МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА И ТОРГОВЛИ
Организация, технология и проектирование предприятий Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
100700.62 Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности.
Реклама в торговой деятельности
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2013
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» составлена в соответствии с требованиями ООП: 100700.62 Торговое дело на базе ФГОС ВПО.
Составители:
Локша А.В., доцент кафедры международного маркетинга и торговли Утверждена на заседании кафедры МК от 15.05.2013г., протокол № 9, редакция 2013г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, протокол № 6 от 23. 06. 2011г.
© Издательство ВГУЭС 2013 ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с учебными планами подготовки бакалавров по профилям 100700.62 Логистика в торговой деятельности, Маркетинг в торговой деятельности, Реклама в торговой деятельности составленными с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебная дисциплина «Организация, технология и проектирование предприятий» входит в перечень базовых дисциплин профессионального цикла по направлению подготовки 100700.62 Торговое дело. В результате изучения дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» студенты должны получить комплексное представление о формировании современных концепций ведения торговой деятельности с помощью совершенствования технологии, организации и проектирования предприятий.
Основные направления организации, технологии и проектирования предприятий рассматриваются в данной дисциплине с учетом практического опыта иностранных и российских компаний.
При разработке учебной программы по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий» учитывались практика и современные образовательные технологии ведущих российских университетов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целью освоения дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» является:
- сформировать современные концепции ведения торговой деятельности с помощью совершенствования технологии, организации и проектирования предприятий.
- дать теоретические основы и практические навыки выбора, оценки и внедрение современных технологий;
- дать основы проектирования торговых предприятий.
В ходе достижения цели решаются следующие основные задачи:
- - научить процессу выбора оптимального типа, вида торгового предприятия;
- научить комплексной оценке применяемым формам организации труда;
- научить принципам, нормам и методам проектирования коммерческих предприятий.
- умение принимать решения в меняющейся рыночной ситуации и аргументировать их. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Дисциплина «Организация, технология и проектирование предприятий» в ООП относится к базовой части дисциплин профессионального цикла. В 100700.62 Торговое дело данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Экономика организаций (предприятий)», «Торговое дело». В то же время компетенции, полученные при освоении дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий», необходимы для изучения следующих дисциплин: «Основы менеджмента в сервисе», «Товароведение и экспертиза товаров», «Управление персоналом». 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:
Таблица 1 - Формируемые компетенции ООП
| Блок
| Вид компетенций
| Компетенции
| 100700.62 Торговое дело
| Б.3/Базовые дисциплины
| ОК-4
| способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готов нести за них ответственность
| ПК-4
| способен прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность
|
Таблица 2 - Формируемые знания, умения, владения Коды компетенций
| Знания, Умения, Владения
| ОК-4
| Знания
| - процессов и способов принятия управленческих решений
- видов управленческих решений и методов из принятия
- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
| Умения
| - принимать участие в разработке управленческих решений
- нести ответственность за реализацию управленческих решений
- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности
| Владения
| - методами принятия решений
- методами реализации основных управленческих функций: принятие решений, планирование, организация, мотивирование и контроль
| ПК-4
| Знания
| - организационно-правовые формы предприятий, их ресурсы, экономические показатели деятельности предприятий, анализ и оценку эффективности финансово-хозяйственной организации (предприятия)
- общую теорию статистики, статистические методы оценки и прогнозирования коммерческой, маркетинговой, товароведной, логистической и рекламной деятельности, статистические методы оценки и прогнозирования этих видов деятельности
| Умения
| применять статистические методы оценки и прогнозирования коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведной и рекламной деятельности
- оценивать и анализировать финансовые возможности предприятий
- осуществлять анализ, планирование, организацию, учет и контроль коммерческой деятельности, прогнозировать ее результаты
| Владения
| - аналитическими методами для оценки эффективности коммерческой, товароведной, маркетинговой, логистической и рекламной деятельности на предприятиях
|
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения
Объем и сроки изучения дисциплины:
Дисциплина читается для бакалавров второго курса в весеннем семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Из них 51 часа аудиторной работы, 57 часов самостоятельной работы. Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен.
Для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается проведение интерактивных лекций, проблемных семинаров, групповых дискуссий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 25 % процентов аудиторных занятий.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Контроль успеваемости бакалавров осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов.
Для аттестации бакалавров по дисциплине фонды оценочных средств включают: индивидуальные задания, тесты, проблемные ситуации по актуальным вопросам организации, технологии торговых предприятий.
Текущий контроль и отчетность предполагает:
- проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания,
- проведение коллективной дискуссии по проблемам организации торговли;
- тестирование по разделам дисциплины,
- подготовка индивидуальных и/или групповых презентаций по заданной преподавателем тематике.
Промежуточный контроль проводится в форме экзамена – выполнение тестового задания
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Темы лекций Тема 1. Понятие и содержание технологического процесса предприятия
Предприятие (коммерческое) - самостоятельный хозяйственный субъект с правами коммерческого лица, ставящий своей целью получение прибыли. В узком смысле коммерческим является предприятие, действующее в сфере обращения товаров и услуг.
Технология - комплекс основных функциональных процессов конкретно отрасли человеческой деятельности.
Технологический процесс представляет собой единство трёх элементов живого труда, средств и предметов труда. Предметами труда в технологических процессах являются находящиеся в обращении товары, тара. Увеличение объёма деятельности торговых предприятий и организаций обусловлено значительным возрастанием объёмов товаров, поступающих в каналы обращения и требующих их соответствующей обработки.
Каждая партия товара, поступающая в магазин, проходит ряд этапов, начиная с разгрузки транспортных средств и кончая реализацией. Необходимо строго соблюдать последовательность протекающих в магазине операций, которые в совокупности и представляют собой технологический процесс.
Основными принципами организации торгово - технологического процесса являются:
- обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
- обеспечение наилучших условий выбора товаров, их приобретения, экономии издержек потребления;
- соответствие торгово - технологического процесса научно -техническому уровню, использование нерядовой техники, прогрессивных методов трудовых процессов научной организации труда;
- достижение экономической эффективности торгово-технологического процесса за счёт ускорения оборачиваемости товаров, экономики труда, роста его производительности, снижения издержек обращения;
- сохранение физико-химических свойств товаров.
Необходим новый подход к познанию закономерностей и проектированию торговых процессов. Особенно это необходимо в связи с повышением технического оснащения торговли.
Научно - технический процесс представляет собой процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе освоения и распространения новых знаний. Следует уделить внимание внедрению достижений научно - технического процесса в организацию технологического процессов предприятий. Тема 2. Розничная сеть по торговле потребительскими товарами
Розничная торговля сеть является важной составной частью материально - технической базы торговли. Состояние и размещение розничной торговой сети во многом определяют уровень обслуживания покупателей.
В настоящее время состояние розничной торговой сети в стране характеризуется невысоким уровнем развития. Обеспеченность населения торговой площадью в России в несколько раз ниже по сравнению по с экономически развитыми странами. Это затрудняет развитие конкурентных отношений в розничной торговле, снижает уровень обслуживания покупателей.
Выделяют стационарную, передвижную и посылочную торговую сеть.
Специализация и типизация магазинов имеют большое значение в рациональном построении и размещении розничной торговой сети, а это, в свою очередь, обеспечивает сокращение затрат времени покупателей, способствует росту товарооборота и прибыли предприятий торговли.
В последние годы в экономически развитых странах существенно возрастает роль и значение крупных универсальных магазинов, торговых центров. Тема 3. Организация технологических процессов в магазине
Технологический процесс представляет собой доведение товаров до конечных потребителей. Этот процесс осуществляется без участия покупателей. Здесь происходит обработка товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже и выкладке в торговом зале.
Торговый процесс представляет собой непосредственное обслуживание покупателей.
Торгово - технологический процесс в магазине обусловлен уровнем развития производства потребительских товаров, состоянием торговли и её МТБ, степенью квалификации работников торговли, ростом благосостояния и культурного уровня населения. Эти факторы определяют динамичность торгово - технологического процесса.
В магазинах различают три основные схемы технологического процесса:
1. Приёмка - торговый зал.
2. Приёмка - хранение - торговый зал.
3. Приёмка - хранение - подготовка к продаже - торговый зал.
Выбор схемы осуществляется в зависимости от готовности поступающих в магазин товаров, способа их доставки, объёма их поступления, применяемых методов продажи.
Технологический процесс должен способствовать современному научно - техническому уровню, экономики времени покупателей, обеспечению высокой производительности труда работников, сохранению потребительских свойств товаров, применению современных видов технологического оборудования.
Технологический процесс тесно связан с планировкой магазина, составом его помещений. При планировки помещений необходимо соблюдать целый ряд требований.
Неторговые помещение должны быть технологически связаны с торговыми. Основными схемами должны быть технологически связаны с торгового зала являются: линейная, боксовая, островная, выставочная и комбинированная.
Для определения эффективности использования площади торгового зала принято использовать коэффициенты установочной и выставочной (экспозиционной) площади.
Технологический процесс в магазине начинается с разгрузки транспортного средства и приёмки его по количеству и качеству. Приёмка производится в соответствии с нормативными актами, регламентирующими эти процессы.
Организация хранения товаров в магазине. Специфике процесса хранения товаров в магазине. Соблюдение условий хранения различных товарных групп. Укладывание на хранение, систематический контроль состояния товаров. Соблюдение режима хранения. Борьба с потерями: естественная убыль, актируемые потери.
Подготовка товаров к продаже. Общие и специфические операции. Устройство и оборудование помещений, предназначенных для подготовки товаров к продаже. Предварительная подготовка создаёт условия для более широкого внедрения прогрессивных методов торговли.
Размещение товаров в торговом зале, требования. Принципы выкладки товаров.
Организация продажи товаров. Социальное, экономическое и правовое содержание этого процесса продажи. Факторы, влияющие на качество торгового обслуживания населения. Показатели уровня культуры обслуживания покупателей.
Техническая оснащённость магазинов. Современные виды-оборудования и тенденции их развития. Мебель для торговых залов. Торговый инвентарь. Торговое холодильное оборудование. Торговое измерительное оборудование. Контрольно-кассовое оборудование.
|