Скачать 395.21 Kb.
|
Забелин Денис Викторович МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СФЕРЫ УСЛУГ РОССИИ Специальности: 08.00.14 – мировая экономика, 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (сфера услуг) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону - 2008 Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики и международных отношений экономического факультета Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Научный руководитель: Доктор экономических наук, профессор Архипов Алексей Юрьевич Официальные оппоненты: Доктор экономических наук, профессор Таранов Пётр Владимирович Доктор географических наук, профессор Дружинин Александр Георгиевич Ведущая организация: Северо-Кавказская академия государственной службы Защита состоится «17» июня 2008 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.02 по экономическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, ауд. 307. С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. С авторефератом, на официальном сайте университета: http://www.sfedu.ru/ Автореферат разослан «16» мая 2008 г. Отзывы на реферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, экономический факультет ЮФУ, диссертационный совет Д 212.208.02 по экономическим наукам, ауд. 209, Учёному секретарю. Учёный секретарь диссертационного совета к.э.н., доцент Малейко Л.П. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования определяется значимостью процесса гуманизации и повышения качества экономического роста, который обеспечивается развитием сферы услуг, и конкретно туризмом как одним из наиболее стремительно развивающихся компонентов этой сферы. За последние годы российской экономике удалось набрать устойчивые темпы роста и решить ряд неотложных стабилизационных задач, однако до сих пор предельно остро стоят проблемы несбалансированной отраслевой структуры и низкого уровня жизни населения. Именно эти две проблемы и призван решать на сегодняшний день сектор услуг в мировой экономике. В свою очередь туризм, хоть и является одной из наиболее молодых сервисных отраслей, но уже привносит свой ощутимый вклад в гуманистическую компоненту экономического роста. Находясь на стадии становления и структурирования не только в России, но и во всех странах мира, международный туризм привлекает в настоящий момент всё более пристальное внимание экономистов. Важность и актуальность исследования роли международного туризма в сфере услуг России определяется и тем, что въездной туризм является во многом индикатором благополучия государства, в то время как выездной – свидетельствует о благосостоянии граждан. Способность обеспечить достойный приём иностранным туристам демонстрирует скоординированную и плодотворную работу сразу целого кластера отраслей национальной экономики, причём на сегодняшний день эти отрасли привлекают новейшие технологии и большое количество квалифицированных работников, что также решает задачи повышения качества экономического роста. Несомненно, индустрия с подобными характеристиками должна стать одним из локомотивов роста российской экономики, именно поэтому исследование проблем её развития и функционирования является теоретически и практически значимым. Степень разработанности проблемы. Внимание в экономических исследованиях туризму, как одной из самых молодых групп отраслей в экономике, начало уделяться относительно недавно. Примерно с 50-х годов прошлого столетия, когда туризм приобрёл массовый характер, за рубежом стали появляться публикации, характеризующие именно экономические аспекты туризма. Среди авторов таких работ можно выделить Купера К., Шарпли Р., Телфера Д. Чуть позже стали публиковаться труды, посвященные методологии туризма, исследованиям туристского спроса и предложения, а также использованию прогностических и статистических методик в международном туризме, особенно интересны в этой связи исследования Витта С., Ричи Б., Бернса П., Палмера К. В середине 90-х годов, со сменой парадигм развития многими странами, экономисты открыли новое направление в исследовании туризма – туризм и экономическое развитие. Такие авторы, как Холл Д., Пун А., Райклин Е. и Юсефи М., посвятили свои работы вопросам функционирования туриндустрии в странах с различными видами экономик. Синклэр М. анализировал универсальные моменты соотношения туризма и экономического развития, Коупланд Б. – воздействие туризма на благосостояние. Одним из первых исследователей туризма с отраслевой точки зрения стал Лейпер Н. В России исследования природы туризма и специфики функционирования международного туризма ведутся примерно с середины 90-х годов. Туризм, как составляющую сервисного блока рассматривают в своих трудах Батчаев А., Демидова Л., Сорокина В. Общеэкономические моменты функционирования туриндустрии исследуются Биржаковым М., Вепренцевым В., Горбылевой З., Гуляевым В., Квартальновым В. Проблемам развития международного туризма посвящены труды Фомичева В., Вавилова В., Рудь Н., Балаева А., Предводителева М., Папиряна А. Значительный вклад в исследование регионального развития и продвижения международного туризма на региональном уровне своими работами внесли: Косолапов А., Гранберг А., Джанджугазова Е., Дружинин А., Колесников А., Ильин В., Исаев И., Зайнашева З. Кроме того, хотелось бы отметить исследования Каневского И., Кузнецовой О. и Чиркина В., обращенные к вопросу роли государства в развитии туризма. В связи с отсутствием чёткого определения роли международного туризма в сфере услуг России, необходимостью уточнения характеристик современного туризма, неизученностью воздействия социально-экономических факторов на модификацию международного туризма, а также недостаточной изученностью структуры современного международного туризма, требуются дополнительные экономические исследования, которые позволят выявить место международного туризма в российской сфере услуг, обозначить признаки, актуальные проблемы и наиболее значимые факторы его развития, а также определить максимально объемлющую структуру международного туризма. Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на теоретический анализ современных тенденций развития сферы услуг в глобализирующейся мировой экономике, выявить пути совершенствования международного туризма в России, обозначить факторы его развития и выработать меры совершенствования функционирования на региональном уровне. Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач: - обозначить роль сектора услуг в современной мировой экономике, проанализировать изменения и тренды развития сервисной сферы; - выявить содержание, значение и структуру современного международного туризма; - выделить тенденции развития международного туризма в условиях глобализации мировой экономики; - исследовать специфические моменты в становлении и функционировании международного туризма в странах с постпереходной экономикой; - определить значение для сферы услуг и сформулировать актуальную проблематику развития международного туризма в России; - выделить наиболее перспективные направления развития российской индустрии международного туризма; - обозначить основные проблемы и проанализировать потенциал развития международного туризма в Ростовской области; - выявить наиболее эффективный с точки зрения применимости в Ростовской области зарубежный опыт развития международного туризма на региональном уровне; - разработать комплекс мер по развитию и совершенствованию международного туризма в Ростовской области на основе глобальных тенденций современного туризма и зарубежного опыта на региональном уровне. Объектом исследования является институциональная среда сферы услуг, определяющая экономическую эффективность функционирования хозяйствующих субъектов международного туризма на глобальном, национальном и локальном рынках. Предметом исследования выступают экономические отношения между участниками российского рынка международного туризма в процессе их деятельности, направленной на формирование и видоизменение индустрии туризма в сфере услуг постпереходной экономики, а также реализацию экономической политики развития туризма. Теоретико-методологической основой исследования выступают концепции российских и зарубежных авторов, реализующие экономические, социальные и психологические подходы к анализу современного международного туризма и сферы услуг. В ходе разработки авторской концепции видоизменения современного международного туризма и его места в сфере услуг России были использованы экономическая теория институциональных изменений, неоклассическая теория роста, теория международной торговли и теория переходной экономики. Инструментарно-методический аппарат диссертации основывается на комплексном подходе с использованием методов категориального, эмпирического, субъектно-объектного, компаративного, историко-генетического и рыночно-эволюционного анализа. Поставленные в работе автором задачи реализуются с помощью использования общенаучных методов познания: экономико-математического и статистического анализа, графического метода, метода научных абстракций, прогнозирования. Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные статистические данные ООН, ВОТ, ВСТП, ОЭСР, Европейского Союза, национальных туристических агентств, органов статистики России, материалы региональных подразделений государственного управления туризмом, прежде всего Ростовской области, а также экспертные оценки и расчёты исследователей, информационные материалы научных публикаций и периодической печати, данные информационных агентств. Нормативно-правовая база работы представлена положениями международного законодательства, касающегося вопросов регулирования туристической деятельности, а также законодательными и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в представлении теоретических положений и обосновании научной позиции автора, в соответствии с которой, несоответствующая современным мировым тенденциям гуманизации экономической деятельности, структура российской сферы услуг, неспособна обеспечить достаточное развитие международному туризму на текущем этапе. В России наблюдаются изменения в структуре международной туристической деятельности характерные как для всей мировой экономики, так и свойственные только внутреннему рынку: централизация в крупных городах, консолидация и укрупнение хозяйствующих субъектов, усиление государственного регулирования. Для дальнейшего повышения социально-экономической значимости и эффективности функционирования международного туризма в сфере услуг России, необходимо проведение активной государственной политики с учётом передового зарубежного опыта и современных направлений в развитии туризма. Основные положения исследования, выносимые на защиту: По специальности 08.00.14 – мировая экономика
По специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (сфера услуг)
|
Государственно-частное партнерство как институт модернизации сферы... ... | Основная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая... | ||
Учебное пособие для студентов специальности «Мировая экономика» Учебное пособие предназначено для углубленного изучения отдельных разделов дисциплины “Транспортное обеспечение внешнеэкономической... | Реферат На тему: Экономические основы государственного регулирования... Тенденции развития сферы услуг в экономике России, ее место на мировом рынке услуг 6 | ||
М. В. Щербина монополия как структура рыночной экономики «бакалавр». Профили: «Финансы и кредит»», «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративное управление», «Страхование», «Мировая... | Планы семинарских занятий по курсу мировая экономика для студентов... Мировая экономика» и «Международный бизнес». Для студентов других специальностей по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» предложен... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление... Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний... | Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102. 65 «Мировая... | ||
Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102. 65 «Мировая... | Компетентностные императивы клиентоориентированного развития сферы банковских услуг ... | ||
Учебно методический комплекс международный маркетинг специальность:... Данный курс находится в определенной взаимосвязи с такими курсами как «Внешнеэкономическая политика», «Организация и техника внешнеторговых... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» составлена в соответствии с требованиями... | ||
«Мировая экономика» Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности... | Программа вступительного экзамена для дисциплины «Мировая экономика» К освоению основной образовательной программы подготовки аспиранта по специальности 08. 00. 14 Мировая экономика допускаются все... | ||
Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б в.... «Экономической теории», «Институциональная экономика», «Региональная экономика» и других. Программа данного курса тесно связана с... | Стратегия продвижения нового туристического продукта на рынок Италии... Факультет/отделение факультета/Подразделение: Мировая экономика (направление Экономика) Кафедра: Международный бизнес |