Скачать 384.1 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Проректор по УМР _______________ Е.С. Пенчук «_____» ________________ 2009 г. Инновационный МЕНЕДЖМЕНТ Рабочая программа дисциплины Специальность 080507.65 «Менеджмент организации» Кафедра «Менеджмент»
НОВОСИБИРСК 2009 Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки по специальности 080507.65 «Менеджмент организации». Программу разработала: Чередникова Людмила Евгеньевна, канд.экон.наук., доцент, профессор кафедры «Менеджмент» Программа одобрена на 2009-2010 учебный год на заседаниях кафедры «Менеджмент» (Протокол № 1 от «01» сентября 2009г.), и Научно-методического совета (Протокол № ___ от ______________ 2009 г.). Зав. кафедрой канд.экон.наук, доцент _____________________Л.Е.Чередникова Действие программы продлено на ____________ учебный год со следующими изменениями (без изменений)____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки по специальности 080507.65 - «Менеджмент организации». В соответствии с основной образовательной программой САФБД дисциплина «Инновационный менеджмент» должна содержать:
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины Курс «Инновационный менеджмент» является дисциплиной специальности 080507.65 «Менеджмент организации». Предметом курса «Инновационный менеджмент» являются принципы, концепции, функции, методы и механизмы управления инновационными процессами на уровне государства, региона, организации. Современный этап развития общества, который получил название «экономика, основанная на знаниях», характеризуется динамизмом всех процессов, большим количеством разработок и инноваций, изменяющих общество, а информационные технологии позволили компаниям производить кастомизированные продукты, что перевело конкурентную борьбу на качественно новый уровень. Осуществляемая в России радикальная экономическая реформа требует высокого уровня подготовки менеджеров, их знание и владение ими методов и механизмов управления нововведениями, обеспечивающих конкурентоспособность организации в долговременной перспективе. Изучение этого курса обеспечит студенту овладение знаниями, умениями и навыками планирования, организации, координации, контроля и регулирования, мотивации и руководства инновационными процессами. Целью изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» является формирование у слушателей современных подходов к бизнесу и управлению изменениями в организациях и территориальных образованиям, которые ориентированы на наукоемкую продукцию и услуги, получение ими управленческих и правовых знаний в области инновационной деятельности. Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
Профессиональная подготовка современного менеджера должна включать три основных направления: – общую экономическую подготовку; – фундаментальную теоретическую подготовку по современным концепциям менеджмента, где инновационному и антикризисному менеджменту принадлежит особая роль, как областям знаний, практические разработки которых направлены на предупреждение кризисных ситуаций; – углубленную специализацию по управлению инновационными процессами в соответствующей специализации менеджмента (административный менеджмент, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент). Роль учебной дисциплины в подготовке бакалавров и специалистов обусловлена тем, что менеджеры несут ответственность за эффективное функционирование фирмы, ее обновление и адаптацию к высококонкурентной внешней среде и активно участвуют в управлении инновационными процессами как на уровне организации, бизнес-процессов и сфер деятельности, так и на уровне подразделения и отдельного рабочего места, поэтому и участвуют в формировании системы управления организацией. Знание методологии и технологии управления инновационной деятельностью, опыта успешно работающих компаний и организаций-банкротов создает условия для разработки уникальной стратегии, своевременной адаптации всех подсистем фирмы, реализующих стратегию. В курсе изучаются формы и модели инновационного менеджмента, факторы эффективности нововведений, технологии управления инновациями, начиная от этапа генерирования идей до этапа их материализации и коммерциализации в виде новых продуктов/услуг, технологий, организационных изменений. Учебная задача. Обеспечить усвоение студентами знаний в области методологии инновационного менеджмента, сформировать системное мышление, позволяющее эффективно решать практические задачи в области управления инновационными процессами в организации в соответствии с ее отраслевой спецификой и научно-техническими тенденциями развития общества. Дисциплина «Инновационный менеджмент» опирается на теоретические основы следующих дисциплин: «Философия», «Основы менеджмента», «Экономика организаций», «Экономическая теория», «Теория организации», «Организационное поведение», «Управленческие решения» и др. Знания, полученные студентами при изучении курса «Инновационный менеджмент», используются при выполнении курсовых работ и проектов, дипломных проектов, в дальнейшей практической деятельности. Учебная дисциплина «Инновационный менеджмент» в структуре основных образовательных программ относится к циклу специальных дисциплин. 1.2. Требования к уровню освоения дисциплины По окончанию изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
владеть навыками:
1.3. Виды занятий и методики обучения Основными организационными формами обучения являются: лекции, практические занятия по обсуждению проблемных вопросов инновационного менеджмента, текущая самостоятельная работа по разработке курсовой работы. Теоретическое обучение (лекции) организуются с использованием демонстрационного материала. Практические занятия проводятся в аудиториях, оснащенных компьютерной и мультимедийной техникой для работы с программными информационными системами, демонстрации схем и графиков, другого иллюстративного материала, использования обучающих тестов. Их цель – с помощью аудиовизуального представления ситуаций закрепить теоретические положения курса и обеспечить формирование практических навыков использования теоретического материала в процессе диагностики ситуации, оценки научно-технического и инновационного потенциала организации, разработке инновационной стратегии, программ и проектов и соответствующего комплекса мероприятий по их реализации. Используются следующие формы практических занятий: сообщения по теме, дискуссии, анализ конкретных ситуаций и кейсов, разработка учебных программ и проектов, их презентация и экспертиза. Основными методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, методы активного обучения с помощью конкретных ситуаций, кейсов и т.д., что обеспечивает активное участие студентов в процессе изучения концепций, моделей и технологий инновационного менеджмента. 1.4. Виды и формы контроля Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами основных положений дисциплины включает следующие виды контроля: – входной контроль проводится с целью проверки базовых экономических знаний и знаний в области основ менеджмента; – текущий контроль проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. Текущий контроль осуществляется в ходе самостоятельного решения студентами ситуационных задач и кейсов, заданий по каждой теме, а также посредством регулярного тестирования на ПК (электронная версия тестов формируется преподавателем); – итоговый контроль в форме экзамена (VII семестр) предусматривается по завершении учебного курса. На экзамене определяется уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине в целом, качество сформированных у них базовых знаний, умений и навыков в объеме требований программы. Экзамен проводится в форме тестирования. РАЗДЕЛ II. Тематический план (Распределение часов)
РАЗДЕЛ III. Содержание учебной дисциплины Тема 1. Тенденции и разновидности развития. Управление развитием Определение понятия "развитие". Формы развития. Экзогенное и эндогенное развитие. Эволюционное и революционное развитие. Интенсивное и экстенсивное развитие. Экономический рост как основа социально-экономического развития общества. Индикаторы и факторы экономического роста. Глобальная конкуренция как фактор экономического развития. Экономика, основанная на знаниях – современный этап развития общества. Устойчивое развитие. Содержание и цели концепции устойчивого развития. Мировые тенденции развития науки и техники, результаты их влияния на воспроизводственную структуру хозяйства. Наукоемкие технологии. Изменения в содержании и производительности труда. Развитие организаций. Инновации как фактор развития современной организации. Отличия стабильного бизнес-процесса от инновационного процесса. Управление развитием. Тема 2. Содержание инновационного менеджмента Нововведения как объект инновационного управления. Определение понятий "инновация" или "нововведение". Основные черты нововведений: рыночная и научно-техническая новизна. Приоритет рыночной новизны. Нововведения в узком и широком смысле. Источники нововведений и инновационный процесс. Модели инновационного процесса: инновационный цикл, кибернетическая модель инновационного процесса. Этапы инновационного цикла: наука (фундаментальные и прикладные исследования, проектно-конструкторские работы), производство (опытное производство и собственно производство продукции) и потребление (реализация и эксплуатация новшества). Характеристики инновационного цикла. Времяемкость инноваций. Скорость диффузии нововведений. Непрерывность инновационного процесса. Классификация инноваций. Поддерживающие и подрывные инновации. Примеры инноваций. Экономические и социальные результаты инноваций. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Концепция инновационного менеджмента. Определение понятия «инновационный менеджмент». Характеристика инновационной деятельности. Особенности инновационного менеджмента на современном этапе. Тема 3. Развитие продуктов и технологий Понятие технологии. Разнообразие технологий. Классы важнейших технологий ХХI века. Жизненные циклы продукта и технологии, их взаимосвязь с экономическими результатами работы организации. Меры по продлению жизненного цикла продукта. Понятие «технологический разрыв». Зависимость между затратами на улучшение продукта или процесса и полученными при этом результатами. Объективные пределы развития технологий. Управление технологическими разрывами. Трудности определения момента перехода предприятия на новую технологию. Перечень факторов, учет которых необходим для решения вопроса о переходе на новую технологию. Действия фирм в период приближения к пределу своей технологии (технологическому разрыву). Преимущество «наступающих». Тема 4. Интеллектуальная собственность в системе инновационного Менеджмента Интеллектуальная собственность как объект международного права. Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности Объекты авторского и смежного права. Особенности правовой охраны программ для ЭВМ и баз данных. Объекты промышленной собственности. Изобретения. Ноу-хау. Полезные модели. Промышленные образцы. Правовая охрана топологий интегральных микросхем. Товарные знаки и знаки обслуживания. Фирменные наименования. Наименования места происхождения товара. Пресечение недобросовестной конкуренции. Роль патентных поверенных в защите промышленной собственности. Тема 5. Рынок научно-технической продукции Научно-техническая продукция и ее виды. Характеристика рынка инноваций. Вступление мирового сообщества в период глобального рынка и экономическое соперничество стран. Коммерческая ценность нововведений. Роль патентно-лицензионной торговли на мировом рынке. Патентно-лицензионная политика предприятия. Особенности патентования разработок за рубежом. Два вида деятельности предприятий по использованию научно-технических достижений: использование нововведений в собственном производстве и продажа результатов инновационной деятельности. Этапы разработки новых продуктов и особенности маркетинговых исследований на каждом этапе. Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий. Структура договора на передачу прав на объекты промышленной собственности (лицензионного договора). Формы платежей по лицензионному договору: платежи по роялти, паушальный платеж. Подходы к определению цены научно-технической продукции (на примере изобретений). Тема 6. Организация инновационного менеджмента Новые тенденции в деятельности и развитии организаций. Маркетинговая концепция развития организации и концепция «технологического проталкивания». Производство мирового класса. Технологически эффективное предприятие. Новая концепция превосходства. Факторы успеха нововведений. Инновационная организация - предприятие XXI века. Формы инновационного менеджмента. Поведение фирм на рынке. Характеристика предприятий по типу стратегического конкурентного поведения: виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты. Инкубаторские организации. Венчурные фирмы. Малый бизнес в научно-технической деятельности. Изобретатели и исследователи-одиночки. Источники инновационных возможностей: неожиданное событие, несовпадение между реальностью и ее оценками, потребности производственного процесса; изменение в структуре отрасли и рынка, демографические изменения, новое знание, изменения в восприятии потребителей. Новые возможности российских предприятий. Тема 7. Инновационный менеджмент и стратегическое управление Прогнозирование в инновационном менеджменте. Стратегический подход – основа инновационного менеджмента. Оценка конкурентной позиции организации на рынке. Понятия научно-технического и инновационного потенциала организации. Оценка инновационного потенциала и инновационной активности организации. Анализ инновационного климата организации. |
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,... | Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» «Инновационный менеджмент» является формирование у студентов системных экономических знаний, навыков владения методами научного решения... | ||
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» «Инновационный менеджмент» является формирование у студентов системных экономических знаний, навыков владения методами научного решения... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» Учебно – методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного... | ||
Рабочая программа дисциплины Инновационный менеджмент Направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2004. 267 с | ||
Факультет экономики и управления Кафедра менеджмента Рабочая программа... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | Учебно-методический комплекс дисциплины инновационный менеджмент... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс специальность: 080507. 65 Менеджмент... Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Дерендяева Т. М. – Калининград, 2010. – 25 с | Курс (прием 2009 г.) Антикризисное управление экзамен Управление... Рынок ценных бумаг зачет Стратегический менеджмент – экзамен, защита курсовой работы Инновационный менеджмент – экзамен, защита курсовой... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки fillin... | «Международные технологии и инновационный менеджмент (на английском языке)» Цель дисциплины «Стратегический менеджмент» заключается в формировании у студентов базовых теоретических знаний и основных практических... | ||
Учебная программа курса по специальности 061100 Менеджмент организации... Учебная программа по дисциплине «Инновационный менеджмент» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины организация предпринимательской... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080200. 68 «Менеджмент», утверждённого приказом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... |