Скачать 0.58 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук СОЦИОЛОГИЯ Методическое пособие для студентов дистанционной формы обучения экономических специальностей Тюмень 2009 Методические рекомендации разработаны: старшим преподавателем кафедры “Соцально-экономических наук” Гончаренко Ольгой Николаевной Утверждено на заседании кафедры “Социально- экономических наук” Протокол № ____ от _________________2009 г. Утверждено УМК ТГСХА Протокол № _______от _____________________ ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин, изучаемых в средней и высшей школе. Важное место среди последних занимает социология, как наука об обществе в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, правовых или нравственных нормах, так не может он рассчитывать и на успешность своих действий без определенных знаний о социальный среде, в которой он живет, без знания тех скрытых сил, которые определяют поступки и действия людей в различных общественных ситуациях. Социология - это своеобразная анатомия и физиология общества в различных его срезах и проявлениях, позволяющая выявить его нормальные и патологические состояния и предлагающая определенные средства преодоления последних. Неудивительно, что в прошлом социология зачастую понималась как социальная гигиена. Изучение социологии связано прежде всего с составлением общего представления о ней, как об особой науке, с выделением ее предмета и метода; с ее соотношением с другими науками и прежде всего с философией ; с выявлением основных элементов, из которых складывается система социологического знания; установлением основных этапов ее развития ; знакомством с основными социологическими теориями и с эмпирическими основами прикладной социологии и их обработкой. Существенной и необходимой формой изучения курса является самостоятельная работа студентов дистанционной формы обучения. Она включает в себя: 1. работу с обязательной учебной, справочной и дополнительной литературой; 2. подготовку и выполнение контрольной работы по курсу (в виде реферата). Цель данного методического пособия - помочь изучающим курс социологии выбрать нужное направление в самостоятельной работе: во-первых, сориентировать в массе учебной, научной и научно-популярной литературы, т.к. особенность социологического материала, подверженного быстрым изменениям, не позволяет останавливаться на хрестоматийной форме и заставляет искать истину в становящемся виде. во-вторых, научить студентов правильно составлять и оформлять реферативный материал. Название тем рефератов и методическое руководство для написания реферата дано в приложении № 1 к данному учебному пособию. Приложение № 2 - это словарь важнейших социологических понятий и терминов, так как без знания специальной социологической терминологии не только не возможно познавать основы науки, но и вести грамотную беседу на семинарских занятиях. Автор желает счастливого пути на стезе поиска, усвоения и анализа научной социологической информации и изучения курса “Социологии”.
Тема 1. Краткая история социологии План: 1. Введение в социологию 2. Зарождение социологических представлений в эпоху Античности. 3. Социологические мысли в Средние века и Новое время. 4. Появление социологии, ее развитие в 19 веке. 5. Направления, концепции и школы социологии 20 века. Методические рекомендации. 1. Введение в социологию. Социология (лат. societas- общество logos- учение) - самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Причины появления социологии, как самостоятельной науки. Переход от традиционного общества к индустриальному, Французская буржуазная революция. Экономические кризисы. Социальные потрясения. Политические перевороты. Социальная компетентность, как необходимый элемент современной гуманитарной культуры, приоритет ценностного мира. Социология, как наука, искусство, технология. Макроисоциология-теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества; взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные процессы. Микросоциология - теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений. Конфликтологи и эволюционисты, как методологические противники, видящие в разных плоскостях развитие общества. 2. Зарождение социологических представлений в эпоху Античности. Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) первый ученый выдвинувший тезис, что правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинается с критического анализа социальных проблем, а заканчивается политическими рекомендациями усовершенствования общества в своей работе “Государство”. Аристотель ( 384-322 гг. до н.э.) и его мысли о плутократии, среднем классе и пролетариате; о частной собственности, создающей здоровое общество; о коллективной собственности, как об элементе бедности и озлобленности. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а выравниванию жизненных шансов. 3.Социологические мысли в Средние века и в Новое время. Взгляды Блаженного Августина (354-430) и Фомы Аквинского (1225/1226-1274). Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) “Государь”, как произведение о поведении политического лидера. Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и его теория общественного договора и гражданского общества. 4 Современный этап. Огюст Конт (1798-1857 гг.) “Курс позитивной философии”, “Система позитивной политики”. Позитивизм, как направление в социологии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющейся определенным законам - биологическим, астрономическим и социальным. Социальная статика, как структура общества. Социальная динамика, как механизм функционирования и развития общества. Закон интеллектуальной эволюции человечества и три ее стадии: теологическая, метафизическая и позитивная. Гармонизация общества. Г.Спенсер ( 1820-1903 г.) “Система синтетической философии”, “Основные начала”, “Научные, политические и философские опыты”. Органическая теория общества Общество, как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических и социальных факторов. Эволюция и ее основные элементы: интеграция (переход от простого к сложному), дифференциация (от неопределенного к определенному) и возрастание порядка (от неопределенного к определенному). Социальное равновесие. Э,Дюркгейм (1858-1917 гг) “Метод социологии”. Теория социального реализма о том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами. Реалистический метод социологии, как строго логическое объяснение явлений общественной жизни. Социальное здоровье. Проблема коллективности. М.Вебер ( 1864-1920 гг.) “ Хозяйство и общество”, “Объективность социально-научного и социально-политического познания”, ”Критические исследования в области логики наук о культуре”, “О некоторых категориях понимающей социологии”, “Основные социологические понятия”. Понимающая социология, т.е. действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то и задача социолога разобраться не только в содержании этих действий и их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности. Проблема ценностей. Теория социального действия. Семинарское занятие № 1. “ Краткая история социологии и знакомство с общесоциологическими теориями”: 1. Социологические мысли в эпоху Античности а) Платон “Государство” б) Аристотель 2. Появление социологии и ее развитие в 19 веке: основоположник социологии О.Конт органическая теория общества Г.Спенсера социология Э.Дюркгейма понимающая социология М.Вебера социологическая теория марксизма 3. Социологическая мысль в России в 19- начале 20 вв. анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина легальный марксизм социология М.Ковалевского социологический неопозитивизм П.Сорокина 4. Современная западная социология неопозитивизм структурно-функциональный анализ Т.Парсонса социология конфликта феноменологическая социология символический интеракционизм Литература: 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М.: Прогресс-Политика,1992 2.Волков Ю.Г., Мостовая.И.В. Социология.- М.: Гардарики.1999 . 3. История социологии в западной Европе и США. - М. Наука, 1993. 4.Кравченко А.И.Социология.-М.: Логос.2000 . 5. Лавриненко В.Н. Социология. - М.: ЮНИТИ,2001 . 6. Спиркин А.Г. Философия.- М.: Гардарики,2000 . Тема 2. Предмет социологии и методы исследования. План: 1. Предмет социологии 2. Методы социологического исследования. 1. Предмет социологии. Понятия фундаментальные и теоретические. Социальная реальность. Предмет науки, как логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую направлены методы исследования данной науки. Статус и роль, как первокирпичики социологии. Социальная структура общества. Социологические категории и их систематизация. Функции социологии: гносеологическая, прогностическая, праксеологическая и идеологическая. 2.Методы исследования. Респонденты. Научная гипотеза, как стержень научной теории. Операционализация. Сбор первичных данных и его виды: опрос (анкетирование или интервьюирование), анализ документов (качественный или количественный), наблюдение (невключенное и включенное), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Выборочная совокупность. Генеральная совокупность. Статистическая обработка и анализ. ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА. Морено Якоб (Джекоб) Леви (1892-1974) - американский социальный психолог, психиатр, основатель социаметрии. С 1940 г. - руководитель основанного им же института социометрии и психодрамы. Морено исходил из того, что кроме макроструктуры общества, изучаемой социологией, существует внутренняя неформальная макроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний. Опираясь на психоанализ и гештальт-психологию, Морено считал, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений, симпатий и антипатий. Процедуры социометрии (социометрический тест и др.) позволяют вывить невидимые эмоциональные связи между людьми, измерить их и фиксировать результаты в специальных матрицах, индексах, графиках . Морено Я.Л. Социометрия,- М., 1994. Тема 3.Социология личности. План: I. Личность. 1.1.Человек и человеческое. 1.2.Биологическое и социальное. 1.3. Структура личности. Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция и ее значение для человека. Культурная эволюция и ее значение в формировании личности. Представления о человеке как личности: - доличностный этап (представления древних в Китае, Индии, Греции, антропоцентризм, Средневековье.) -личностный этап (появление понятия личность в эпоху Просвещения, современные представления о личности, как вечном и временном состоянии человека). Личность, как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Уровни проявления личности: природный, биологический, социальный, наследственный и социальный. Психика. Структура личности: Оно (ПОДСОЗНАНИЕ), Я (СОЗНАНИЕ). Сверх-Я (СВЕРХСОЗНАНИЕ). II. Социальное действие и поведение. 2.1. Активность и деятельность. 2.2 Потребности, мотивы и ожидания. 2.3.Ценности и ценностное ядро личности. 2.4.Защитные механизмы. Активность, действие, социальная деятельность: рассудочная и внешняя, т.е. поведение. Свобода действий. Основные элементы социального поведения: 1. потребности и их роль в формировании личности, А.Маслоу и его теория иерархии потребностей, динамика потребностей; 2. мотив и мотивация; 3.ожидания. Социальные ценности и ценностное ядро личности. Самооценка, Самоуважение, Рассогласование сознания и действий. Защитные механизмы: репрессия. регрессия, формирование противоположенной реакции, проекция, Вымещение и рационализм. ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА |
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический... Страны с «переходной» экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны | Кафедра экономики и финансов Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Российской федерации фгбоу впо «белгородская государственная сельскохозяйственная... «Проблемы и перспективы инновационного развития животноводства». Материалы международной научно производственной конференции. Белгород,... | Министерство культуры российской федерации федеральное государственное... Социальный конструкционизм. Социально-философское обоснование дискурсного анализа. 6 | ||
Российская академия народного хозяйства и государственной службы... М. А. Абрамова, заведующий кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика», кандидат экономических наук, профессор | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | ||
Реферат министерство образования и науки российской федерации ноу... За время обучения выполнять требования образовательной программы среднего профессионального образования | Министерство культуры российской федерации тюменская государственная... Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор) | ||
Налоговое администрирование согласовано Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | 6 (26) 2008 управление процессом устойчивого финансового развития региона Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации | ||
Министерство финансов российской федерации приказ от 21 декабря 2012... Анохина Н. Ф.; кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета) | Оценка системы учета и внутреннего контроля Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | ||
Правительство Российской Федерации Министерство образования и науки... Авторы программы: Сакевич В. И. – кандидат экономических наук, ст научный сотрудник Института демографии гу-вшэ, Денисов Б. П. кандидат... | Российская академия сельскохозяйственных наук Сибирская научная сельскохозяйственная... Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук» | ||
Российской федерации фгбоу впо белгородская государственная сельскохозяйственная академия Посевная секция, анкер, щиток, пружина, почва, уплотнение, посев, семена, удобрения, сошник, эффективность | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Вятская государственная... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений |