Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук





НазваниеРоссийской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук
страница1/5
Дата публикации01.01.2015
Размер0.58 Mb.
ТипЭкзаменационные вопросы
100-bal.ru > Экономика > Экзаменационные вопросы
  1   2   3   4   5


Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

Тюменская государственная сельскохозяйственная академия

Институт экономики и финансов

Кафедра социально-экономических наук


СОЦИОЛОГИЯ
Методическое пособие для студентов

дистанционной формы обучения

экономических специальностей

Тюмень 2009
Методические рекомендации разработаны:

старшим преподавателем кафедры “Соцально-экономических наук”

Гончаренко Ольгой Николаевной


Утверждено на заседании кафедры “Социально- экономических наук”

Протокол № ____ от _________________2009 г.


Утверждено УМК ТГСХА

Протокол № _______от _____________________

ОГЛАВЛЕНИЕ








Стр.




Введение

Тема 1. Краткая история социологии

Семинарское занятие № 1.Знакомство с общесоциологическими теориями.

Тема 2. Предмет и методы социологического исследования.

Тема 3. Социология личности.

Семинарское занятие № 2. Человеческая личность.

Тема 4. Социология культуры.

Тема 5. Социология семьи.

Тема 6. Социальные группы.

Тема 7.Общество и социальный прогресс.

Семинарское занятие № 3. Общество и общности.

Тема 8. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Тема 9. Социальная организация и управление.

Экзаменационные вопросы по курсу “Социология”

Приложение № 1. Темы рефератов по курсу “Социология”

Методические указания по написанию реферата.

Приложение № 2. Словарь специальных терминов и понятий.


4

6
8

9

10

14

15

17

18

20

22
23

25

26

28
33


Введение

Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин, изучаемых в средней и высшей школе. Важное место среди последних занимает социология, как наука об обществе в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, правовых или нравственных нормах, так не может он рассчитывать и на успешность своих действий без определенных знаний о социальный среде, в которой он живет, без знания тех скрытых сил, которые определяют поступки и действия людей в различных общественных ситуациях. Социология - это своеобразная анатомия и физиология общества в различных его срезах и проявлениях, позволяющая выявить его нормальные и патологические состояния и предлагающая определенные средства преодоления последних. Неудивительно, что в прошлом социология зачастую понималась как социальная гигиена.

Изучение социологии связано прежде всего с составлением общего представления о ней, как об особой науке, с выделением ее предмета и метода; с ее соотношением с другими науками и прежде всего с философией ; с выявлением основных элементов, из которых складывается система социологического знания; установлением основных этапов ее развития ; знакомством с основными социологическими теориями и с эмпирическими основами прикладной социологии и их обработкой.

Существенной и необходимой формой изучения курса является самостоятельная работа студентов дистанционной формы обучения. Она включает в себя:

1. работу с обязательной учебной, справочной и дополнительной литературой;

2. подготовку и выполнение контрольной работы по курсу (в виде реферата).
Цель данного методического пособия - помочь изучающим курс социологии выбрать нужное направление в самостоятельной работе:

во-первых, сориентировать в массе учебной, научной и научно-популярной литературы, т.к. особенность социологического материала, подверженного быстрым изменениям, не позволяет останавливаться на хрестоматийной форме и заставляет искать истину в становящемся виде.

во-вторых, научить студентов правильно составлять и оформлять реферативный материал.

Название тем рефератов и методическое руководство для написания реферата дано в приложении № 1 к данному учебному пособию.

Приложение № 2 - это словарь важнейших социологических понятий и терминов, так как без знания специальной социологической терминологии не только не возможно познавать основы науки, но и вести грамотную беседу на семинарских занятиях.
Автор желает счастливого пути на стезе поиска, усвоения и анализа научной социологической информации и изучения курса “Социологии”.


Основные разделы лекционного курса и семинарских занятий

Лекции

Семинары

1.Краткая история социологии

1

2

2.Предмет социологии и методы исследования

1

-

Социологическое исследование

-

-

3.Социология личности

2

-

4.Социология культуры

1

-

5.Социология семьи

1




6.Социальные группы

2

-

7.Общество и социальный прогресс

1

2

8.Стратификация и социальная мобильность

2

2

9.Социальная организация и управление

1

-

Итого

12

6


Тема 1. Краткая история социологии
План:

1. Введение в социологию

2. Зарождение социологических представлений в эпоху Античности.

3. Социологические мысли в Средние века и Новое время.

4. Появление социологии, ее развитие в 19 веке.

5. Направления, концепции и школы социологии 20 века.
Методические рекомендации.
1. Введение в социологию.

Социология (лат. societas- общество logos- учение) - самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Причины появления социологии, как самостоятельной науки. Переход от традиционного общества к индустриальному, Французская буржуазная революция. Экономические кризисы. Социальные потрясения. Политические перевороты.

Социальная компетентность, как необходимый элемент современной гуманитарной культуры, приоритет ценностного мира.

Социология, как наука, искусство, технология. Макроисоциология-теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества; взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные процессы. Микросоциология - теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений. Конфликтологи и эволюционисты, как методологические противники, видящие в разных плоскостях развитие общества.

2. Зарождение социологических представлений в эпоху Античности. Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) первый ученый выдвинувший тезис, что правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинается с критического анализа социальных проблем, а заканчивается политическими рекомендациями усовершенствования общества в своей работе “Государство”. Аристотель ( 384-322 гг. до н.э.) и его мысли о плутократии, среднем классе и пролетариате; о частной собственности, создающей здоровое общество; о коллективной собственности, как об элементе бедности и озлобленности. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а выравниванию жизненных шансов.

3.Социологические мысли в Средние века и в Новое время. Взгляды Блаженного Августина (354-430) и Фомы Аквинского (1225/1226-1274). Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) “Государь”, как произведение о поведении политического лидера. Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и его теория общественного договора и гражданского общества.

4 Современный этап. Огюст Конт (1798-1857 гг.) “Курс позитивной философии”, “Система позитивной политики”. Позитивизм, как направление в социологии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющейся определенным законам - биологическим, астрономическим и социальным. Социальная статика, как структура общества. Социальная динамика, как механизм функционирования и развития общества. Закон интеллектуальной эволюции человечества и три ее стадии: теологическая, метафизическая и позитивная. Гармонизация общества.

Г.Спенсер ( 1820-1903 г.) “Система синтетической философии”, “Основные начала”, “Научные, политические и философские опыты”. Органическая теория общества Общество, как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических и социальных факторов. Эволюция и ее основные элементы: интеграция (переход от простого к сложному), дифференциация (от неопределенного к определенному) и возрастание порядка (от неопределенного к определенному). Социальное равновесие.

Э,Дюркгейм (1858-1917 гг) “Метод социологии”. Теория социального реализма о том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами. Реалистический метод социологии, как строго логическое объяснение явлений общественной жизни. Социальное здоровье. Проблема коллективности.

М.Вебер ( 1864-1920 гг.) “ Хозяйство и общество”, “Объективность социально-научного и социально-политического познания”, ”Критические исследования в области логики наук о культуре”, “О некоторых категориях понимающей социологии”, “Основные социологические понятия”. Понимающая социология, т.е. действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то и задача социолога разобраться не только в содержании этих действий и их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности. Проблема ценностей. Теория социального действия.

Семинарское занятие № 1.

“ Краткая история социологии и знакомство с общесоциологическими теориями”:
1. Социологические мысли в эпоху Античности

а) Платон “Государство”

б) Аристотель

2. Появление социологии и ее развитие в 19 веке:

основоположник социологии О.Конт

органическая теория общества Г.Спенсера

социология Э.Дюркгейма

понимающая социология М.Вебера

социологическая теория марксизма

3. Социологическая мысль в России в 19- начале 20 вв.

анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина

легальный марксизм

социология М.Ковалевского

социологический неопозитивизм П.Сорокина

4. Современная западная социология

неопозитивизм

структурно-функциональный анализ Т.Парсонса

социология конфликта

феноменологическая социология

символический интеракционизм
Литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М.: Прогресс-Политика,1992

2.Волков Ю.Г., Мостовая.И.В. Социология.- М.: Гардарики.1999 .

3. История социологии в западной Европе и США. - М. Наука, 1993.

4.Кравченко А.И.Социология.-М.: Логос.2000 .

5. Лавриненко В.Н. Социология. - М.: ЮНИТИ,2001 .

6. Спиркин А.Г. Философия.- М.: Гардарики,2000 .

Тема 2. Предмет социологии и методы исследования.

План:

1. Предмет социологии

2. Методы социологического исследования.
1. Предмет социологии. Понятия фундаментальные и теоретические. Социальная реальность. Предмет науки, как логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую направлены методы исследования данной науки. Статус и роль, как первокирпичики социологии. Социальная структура общества. Социологические категории и их систематизация. Функции социологии: гносеологическая, прогностическая, праксеологическая и идеологическая.

2.Методы исследования. Респонденты. Научная гипотеза, как стержень научной теории. Операционализация. Сбор первичных данных и его виды: опрос (анкетирование или интервьюирование), анализ документов (качественный или количественный), наблюдение (невключенное и включенное), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Выборочная совокупность. Генеральная совокупность. Статистическая обработка и анализ.

ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА.
Морено Якоб (Джекоб) Леви (1892-1974) - американский социальный психолог, психиатр, основатель социаметрии. С 1940 г. - руководитель основанного им же института социометрии и психодрамы. Морено исходил из того, что кроме макроструктуры общества, изучаемой социологией, существует внутренняя неформальная макроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний. Опираясь на психоанализ и гештальт-психологию, Морено считал, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений, симпатий и антипатий. Процедуры социометрии (социометрический тест и др.) позволяют вывить невидимые эмоциональные связи между людьми, измерить их и фиксировать результаты в специальных матрицах, индексах, графиках .
Морено Я.Л. Социометрия,- М., 1994.

Тема 3.Социология личности.
План:

I. Личность.

1.1.Человек и человеческое.

1.2.Биологическое и социальное.

1.3. Структура личности.

Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция и ее значение для человека. Культурная эволюция и ее значение в формировании личности. Представления о человеке как личности:

- доличностный этап (представления древних в Китае, Индии, Греции, антропоцентризм, Средневековье.)

-личностный этап (появление понятия личность в эпоху Просвещения, современные представления о личности, как вечном и временном состоянии человека). Личность, как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Уровни проявления личности: природный, биологический, социальный, наследственный и социальный. Психика. Структура личности: Оно (ПОДСОЗНАНИЕ), Я (СОЗНАНИЕ). Сверх-Я (СВЕРХСОЗНАНИЕ).
II. Социальное действие и поведение.

2.1. Активность и деятельность.

2.2 Потребности, мотивы и ожидания.

2.3.Ценности и ценностное ядро личности.

2.4.Защитные механизмы.

Активность, действие, социальная деятельность: рассудочная и внешняя, т.е. поведение. Свобода действий. Основные элементы социального поведения: 1. потребности и их роль в формировании личности, А.Маслоу и его теория иерархии потребностей, динамика потребностей; 2. мотив и мотивация; 3.ожидания. Социальные ценности и ценностное ядро личности. Самооценка, Самоуважение, Рассогласование сознания и действий. Защитные механизмы: репрессия. регрессия, формирование противоположенной реакции, проекция, Вымещение и рационализм.


ПОРТРЕТ СОЦИОЛОГА
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию социально-экономический...
Страны с «переходной» экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconКафедра экономики и финансов
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconРоссийской федерации фгбоу впо «белгородская государственная сельскохозяйственная...
«Проблемы и перспективы инновационного развития животноводства». Материалы международной научно производственной конференции. Белгород,...
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconМинистерство культуры российской федерации федеральное государственное...
Социальный конструкционизм. Социально-философское обоснование дискурсного анализа. 6
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы...
М. А. Абрамова, заведующий кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика», кандидат экономических наук, профессор
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconРеферат министерство образования и науки российской федерации ноу...
За время обучения выполнять требования образовательной программы среднего профессионального образования
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconМинистерство культуры российской федерации тюменская государственная...
Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор)
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconНалоговое администрирование согласовано
Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук icon6 (26) 2008 управление процессом устойчивого финансового развития региона
Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconМинистерство финансов российской федерации приказ от 21 декабря 2012...
Анохина Н. Ф.; кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета)
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconОценка системы учета и внутреннего контроля
Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconПравительство Российской Федерации Министерство образования и науки...
Авторы программы: Сакевич В. И. – кандидат экономических наук, ст научный сотрудник Института демографии гу-вшэ, Денисов Б. П. кандидат...
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconРоссийская академия сельскохозяйственных наук Сибирская научная сельскохозяйственная...
Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconРоссийской федерации фгбоу впо белгородская государственная сельскохозяйственная академия
Посевная секция, анкер, щиток, пружина, почва, уплотнение, посев, семена, удобрения, сошник, эффективность
Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Институт экономики и финансов Кафедра социально-экономических наук iconМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации Вятская государственная...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск