Концепции, включенные в супертест по экономике
(9 класс)
Часть 1. ВВЕДЕНИЕ. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
| КОНЦЕПЦИЯ ПОНЯТИЯ (термины)
| УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
|
1. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
| Экономика: наука и хозяйство.
Микроэкономика и макроэкономика.
Экономическая теория и прикладная экономика.
Прикладные экономические дисциплины.
| Знать особенности предмета экономической науки;
иметь представления об экономике как хозяйственной системе;
понимать, что изучает теоретическая экономика;
разделять микро - и макроэкономические проблемы, проблемы экономической теории и прикладной экономики;
выделять и анализировать фундаментальные проблемы экономики.
| 2. ОГРАНИЧЕННОСТЬ И ВЫБОР, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ
|
Потребности и их относительная неограниченность.
Ограниченность ресурсов по сравнению с потребностями.
Проблема выбора.
Компромиссный (конкурентный) выбор. Альтернативная стоимость (альтернативные затраты).
Кривая производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей.
Стимулы и рациональное поведение. Выгоды и затраты. Свобода выбора.
| Формулировать основные потребности человека;
доказывать безграничный характер потребностей, понимать, в чем суть проблемы ограниченности ресурсов и почему она имеет относительный характер;.
понимать, что означает рациональное поведение человека и каковы его признаки;
пояснять неизбежность выбора в условиях ограниченных ресурсов;
знать понятие альтернативной стоимости и использовать принцип альтернативной стоимости для объяснения экономического выбора; иллюстрировать примерами из окружающей жизни;
строить график КПВ по шкале альтернатив; объяснять принципы, лежащие в ее основе;
использовать график для нахождения альтернативной стоимости увеличения производства одного из товаров;
используя график КПВ, находить точки для эффективного и неэффективного производства, точки объемов производства, невозможного при заданном количестве и качестве ресурсов;
установить влияние возрастающих альтернативных затрат на форму КПВ;
знать факторы, вызывающие сдвиги КПВ;
иллюстрировать сдвиги КПВ на графике.
|
3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА).
| Свободные и экономические блага.
Производственные ресурсы (факторы производства): трудовые ресурсы (труд), природные ресурсы (земля), капитальные ресурсы (капитал) и предпринимательство.
Доходы на факторы производства (факторные доходы, плата за пользование ресурсами): заработная плата, рента, процент и прибыль.
| Выделять из всех видов ресурсов те, которые относятся к факторам производства;
знать классификацию факторов производства;
знать виды доходов, получаемых собственниками факторов производства.
| 4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ
| Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Кто получит результаты?
| Формулировать три основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система.
|
5. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
| Традиционная экономика.
Рыночная экономика.
Централизованная (командная) экономика.
Смешанная экономика.
Натуральное и товарное хозяйство.
Мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства.
Собственность, виды собственности: частная, общественная, государственная.
Решение основных задач экономики в различных системах.
| Выделять основные признаки экономической системы и на их основе анализировать экономические системы;
видеть различия в способах решения фундаментальных экономических проблем, стоящих перед каждой системой;
знать преимущества и недостатки каждой системы;
понимать, что в чистом виде основные виды систем, как правило, не встречаются;
понимать, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать;
приводить примеры различных решений одних и тех же проблем в разных экономических системах.
| 6. ОБМЕН. ПОНЯТИЕ РЫНКА.
| Значение специализации и обмена. Взаимовыгодность добровольного обмена. Формы обмена.
Торговля, бартер. Понятие рынка.
| Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
знать определение рынка; условия возникновения рынка (разделение труда, специализация, обмен, торговля);
знать, основные признаки рыночной системы хозяйствования;
уяснить принципы и стимулы развития, свойственные рынку;
знать функции рынка;
понимать роль ценового механизма и конкуренции в рыночной экономике;
уяснить, каким образом ценовой механизм и конкуренция решают фундаментальные проблемы экономической организации общества;
раскрыть преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования.
|
Часть 2. МИКРОЭКОНОМИКА
| 7. СПРОС
| Спрос. Величина спроса.
Шкала спроса, кривая спроса.
Закон спроса.
Взаимосвязанные (заменяющие и дополняющие) товары и услуги.
Факторы, формирующие спрос: предпочтения потребителей, доход, ситуации на рынках взаимосвязанных товаров, ожидания покупателей.
Изменение величины спроса и изменение спроса.
Индивидуальный и рыночный спрос.
| Раскрыть понятия «спрос», «индивидуальный спрос», характеристики спроса;
уметь формулировать закон спроса;
понимать функциональную зависимость величины спроса от цены;
знать способы задания функции спроса;
читать и строить шкалу и график на условных примерах;
знать факторы, формирующие спрос;
объяснять различие между понятиями «спрос» и «величина спроса», иллюстрировать это на примерах;
различать и определять факторы, воздействующие на изменение величины спроса и на изменение спроса;
определять направления смещения кривой спроса при его изменениях;
демонстрировать на графике сдвиг кривой спроса и изменение величины спроса;
строить кривую и шкалу рыночного спроса на основании данных об индивидуальном спросе.
|
8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
|
Предложение.
Величина предложения.
Шкала предложения, кривая предложения.
Закон предложения.
Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства, стоимость производства, норма прибыли, налоги и дотации, технология, ожидания продавцов.
Изменение величины предложения и изменение предложения.
Индивидуальное и рыночное предложение.
|
раскрыть понятия «предложение», «индивидуальное предложение», характеристики предложения;
понимать функциональную зависимость величины предложения от цены;
знать способы задания функции предложения, читать и строить шкалу и график на условных примерах;
знать факторы, формирующие предложение;
объяснять различие между понятиями «предложение » и «величина предложения», иллюстрировать это на примерах;
различать и определять факторы, воздействующие на изменение величины предложения и на изменение предложения;
определять направления смещения кривой предложения при его изменениях;
уметь формулировать закон предложения; обосновывать действие закона, понимать , как определяются границы расширения производства;
понимать, какую роль играет увеличение затрат на производство при принятии продавцом решения об изменении величины предложения;
демонстрировать на графике сдвиг кривой предложения и изменение величины предложения;
раскрыть понятие рыночного предложения;
строить кривую и шкалу рыночного предложения на основании данных об индивидуальном предложении.
|
9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Объем продаж. Выручка. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество. Фиксированные цены. Рыночный механизм. Регулирующая функция цен. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг.
| Находить равновесную цену и равновесное количество;
анализировать изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и/или предложения;
вычислять выручку;
анализировать последствия установления фиксированной цены;
применять на практике сведения об изменениях цен, спроса и предложения на рынках взаимосвязанных товаров и услуг;
объяснять действие рыночного механизма на конкретных примерах;
рассчитывать величину избытка и дефицита аналитически и графически.
| |