Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент»





Скачать 219.42 Kb.
НазваниеОбразовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент»
Дата публикации15.08.2013
Размер219.42 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Внутрифирменное бюджетирование

для направления 080200.68 Менеджмент подготовки магистра






1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Финансовый менеджмент», изучающих дисциплину «Внутрифирменное бюджетирование».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» http://www.hse.ru/data/2012/07/25/1257312334/fgos-080200-68.pdf ;

  • Образовательной программой по направлению 080200.68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент»

  • Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 080200.68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент»


2. Цели освоения дисциплины



Бюджетирование является важнейшей функцией управления, связанной с предвидением целей фирмы, результатов ее деятельности, путей и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. В связи с этим курс по системам бюджетирования входит в число основных при подготовке современных экономистов и менеджеров. Однако литература по проблематике систем бюджетирования на русском языке при всем ее разнообразии посвящена, за редким исключением, отдельным аспектам систем бюджетирования: чаще всего рассматриваются проблемы бизнес планирования, стратегического планирования и бюджетирования. Поэтому существует потребность в систематизации материала, осмыслении содержания курса в соответствии с зарубежной и отечественной практикой с акцентом на аналитические аспекты бюджетирования.

Также предполагается необходимость обобщения современной теории и практики систем бюджетирования с учетом особенностей функционирования российских компаний.

Выполнение цели означает создание основы для развития навыков бюджетирования в современной рыночной среде, не зависимо от отраслевой принадлежности компаний, уровней и типов внутрифирменных планов.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В соответствии с поставленной целью курс ориентирован на решение следующих учебных задач:

- знать суть экономических и организационно-социальных изменений, которые происходят в отечественных компаниях при смещении акцентов с производственного на маркетинговые принципы планирования и управления;

- уметь формировать модель внутрифирменного бюджетирования, базирующуюся на системном охвате всех сторон деятельности современной компании с выделением уровней и горизонта планирования;

- иметь представление о философии бюджетирования, технологии и этапах бюджетирования,

- демонстрировать взаимосвязь данного курса со смежными курсами подготовки экономистов;

- получить знания и навыки принятия управленческих решений в области бюджетирования.

В результате освоения учебной дисциплины студент приобретает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

ОК-3

Применяет методы инвестиционных расчетов и обосновывает финансовые решения

Осуществляет сбор информации из различных источников для составления технико-экономического обоснования инвестиционного проекта

Интерпретирует сведения, полученные в ходе изучения литературы, к практике работы компаний

Лекции

Решение кейсов

Решение задач

Выполнение проектного задания

Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

ОК-4

Разрабатывает технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта и защищает его перед экспертами

Рассчитывает потребность проекта в финансировании и обосновывает источники его получения

Лекции

Решение задач

Выполнение расчетных заданий

Выполнение проектного задания и защита его

Выполнение задания по экспертизе проекта

Умение использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач

ПК-3

Строит прогнозную модель денежных потоков проекта

Обосновывает структуру финансирования проекта

Разрабатывает и представляет шаблоны документов, обосновывающих бюджет проекта и бюджет капитальных вложений

Лекции

Решение кейсов

Решение задач

Выполнение проектного задания

Презентации

Выполнение заданий текущего и итогового контроля

Способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности

ПК-8

Анализирует денежные потоки проекта

Осуществляет экспертизу проекта и готовит экспертное заключение

Составляет заявку на финансирование проекта

Лекции

Решение задач

Решение кейсов

Презентации



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Дисциплина «Внутрифирменное бюджетирование» изучается на 1 курсе и базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Инвестиционный анализ», «Финансовый менеджмент», «Корпоративные финансы».

Программа курса «Внутрифирменное бюджетирование» составлена в соответствии с требованиями к дисциплинам по выбору, включаемым в программу подготовки магистров направления «Финансовый менеджмент».

Новизна курса заключается в сквозном, интегрированном представлении систем бюджетирования во временном, пространственном и функциональном срезах с акцентом на потребности рынка, с описанием инструментария и организационного оформления данного процесса. Такое представление отвечает основной задаче курса – формирования модели бюджетирования, базирующейся на системном охвате всех сторон деятельности компании, а также фокусирования преподавания на методических принципах планирования.

Бюджетирование представляет собой обширную область прикладной аналитической деятельности экономиста, включающую в качестве основного направления анализ хозяйственной деятельности компании, оценку возможностей внешней среды, формирование прогнозных показателей с использованием экономико-математических моделей, форматов плановых заданий, опирающихся на планово-нормативную базу компании.

Результатом такой деятельности является Внутрифирменное бюджетирование, направленные на повышение эффективности функционирования компании как самостоятельного хозяйствующего субъекта в рыночной среде.

Курс «Внутрифирменное бюджетирование» ориентирован на ознакомление с методологией планирования деятельности компании в условиях рынка. Сложившаяся на сегодняшний день в России среда бизнеса определяет необходимость подготовки специалистов, способных выявлять и анализировать сильные и слабые стороны компании с учетом тенденций развития отраслевых рынков, оценивать экономические последствия планируемых решений, способствуя тем самым оптимизации процесса принятия управленческих решений.

В курсе обобщаются современные технологии планирования, начиная от стратегического планирования и до календарного планирования работ, логистических потоков и финансовых показателей; формируется представление об уровнях бюджетирования – компания, бизнес-единицы, функциональные подразделения; систематизируются подходы к организации процесса планирования в российских и зарубежных компаниях.

5. Тематический план учебной дисциплины




п\п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы


Самост. работа

Всего часов

Лекции

Семи-нары /Практич. занятия

всего

1

Основные понятия внутрифирменного бюджетирования.

2

1

3

10

13

2

Методические вопросы бюджетирования.

2

2

4

10

14

3

Технология бюджетирования.

2

3

5

14

19

4

Стратегические, тактические и оперативные планы.

3

2

5

14

19

5

Годовое бюджетирование. Форматы основных бюджетов.

4

4

8

14

22

6

Проектное бюджетирование и бюджетирование ЦФО.

4

6

10

14

24

7

Мониторинг и контроль системы бюджетов


3

4

7

14

21

8

Организация внутрифирменного бюджетирования. Автоматизация бюджетирования.

4

6

10

20

30




ВСЕГО ЧАСОВ

24

28

52

110

162


6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

год

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Контрольная работа




*







письменная работа 60 минут

Домашнее задание







*




письменная работа

Итоговый

Зачет







*




письменный 90 мин.



6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

  1. Домашнее задание оценивается в соответствии с:

- полнотой ответов на поставленные вопросы;

- соответствием приведённого описания компании и предложенной финансовой структуры, а также соблюдением правил формирования финансовой структуры;

- логичностью формирования системы бюджетов компании и правильностью их описания;

- наличием прописанных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между бюджетами.

Каждый пункт оценивается в 2 балла, за исключением системы бюджетов с описанием – 4 балла. Допускается выполнение задания в паре, при этом выставляется суммарная оценка (исходя из 20 баллов), которая может быть поделена на усмотрение участников.

Текст задания выкладывается в системе LMS вместе с необходимыми материалами, там же выставляются оценки.

  1. Контрольная работа оценивается в соответствии с:

- полнотой и правильностью необходимых расчётов – как промежуточных, так и итоговых;

- степенью использования программных средств и возможностей (при достаточной степени участия в семинарах, студенты могут к контрольной работе подготовить необходимые формы, что позволит ускорить выполнение расчётной части задания);

- правильностью ответов на вопросы, умением анализировать полученные результаты.

Максимальная оценка за первый и последний пункты – по 4 балла, за второй – 2 балла. Расчётное задание выполняется в паре, на вопросы каждый отвечает индивидуально. За совместную работу выставляется суммарная оценка (не более 12 баллов), которая может быть разделена на усмотрение участников. Полученные в итоге баллы суммируются с баллами за ответы на вопросы.

  1. В качестве итоговой работы магистранты готовят проект бюджета для выбранной компании или проекта и защищают его. Оценка выставляется коллективно, исходя из тех же критериев, что описаны в пункте два.


6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
По данному курсу предусмотрены: контрольные, самостоятельная (внеаудиторная) и аудиторная работы. Степень выполнения этих работ влияет на итоговый контроль. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских (практических) занятиях через их активность: посещаемость занятий, правильность и быстроту решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем (Оауд)

Преподаватель оценивает самостоятельную работу (Осам.) студентов через выполнение подготовку докладов по заданной преподавателем тематике, решение заданных на дом заданий. Доклады не должны быть больше 1-2 страниц; наличие презентации не является обязательным, но желательно. При подготовке студенты пользуются любой, в том числе и на иностранном языке, литературой. Проблемы, выносимые на обсуждение, связаны с ситуациями, возникающими в российских и зарубежных компаниях.

Оценки за аудиторную и самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем

Помимо этого, результаты студента по текущему контролю определяются по оценке за контрольную работу (в соответствии с РУПом), которая пишется в группе, а так же по результату основного домашнего задания (РУП). Они представляют собой практические задания по изучаемому курсу. Результирующая оценка по промежуточному контролю рассчитывается по следующей формуле, где:
Отек = 0,5·Оконтр_р+ 0,5·Одом.з
Таким образом накопленная оценка рассчитывается по следующей формуле:
Онакоп = 0,8·Отек + 0,1·Осам + 0,1·Оауд

Зачетное задание состоит из двух компонентов: подготовка проекта и его защита. Результирующая оценка рассчитывается по следующей формуле, где Оитог – оценка за зачетную работу:
Орезульт = 0,40·Оитог+ 0,60·Онак
За счет активности на занятиях и при самостоятельной подготовке, а также теоретических знаний по накопительной системе студент может максимально получить 6 баллов.

Предусмотрено, что если студент по результатам текущего контроля и самостоятельной работы имеет 8, 9 или 10 баллов, при этом обе оценки не менее 71; сделал не менее 1 доклада с презентацией по теме, согласованной с преподавателем, выполнил самостоятельную работу и посещал занятия более 80%; то по представлению преподавателя, ведущего семинарские и практические занятия в группе, ответственный от кафедры за проведение промежуточного или итогового контроля может освобождать от сдачи экзамена или зачета особо отличившихся студентов по результатам промежуточного или текущего контроля, зафиксированным в письменном виде (в рабочей ведомости преподавателя) с выставлением оценки «зачет (8, 9 или 10)». В этом случае оценка выставляется в обе колонки зачетной ведомости и зачетную книжку студента.

Если оценка получается не целым числом, то округление идет в сторону увеличения при 6, 7, 8, 9 после запятой. Если после запятой стоит 5, то итоговая оценка округляется в сторону увеличения, текущая – в сторону уменьшения.

Если студент получает неудовлетворительную оценку за зачет на итоговом контроле, то ему не может быть выставлена положительная результирующая оценка по данной дисциплине, несмотря на положительные результаты текущего контроля. В этом случае в обе колонки зачетной ведомости выставляется неудовлетворительная оценка (по 10-балльной шкале), на которую преподаватель оценил студента в ходе зачета. При пересдаче все накопленные баллы теряются. Студент пишет работу, состоящую из тестов и задач. Зачет сдается письменно по одному вопросу, выбранному студентом из списка вопросов для пересдачи. Оценка складывается следующим образом:

Опересдача = 0,6·Оитог + 0,4·Онакоп

Онакоп = 0,4·Отесты + 0,6·Озадачи

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. Способ округления оценки – арифметический.

7. Содержание дисциплины



Тема 1. Основные понятия внутрифирменного бюджетирования.

Бюджет и бюджетирование. Причины развития внутрифирменного бюджетирования. Сравнительная характеристика систем внутрифирменного бюджетирования: долгосрочное бюджетирование, стратегическое бюджетирование и стратегический менеджмент.

Свойства фирмы как объекта бюджетирования и методологические посылки внутрифирменного бюджетирования: системность, иерархичность, социально-экономический характер, взаимодействие с внешней средой. Преимущества и ограничения внутрифирменного бюджетирования.

Финансовая структура компании. Понятие ЦФО и их виды. Взаимосвязь организационной и финансовой структуры компании.
Тема 2. Методические вопросы бюджетирования.

Принципы бюджетирования: единство, непрерывность, гибкость, точность и принцип участия. Подходы к бюджетированию (философия бюджетирования): реактивный, инактивный, преактивный, интерактивный подходы, их сравнительные характеристики.

Уровни внутрифирменного бюджетирования: фирма в целом, хозяйственные подразделения (стратегические бизнес-единицы), функциональные подразделения. Характеристика бюджетов каждого уровня. Методические проблемы, связанные с иерархичностью внутрифирменного бюджетирования.
Тема 3. Технология бюджетирования.

Процесс бюджетирования: анализ внешней среды и возможностей фирмы, установление стратегических и тактических целей, формирование, оценка и выбор альтернативных вариантов бюджета, система реализации бюджетов фирмы. Основные взаимосвязи в процессе внутрифирменного бюджетирования.

Классификация бюджетов фирмы (измерители планов): уровни планирования, функции (функциональные бюджеты), временные рамки, периодичность бюджетирования. Регулярные бюджеты и уникальные бюджеты.
Тема 4. Стратегические, тактические и оперативные планы.

Горизонт внутрифирменного бюджетирования: стратегические, тактические и оперативные бюджеты. Сравнительная характеристика указанных бюджетов: цели и объекты бюджетирования, ключевые бюджетные показатели, сроки бюджетирования и степень детализации планов, увязка с ресурсами, используемые методы и модели, органы бюджетирования. Взаимосвязь стратегических, тактических и оперативных бюджетов фирмы.
Тема 5. Годовое бюджетирование. Форматы основных бюджетов.

Формат и содержание основных бюджетов фирмы, взаимосвязь различных бюджетов. Порядок составления и наполнения бюджетов. Особенности состава бюджетов в зависимости от отрасли деятельности, размера компании, подхода к финансовому планированию.

Сведение итоговых бюджетов. Взаимосвязь итоговых бюджетов с бюджетами других уровней и между собой. Расчётный баланс.
Тема 6. Проектное бюджетирование и бюджетирование ЦФО.

Бюджетирование отдельных ЦФО. Связь бюджета ЦФО с другими уровнями бюджета компании. Сочетание статей различных бюджетов в бюджете ЦФО.

Бюджетирование проектов. Особенности бюджетирования в компании, где основная деятельность строится на проектах различной длительности. Система бюджетов для компаний с попроектным бюджетированием. Особенности финансового планирования в данных компаниях.
Тема 7. Мониторинг и контроль системы бюджетов.

Периодичность и виды работ с бюджетами компании. Частота и условия пересмотра бюджетов и бюджетных показателей. Своевременность внесения изменений в бюджет. Учёт всех взаимосвязей при осуществлении поправок и корректировок.

Текущий и итоговый анализ исполнения бюджетов, выявление причин отклонения от заданных показателей.
Тема 8. Организация бюджетирования. Автоматизация бюджетирования.

Регламентация основных моментов, связанных с бюджетированием – определение форматов бюджетов, порядок и особенности планирования, назначение ответственных, виды и формат отчётности, частота пересмотра, правила внесения корректировок и т.д.

Основные этапы, проблемы и трудности постановки бюджетирования в компании.

Органы бюджетирования на фирме: планово-экономический отдел и отдел стратегического бюджетирования задачи, место в структуре управления, взаимоотношения с другими службами. Методические, организационные, планово-учетные, контрольные, аналитические и экономические функции планово-экономического отдела фирмы.
Темы семинарских занятий полностью совпадают с темами лекций

8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1. Тематика заданий текущего контроля



8.1.1. Домашнее задание

Выберите компанию из любой области деятельности. Форма собственности также может быть любая. Если организация достаточно крупная, а её структура - громоздкая, выберите одно из направлений деятельности. 

По данной компании:

1) Приведите краткое описание (примерно 1-1,5 страницы), на которое будете опираться при выполнении остальных частей задания.

2) Составьте финансовую структуру компании - выделите ЦФО и ЦФУ, дайте каждому из них наименование, назначьте ответственных, постройте иерархию. Прокомментируйте, почему Вы сформировали центры ответственности и структуру так, а не иначе, чем руководствовались в процессе фомрирования.

3) Предложите систему бюджетов для компании - какие бюджеты стоит использовать и почему, что будет содержаться в каждом из бюджетов или на основе чего он будет сформирован (какой принцип представления информации (по потребителям, по ассортименту и т.д.), где невозможно указать принцип, предложите статьи, которые следует включить).

Напишите, как представленные бюджеты связаны между собой и каким образом будут сводиться функциональные бюджеты к итоговым.
8.1.2. Задание для контрольной работы

Используя предоставленные данные (в формате Excel) необходимо составить систему функциональных и итоговых бюджетов:

«Бюджет продаж»

«Бюджет поступлений от продаж»

«Бюджет производства»

«Бюджет закупок сырья»

«График оплаты сырья»

«Бюджет прямых затрат на сырье»

«Бюджет прямых затрат на оплату труда»

«Бюджет общепроизводственных расходов»

«План производственной себестоимости»

«Бюджет коммерческих расходов»

«Бюджет административных расходов»

«Бюджет доходов и расходов»

«Бюджет движения денежных средств»

«Прогнозный баланс»

8.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



1. Специфика внутрифирменного бюджетирования в рыночных условиях.

2. Эволюция систем внутрифирменного бюджетирования.

3. Принципы бюджетирования.

4. Философия бюджетирования.

5. Повторяющиеся и уникальные бюджеты фирмы: их сравнительный анализ.

6. Горизонт бюджетирования, сравнительная характеристика стратегических, тактических и оперативных бюджетов.

7. Органы бюджетирования в компании, их функции и задачи, место в структуре управления и взаимоотношения с другими службами.

8. Уровни внутрифирменного бюджетирования. Виды бюджетов каждого уровня.

9. Этапы внутрифирменного бюджетирования.

10. Структура стратегического анализа.

11. Внутренний анализ деятельности компании.

12. Портфель компании. Задачи портфельного анализа и проблемы его проведения.

13. Основные этапы разработки стратегического бюджета компании.

14. Товарный ассортимент компании: понятие, основные характеристики. Задачи ассортиментного бюджетирования.

15. Подходы к бюджетированию товарного ассортимента продукции фирмы.

16. Задача формирования продуктовой программы фирмы.

17. Основные типы производств и задачи оперативного планирования в каждом типе производства.

18. Система оперативно-календарного бюджетирования: понятие, основные характеристики, виды систем.

19. План маркетинга: структура плана, основные формы плановых документов.

20. Этапы разработки плана маркетинга.

21. Прогнозирование продаж продукции компании: подходы и проблемы.

22. Бизнес-план: предназначение и структура плана.

23. Характеристики основных разделов бизнес-плана.

24. Сравнительная характеристика различных форматов бюджетов фирмы.

25. Основные понятия и компоненты бюджетного процесса.

26. Этапы постановки внутрифирменного бюджетирования.

27. Бюджетирование в компании: проблемы и трудности внедрения.

28. Организация внутрифирменного бюджетирования.

29. Функции и задачи планово-экономического отдела фирмы.

30. Факторы, оказывающие влияние на организацию процесса планирования.

31. Сильные и слабые стороны командной модели организации планирования.

32. Информационные потребности плановых служб.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



Базовые учебники


  1. Бюджетирование шаг за шагом. – СПб:Питер, 2005

  2. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: На-

стольная книга по постановке финансового планирования, изд. 2-е - М.: Финансы и статистика, 2006.

Основная литература

1. Маркова В.Д. Внутрифирменное планирование. – Новосибирск: ЭКОР, 2004.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.: Инфра-М, 1999.

3. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. – М.: Финансы и статисти-

ка, 1997.
Дополнительная литература

1. Акофф Р. Планирование будущего корпораций. – М.: Прогресс, 1985.

2. Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: новые метрики богатства корпорации.

– М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. – М., 1996.

4. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.

5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.

6. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. – М.: Инфра-М, 1999. – гл.2,3.

7. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М.: Юнити, 1997.

8. Внутрифирменное планирование в США. / Под общей ред. В.И.Седова. – М.: Про-

гресс, 1972.

9. Внутрифирменное планирование: проблемы совершенствования. / под ред. В.В.Ти-

това, В.Д.Марковой. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000.

10. Виссема Х. Стратегический менеджмент. – М.: Финпресс, 2000.

11. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Изда-

тельский Дом «Дашков и К°», 2001.

12. Гончаров В.В. В поисках совершенного управления: руководство для высшего

управленческого персонала: опыт лучших фирм США, Японии и стран Западной Ев-

ропы. – М.: МНИИПУ, 1996.

13. Гончарук В.А. Развитие предприятия. – М.: Дело, 2000.

14. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. – М.:

Филинъ, 1999.

15. Гуияр Фр., Келли Дж. Преобразование организации. – М.: Дело, 2000.

16. Деловое планирование: методы, организация, современная практика. / Под ред.

В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997.

17. Дибб С., Симкин Л., Бредли Дж. Практическое руководство по маркетинговому пла-

нированию. – СПб: Питер, 2001.

18. Диксон П. Управление маркетингом. – М.: Бином, 1998.

19. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление финансово-хозяйственной

деятельностью предприятия / под ред.В.Марковой. – Новосибирск: ИЭиОПП СО

РАН, 2002.

20. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Структурные преобразования промышленного пред-

приятия. – Новосибирск: НГУ, 2001. (пререиздание, М.: Дело, 2003).

21. Загвоздкина Г.П. Теория планирования. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999

22. Канторович Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. – М.:

Изд-во АН СССР, 1960.

23. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. – М.:

Прогресс, 1982.

24. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономиче-

ской среде. – М.: Экономика, 1997.

25. Классика маркетинга. – СПб.: Питер, 2001.

26. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный

менеджмент. – СПб.: Специальная литература, 1998.

27. Ковелло Дж.А., Хейзелгрен Б.Дж. Бизнес-планы. Полное справочное руководство. –

М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.

28. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М.: Дело, 1993.

29. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. – Спб.: Питер, 2004.

30. Леонтьев С.В., Масютин С.А., Тренев В.Н. Стратегии успеха: обобщение опыта ре-

формирования российских промышленных предприятий. – М.: ОАО «Типография

«НОВОСТИ», 2000.

31. Любанова Т., Мясоедова Л., Олейникова Ю. Стратегическое планирование на пред-

приятии. – М.: Приор, 2001.

32. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. – Новосибирск: ЭКОР, 1994.

33. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Раппопорт Е.С. Системный подход в организации управ-

ления. – М.: Экономика, 1984.

34. Пешков Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: Экономика, 1996.

35. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2000.

36. Российский менеджмент. Учебные конкретные ситуации. Книги 1 – 3. – М.: Инфра-

М.

37. Саати Т, Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. – М.: Радио и

связь, 1991.

38. Самочкин В.Н. Гибкое развитие фирмы: анализ и планирование. – М.: Дело, 2000.

39. Стерлин А., Тулин И. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях

США. – М.: Наука, 1990.

40. Стратегический менеджмент. Тематический сборник статей. Выпуск 6. – М.: Глав-

ная редакция международного журнала «Проблемы теории и практики управления»,

2001.

41. Стратегия бизнеса. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснин Т.Д. и др. / под ред. Г.Б.

Клейнера. – М.: КОНСЭКО, 1998.

42. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2000.

43. Управление предприятием. Тенденции и перспективы развития. Сборник статей. –

М.: Главная редакция международного журнала «Проблемы теории и практики

управления», Verlag Paul Haupt, 2001.

44. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня.

– М.: Олимп-Бизнес, 2002.

45. Хасси Д. Стратегия и планирование. – СПб.: Питер, 2001.

46. Ценообразование и рынок. – М.: Прогресс, 1992.



1 в случае, если средняя оценка 9, а одна из оценок 7 баллов, возможно выставление итоговой оценки 8 баллов при выполнении других условий

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconО. А. Батурина
Финансовый менеджмент, ооп 080200. 62 Менеджмент. Управление малым бизнесом, ооп 080200. 62 Менеджмент. Совместная международная...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Финансовый менеджмент» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов магистерской программы...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconПрограмма дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconМагистерской программы 080200. 68. 00. 03 Технологический менеджмент...
Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по основам теории и практики компьютерного моделирования...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconРабочая программа дисциплины (модуля) финансовый менеджмент
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»
...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»
...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconВысшего профессионального образования тюменский государственный университет...
Учебно-методический комплекс. Методические указания по написанию магистерской диссертации для магистров направления 080200. 68 «Менеджмент»,...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconПрограмма для бакалавров по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»,...
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconОсновная образовательная программа
Ооп 080200. 62 Менеджмент. Совместная международная программа, ооп 080200. 62 Менеджмент. Практико-ориентированная программа, ооп...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» icon080200 «Менеджмент», магистерская программа
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconФакультет экономики и управления Кафедра менеджмента Рабочая программа...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconПрограмма дисциплины ir менеджмент  направления 080200. 68 Менеджмент...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Образовательной программой по направлению 080200. 68 «Менеджмент» для магистерской программы «Финансовый менеджмент» iconПрограмма дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск