2-е изд. «Дашков и К.», 2008 4.Философия: учеб. пособие для бакалавров. Светлов В. – Гриф. –СПб. Питер, 2011. Дополнительная литература:5.Философия: Учебное пособие для ВУЗов./Под редакцией проф. В.П, Кохановского – ИЗД. 9-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 576 с- (Высшее образование). 6.Кант, И. Метафизика нравов: В 2 частях: И. Кант ; пер. с нем., примеч. С. Я. Шейнман-Топштейн ; пер. Ц. Г. Арзаканьян- М.: Мир книги, 2007. 7.Ксенофонт,Сократические сочинения: Ксенофонт ; пер. с др.-греч.; вступ. ст. и примеч. С. Соболевский- М.: Мир книги, 2007. 8.Спиноза, Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье: пер. Г. А. Паперн ; примеч. А. А. Храмков- М.: Мир книги, 2007. 9. Лукреций, Тит Кар О природе вещей: поэма/ Тит Кар Лукреций ; пер. с лат. Ф. Петровского ; вступ. ст. и коммент. Т. Васильевой- М.: Мир книги, 2006. 10.Бердяев, Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии): Н. А. Бердяев ; вступ. ст. С. Чумаков- М.: Мир книги, 2006. 11.Плутарх,Застольные беседы: Плутарх ; пер. с др.-греч. Я. Боровский ; вступ. ст. А. Лосев ; коммент.: И. Ковалева, О. Левинская- М.: Мир книги, 2007. 12.Маркс, К. К критике гегелевской философии права: К. Маркс; пер. с фр. и нем.; вступ. ст.: Л. Аксельрод, С. Булгакова- М.: Мир книги, 2007. 13.Платон,Диалоги; Сочинения платоновской школы: Платон ; пер. с древнегреч. С. Я. Шейнман-Топштейн ; вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи- М.: Мир книги, 2007. 14.Светлов, В.А. История научного метода: учеб. пособие/ В. А. Светлов- М.: Академический Проект, 2008. 15.Челпанов, Г.И. Введение в философию. С приложением вопросника и конспективного обзора истории философии: Г. И. Челпанов- М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 16.Философия: учебник/ В. Н. Лавриненко [и др.] ; ред. В. Н. Лавриненко- М.: ЮРАЙТ, 2009. 17.Диоген Лаэртский,О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов: Диоген Лаэртский ; Мысль, 1986. 18.Россел, Б. История западной философии: науч. изд./ Б. Россел- Ростов н/Д: Феникс, 2002. 19.Утопический социализм в России: хрестоматия/ сост.: А. И. Володин, Б. М. Шахматов ; ред. А. И. Володин- М.: Политиздат, 1985. 20.Философия: учебник/ А. В. Аполлонов [и др.] ; ред.: А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин- М.: Проспект, 2011 Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: 1. http://www.holism.narod.ru 2. ЭБС «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru 3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ |
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине Б. 3 Д. В. 4 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине в. 8 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “ Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических... | ||
Методические указания по изучению дисциплины, написанию рефератОВ,... Аудит: метод указания по изучению дисциплины, написанию рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ / Новосиб гос аграр ун-т... | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 4 «химия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Социология » Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности... |