| министерство образования и науки рф
| федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет»
| УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
| УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
_______________________
(наименование кафедры)
______________________
(институт/факультет)
___________ И.О. Фамилия
«___» ____________ 20___ г. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки:
050400 Психолого-педагогическое образование
050400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль
Профиль: Психология образования (4 года)
Профиль: Филологическое образование (4 года)
2 профиля: Математика и Информатика (5 лет)
2 профиля: Информатика и Иностранный (английский) язык(5 лет)
2 профиля: Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык (5 лет)
2 профиля: Русский язык и Литература (5 лет)
Степень выпускника:
Бакалавр
Форма обучения – очная
Куйбышев 2013 СОСТАВИТЕЛЬ: Шишкин Василий Архипович, кандидат филос. наук, доцент
(И.О.Ф., учёная степень, звание, должность, подпись) РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры педагогики
(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)
СОГЛАСОВАНО Декан/директор ________________________ ___________________
(подпись) (Ф.И.О) Начальник УМУ (УМАиД): _______________ __________________
(подпись) (Ф.И.О) Директор библиотеки _________________ ___________________________
(подпись) (Ф.И.О)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономика образовательного учреждения входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Современная профессиональная подготовка включает в себя экономические основы деятельности образовательного учреждения в условиях рыночных отношений. Учитель школы, начального и среднего профессионального образования должен уметь четко ориентироваться как в основах преподавания своей дисциплины, так и в экономической эффективности своей деятельности; оценивать происходящие экономические процессы в отрасли образования, эффективно заниматься педагогической деятельностью и уметь оценивать ее результаты.
Основные задачи курса:
изучение сущности и содержания, методов организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в современных условиях;
систематизация знаний студентов о современной системе финансирования сферы образования и внедрения нового финансового механизма;
расширение представлений студентов об основах предпринимательства в сфере образования и его особенностях с учетом типа государственного образовательного учреждения;
- развитие у студентов самостоятельных навыков и суждений, познавательных и аналитических умений, необходимых для успешного овладения курсом в целом. Данный курс связан с изучением следующих дисциплин: социально-экономической - «Основы экономики», общепрофессиональных - «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Менеджмент».
После изучения дисциплины «Экономика образования» студент должен знать особенности функционирования сферы образования и науки, принципы и формы современных методов управления этой сферы, должен показать знания, соответствующие программе бакалавриата направления «Педагогическое образование» по дисциплине «Экономика образования»
Место дисциплины ООП бакалавриата.
Дисциплина «Экономика образования» относится к вариативному компоненту цикла Профессиональных дисциплин по направлению: 050400.62 Психолого-педагогическое образование, 050100.62 Педагогическое образование (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.
Курс «Экономика образования» призван раскрыть будущему бакалавру некоторые социально-экономические особенности сферы образования: рынок образовательных услуг и проблемы ценообразования; организацию оплаты труда работников образования; налогообложение и финансирование образовательных учреждений; основы бухгалтерского учета в сфере образования и другие аспекты. Содержание курса посвящено рассмотрению современного состояния экономической ситуации в системе образования, анализу перспектив, влияющих на экономическое положение образовательных учреждений (ОУ), особенностей рынка образовательных услуг и региональных проблем столичного образования.
Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке курсовых работ и дипломной работы, выполнении научных студенческих работ.
Дисциплина изучается в 4 семестре
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Направление подготовки:
050400.62 Психолого-педагогическое образование
Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-4, ОК-5, ОК-4, ОК-7 (таблица 1).
Таблица 1. Требования к результатам освоения программы Формируемые компетенции
| Дескрипторы
| ОК-4 – готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| Знать: методологию исследований экономического развития.
Уметь: применять экономические знания в организации деятельности образовательных учреждений разных типов и форм собственности
Владеть: способами экономической организации образовательного процесса на основе полученных знаний о функционировании образовательных учреждений.
| ОК-5 - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами
| Знать: нормы литературного языка
Уметь: вести полемику и дискуссию
Владеть: навыками логически верно выстраивать устную и письменную речь
| ОК-7 - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества
| Знать: основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации
Уметь: применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации для решения учебных и профессиональных задач.
Владеть: навыками получения, хранения, переработки информации
|
050100.62 Педагогическое образование
Профиль: Филологическое образование (4 года)
Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-6, ОК-13, ОК -16, ОПК-2, ОПК-3 (таблица 2).
Таблица 2. Требования к результатам освоения программы Формируемые компетенции
| Дескрипторы
| ОК-1 – владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| Знать: эволюцию развития научных концепции и методов исследования в естественных науках.
Уметь: использовать современные научные концепции и методы естествознания с учетом особенностей их действия в общественных практике и науках.
Владеть: набором примеров и методов для показа межпредметных связей в развитии естествознания и общественных процессов.
| ОК-6 - способен логически верно выстраивать устную и письменную речь
| Знать: основные способы переработки и структурирования информации научного и профессионального содержания
Уметь: логически верно выстраивать устную и письменную речь
Владеть: навыками структурирования и корректного изложения в устной и письменной форме информации научного и профессионального содержания
| ОК-13 - готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| Знать: основные понятия образовательного права;
основные законодательные и нормативные акты в области образования;
Уметь: использовать полученные знания в образовательной практике; решать задачи управления учебным процессом на уровне образовательного учреждения и его подразделений;
анализировать нормативные правовые акты в области образования и выявлять возможные противоречия;
Владеть:
– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;
–навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля.
| ОК-16 - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики
| Знать: основы организации публичного выступления.
Уметь: использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики
Владеть: навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики
| ОПК-2 - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| Знать: основные закономерности образовательного процесса в целях решения профессиональных задач.
Уметь: изучать профессионально-педагогический опыт, обобщать и оценивать его результаты; ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, связанные с обучением и воспитанием учащихся различных возрастных групп.
Владеть: пониманием социальной значимости своей будущей профессии.
| ОПК-3 - владеет основами речевой профессиональной культуры
| Знать: основы речевой профессиональной культуры..
Уметь: отбирать и структурировать научную информацию для публичного выступления.
Владеть: навыками устной публичной и письменной речи, навыками работы с научными текстами.
|
Направление подготовки:
050100.62 Педагогическое образование
2 профиля: Русский язык и Литература (5 лет)
2 профиля: Информатика и Иностранный (английский) язык (5 лет)
2 профиля: Математика и Информатика (5 лет)
2 профиля: Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык (5 лет)
Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-6, ОК -16, ОПК-2, ОПК-3 (таблица 3).
Таблица 3. Требования к результатам освоения программы Формируемые компетенции
| Дескрипторы
| ОК-1 - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| Знать: эволюцию развития научных концепции и методов исследования в естественных науках.
Уметь: использовать современные научные концепции и методы естествознания с учетом особенностей их действия в общественных практике и науках.
Владеть: набором примеров и методов для показа межпредметных связей в развитии естествознания и общественных процессов.
| ОК-6 - способность логически верно выстраивать устную и письменную речь
| Знать: основные способы переработки и структурирования информации научного и профессионального содержания
Уметь: логически верно выстраивать устную и письменную речь
Владеть: навыками структурирования и корректного изложения в устной и письменной форме информации научного и профессионального содержания
| ОК-16 - способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики
| Знать: основы организации публичного выступления.
Уметь: использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики
Владеть: навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики
| ОПК-2 - способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| Знать: основные закономерности образовательного процесса в целях решения профессиональных задач.
Уметь: изучать профессионально-педагогический опыт, обобщать и оценивать его результаты; ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, связанные с обучением и воспитанием учащихся различных возрастных групп.
Владеть: пониманием социальной значимости своей будущей профессии.
| ОПК-3 - владение основами речевой профессиональной культуры
| Знать: основы речевой профессиональной культуры..
Уметь: отбирать и структурировать научную информацию для публичного выступления.
Владеть: навыками устной публичной и письменной речи, навыками работы с научными текстами.
| СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема 1. Вводный курс. Общая характеристика системы образования РФ
Введение в курс. Образование как сложный социально-экономический организм. Законодательные основы функционирования сферы образования Российской Федерации. Направления развития законодательной сферы образования. Понятие сферы образования, образовательного процесса, образовательной организации. Экономическая функция образования: влияние на развитие производительных сил страны, повышение эффективности общественного труда, воспроизводство специалистов в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Особенности образовательного учреждения как вида некоммерческой организации. Автономия образовательных учреждений: понятие, экономическое содержание.
|