Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология»





Скачать 177.67 Kb.
НазваниеМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология»
Дата публикации02.11.2014
Размер177.67 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Экономика > Методические указания
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт экономики и управления» (г. Пятигорск)
НОУ ВПО «ИнЭУ»

____________________________________________________________________

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин





«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_____________________/Андреева Р.С./

(Протокол № 1 от «27» сентября 2013 г.)

инэу

Методические указания по написанию контрольных работ

по дисциплине
«Б2.Б.2 «ЭКОЛОГИЯ»

Направление подготовки

100.100.62 "Сервис"




Квалификация (степень) выпускника

бакалавр




Профиль подготовки бакалавра

"Социально-культурный сервис"





Форма обучения

заочная




Факультет

экономический




Кафедра-разработчик

рабочей программы

гуманитарных и социально-экономических дисциплин



г. Пятигорск, 2013 г.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «ЭКОЛОГИЯ» составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) ВПО и с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки

100.100.62 "Сервис"
Методические указания составили:
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Крайнюченко И.В., кандидат химических наук, доктор философских наук, профессор.


Эксперт (ы):

  1. Попов Валерий Петрович, доктор химических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления СКФУ, Пятигорский филиал.

.


Рекомендовано кафедрой (Протокол № 2 « 18 » сентября 2013 г.)
Зав. кафедрой: Манкиева А.В., кандидат политических наук, доцент.

Согласовано с УМО ИнЭУ «_20__» сентября 2013 г.


Одобрено УМС ИнЭУ (Протокол № 1 «_27__» __ сентября 2013 г.)





СОДЕРЖАНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………..

4

1.1. Цели освоения дисциплины ………………………………………………………….

4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП ………………………………………………

4

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………………………

5

2.1. Общие положения ………………………………………………………………….....

5

2.2. Задания для выполнения контрольных работ.............................................................

5

2.3. Порядок выполнения, проверки и оценки контрольных работ ……………………


5

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экология» .............................................................................

9

4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………..

9


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Экология – это наука о связях, поддерживающих устойчивость жизни в окружающей среде. Жизнь – самое сложное явление в окружающем нас мире. Ее изучает множество наук, складывающихся в совокупности в дифференцированную и многоплановую систему биологии. Однако и достижения многих других, не биологических наук (например, механики, оптики, коллоидной химии, физической географии и т. д.) вносят свой вклад в понимание жизни. Экология в этой многоликой системе знания о природе занимает свое, особое место. В центре ее внимания не только биологические объекты, но и те условия, которые необходимы для их существования. Поэтому экология, имея корни в биологии, вторгается и в другие области знания, пытаясь постичь законы взаимодействия живых и неживых систем. Как отдельная наука экология начала оформляться всего около полутора столетий назад и прошла бурный путь развития, в течение которого способствовала формированию представлений о сложности и вместе с тем упорядоченности организации жизни на Земле.

Экологическое мышление становится необходимым для решения самых насущных задач нашей жизни. В связи с этим современная экология далеко вышла за рамки чисто академической учебной дисциплины. Необходимость экологического и природоохранительного обучения и воспитания подрастающего поколения очевидна. В международной сфере работают специальные комиссии ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие организации, задачей которых является пропаганда и внедрение экологических подходов в разные сферы практической деятельности человека. Основная цель международных усилий – предотвратить грозящий человечеству экологический кризис и, используя экологические законы, обеспечить коэволюцию природы и общества.



    1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования:

знания:

на уровне представлений:

  • экосистемы, организационно-правовые средства охраны окружающей среды;

на уровне воспроизведения:

  • методы ресурсосбережения;

на уровне понимания:

  • принципы рационального природопользования.

умения:

теоретические

  • методы ресурсосбережения;

практические

  • использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;

  • применять методы защиты окружающей среды в профессиональной деятельности;

навыки:

  • владение методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду в процессе сервисной деятельности.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

Общекультурных

ОК-1. Способность владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

ОК-2. Использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

ОК-3. Применять меры по сохранению и защите экосистемы входе общественной и профессиональной деятельности.

ОК-4. Владеть основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

ОК-16. Самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развитие социальных и профессиональных компетенций, сохранение своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования.

ОК-17. Обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, уметь логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь.

Профессиональных

ПК-3. Готовность к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Экология» (Б2.Б.2 - «Сервис») является дисциплиной базовой части «Математического и естественнонаучного цикла» дисциплин ФГОС.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: «безопасность жизнедеятельности», «социология», «экономическая и социальная география мира», «философия» и служит основой для освоения дисциплин: «организация труда», «концепции современного естествознания».


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. Общие положения

Тема выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.

Для студентов, у которых фамилия начинается с буквы «А» до буквы «К» варианты с 9 по 17, с букв от «Л» до «Я» - варианты с 1 по 8.
2.2. Задания для выполнения контрольных работ.
Вариант 1.

  1. Проблемы роковой черты.

  2. В.И.Вернадский. Учение о живом веществе. Учение о геобиосфере и ноосфере.

Вариант 2.

  1. Геобиосфера и её составляющие.

2 .Законы развития биосистем.

Вариант 3.

  1. Стратегия разумного поведения.

  1. Потоки энергии в геобиосфере.

Вариант 4.

  1. Устойчивость экосистем. Законы развития.

  2. Экологическая паспортизация предприятий.

Вариант 5.

  1. Мониторинг состояния окружающей среды.

  2. Технологическая деятельность человека и окружающая среда.

Вариант 6.

  1. Природосберегающие технологии.

  2. Потоки вещества в геобиосфере.

Вариант 7.

  1. Методология экологической экспертизы проектов.

  2. Система потребностей человека и экологическое равновесие.

Вариант 8.

  1. Вероятность экологической катастрофы в биосфере.

  2. Основные принципы и понятия экологии.

Вариант 9.

  1. Концепция коэволюции природы и общества.

  2. Принципы гармонизации отношений человека и природы.

Вариант 10.

  1. Основные законы экологии.

  2. Эволюция биосферы.

Вариант 11.

  1. НТР и глобальный экологический кризис.

  2. Тенденции экологизации науки.

Вариант 12.

  1. Пути выхода из экологического кризиса.

  2. Международные экологические организации.

Вариант 13.

  1. Природные ресурсы и их оценка.

  2. Экологические проблемы гидросферы.

Вариант 14.

  1. Экологические проблемы атмосферы.

  2. Экологические проблемы литосферы.

Вариант 15.

  1. Глобальные экологические проблемы.

  2. Экологический мониторинг.

Вариант 16.

  1. Особо охраняемые территории и объекты.

  2. Способы предотвращения экологических катастроф.

Вариант 17.

  1. Экологическое законодательство РФ и его эффективность.

  2. Научно-технический прогресс с позиции экологии.


В общие положения следует включить:

- цели и задачи контрольной работы;

- структуру контрольной работы;

- требования к оформлению контрольных работ.







2.3. Порядок выполнения, проверки и оценки контрольных работ



Студенты выполняют контрольные работы согласно учебному плану и сдают их на проверку в установленное вузом время, но не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии.

Работы студентов регистрируются в деканате в Журнале регистрации контрольных работ, который оформляется специалистом деканата по каждой дисциплине.

Специалист деканата при регистрации поступивших на проверку работ указывает на каждой работе регистрационный номер и дату получения, после чего передает их на проверку на соответствующие кафедры.

Проверка контрольных работ преподавателем - одна из основных форм руководства самостоятельной работой студентов, средство контроля выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала в объеме, установленном программой учебной дисциплины. В процессе проверки выявляются типичные ошибки, а также разделы учебной дисциплины, вызывающие затруднения у студентов. Срок проверки работ преподавателем - не более 10 дней.

Проверка контрольной работы осуществляется в следующем порядке:

- выявление и исправление ошибок;

- оценивание преподавателем контрольной работы, признанной удовлетворительной, словом «зачтено»; признанной неудовлетворительной, - «незачтено».

В соответствии с Положением об организации учебного процесса с использованием балльно - рейтинговой системы комплексной оценки знаний студентов, рассмотренным, одобренным решением Ученого совета НОУ ВПО «ИнЭУ» (Протокол № 1 от 31.08.2012 г.) и утвержденным ректором института,

основной формой контроля результатов обучения в процессе освоения дисциплины (модуля) студентами заочной формы обучения является письменная контрольная работа.

Критерии оценки результатов выполнения заданий контрольной работы определяются заранее и зависят от особенностей конкретной дисциплины (модуля):

Таблица 1 - Рейтинговая система оценки контрольной работы*


Виды работ

Макс. кол-во баллов

20 баллов

Кол-во баллов по видам работ

1

Самостоятельная работа (письменная контрольная работа)

1 задание – 5

2 задание – 5

3 задание – 5

2

Оформление работы и умение искать необходимую информацию (литература)

5


* определяется преподавателем самостоятельно
Таблица 2 - Рейтинговая система оценки освоения дисциплины (модуля) (выходной рейтинг – экзамен/зачет-)




Вид работы




Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости (экзамен)

100 баллов

Виды работ

Кол-во баллов по видам работ

1

Посещаемость студентов

10

2

Аудиторные работы

20

3

Самостоятельная работа (письменная контрольная работа, реферат/эссе/письменные домашние работы и др.)

20

4

Научный рейтинг **

10

5

Итоговый контроль / экзамен/зачет (в зависимости от кол-ва вопросов в билете, например 2 вопроса)

40 (20+20)


** Научный рейтинг - составная часть общего рейтинга дисциплины модуля, представляет собой оценку результатов самостоятельного выполнения студентом индивидуальных творческих работ различных уровней сложности. Научная работа может включать:

- различные элементы поисковых и аналитических исследований;

- подготовку научных сообщений для семинарских занятий с обсуждением результатов и их подтверждением в письменном виде (эссе, доклад до 5 стр.);

- самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов дисциплин (модуля), подготовку рефератов (не менее 10 стр.);

- участие в научных конференциях, индивидуальных и групповых презентациях, другие виды творческой работы, устанавливаемые рабочей программой дисциплины.

Студент должен иметь возможность сам выбрать уровень сложности творческого задания, успешное выполнение которого добавит к его рейтингу определенное, заранее известное число баллов.
Таблица 3 - Основные критерии оценки контрольной работы




Критерии оценки отчетов по прохождению практики

баллы

1

«Незачтено»

от 0 до 10 баллов

2

«Зачтено»

от 11 до 20 баллов

3

Итоговый рейтинг контрольной работы

20


Проверяя (рецензируя) полученную работу, преподаватель должен отметить каждую ошибку и неточность, разъяснить в краткой форме на полях, в чем заключается ошибка. При проверке расчетного задания необходимо указать более рациональный и короткий путь решения задачи; уточнить и исправить не вполне точные формулировки; подчеркнуть все замеченные орфографические и стилистические ошибки.

Рецензирование контрольных работ является одной из основных форм руководства и контроля за самостоятельной работой студентов заочной формы обучения в экзаменационный период.

Если работа выполнена студентом не в соответствии с вариантом, не по установленным кафедрой указаниям или несамостоятельно, то она возвращается студенту. В этом случае преподаватель в устной или письменной форме объясняет студенту причины возвращения.

Студент должен быть ознакомлен с результатами проверки контрольной работы до сдачи соответствующего экзамена (зачета). Информацию об итогах проверки контрольной работы студенты получают на кафедре самостоятельно в межсессионный период.

Контрольная работа возвращается студенту для полной или частичной ее переработки в случаях, когда имеющиеся в тексте ошибки и недостатки таковы, что могут препятствовать выставлению положительной оценки («зачтено»). При этом необходимо четко сформулировать все требования, которые должен выполнить студент для успешного выполнения контрольного задания. При повторном рецензировании преподаватель должен проверить, учтены ли его требования и замечания. Если нет, тогда работа вновь возвращается студенту на доработку.

Успешное выполнение контрольной работы - непременное условие допуска студента к сдаче экзамена (зачета) по соответствующей дисциплине.

Возвращая неудовлетворительную контрольную работу для полной или частичной переработки, преподаватель обязан конкретно и четко сформулировать все требования, которые должен выполнить студент.

Преподаватель может принять на проверку контрольные работы, выполненные за пределами установленных сроков, в том числе и во время сессии. В этом случае преподаватель проводит устное разъяснение недостатков и достоинств контрольной работы непосредственно во время приема контрольной работы.

Если в процессе рецензирования преподаватель установит, что работа выполнена студентом не самостоятельно, то она не зачитывается и возвращается ему, с одновременной выдачей нового индивидуального задания.

По окончании экзамена (зачета) преподаватель лично возвращает контрольные работы на соответствующую кафедру. Контрольные работы студентов-заочников хранятся по курсам и дисциплинам на соответствующих кафедрах в течение экзаменационной сессии, по истечении срока хранения подлежат списанию по акту и уничтожению.

Контроль сроков проверки контрольных работ, а также разработка методических указаний для выполнения контрольных работ по отдельным дисциплинам возлагается на заведующего соответствующей кафедрой. Вопросы качества проверки контрольных работ студентов-заочников должны периодически обсуждаться на заседании кафедры.





3. Вопросы для самоконтроля по дисциплине «Экология»

  1. Взаимодействие живого с окружающей средой.

  2. Структура и функции экосистем.

  3. Человек и его особенности взаимодействия со средой обитания.

  4. Энергия в экологических системах.

  5. Проблема роковой черты.

  6. Пути выхода из грядущей экологической катастрофы.

  7. Состояние воды и атмосферы.

  8. Состояние почвы и лесов.

  9. Прогноз экологических изменений на XXI век.

  10. Системный подход к экологии.

  11. Элементы биосферы.

  12. Понятие экосистемы, биогеоценоза.

  13. Законы существования экосистем.

  14. Продуценты, редуценты, консументы – звенья саморегулирующейся системы.

  15. Понятие экологической ниши.

  16. Пищевые цепи в биосистеме.

  17. Энергетические цепи в биосистеме.

  18. Законы последовательности развития - сукцессия.

  19. Коэволюция в системе хищник-жертва.

  20. Экологический паспорт предприятия.

  21. Мониторинг состояния окружающей среды.

  22. Виды ресурсов.

  23. Законы и принципы экологии.

  24. Эволюция биосферы и концепция ноосферы. Учение В.И. Вернадского.

  25. Человек и животное: сходства и различия.

  26. Взаимодействие с природой и эволюция человека и общества.

  27. Экологический кризис: реальные угрозы и потенциальные опасности.

  28. Экологические проблемы атмосферы.

  29. Экологические проблемы гидросферы.

  30. Экологические проблемы биосферы.

  31. Экологические факторы, угрожающие жизни и здоровью человека. Гигиеническое нормирование.

  32. Живое и неживое: сравнительная характеристика.

  33. Научно-технический прогресс с позиций экологии.

  34. Особо охраняемые природные территории.

  35. Способы предотвращения экологических катастроф.

  36. Экологическое законодательство РФ и его эффективность.

  37. Международное сотрудничество в области экологии.

  38. Экологический мониторинг.

  39. Экологическая экспертиза проектов.

  40. Экологический бизнес и рынок.

  41. Возможно ли сохранение биосферы в естественном состоянии?

  42. Развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий. Повышение уровня образования. Создание «оазисов» с искусственной биосферой, «конструирование» искусственных биоценозов.

  43. Стремление к объединению человечества в единую, но разнообразную социальную подсистему.

  44. Развитие генной инженерии как средства коррекции генофонда человека и создания искусственных биоценозов.

  45. Стремление использовать наиболее распространённые во Вселенной материалы (водород, керамику, кремний и т.п.).

  46. «Выселение» техносферы в космическое пространство.

  47. Перспективы изучения и освоения Солнечной системы.

  48. Разработка технологии защиты от космических катаклизмов.

  49. Развитие международного экологического сотрудничества.

  50. Антропогенное загрязнение.

  51. Изъятие ресурсов и загрязнение среды.

  52. Модель ядерной зимы. Гонка вооружений. Война.

  53. Топливно-энергетические комплексы (ТЭК).

  54. Металлургический комплекс. Химический. Транспортно-дорожный. Коммунально-бытовой. Строительный. Пищевая промышленность.

  55. Эволюционный взгляд на биологические корни происхождения человека.

  56. Основные закономерности эволюции живой природы.

  57. Адаптивные свойства живых систем и технологии выживания. Сравнительный анализ технологий выживания человека и животных.

  58. Генезис человека и окружающая среда.

  59. Стратегия разумного поведения.

  60. Экологический подход к потребностям человека.



4. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература:
1. Шилов И.А. Экология, учебник, 7-ое издание, Москва, Юрайт, 2012.

2. Бродский А.К. Экология, учебник для бакалавров, Москва, Кнорус, 2012.

3. Тотай А.В. (редакция), Экология, учебное пособие, Москва, Юрайт, 2012.

4.Ашихмина Т.Я.(редакция), Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие, 3-е издание, Москва, Академический проект, 2006.

4.2.Дополнительная литература:
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития: Учебное пособие. -М.: Вс. Экон. Акад., 1994.-312 с.

2. Вернадский В.И. Я верю в силу свободной мысли. Новый мир, 1989, №12, с. 206-216.

3. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006, - 509 с.

4. Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002. – 312 с.

5. Кормилицин В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. М.: Интерстиль, 1997, 367 с.

6. Крупская С.Г. Человек и окружающая природная среда / Институт экономики и управления г. Пятигорск. – Пятигорск, 2005. – 101 с.

7. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Эволюция. Основы экологии. М.: Московский музей, 2007, - 101 с.

8. Моисеев Н.Н. Экология и образование. - М.: ЮНИСАМ, 1996. - 192 с.

9. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. – 3- е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.: ил.

10. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: МНЭПУ, 1993, - 262 с.

11. Реймерс Н.Ф. Экология. - М.: Россия молодая, 1994, - 367 с.

12. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружение - М.: Наука, 1897 г. - 339 с.

13. Лапин В.Л., Попов В.М. Основы экологических знаний инженера. - М.: Экология, 1996, - 176 с.

14. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде; в 3-х т. Пер. с англ. М.: «Прогресс - Панагея», «Галактика», 1994, 1996.

15. Моисеев И. Экология человека глазами математика: М.: Молодая гвардия, 1988, - 167 с.

16. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и

природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 1995, - 528 с.

.

5.3. Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:

1. http://www.holism.narod.ru

2. ЭБС «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Лекционные занятия:

    1. проектор, системный блок;

    2. и т.п.

  1. Лабораторные занятия:

  1. аналитические весы;

  2. сушильный шкаф;

  3. колбонагреватель;

  4. водяная баня;

  5. электроплитки;

  6. термометры, пинцеты, зажимы, щипцы, штативы.

  7. химическая посуда: чашки Петри, цилиндры, мерные колбы, часовые стёкла, кварцевые чашки, пробирки, стеклянные трубки, кюветы.

  8. Химические реактивы: 30% серная кислота, перманганат калия, универсальная индикаторная бумага; 8% соляная кислота, стрептоцид, оксафенамид, гидрокарбонат натрия, физиологический раствор; фильтровальная бумага;



  1. Практические занятия

    1. проектор, системный блок;

    2. и т.п.

  2. Прочее

    1. рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине в. 8
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине Б. 3 Д. В. 4
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических...
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по изучению дисциплины, написанию рефератОВ,...
Аудит: метод указания по изучению дисциплины, написанию рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ / Новосиб гос аграр ун-т...
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Социология »
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Философия»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 4 «химия»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине « Б. 2 «экология» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск