Основы языкознания





Скачать 354.3 Kb.
НазваниеОсновы языкознания
страница1/2
Дата публикации23.11.2014
Размер354.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2


НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Направление:

035700 Лингвистика

Профиль:

Перевод и переводоведение
Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Санкт-Петербург

2012

Основы языкознания: рабочая программа / авт.-сост. П.А.Семенов – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 28 с.

Утверждена на заседании кафедры лингвистики и перевода,

протокол № 2 от 11.09.2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 2 от 17 октября 2012 г.

Автор-составитель:

П. А. Семенов, доктор филологических наук, доцент



Рецензент:

И.А. Малышева, доктор филологических наук, профессор



1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Основы языкознания» является первым в системе методологических языковедческих дисциплин и выполняет две основные задачи: сформировать у студентов лингвистическое мировоззрение и вооружить их необходимым терминологическим и методическим инструментарием для изучения других предметов лингвистического цикла. Курс, таким образом, является пропедевтическим.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Основы языкознания» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Русский язык», «Иностранный язык». Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла: «Русский язык и культура речи», дисциплин базовой части профессионального цикла: «Практический курс 1 иностранного языка», «Практический курс 2 иностранного языка», дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Основы теории 1 иностранного языка», «Теория перевода», «Основы теории перевода 2 иностранного языка», «практический курс перевода 1 иностранного языка», «практический курс перевода 2 иностранного языка», «Домашнее чтение», «Практикум по устному и письменному переводу», «Профессиональный тренинг переводчика», а также для последующего прохождения учебно-производственной (переводческой) практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

ПК-1 – владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей;

ПК-3 – владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия);

ПК-4 – владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями;

ПК-36 – умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики, и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;

ПК-37 – умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;

ПК-38 – умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности;

ПК-39 – владеет основами современной информационной и библиографической культуры;

ПК- 40 – умеет выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту;

ПК-41 – владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования;

ПК–42 – обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования.

Наряду с этим, в процессе освоения данной дисциплины студент, в комплексе с другими дисциплинами Образовательной Программы, овладевает следующими общими компетенциями:

ОК-1 – ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;

ОК-2 – руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;

ОК-3 – обладает навыками социальной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;

ОК-4 – обладает готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлению уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений;

ОК-5 – обладает осознанием гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию.

ОК-7 – владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи;

ОК-11 – стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития;

ОК-12 – понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- цели и задачи науки о языке;

- иметь представление о месте языка в ряду культурно значимых средств коммуникации и особых чертах вербальной коммуникации;

- понимать связь истории общества и истории языка;

- иметь представление о билингвизме и языковых контактах;

- знать классификации языков;

- иметь представление о языке как системе знаков, уровнях языковой системы и их единицах;

- быть знакомым с основными понятиями теории текста;

- понимать принципы межличностной и массовой коммуникации и речевого воздействия;

- понимать связь проблем, задач и методов лингвистики с семиотикой, логикой, психологией, биологией и другими науками;

- иметь представление о современном строении лингвистики, задачах и методах ее разделов и ответвлений;

- иметь представление о соотношении языка и культуры, взаимовлиянии языков и культур;
Уметь:

- классифицировать языковые единицы;

- характеризовать уровни языка;

- анализировать языковые явления;

Владеть методами коммуникативного анализа единиц языковой системы, интерпретации текста;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Данная дисциплина читается на первом курсе в первом и втором семестре и рассчитана на 72 часа аудиторных занятий. Изучение курса осуществляется в следующих формах: лекции (36 ч.), семинарские занятия (36 ч.) и самостоятельная работа студентов (36 ч.). Лекционный курс читается на русском языке; его главной задачей является ознакомление студентов с основными вопросами современной лингвистики. Семинарские занятия призваны проверить степень усвоения студентами узловых вопросов лекционного курса, проконтролировать знание лингвистической терминологии, обсудить важнейшие теоретические проблемы современной лингвистики. Самостоятельная работа включает чтение и конспектирование учебной и теоретической литературы, подготовку докладов и сообщений по законспектированным источникам.


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2







Аудиторные занятия (всего)

72

36

36







В том числе:
















Лекции

36

18

18







Семинары

36

18

18







Самостоятельная работа (всего)

72

36

36







В том числе:
















Подготовка к семинарским занятиям

52

36

20







Реферат

20




16







Вид промежуточной аттестации




зач.

экз.







Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144

72

72







4

2

2







(Виды учебной работы указываются в соответствии)

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Язык как предмет и объект языкознания


1.Минимальное рабочее определение языка: важнейшее средство человеческого общения. Речемыслительная функция – главная функция языка. Общественный характер языка. Язык и другие средства общения.

2.Знаковый характер языка: понятие о знаке, языковом знаке, семиотике (семиологии). Взгляды Ф. де Соссюра на знаковый характер языка, их критика.

3. Язык и мышление: взгляды «коммуникативистов» и «менталистов» на соотношение этих категорий; В. фон Гумбольдт и А. А. Потебня на соотношение языка и мышления.

4. Язык и речь: понятие о языке и речи. Противопоставления языка и речи как общего и единичного, кода и текста, сущности и явления. Точки зрения В. фон Гумбольдта, Ф. де Соссюра, Л. В. Щербы, А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура, Т. П. Ломтева на соотношение категорий «язык» и «речь».

5.Функции языка: речемыслительная, апеллятивная, экспрессивная, магическая, фатическая, эстетическая, аккумулятивная, метаязыковая, этноидентифицирующая и этноконсолидирующая.

2.

Языкознание как наука

1.Понятие о предмете и объекте языкознания. Языкознание общее и частное.

2.Языкознание и филология: понятие о филологии; языкознание как отрасль филологии; другие филологические дисциплины, их связь с языкознанием.

3.Разделы языкознания.

4.Внутренняя и внешняя лингвистики, их взаимосвязь. Взгляды Ф. де Соссюра на соотношение внутренней и внешней лингвистик, их критика. Разделы внутренней и внешней лингвистики.

5.Связь языкознания с другими науками.

3.

Краткий очерк истории языкознания


1.Античное языкознание: становление филологии, языкознание («грамматическое искусство») в составе филологии; понимание «грамматического искусства» александрийскими филологами; структура античных грамматик; античная риторика; важнейшие сочинения по грамматике и риторике.

2.Языкознание Средних веков и эпохи Возрождения: филология в Средние века; грамматика и риторика в составе «тривиума»; начало разложения филологии и обособления ее отдельных отраслей в эпоху Возрождения.

3.Языкознание Нового и Новейшего времени: выделение языкознания в самостоятельную науку; открытие сравнительно-исторического метода – главное событие в истории языкознания. А. Шлейхер о соотношении языкознания и филологии. Ф. де Соссюр и структуралисты о предмете языкознания; кризис структурализма и необходимость новой интеграции языкознания с филологией.

4.

Язык как системно-структурное образование


1.Понятие о системе и структуре.

2.Единицы языка: воспроизводимость как главное свойство единицы языка. Основные единицы языка: фонема, морфема, слово, предложение; их минимальные определения.

3.Уровни языка. Понятие об уровне. Основные уровни: фонемный, морфемный, лексический и синтаксический. Понятие о промежуточных уровнях и неосновных единицах языка (слог, ударение, интонация, фразеологизм, словосочетание).

4.Внутриуровневые и межуровневые отношения: понятие о внутриуровневых (синтагматических и парадигматических) и межуровневых (иерархических) отношениях. И. А. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, Ф. де Соссюр и Л. Ельмслев о типах отношений между языковыми единицами.

5.Синтагматические отношения: понятие о синтагме и синтагматических отношениях; виды синтагм; примеры проявления синтагматических отношений на разных уровнях.

6.Парадигматические отношения: понятия о парадигме и парадигматических отношениях; виды парадигм; примеры проявления парадигматических отношений на разных уровнях.

7.Современные теории языковой системности: инвентарно-таксономические, структурные и функциональные.

5.

Слово и его значение


1.Проблема определения слова: сложность слова как лингвистической единицы; понятие о фонетическом, графическом, морфологическом и синтаксическом слове. Основные классы словесных знаков. Лингвистическая реальность слова. А. И. Смирницкий о проблемах отдельности и тождества слова.

2.Лингвофилософское понимание сущности слова и проблемы значения: «фюсей» и «тесей»; Платон и Аристотель; стоики; номиналисты, реалисты, концептуалисты.

3.Лексическое значение: теории лексического значения (предметная, понятийная, вербоцентрическая), их оценка; слово и понятие; семантический треугольник: денотативное, сигнификативное и референтное значения слова.

4.Грамматическое значение: понятие о грамматическом значении; отличия грамматического значения от лексического.

5.Части речи и члены предложения: понятие о частях речи и членах предложения, соотношение между ними; принципы классификации частей речи; классификация членов предложения.

6.Деривационное (словообразовательное) значение: понятие о деривационном значении и словообразовательном типе (модели); два проявления деривационного значения (на уровне производного слова и на уровне модели); отличия деривационного значения от лексического и грамматического.

7.Стилистическое значение: понятие о стилистическом значении (коннотации); типы коннотаций; отношение стилистического значения к лексическому.

6.

Методы языкознания

1.Синхрония и диахрония: понятие о синхронии и диахронии. Критика точки зрения Ф. де Соссюра на соотношение синхронии и диахронии. Б. де Куртенэ и Пражская школа о соотношении синхронии и диахронии.

2.Методы синхронного изучения языка: описательный, структурные, сопоставительно-типологический; инструментальные и экспериментальные методы.

3.Методы диахронического изучения языка: сравнительно-исторический, внутренней реконструкции, историко-сравнительный, лингвогеографический (метод исторической интерпретации изоглосс), метод диахронической стилистики.

7.

Классификации языков


1.Генеалогическая классификация языков: понятие о генеалогической классификации; генеалогическое древо индоевропейских языков А. Шлейхера; ностратическая гипотеза В. М. Иллича-Свитыча; теории моногенеза и полигенеза; современное состояние генеалогической классификации.

2.Типологическая классификация языков: понятие о типологической классификации; основания типологической классификации: понятия о синтетическом и аналитическом способах выражения грамматического значения, об агглютинации и фузии; типологические схемы братьев Шлегелей, В. фон Гумбольдта, А. Шлейхера; синтаксическая типология языков И. И. Мещанинова; современное состояние типологической классификации.

3.Культурно-исторические классификации языков: понятие о культурно-исторической классификации и культурно-историческом типе языка. Н. А. Мещерский об особенности языков восточно-средиземноморского культурного ареала. Понятие о языковом союзе; Н. С. Трубецкой о языковых союзах; ареальная лингвистика; социально-историческая типология языков: родоплеменные языки, языки народностей, национальные языки.

8.

Происхождение языка


1.Сущность проблемы происхождения языка: понятие о глоттогенезе, антропогенезе, социогенезе, ментогенезе.

2.Основные гипотезы происхождения языка: креационистская (логосическая), гипотезы звукоподражания, междометий, трудовых выкриков, гипотеза социального договора, ономатопоэтическая гипотеза; трудовая гипотеза, ее эвристические преимущества.

3.Научные подтверждения эволюционной теории: данные зоопсихологии, нейрофизиологии, онтолингвистики, этнологии и палеоантропологии.

4.Этапы антропогенеза: питекантроп, неандерталец, кроманьонец.

5.Особенности первобытного мышления: мифологический характер, эмоциональность и аффективность, наглядно-действенный характер, господство метонимии, умозаключения по аналогии и др.

6.Особенности «первоязыка» человечества.

7.Теории моногенеза и полигенеза.

9.

Эволюция языка

1.Понятие об эволюции языка и ее формах: эволюция и революция; формы эволюции: изменение, развитие, деградация, совершенствование языка.

2.Внутренние и внешние факторы эволюции.

3.Вопрос о причинности языковых изменений; решение вопроса представителями разных направлений философии и языкознания: философский рационализм, ранние компаративисты, В. фон Гумбольдт, младограмматики, плюралистические концепции ХХ в. (М. Граммон и др.), эволюционистские концепции советского языкознания (Е. Д. Поливанов, Т. П. Ломтев, Л. В. Щерба и др.); структуралистские эволюционные теории.

4.Фонетические законы и морфологическая аналогия: понятие о фонетических законах и морфологической аналогии; тезис младограмматиков о непреложности фонетических законов; исследование морфологической аналогии в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, В. А. Богородицкого, В. К. Журавлева и др.

5.Основные тенденции в развитии языка: закон разрушения исходного синкретизма, закон абстрагирования, закон аналогии.

6.Стадиальные теории развития языка: теории ранних компаративистов, А. Шлейхера, стадиальная теория Н. Я. Марра; современное состояние теории стадиальности.

7.История языка и компаративистика. Этапы развития компаративистики


10.

Письменность и литературный язык


1.Этапы развития письма: пиктография, логография, идеография, силлабография, фонемография.

2.Графика: понятие о графике, графеме, графической системе, алфавите; принципы графики: фонематический, силлабический, идеографический.

3.Орфография: понятие об орфографии и орфограмме; типы орфограмм; принципы орфографии; транскрипция и транслитерация.

4.Пунктуация: понятие о пунктуации и пунктограмме; принципы пунктуации: логический, интонационный, синтаксический.

5.Литературный язык: понятие о литературном языке, просторечии, диалектах; диалекты территориальные (народные говоры) и социальные (жаргоны); отличительные особенности литературного языка: обработанность, наличие письменной формы, нормированность, стилистическая дифференцированность.

6.Нормы литературного языка: понятие о норме; признаки нормы; норма и кодификация; скрытая кодификация; норма и узус; функции нормы; пуризм и антинормализаторство; виды норм: орфографические, пунктуационные, орфоэпические (произносительные и акцентологические), словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), лексические, стилистические.

7.Стили литературного языка: понятие о стиле; критерии выделения стилей; стили языка и стили речи.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8,9

10

1.

Основы теории 1-го иностранного языка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Теория перевода; Основы теории перевода 1-го иностранного языка и 2-го иностранного языка










+

+

+

+




+

3.

Практический курс 1-го иностранного языка и 2-го иностранного языка










+

+

+

+




+

4.

Практический курс перевода 1-го иностранного языка и второго иностранного языка










+

+

+

+




+

5.

Русский язык и культура речи










+

+

+

+




+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

1.

Язык как предмет и объект языкознания

4







4

4

12

2.

Языкознание как наука

4







4

4

12

3.

Краткий очерк истории языкознания

4







4

4

12

4.

Язык как системно-структурное образование

4







4

4

12

5.

Слово и его значение

4







4

4

12

6.

Методы языкознания

4







4

4

12

7.

Классификации языков

4







4

4

12

8.

Происхождение языка

4







4

4

12

9.

Эволюция языка

2







2

2

6

10.

Письменность и литературный язык

2







2

2

6




Всего

36







36

72

144


6. Лабораторный практикум

Учебным планом не предусмотрено.
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Учебным планом не предусмотрено.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Литература

а) основная

1. Даниленко В. Л. Общее языкознание и история языкознания [Электронный ресурс]: курс лекций / В. Л. Даниленко. - М.: Флинта: Наука, 2009. – 271 с. // ЭБС "Книгафонд". – Режим доступа: http://www.knigafund.ru

2. Камчатнов А.М. Введение в языкознание: учеб. пособие / А.М. Камчатнов. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 230 с. // ЭБС "Книгафонд". – Режим доступа: http://www.knigafund.ru
в) дополнительная

1. Актуальные проблемы современной лингвистики [Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост. Л. Н. Чурилина. М.: Флинта: Наука, 2011. 412 с. // ЭБС "Книгафонд". Режим доступа: http://www.knigafund.ru

в) вспомогательная

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1969. 608 с.

  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность: монография / А.А. Леонтьев. М.: Книга, 2007. 216 с.

  3. Немченко В. Н. Основы языкознания: учебник для вузов / В.Н. Немченко. М.: Дрофа , 2008. 703 с.

  4. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений: учеб. пособие / С.Г Шулежкова. М.: Флинта: Наука, 2006. 408 с.

  5. История советского языкознания. Хрестоматия / сост. Ф. М. Березин. М.: Высшая школа, 1979. 223 с.

  6. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Советская энциклопедия, 1998. 685 с.


8.2. Программное обеспечение

  1. MS Office Word

  2. MS Office Power Point

  3. MS Office Excel


8.3. Иные информационные источники

Базы данных:

  1. Автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС), ИРБИС 64 (Электронный каталог, созданный библиотекой СПб ИВЭСЭП)

  2. «Консультант плюс» программа информационной поддержки Российской науки и образования

  3. ЭБС «Книгафонд» (Электронная библиотека) ООО «Центр цифровой дистрибуции»

  4. «Гарант» информационно-правовое обеспечение


Информационно-справочные системы:

http://gramota.ru

http://expresspublishing.ru

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Мультимедийное оборудование

2. Раздаточный материал, комплект контрольно-измерительных материалов
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
I. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы языкознания iconГрафик мониторинга образовательного процесса по дисциплине «Введение...
Цели и задачи языкознания. Объект и предмет исследования. Структура лингвистики. Основные отрасли языкознания. Связь языкознания...
Основы языкознания iconКафедра общего языкознания
Цель Чтений – осмысление новых направлений развития классической филологии и общего языкознания в контексте становления и развития...
Основы языкознания iconПопова Зинаида Даниловна Стернин Иосиф Абрамович
Когнитивная лингвистика прочно заняла свое место в парадигме концепций современного мирового языкознания. Именно ее возникновение...
Основы языкознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Необходимым условием обучения данному ом является успешное освоение модулей: Основы языкознания, Современный русский язык
Основы языкознания iconЛингвокультурные и функциональные основы формирования терминологии...
Работа выполнена на кафедре общего и славяно-русского языкознания гоу впо «Кубанский государственный университет»
Основы языкознания iconКафедра русского языкознания и коммуникативных технологий Уважаемые коллеги!
Кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (Украина)
Основы языкознания iconМетодические рекомендации для выполнения курсовых работ по дисциплине «Основы языкознания»
Курсовая работа – это самостоятельно написанная научная работа, которая демонстрирует умение студента анализировать а научную литературу,...
Основы языкознания iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 16. Русский язык с основами...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Основы языкознания iconДроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный...
«Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской...
Основы языкознания iconРабочая учебная программа дисциплины Теоретические основы курса английского...
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Основы языкознания iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Основы языкознания iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Основы языкознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
Основы языкознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Основы языкознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Основы языкознания iconТема: Двусоставные предложения (8 класс)
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск