Скачать 0.89 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра организации и технологии коммерции Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга ОСНОВЫ БИЗНЕСА Учебно-методический комплекс Для студентов специальностей 080503 Антикризисное управление 080801 Прикладная информатика (в экономике) Москва 2007 Автор-составитель: Семин Олег Александрович, профессор Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы бизнеса составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080801– Прикладная информатика (в экономике), 080503 Антикризисное управление. В рамках специальности 080503 Антикризисное управление дисциплина относится к федеральному компоненту цикла общепрофесиональных дисциплин; в рамках специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) - к циклу специальных дисциплин, и является обязательной для изучения. Утвержден на заседании Учебно-методического совета факультета Коммерции и маркетинга «21» ноября 2006 г., протокол №3. ………………………………………………………………………………………… Согласования со смежными кафедрами Зав. кафедрой экономической теории, профессор В.Я. Иохин Директор центральной Библиотеки РГТЭУ З.Н. Уханова СОДЕРЖАНИЕ стр. Инновационные технологии в преподавании дисциплины . . 4 1. Цель, задачи и предмет дисциплины . . . . . 5 2. Требования к уровню освоения дисциплины . . . . 5 3. Объем дисциплины . . . . . . . . 6 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы . . . 6 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы . 7 4. Содержание курса . . . . . . . . 11 5. Темы практических и семинарских занятий . . . . 12 6. Задания для самостоятельной работы студентов . . . 13 7. Вопросы для подготовки к зачету . . . . . 28 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины . . . 30 8.1. Литература . . . . . . . . . 30 8.2. Методическое обеспечение дисциплины . . . . 31 8.3. Информационное обеспечение дисциплины . . . 32 ПРИЛОЖЕНИЕ. Глоссарий . . . . . . . 32 Инновационные технологии в преподавании курса «Основы бизнеса» Использование инновационных технологий в процессе преподавания курса осуществляется, в основном, при проведении семинаров и практических занятий со студентами. В частности, используются: дискуссия, метод кейс-стади, тестирование. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике (семинар II). Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его (семинар III). Тестирование - контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). 1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Цель – овладение студентами системой базовых понятий и определений в области методологии, организации, маркетинга и коммерции, необходимых в сфере малого бизнеса для достижения коммерческого успеха и снижения риска. 2. Задачи – изучение терминологии в сфере малого предпринимательства; – ознакомление с теорией и практикой торгового бизнеса; – освоение основ организации и ведения собственного дела; – помочь будущим бизнесменам понять и освоить вопросы становления и успешного осуществления своего бизнеса в сфере коммерции. 3. Предметом изучения дисциплины являются социальные, экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе торгово-коммерческой деятельности между продавцами, посредниками и потребителями. 2. Требования к уровню освоения дисциплины Студент должен знать: – базовые определения, функции и задачи коммерсанта (предпринимателя); – организационные основы управления коммерческой деятельностью предприятия торговли; – государственное регулирование и регламентацию предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса; – основные аспекты процесса формирования ассортиментной, ценовой и коммуникационной политики в сфере услуг; – основы профессиональной этики и этикета, корпоративной культуры. Студент должен уметь: – организовать поиск необходимой информации в процессе изучения состояния бизнес-среды и привлекательности предпринимательского климата на рынке; – составлять «портрет» своего потребителя и образ торгового предприятия с учетом их конкретных особенностей; – определять варианты стратегий и тактики, используемые в процессе торгово-закупочной и сбытовой деятельности в сфере коммерции. Студент должен приобрести практические навыки в области: – маркетингового анализа состояния и инфраструктуры рынка; – проведения СВОТ-анализа конкурентоспособности и имиджа торгового предприятия; – организации и управления торговой, ассортиментной, ценовой и коммуникационной политикой в сфере малого бизнеса; – осуществлять моделирование бизнес-процессов и операций, происходящих в процессе хозяйственной деятельности предприятий/организаций сферы услуг. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике)
для специальности 080503 Антикризисное управление
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Форма обучения – очная
Форма обучения – очно-заочная
для специальности 080503 Антикризисное управление Форма обучения – очная
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ 1. БИЗНЕС И ЕГО СРЕДА Раскрытие данной темы необходимо начать с усвоения базовых определений и понятий в области малого бизнеса. Следует изучить содержание ФЗ РФ в области предпринимательства и малого бизнеса, понимать сущность, цели и виды бизнеса и относиться к бизнесу как системе, состоящей из взаимозависимых частей (каждая из которых вносит свой определенный вклад). РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА Рассматривая данную тему, необходимо обратить внимание на то, что Гражданский Кодекс РФ закрепил различные организационно-правовые формы хозяйствования в сфере бизнеса. Это дает начинающим предпринимателям и коммерсантам широкую возможность выбирать для себя, в каждом конкретном случае, ту рациональную форму хозяйствования, которая в наибольшей степени отвечает интересам бизнеса. РАЗДЕЛ 3. СТРАТЕГИЯ БИЗНЕСА Как известно, сфера деятельности определяется самим предпринимателем/коммерсантом и осуществляется в несколько этапов. Планируя организовать собственное дело (магазин), необходимо принять во внимание многочисленные входные и выходные барьеры вхождения на рынок. Поэтому в первую очередь следует определить: свою линию деятельности или концепцию бизнеса; его основные цели; стратегии; местонахождение; разработать бизнес-план развития предприятия и комплекс мероприятий по созданию его имиджа (репьютинг). РАЗДЕЛ 4. ТАКТИКА БИЗНЕСА Главная задача бизнеса – производство и сбыт продукции. Поэтому решения о том, что и в каком количестве произвести и сбыть/продать, являются ключевыми в хозяйственной деятельности любого предприятия в сфере малого бизнеса. Практика предпринимательства свидетельствует о том, что многие предприниматели/коммерсанты терпят неудачу из-за неправильного решения и действий. Поэтому кадровый вопрос в бизнесе играет решающую роль и имеет ключевое значение для успеха дела. И самое важное в сфере малого бизнеса не то, как и сколько произвести, а как это предложить и продать, то есть речь идет о сервисе обслуживания потребителей и организации атмосферы продаж. 5. ТЕМЫ практических и семинарских занятий Проведение практических занятий и семинаров играет важную роль в учебном процессе, так как способствует закреплению теоретических и практических навыков у начинающих предпринимателей и коммерсантов. При подготовке к занятиям студентам рекомендуется специальная литература в этой области, с учетом тематики проведения занятий. В ходе проведения практических занятий и семинаров решаются практические задачи и ситуации, проводится обязательное собеседование с каждым студентом и заслушиваются отчеты о проделанной работе. Каждый студент должен сделать не менее трех докладов за время изучения курса и написать контрольную работу. I. Семинар. Бизнес и его среда. 1. Внешняя среда бизнеса. Внутренняя среда предприятия (макро- и микросреда). 2. Сегментирование рынка. Анализ поведения потребителей разного типа и категорий. 3. Торговая зона и оценка качества торговой сети. Литература Основная: 4,7,8 Дополнительная: 13,15 II. Семинар. Формы организации бизнеса. 1. Государственная регистрация торгового предприятия. Оценка их шансов на успех. Правовые основы создания и функционирования торговых предприятий разных организационных форм собственности. 2. Как открыть свое дело (магазин). Порядок регистрации предприятий малого бизнеса. 3. Структура распределительной системы. Роль посредника. Выбор канала распределения. 4. Типы посредников. Оптовая торговля, ее роль, функции и перспективы развития. 5. Типология торговых предприятий, их конкурентоспособность, имидж и позиционирование на рынке. Литература Основная: 3,4,5 Дополнительная: 14,15 III. Семинар. Стратегия бизнеса. 1. Товары и услуги как основа бизнеса, «образ» товара, его жизненный цикл. 2. Разработка товара/услуги, общая процедура их разработки и оценка конкурентоспособности. 3. Номенклатура продукции и торговый ассортимент, их структура и особенности. 4. Управление ассортиментом и ценовой политикой в сфере малого бизнеса. 4. Управление предприятием и его коммерческой деятельностью. Организационная структура управления, стиль и уровень управления, стратегии. 5. Циклы бизнеса. Жизненный цикл предприятия, товара и торговой услуги. Влияние макро и микросреды. Литература Основная: 4,6,8 Дополнительная: 13,15 IV. Семинар. Тактика бизнеса. 1. Сервис обслуживания, его полнота, стадии, основные цели и задачи. Культура бизнеса и торговли. 2. Этика бизнеса. Этическая и социальная ответственность предпринимателя. Кодекс коммерсанта. 3. Корпоративная культура и внутренне качество сервиса. Факторы, оказывающие влияние на потребителей и процесс продаж. Атмосфера магазина. 4. Мерчандайзинг, его роль и основные функции. Визуальный и товарный мерчандайзинг. Основные правила и эффективность мерчандайзинга. 5. Реклама в бизнесе, ее типы и виды. Роль и эффективность торговой рекламы. Литература Основная: 9,10,11 Дополнительная: 13,17 6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа, как индивидуальная, так и коллективная, осуществляется студентами без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов выражается в освоении студентом в необходимом объеме материалов, в соответствии с учебной программой дисциплины и выработке у него необходимых навыков профессиональной деятельности, при разрешении тех или иных проблемных вопросов, в том числе и при подготовке к аудиторным занятиям. Как показывает многолетняя практика, начинающий предприниматель (коммерсант) должен постоянно находиться в соответствующей атмосфере, которая окружает малый бизнес в России. Поэтому очень важно, чтобы молодой специалист, имея отправные данные, мог бы самостоятельно разбираться в событиях текущих дней и принимать соответствующие решения, касающиеся коммерческой деятельности организации или фирмы. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса представляется, в частности: – в форме выполнения домашних заданий или контрольных работ; – моделировании соответствующих бизнес-процессов и бизнес-операций в сфере малого бизнеса; – составлении документов-дубликатов, необходимых в процессе совершения сделок (договоров) купли-продажи; – в виде подготовки научных докладов для выступления на научно-студенческих конференциях или диспутах за «круглым столом»; – путем осуществления постоянного контроля со стороны преподавателя за уровнем усвоения студентом материалов курса, на основе использования текстов по соответствующей тематике.
|
Учебно-методический комплекс Для специальности 080503 Антикризисное... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 030501 «Юриспруденция»... Автор-составитель: канд юрид наук, доцент кафедры гражданского права и процесса | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация... | Федеральное агентство по образованию гоу впо «Алтайский государственный... Для специальностей: 080503 «Антикризисное управление», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080504 «Государственное и муниципальное... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080503... Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основными образовательными программами по соответствующим... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080503 «Антикризисное управление» ... | ||
Тесты по дисциплине «Анализ рисков инвестиционных проектов» Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация... | Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
«Государственно-общественное управление образовательными системами» Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс для направления 38. 03. 02 “Менеджмент”... «Антикризисное управление», «Инвестиционный менеджмент», «Корпоративное управление», «Управление проектами» | ||
Положение Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Методические указания Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Антикризисное управление методические указания по дипломному проектированию Методические указания предназначены для студентов-дипломников, обучающихся по специальности 080503 «Антикризисное управление», руководителей,... | Учебно-методическое пособие Издание второе Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы бизнеса составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Программа дисциплины «Менеджмент» Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Правительство Российской Федерации Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... |