Кафедра международного маркетинга и торговли





Скачать 359.63 Kb.
НазваниеКафедра международного маркетинга и торговли
страница1/3
Дата публикации18.03.2015
Размер359.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА И ТОРГОВЛИ

КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
100700.62 ТОРГОВОЕ ДЕЛО.

Логистика в торговой деятельности

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013

ББК 65.298

Рабочая программа учебной дисциплины Категорийный менеджмент составлена в соответствии с требованиями ООП: 100700.62 Торговое дело. Логистика в торговой деятельности на базе ФГОС ВПО.

Составители:

Клеев Д.В., ст. преподаватель кафедры международного маркетинга и торговли
Утверждена на заседании кафедры МК от 15.05.2013г., протокол № 9, редакция 2013г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, протокол № 6 от 23. 06. 2011г.

© Издательство ВГУЭС 2013
ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебными планами подготовки бакалавров по профилю Торговое дело. Логистика в торговой деятельности, составленным с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебная дисциплина «Категорийный менеджмент» входит в перечень дисциплин по выбору профессионального цикла по направлениям подготовки 100700.62 Торговое дело. Логистика в торговой деятельности.

В результате изучения дисциплины «Категорийный менеджмент» студенты должны получить комплексное представление о сущности и содержании всех аспектов деятельности торгового предприятия в сфере категорийного менеджмента на всех этапах - от анализа и планирования закупок, до управления продажами в магазинах торговой сети.

Основные направления категорийного менеджмента и применяемые технологии управления рассматриваются в данной дисциплине с учетом практического опыта иностранных и российских компаний.

При разработке учебной программы по дисциплине «Категорийный менеджмент» учитывались практика и современные образовательные технологии ведущих российских университетов.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины «Категорийный менеджмент» является углубленное изучение процессов управления ассортиментом товаров в розничном торговой организации (предприятии), основанных на использовании технологии категорийного менеджмента, то есть управления товарными категориями. Новая технология управления позволяет повысить эффективность управления ассортиментом товаров в торговой организации, создает механизм, обеспечивающий более быструю и качественную реакцию на изменение требований и запросов потребителей.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Дисциплина «Категорийный менеджмент» относится к части дисциплин по выбору профессионального цикла. В ООП 100700.62 Торговое дело. Логистика в торговой деятельности данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Маркетинг», «Товароведение и экспертиза товаров», «Закупочная логистика». В то же время компетенции, полученные при освоении дисциплины «Категорийный менеджмент» необходимы для изучения следующих дисциплин: «Информационные системы и технологии в логистике», «Маркетинг в оптовой торговле».

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы компетенции:
Таблица 1 - Формируемые компетенции

ООП

Блок

Вид компетенций

Компетенции

100700.62, Торговое дело. Логистика в торговой деятельности

Б.3/Базовая часть

ПК-3

способен управлять ассортиментом и качеством услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству

ПК-6

готов к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка

ПК-13

способен обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами

Таблица 2 - Формируемые знания, умения, владения

ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владения

100700.62, Торговое дело. Логистика в торговой деятельности

ПК-3

Знания

- основные понятия, цели, принципы, объекты, методы товароведения, ассортиментные, квалиметрические, количественные характеристики товаров;

- классификацию укрупненного ассортимента потребительских товаров;

- факторы их обеспечивающие.

Умения

- формировать ассортимент, оценивать качество, учитывать формирующие и регулировать сохраняющие товары факторы, получать товарную информацию об основополагающих характеристиках товара из маркировки и товарно-сопроводительных документов;

- разрабатывать стратегии и программы по управлению качеством товаров и услуг;

- собирать и анализировать данные, необходимые для принятия управленческих решений по ассортименту и качеству товаров, услуг;

- проводить анализ действующего ассортимента товаров, услуг, разрабатывать и экономически обосновывать рекомендации по его оптимизации.

Владения

- навыками работы с товарами разного назначения, а также с нормативными и техническими документами по оценке и подтверждению соответствия обязательным требованиям;

- методами анализа товарного ассортимента, подходами к выбору направлений его совершенствования.

ПК-6

Знания

- цели, принципы, функции, сферы применения, объекты, средства и методы маркетинга, маркетинговую среду и ее анализ, маркетинговые исследования, организацию деятельности маркетинговых служб;

- виды и формы рекламы, рекламный процесс, организация рекламных кампаний и акций, оценка их эффективности.

Умения

- выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять средства и методы маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и конъюнктуру рынка;

- составлять рекламные сообщения, выбирать носители рекламы с учетом финансовых возможностей организации и целесообразности, организовывать рекламные акции, оценивать их эффективность;

- проводить оценку и прогнозирование спроса на основе маркетинговой информации;

- разрабатывать систему маркетинговых коммуникаций с рынком с целью воздействия на уровень, время и характер спроса;

- разрабатывать маркетинговые стратегии и программы по формированию и удовлетворению спроса, оценивать их эффективность.

Владения

- методами и средствами выявления и формирования спроса потребителей; сбора, обработки и анализа маркетинговой информации;

- умением проводить маркетинговые исследования;

- процедурами разработки, принципами и инструментами эффективных маркетинговых коммуникаций;

- навыками разработки маркетинговых стратегий и программ по формированию и удовлетворению спроса, навыками оценки их эффективности;

- методами и средствами сбора, обработки и анализа маркетинговой информации;

- навыками проведения маркетингового исследования.

ПК-13

Знания

- классификацию укрупненного ассортимента потребительских товаров; факторы, их обеспечивающие;

- виды товарных потерь, причины возникновения, порядок списания, меры предупреждения и сокращения;

- особенности логистики в торговле.

Умения

- формировать ассортимент;

- выбирать логистические цепи и схемы;

- управлять логистическими процессами компании;

- проводить учет товаров и материальных ценностей;

- осуществлять товарный менеджмент при производстве, закупке и реализации товарно-материальных ценностей;

- анализировать организацию материально-технического снабжения и систему сбыта предприятия, разрабатывать меры по их совершенствованию.

Владения

- умениями вести деловые переговоры;

- навыками работы с товарами разного назначения;

- осуществлять выбор каналов распределения, поставщиков и торговых посредников;

- заключать договоры и контролировать их исполнение;

- методами и средствами управления логистическими процессами;

- методами контроля, связанными с закупкой, поставкой, транспортировкой, приемкой и реализацией товаров;

- навыками организации и управления системами материально-технического снабжения и сбыта на предприятии.

1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Объем и сроки изучения дисциплины:

Дисциплина читается для бакалавров четвертого курса ООП 100700.62 Торговое дело. Логистика в торговой деятельности. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Из них 60 часов аудиторной работы, 84 часа самостоятельной работы. Итоговая аттестация по дисциплине – экзамен.

Для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается проведение интерактивных лекций, проблемных семинаров, групповых дискуссий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 25 % процентов аудиторных занятий.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости бакалавров осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов.

Для аттестации бакалавров по дисциплине фонды оценочных средств включают: индивидуальные задания, тесты, проблемные ситуации по актуальным вопросам управления ассортиментом для ведения дискуссий, опыт международных компаний в области в виде кейсов для решения и обсуждения.

Текущий контроль и отчетность предполагает:

- проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания,

- проведение коллективной дискуссии по проблемным аспектам категорийного менеджмента,

- тестирование по разделам дисциплины,

- подготовка индивидуальных и/или групповых презентаций по заданной преподавателем тематике.

Промежуточный контроль проводится в форме зачета – выполнение задания в аудитории.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций

Тема 1. Введение в категорийный менеджмент. (2 часа)

Предмет и содержание дисциплины «Категорийный менеджмент», ее место в системе дисциплин. Роль дисциплины в формировании современной системы знаний в коммерческой подготовке выпускников для сферы товарного обращения. Сущность управления категорией. Эволюция концепций управления ассортиментом. История становления и сущность категорийного менеджмента. Специфика категорийного менеджмента.

Тема 2. Управление ассортиментом розничного торгового предприятия (2 часа)

Цели и задачи управления ассортимента розничного торгового предприятия. Классификация товаров для целей управления. Стратегическое и оперативное управление ассортиментом розничного торгового предприятия. Конкурентная стратегия и сегментация потребителей как основа для формирования ассортимента товаров. Разработка положения об ассортиментной политике розничного торгового предприятия.

Методы управления ассортиментом в торговле. Типовые сложности в управлении ассортиментом розничного торгового предприятия. Особенности управления укрупненным ассортиментом товаров. Особенности управления ассортиментом в магазинах разного формата.

Роль информационных технологий в управлении ассортиментом товаров.

Тема 3. Внедрение категорийного менеджмента в розничной торговой организации (2 часа)

Происхождение, эволюция, определение, сфера применения категорийного менеджмента. Отличия традиционной системы закупок от управления ассортиментом по товарным категориям.

Основные этапы при переходе торговой организации на категорийный менеджмент. Проектирование организационной структуры управления ассортиментом розничной торговой организации при переходе на категорийный менеджмент. Адаптация бизнес-процессов организации к практике категорийного менеджмента.

Место и роль категорийных менеджеров в структуре управления торговой организации. Категорийный менеджер: решаемые задачи, функциональные обязанности. Зона ответственности. Квалификационные требования, предъявляемые к должности категорийного менеджера.

Тема 4. Формирование товарных категорий (2 часа)

Понятие товарной категории. Формирование номенклатуры товарных категорий. Выбор основополагающего признака классификации. Товарный классификатор: понятие, уровни, примеры. Ассортиментная матрица: понятие, формирование.

Формирование структуры категории (компонентов категории). «Жесткие» и «мягкие» категории. Определение роли категории в структуре ассортимента. Вклад отдельных товаров категории в достижение целей магазина.

Формирование ассортимента категории. Роль категории в магазине определенного формата и тактика в отношении ассортиментного наполнения, выкладки.

Тема 5. Управление ассортиментом категории (2 часа)

Анализ сбалансированности ассортимента категории. Анализ рентабельности ассортимента. Оптимизация структуры категории.

Корректировка цен на товары внутри категорий. Ценообразование для товарных категорий с различной ролью в ассортименте.

Технология управления отдельными категориями.

Тема 6. Анализ результатов управления ассортиментом розничного торгового предприятия (2 часа)

Традиционный анализ ассортимента. Анализ продаж и доходности (АВС-анализ). Прогноз стабильности продаж (XYZ-анализ). Совмещенный АВС и XYZ-анализ. Оборачиваемость товарных запасов. Прогноз продаж новых товаров (анализ ассортимента по параметрам влияния).

Тема 7. Ассортиментная матрица. Принципы формирования и построения. (2 часа)

Ассортиментной матрицы. Этапы построения ассортиментной матрицы. Правила и алгоритм построения ассортиментной матрицы. Методы анализа и оценки сформированного ассортимента.

Тема 8. Стратегии и тактики в категорийном менеджменте. (3 часа)

Три основные стратегии управления категориями. Роли категорий и используемые стратегии.

Тактические решения, реализующие стратегии категории. «Движущие механизмы» при реализации стратегий.

Взаимосвязь маркетинга и тактики управления ассортиментом.

2.2 Перечень тем практических занятий

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению 100800. 62. Товароведение на базе фгос впо
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению 100800. 62. Товароведение на базе фгос впо
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Товароведение/Товароведение и экспертиза товаров во внутренней и внешней торговле
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины «Международные аспекты логистики базовый курс» составлена в соответствии с требованиями ооп:...
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа по учебной дисциплине «Методы и средства исследований в товароведении» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины Маркетинг в оптовой торговле составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700. 62. Торговое...
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины «Складское хозяйство и грузопереработка» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700....
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины «Складское хозяйство и грузопереработка» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700....
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Программа предназначена для студентов специальностей 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм для всех форм обучения
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии в логистике» составлена в соответствии с требованиями ооп:...
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа по учебной дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» составлена в соответствии с требованиями ооп 100800....
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины Категорийный менеджмент составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700. 62 Торговое дело....
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины «Сбытовая логистика» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700. 62 Торговое дело....
Кафедра международного маркетинга и торговли iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины «Транспортная логистика торговых предприятий» составлена в соответствии с требованиями ооп:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск