Скачать 0.61 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уральский государственный экономический университет Центр дистанционного образования ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИМетодические указанияпо написанию контрольной работы и проведению переаттестации для студентов заочного отделения всех экономических специальностей Екатеринбург 2007 Составители: к.э.н., доцент Фёдорова Л.Н., к.э.н. Фёдорова А.Е, ст. преподаватель Рекечинская Т.Б. ВведениеКурс «Общая теория статистики» является базовой дисциплиной в подготовке экономистов, формирующей у них умение и навыки экономико-статистического исследования и имеющей большую практическую направленность. Статистика разрабатывает систему показателей, которая характеризует с различных сторон деятельность секторов, отраслей и предприятий экономики. Она вскрывает закономерности развития явлений, выявляет соотношение между ними, позволяет анализировать тенденции развития и на их основе прогнозировать будущие уровни и соотношения между финансовыми показателями. Целью курса «Статистика» является ознакомление студентов со статистической методологией сбора и анализа экономической информации, системой статистических показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов в условиях рыночных отношений. Задачи дисциплины заключаются в следующем:
Изучение данного курса закладывает основу для дальнейшего изучения других экономических дисциплин, использующих статистические методы и методологию исчисления статистических показателей. В процессе изучения дисциплины студенты выполняют контрольную работу и сдают переаттестацию. Переаттестация проводится преподавателем на одном из первых занятий по дисциплине в форме теста. Примерные вопросы тестов приведены в разделе «Переаттестация». Контрольная работа носит комплексный характер и охватывает основные методы статистического анализа. При выполнении работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:
Задания контрольной работы разбиты на темы в соответствии с учебным планом. В каждой теме представлены необходимые формулы для вычислений. Работу следует выполнять по вариантам. В каждой теме номер варианта соответствует номеру задачи. Выбор варианта осуществляется в зависимости от начальной буквы фамилии:
По окончании изучения курса студенты должны:
Методические указания написаны в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего профессионального образования по экономическим специальностям. Контрольные заданияТема 1. Предмет и метод статистики. Сводка и группировка. Предмет изучения. Статистическая совокупность. Метод и основные элементы методологии. Основные категории статистики. Задачи статистики. Содержание сводки. Статистические ряды распределения. Группировка – основа научной обработки данных статистики. Статистика — общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени. Особенностью статистики, в отличие, например, от математики, является то, что она исследует количественную сторону общественных явлений в единстве с их качественной стороной. Поэтому она опирается на понятия тех наук, количественную сторону которых она исследует. Основные задачи статистики состоят в следующем:
Предметом статистики является количественная сторона качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, отображаемая посредством статистических показателей. Другими словами, статистика изучает размеры, объемы, уровни, количественные соотношения явлений общественной жизни. Статистическая информация, отобранная в ходе массового наблюдения, является первичной, при этом данные представляются по каждой единице. Полученная статистическая информация не является обобщенной. С ее помощью нельзя сделать выводы в целом об объекте и отдельных его частях без предварительной обработки имеющихся данных. Для целей статистического анализа полученную информацию необходимо обобщить (сжать) и представить в виде сводных (обобщенных) показателей, чаще всего в табличной форме. Выполняется данная операция с помощью сводки и группировки. Сводка — это ряд последовательных операций по обобщению и обработке первичной информации, выполняемых с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению. Сводка является особой стадией статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения. Проведение сводки включает 3 этапа: • предварительный контроль материалов, т.е. проверку исходных данных; • группировку данных по заданным признакам, определение производных показателей; • оформление результатов сводки в виде статистических таблиц, удобных для восприятия информации. Задачи сводки - систематизация первичных данных и получение сводных характеристик объекта. Результатом сводки являются подробные данные, отражающие в целом всю совокупность. Группировка данных производится в соответствии с программой сводки для того, чтобы впоследствии представить полученную информацию в виде, доступном для восприятия. Группировка — объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака. Результаты группировки оформляются в виде группированных таблиц, делающих информацию обозримой. Группировки различают: • по задачам систематизации данных; • по числу группировочных признаков; • по используемой информации. Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования: • выделения социально-экономических типов явлений; • изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем; • выявления связей и зависимостей между отдельными признаками явления. Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные). По числу группировочных признаков различают простые (по одному признаку) и сложные (по нескольким признакам — комбинированные и многомерные). Комбинированные группировки строятся путем разбивки каждой группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками. Многомерные — строятся с помощью специальных алгоритмов, когда осуществляется поиск скопления в К-мерном пространстве, где каждый объект — точка, т.е. построить многомерную группировку — найти скопление точек. По используемой информации различают первичные и вторичные группировки. Первичные группировки производятся на основе исходных данных, полученных в результате статистических наблюдений. Вторичные — результат объединения или расщепления первичной группировки. Статистическая группировка данных осуществляется в следующем порядке: 1 этап Выбор признака, который закладывается в основание группировки. Разбивка единиц совокупности на отдельные группы проводится по группировочному признаку, его часто называют основанием группировки. В качестве основания группировки используются существенные признаки как количественные, гак и качественные. 2 этап Определение количества групп (зависит от задач исследования и вида признака). При построении групп по качественному признаку количество групп обычно соответствует числу градаций, типов, видов, состояний признака. Например, в случае проведения группировки населения по полу можно образовать только две группы: мужчины и женщины. Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц исследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака. При небольшом объеме совокупности нельзя образовывать большое число групп, так как группы будут малочисленными. При определении количества групп необходимо стремиться к тому, чтобы были учтены особенности изучаемого явления. Поэтому количество групп должно быть оптимальным, в каждую группу должно входить достаточно большое число единиц совокупности, что отвечает требованию закона больших чисел. При небольшом объеме совокупности не следует образовывать большое число групп, так как они будут малочисленны, а показатели, рассчитанные для таких групп, не будут представительными. Степень колеблемости учитывается так: чем больше разность между наибольшим и наименьшим значением признака, тем больше следует образовывать групп. Существует эмпирическое правило: чем больше групп, тем точнее будет воспроизведен характер исследуемого объекта. Кроме того, в одну группу не должно попасть более половины всех единиц совокупности, а средние iруппы должны содержать больше единиц, чем крайние. Определить количество групп можно эмпирическим (опытным) путем или используя формулу Стерджесса: n=1+3,322ln N; где п - число групп; N - число единиц совокупности. 3 этап Определение величины интервала группировки. Интервал - это значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах. Каждый интервал имеет свою величину, называемую шагом, а также верхнюю и нижнюю границы. Верхняя граница - наибольшее значение признака в рассматриваемом интервале, нижняя граница наименьшее значение признака. Величина равного интервала определяется по формуле где h - величина равного интервала; R - размах вариации, R ~ Хтях ~Xmin; Хтах , Хтт - соответственно максимальное и минимальное значения признака в совокупности; п - количество групп. Полученную величину интервала (шаг интервала) принято округлять. Правило округления: дробные числа округляются до десятых (0,1); если размер шага имеет целых две значащие цифры и дробную часть, в этом случае округляют до целых. Целые трехзначные цифры округляются до ближайшего числа, кратного 10. Например, 678 следует округлить до 680. Формулы для вычислений
Задача 1. Имеется информация о количестве книг, полученных студентами по абонементу за прошедший учебный год.
Построить вариационный, ранжированный, дискретный ряд распределения, обозначив элементы ряда. Задача 2. Имеются данные о стоимости основных фондов у 50 предприятий, тыс. руб.:
Построить ряд распределения, выделив 5 групп предприятий (с равными интервалами). Задача 3. По ряду предприятий легкой промышленности получены следующие данные:
Произведите группировку предприятий по числу рабочих, образуя 6 групп с равными интервалами. Подсчитайте по каждой группе:
Результаты расчета оформите в таблицы. Сделайте выводы. Задача 4. По ряду предприятий легкой промышленности получены данные, представленные в таблице. Произведите группировку предприятий по размеру основных средств, образуя 6 групп с равными интервалами. По каждой группе подсчитайте:
Результаты расчета оформите в таблицы. Сделайте выводы. Тема 2. Абсолютные и относительные величины Абсолютные обобщающие величины, их виды. Единицы измерения абсолютных величин. Относительные величины, их виды. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. Необходимость их комплексного использования. Абсолютными в статистике называются суммарные обобщающие показатели, характеризующие размеры (уровни, объемы) общественных явлений в конкретных условиях места и времени. Индивидуальными называют абсолютные статистические величины, характеризующие размеры признака у отдельных единиц совокупности (например, размер заработной платы отдельного работника, вклада гражданина в определенном банке и т.д.). В отличие от индивидуальных суммарные абсолютные статистические величины характеризуют итоговое значение признака по определенной совокупности объектов, охваченных статистическим наблюдением. Они являются суммой количества единиц изучаемой совокупности (численность совокупности) или суммой значений варьирующего признака всех единиц совокупности (объем варьирующего признака). Абсолютные статистические величины представляют собой именованные числа, т.е. имеют какую-либо единицу измерения. Натуральные единицы измерения в свою очередь могут быть простыми (тонны, штуки, метры, литры) и сложными, являющимися комбинацией нескольких разноименных величин (грузооборот железнодорожного транспорта выражается в тонно-километрах, производство электроэнергии — в киловатт-часах, затраты труда — в человеко-часах, человеко-днях). Стоимостные единицы измерения используются, например, для выражения объема разнородной продукции в стоимостной (денежной) форме — рублях. В трудовых единицах измерения (человеко-днях, человеко-часах) учитываются общие затраты труда на предприятии, трудоемкость отдельных операций технологического цикла. Относительная величина в статистике — это обобщающий показатель, который представляет собой частное от деления одного абсолютного показателя на другой и дает числовую меру соотношения между ними. Величина, с которой производится сравнение (знаменатель дроби), обычно называется базой сравнения или основанием. Относительная величина динамики (I) рассчитывается как отношение уровня признака в определенный период или момент времени к уровню этого же признака в предшествующий период или момент времени, т.е. она характеризует изменение уровня какого-либо явления во времени. Относительные величины динамики называются темпами роста. Формулы для вычислений
Относительная величина выполнения плана задания (вып.пл.) представляет собой отношение фактически достигнутого в данном периоде уровня к запланированному. Относительными величинами структуры называются показатели, характеризующие долю отдельных частей изучаемой совокупности во всем ее объеме. Они рассчитываются делением числа единиц (или объема явления) в отдельных частях совокупности на общее число единиц совокупности (или объем явления). Относительными величинами интенсивности называют показатели, характеризующие степень распространения или уровень развития того или иного явления в определенной среде. Относительными величинами координации называют показатели, характеризующие соотношение отдельных частей целого между собой. Относительными величинами сравнения называют показатели, представляющие собой частное от деления одноименных абсолютных статистических величин, характеризующих разные объекты (предприятия, фирмы, районы, области, страны и т.д.) и относящихся к одному и тому же периоду (или моменту) времени. Задача 1. В таблице приведены данные о продажах автомобилей в одном из автосалонов города за 1 квартал прошедшего года. Определите структуру продаж.
Задача 2. По региону имеются следующие данные о вводе в эксплуатацию жилой площади:
Определить: 1. динамику ввода жилья в эксплуатацию; 2. структуру введенного жилья. Задача 3. Закупочная цена пшеницы в августе текущего года в России составила 70 долларов за тонну. При этом планировалось, что цена закупки в сентябре сократится до 60 долларов. Фактически она составила 72 доллара за тонну. В то же время в США цена пшеницы достигла соответственно: 90 долларов в августе и 84 доллара в сентябре. Определить все возможные относительные величины. Задача 4. Натуральный баланс сахара в регионе характеризуется следующими данными, млн. тонн: Запасы на начало года 2,2 Произведено 23,4 Потреблено 16,6 в том числе: - производственное потребление 6,4 - потребление населением 10,2 Вывоз за пределы региона 7,0 Определить: 1) запасы сахара на конец года; 2) соотношение потребленного и вывезенного сахара; 3) структуру потребления. |
Методические указания для студентов заочного обучения Настоящие методические указания ставят своей целью ознакомить студентов с объемом знаний, которые им необходимо усвоить; требованиями,... | Методические указания к выполнению контрольной работы для перезачета/переаттестации... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для перезачета/переаттестации... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной... Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов... Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;... | Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению Волкова Т. Н. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы Цели и задачи... Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-... | Методические рекомендации по написанию контрольной работы по дисциплине... Содержание контрольной работы для каждого студента является индивидуальным и содержит три вопроса. Вариант контрольной работы определяется... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление затратами» Методические указания к изучению дисциплины «Управление затратами» и выполнению контрольной работы для студентов экономических специальностей... | Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия» Программа курса, задания и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия» для студентов заочной... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине... Наименование методических разработок, в т ч по самостоятельной работе студентов, курсовым работам, проведению практик, ига | Методические указания по их выполнению для студентов экономического... Задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению для студентов | ||
Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной... Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы | Методические указания по написанию реферата для студентов направления... Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)... |