Методические материалы по вопросам, связанным со вступлением и участием Российской Федерации во Всемирной торговой организации (ВТО)
Москва
2012 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ 10
1.1 ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ВТО): ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ 10
ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К ВТО 24
1.2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ВТО 34
1.3 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОПРОСАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВТО 52
1.4 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО: ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРЕХОДА К ПОЛНОМАСШТАБНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ 73
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО 73
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ВСТУПЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» 96
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ 97
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ 101
Многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ 103
Всемирная торговая организация (ВТО) 106
Методические пояснения по разделу 123
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ 127
Классификация таможенных пошлин 129
Средства нетарифного регулирования внешнеэкономических связей 136
Методические пояснения по разделу 157
ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОРЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РАМКАХ ВТО 160
Основные причины торговых споров: 163
Методические пояснения по разделу 168
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ» 171
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ 172
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ 176
Всемирная торговая организация и принципы ее деятельности 176
Экологические аспекты деятельности ВТО 178
Инструменты экологизации хозяйственной деятельности 182
Административные барьеры в экологически значимой хозяйственной деятельности 184
Изменение подхода к экологическому нормированию 186
Понятие экологической безопасности 187
Экологическая безопасность на макроуровне 189
(теоретико-методологические основы) 189
Некоторые характеристические источники опасности 191
Экологический риск 192
Изменение структуры административно-правового механизма регулирования экологически значимой хозяйственной деятельности 194
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕСТЫ 223
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 226
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО И ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ» 228
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ 229
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ 233
Всемирная торговая организация и принципы ее деятельности 233
Этапы преодоления и Соглашение о технических барьерах в торговле 235
Теоретические аспекты технического регулирования 239
Основы технического регулирования в Российской Федерации 240
Техническое регулирование в Таможенном союзе 244
Международные и национальные стандарты в техническом регулировании 255
Основные проблемы перехода к полномасштабному техническому регулированию (ПРИМЕР) 263
Основные проблемы перехода к полномасштабному техническому регулированию (Европейская практика) 267
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕСТЫ 274
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 278
СПРАВОЧНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 278
ВВЕДЕНИЕ Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), юридически оформленное в текущем году сформировало ряд вызовов как для системы государственного управления, так и для отдельных федеральных государственных гражданских служащих, объем и содержание функций деятельности которых существенным образом трансформируются.
Признавая факт отставания полноценного анализа необходимых изменений в системе государственного управления в связи с присоединением к ВТО от осуществленных процедур присоединения и осуществляемых процессов формирования эффективных механизмов соответствия требованиям актов ВТО, в т.ч. основных по статусу – Соглашений, принятых в рамках ВТО, необходимо определить основные направления деятельности как отдельных органов власти, так и государственных служащих, выполняющих конкретизированные функции в рассматриваемой сфере.
В то же самое время необходимо обеспечить прочный базис реализации указанных мероприятий, что невозможно без создания развитой системы программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, которые, как показывает проведенный в рамках данной и других научно-исследовательских работ, выполненных на базе МГИМО (У) МИД России и других ведущих образовательных учреждений, должны иметь различную направленность и ориентацию. Так, например, в настоящее время являются актуальными как общеобразовательные программы, формирующие набор знаний и компетенций, связанных с общими вопросами изменения деятельности слушателей программ в рамках реализации мероприятий по полномасштабному присоединению к ВТО, так и специальные программы, формирующие набор знаний и компетенций, связанных с функциональными и отраслевыми аспектами присоединения к ВТО, соответствием процедурам установленным в ВТО и др.
В настоящей научно-исследовательской работе сделана попытка обобщения проблем, возникающих в системе государственного управления в условиях завершенной стадии подготовки к выполнению требований ВТО и переговорного процесса и начала стадии выполнения требований, принятых в рамках этой международной организации.
В работе не анализируются причины отставания степени развития административно-правового, экономического и информационного механизмов обеспечения соответствия требованиям ВТО от требуемого состояния, гарантирующего бесконфликтное решение дилеммы соблюдения требований отдельных Соглашений ВТО одновременно с обеспечением и поддержкой государством достаточной степени конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг. Однако, для реализации основной и дополнительных целей работы был выбран подход, связанный с идентификацией проблем, связанных с необходимым качеством указанных механизмов.
Отдельный раздел работы посвящен формированию эффективных программ обучения, соответствующих требованиям к программам, реализуемым в действующей системе видов ДПО государственных гражданских служащих. Для формирования таких программ использовались следующие подходы:
1. Компетентностный подход.
Проведенный анализ федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О системе государственной службы Российской Федерации» показывает, что исходя из их норм, учитывая требования по достижению достаточного качества государственной службы в рамках продолжающейся административной реформы, возможно сформировать требования к необходимым и достаточным для выполнения должностных обязанностей компетенциям государственных гражданских служащих.
В традиционном понимании компетентность (от лат. Competentia) – это владение определенным набором знаний и способность работника применять их. Компетентность диалектически связана по смыслу с профессионализмом и квалификацией.
Примечание – Понятия приводятся в соответствии с трактовками их прямого перевода согласно Краткому словарю иностранных слов1.
Для целей организации образовательного процесса в рамках ПДПО госслужащих может быть использована следующая трактовка. Компетенция – динамическая комбинация знаний, умений, навыков и способностей. Формирование и развитие компетенций является целью образовательной программы. Компетенции формируются в различных разделах курса обучения и оцениваются на его различных стадиях. Они могут подразделяться на компетенции, относящиеся к предмету обучения (профессиональные) и общие компетенции (не зависящие от содержания программы обучения). Такая трактовка компетенции наиболее распространена в настоящее время в формирующемся Общеевропейском пространстве высшего образования. Она была согласована в рамках Глоссария терминов Европейского высшего образования, представленном в ходе реализации проекта Еврокомиссии «Настройка образовательных структур в Европе» (Tuning Educational Structures In Europe) (Переводчик – А.П. Ефремов (РУДН)).
Понятие «компетенция» утверждается как целевая категория в учебных планах и образовательных программах. «Привлекательность понятия “компетенция” вместо термина “квалификация” состоит в открытом и всеобъемлющем значении, – пишет немецкий исследователь Уте Клемент, – если “квалификация” описывает функциональное соответствие между требованиями рабочих мест и целью образования, то компетентность должна включать возможность действовать адекватно ситуации в широких областях»2.
В Руководстве пользователя ECTS компетенции определяются как динамическая комбинация характеристик, способностей и позиций, выступающих целью образовательных программ3.
Компетентностный подход является в настоящее время наиболее распространенным при разработке планов, программ и стандартов образования для различных образовательных уровней.
В настоящее время представляется возможным выделить также компетенции, присвоенные различным группам государственных должностей, в т.ч. в связи с Рекомендациями по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, изложенными в Письме Минздравсоцразвития России от 10 августа 2005 г. №3855-ВС4.
2. Модульный подход.
Модульная система – лишь одна из форм организации учебного процесса в высших образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного профессионального образования, связанная со структурированием учебных планов и формированием набора учебных дисциплин, изучаемых по модульному принципу (связанному фактически с реализацией или определенной специализации или углублением знаний по базовой дисциплине). Не случайно, в этой, связи, что понятие модуля часто приводится на одном «весовом» уровне с понятием учебная дисциплина/единица.
Примечание – Согласно глоссарию, приведенному в «Руководстве по использованию ECTS. Европейская система перезачета и накопления кредитов и Приложение к диплому», понятие «модуль» (Module) аналогично понятию «раздел курса» (учебная единица, дисциплина) (Course unit).
Применительно к различным видам ПДПО госслужащих модульная система позволяет создавать гибкие программы, ориентированные на запросы различных групп слушателей. Например, в данной работе, принята концепция краткосрочных модулей, позволяющая:
комбинировать их в рамках различных программ, в т.ч. самых распространенных – программ краткосрочного повышения квалификации;
осуществлять обучение по отдельным модулям в различных временных режимах реализации программ;
обеспечивать за счет изучения увеличенного набора модулей к получению документов об образовании более высокого уровня и др.
Так, например, в соответствующих разделах настоящего аналитического отчета, а также методических пособиях обосновывается формирование следующих модулей программ ДПО, связанных с присоединением Российской Федерации к ВТО:
А) Общие вопросы и проблемы присоединения России к ВТО;
Б) Торговая политика и ее инструменты;
В) торговая политика и торговые споры;
Г) Техническое регулирование;
Д) Экологические аспекты присоединения к ВТО.
Нормируемый техническим заданием объем работы и предоставляемых Заказчику отчетных материалов обусловил выбранный при формировании аналитического отчета подход – ориентацию на изложение аналитических и базовых для программ обучения материалов в сокращенной табличной и схематической формах.
|