Программа дисциплины «Введение в теорию политики»





НазваниеПрограмма дисциплины «Введение в теорию политики»
страница1/6
Дата публикации29.06.2015
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

социально-политического менеджмента

доцент С.Ю. Седова

________________
«____»__________2015 г.

Методические рекомендации к изучению дисциплины

Введение в политическую теорию

Направление подготовки

41.03.04 Политология


Профиль подготовки:

Государственная политика и управление;

Политический менеджмент
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Саратов – 2015

Программа дисциплины «Введение в теорию политики» составлена в соответствии с требованиями подготовки бакалавров. Программа предназначена для обучающихся, изучающих теорию политики в качестве обязательной дисциплины.

Курс теории политики ставит своей целью: дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования политической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов политологического познания; помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных направлений, школ и концепций, в том числе и русской политологической школы; способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных политических проблем и овладению методикой проведения политологических исследований.

Политическая теория, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социально-политические явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые политические вопросы функционирования политической власти, политической жизни, политических конфликтов, происходящих в политических институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их политическую культуру, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Задачи курса предполагают изучение:

  • основных направлений политической теории;

  • теории политической власти как регулятивного механизма социального общения;

  • теории политических институтов и политической системы общества;

  • основных компонентов духовной стороны политики;

  • теории политических процессов;

  • политических технологий;

  • теории политических конфликтов;

  • представлений о процессе и методах составления политических прогнозов.

Место курса в системе политологического образования. «Введение в политическую теорию» является интегральной междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она связана с естественными науками: математикой, географией, биологией, информатикой. Естественные науки спо - собствовали появлению самостоятельных направлений в политической теории, таких как математическое моделирования политических систем, политическая география, бихевиоризм, которые помогают объяснять и прогнозировать события и процессы политической жизни. Плодотворна связь политической науки и социальных наук: теории политики и политической

социологии, истории, философии, экономики, психологии, культурологии, антропологии, семиотики и т.д.

В результате изучения курса студент должен: знать учебный материал, предусмотренный данной программой и, прежде всего, структуру и исторические особенности основных концептов теории политики; иметь представления о динамике процесса трансформации политической культуры российского социума с позиций антропологического подхода;

уметь искать и систематизировать найденный материал по проблеме, а также оперировать полученными знаниями;

обладать прочными навыками написания письменных работ, анализа и научной критики источников, теорий и концепций существующих в классической и современной школах политической теории.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи; свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний.

Самостоятельная работа во время обучения способствует воспитанию у обучающихся устойчивых навыков повышения своей профессиональной компетенции, формирует потребность в самообразовании.

На самостоятельное обучение выносятся вопросы, эффективное освоение которых возможно на базе уже имеющихся у студента сведений общетеоретического характера. Каждый вопрос, выносимый на самостоятельное изучение, сопровождается следующими рекомендациями преподавателя:

  • перечень основных аспектов, которые должны быть уяснены студентом в рамках данного вопроса;

  • источники учебной и научной литературы, содержащие сведения, необходимые и достаточные для самостоятельного изучения данного вопроса;

  • информационные и педагогические технологии, применяемые для изучения дисциплины «Введение в политическую теорию».

Последовательность решаемых задач, а следовательно, порядка изложения материала по дисциплине определяется целесообразностью начинать изучение с общих вопросов. В такой же логической взаимосвязи за соответственными лекционными следуют и практические занятия.

В качестве методов активации и интенсификации аудиторных занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: опрос обучающихся, тестирование, разбор практических задач, моделирование практических ситуаций, проведение контрольных работ, подготовка рефератов, использование технических средств обучения.

Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от учебника, является актуальной, отражает последние достижения в политической науке. Лекции позволяют быстро, своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения.

Методическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления.

В учебно-воспитательном процессе вуза лекция выполняет несколько функций. Важнейшими из них являются:

  • информационно-познавательная - изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в политологической литературе;

  • мировоззренческая - формирование научного мировоззрения, точнее- определение его общего идейно-теоретического направления;

  • логико-методологическая - формирование творческого мышления обучающихся, вооружение их методологией научного исследования;

  • воспитательная - выработка отношения к жизни человека и общества объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;

  • методическая - изложение конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублению и закреплению политологических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам.

Исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала, меняется методика и формат лекции.

Вводная лекция дается традиционно в начале изучения учебной дисциплины «Введение в политическую теорию». В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе высшего образования. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе юридических знаний.

Основным методом изложения является популярное чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познании нового, расширении своего кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы обучающиеся могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся. Заинтересовать в изучении нового предмета, с тем, чтобы на следующее занятие обучающиеся шли с желанием и интересом - основная цель вводной лекции.

Установочная лекция дает общие, а по отдельным темам - конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем. Ознакомиться с научной работой по курсу, провести домашний опыт, подготовит доказательство отличного от данного в учебнике, изучит некоторые вопросы (темы) самостоятельно, найти публикации в Интернете о ком либо или о чем либо. Метод объяснения с иллюстрацией (наглядность), репродуктивный метод и метод проблемного изложения материала с тем, чтобы обучающиеся поняли суть поставленных вопросов для последующего их решения методом самостоятельной работы - будут основными на установочной лекции

Лекция - беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу дать возможность рассуждать и высказываться (пусть даже ошибочно!) - цель преподавателя на данной лекции. Широкое применение иллюстрированного материала для того чтобы дать студентам опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов - необходимость на таких лекциях.

Академическая («базисная») лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность. Четкое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения (« под конспект»), иллюстрация излагаемого и приведение качестве примеров, характерны для такой лекции в этом овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. Ee цель - дать основные, фундаментальные знания теории и практики в области финансового права.

Обзорная лекция (лекция - консультация) проводится, как правило, перед экзаменами, зачетами. На ней освещаются наиболее важные темы, темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении обучающимися, анализируются типичные ошибки и недочеты, делаются выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем, раздела, курса, предмета) на практических занятиях.

Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения, либо изучения большого раздела. Ее целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, темах, вопросах; дать «видение» изученного не «изнутри», а «сверху», в системе других изучаемых тем, в системе научных знаний по дисциплине.

Практическое занятие предназначается для углубленного изучения основной проблематики курса «Введение в политическую теорию».

Практическое занятие - один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы эта форма занятий, проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по политологической тематике, обеспечивает качественное изучение дисциплины и овладение навыками ее применения в практической деятельности, экспертно - консультационной и педагогической сферах.

Практическое занятие по дисциплине «Введение в политическую теорию» - это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и обучающихся, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений обучающихся по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «бакалавр»).

При условии соблюдения требований методики их проведения практические занятия выполняют многогранную роль:

-стимулируют регулярное изучение обучающимися первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

  • закрепляют знания, полученные обучающимися при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

  • расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии:

-позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное;

  • способствует превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии;

-прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают обучающихся свободно оперировать терминологией , правовыми понятиями и категориями;

  • создают широкие возможности для осознания и использования финансового права;

-предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы обучающихся над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимания на лекциях;

  • позволяют изучить мнения, интересы обучающихся, служат средством контроля преподавателя не только за работой обучающихся, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара консультанта и т. д.

Ведущая функция практического занятия - познавательная. В процессе обсуждения на занятии конкретных политологических проблем вырисовывается их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимание обучающихся. Даже само углубление знаний , движение мысли от - сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям обучающихся более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень .

Воспитательная функция практического занятия вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование правового мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев.

Функция контроля, присущая практическому занятию, проявляется в проверке содержательности, глубины и систематичности самостоятельной работы обучающихся. Она является вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям. Именно на практическом занятии раскрываются сильные и слабые стороны в постижении обучающимися науки финансового права еще задолго до экзаменов, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образом реагировать на негативные стороны в освоении финансового права. Сказанное не исключает возможности других форм контроля, например, индивидуальных собеседований.

В процессе изучения дисциплины «Введение в политическую теорию» проводятся три типа практических занятий принятых в вузах: 1) занятия с целью углубленного изучения определенного тематического курса, 2) занятие, проводимое для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы, 3) занятие исследовательского типа по отдельным частным проблемам политической науки для углубления их разработки.

На занятиях различного типа функция контроля проявляет себя в различной степени: при менее сложных формах, рассчитанных на менее подготовленную группу, функция контроля проявляется в большей мере

(например, при развернутой беседе), при использовании же более сложных форм (выступления с рефератами) - в меньшей.

В практике занятий по дисциплине используются следующие формы практических занятий: развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа, семинар-коллоквиум и другие.

Развернутая беседа- наиболее распространенная форма практических занятий. Она предполагает подготовку всех обучающихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления обучающихся (по их желанию или по вызову преподавателя) и их обсуждение; вступление и заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение проблематики курса, наибольшее число обучающихся при использовании всех средств их активизации: постановки продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелой концентрации внимания обучающихся на сильных и слабых сторонах выступлений обучающихся, своевременном акцентировании внимания и интереса обучающихся на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы и т.д.

Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных обучающихся по некоторым дополнительным вопросам.

Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям.

Система семинарских докладов, которые готовятся обучающимися по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса, преследуют задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

Несмотря на слабые стороны этой методики (зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к семинару никто всерьез не готовится, а сами выступающие изучают лишь один вопрос), такие занятия вызывают определенный интерес у обучающихся. На практических занятиях подобного типа формируется готовность обучающихся к тому, чтобы каждый из них был готов выступать в качестве содокладчика или оппонента. Тематика докладов к практическому занятию разнообразна: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане занятия или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы, особенно в профессиональной сфере.

На практических занятиях по курсу «Введение в политическую теорию» может практиковаться подготовка рефератов и их обсуждение. Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо политологической проблеме, анализу произведения или нескольких из них, проведенных студентом под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Студент готовит выступление по своему реферату , который может быть представлен для предварительного ознакомления обучающимися.

Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две-четыре недели и более. Реферативные доклады готовятся к окончанию какой-либо большой темы, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее. Подготовка реферата - одна из основных форм самостоятельной работы студента, направленная на приобщение его к научно-исследовательской работе. Тематика рефератов утверждается кафедрой в начале учебного года и рекомендуется студентам. Обучающиеся могут предложить и свои темы. Преподаватель рекомендует новую литературу, кроме той, что была уже дана в общей тематике, консультирует авторов рефератов, просматривает готовые тексты, дает рекомендации по приемам устного выступления.

Последнее имеет целью помочь в совершенствовании дикции, выразительности, в выборе нужного темпа изложения реферата и т.д. На обсуждение группы в рамках практического занятия выносятся лишь наиболее содержательные рефераты, имеющие значение для эффективности усвоения программы. Диспут в группе или на потоке, как прием практического занятия удобен для выработки навыков устной полемики. Диспут может быть как самостоятельной формой практического занятия, так и элементом других форм практических занятий. В первом случае, как правило, объединяются занятия двух или нескольких студенческих групп, когда с докладами выступают обучающиеся одной группы, а оппонентами - другой, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные занятия, всегда имеют теоретическую и практическую значимость.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconРабочая программа дисциплины «Квантовая теория»
Курс включает теорию измерений, теорию моментов, описание поведения квантовомеханической материальной точки в полях, теорию рассеяния,...
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconА. Л. Исаев, А. М. Чеповский введение в теорию баз данных
Введение в теорию баз данных: Учебно-методическое пособие по курсам «Вычислительная техника и информационная технология» и «Базы...
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconРабочая программа введение в теорию межкультурной коммуникации направление
Введение в теорию межкультурной коммуникации: рабочая программа / авт сост. К. Ю. Ереметова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 19 с
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconВведение в классическую теорию тестирования Linda Croker, James Algina:...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconРабочая программа Дисциплины «Введение в теорию перевода»
Сми, в области языковой, социокультурной, межкультурной коммуникации, в научно-исследовательской сфере
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание разделов и тем дисциплины Раздел I. Введение в экономическую теорию
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Введение в теорию журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности...
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconПрограмма дисциплины «Введение в экономическую теорию»
Дипломированного специалиста по специальностям Экономическая теория (080101), Мировая экономика (080102), Финансы и кредит (080105),...
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconА. Ю. Антоновский Никлас Луман: социально-эпистемологическое введение в теорию социальных систем
Никлас Луман: социально-эпистемологическое введение в теорию социальных систем. 1
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
В теоретической части студенты изучают современную новую кейнсианскую теорию экономических флуктуаций и ее применение к анализу кредитно-денежной...
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
В теоретической части студенты изучают современную новую кейнсианскую теорию экономических флуктуаций и ее применение к анализу кредитно-денежной...
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconСодержание 2 введение 3 заключение 4 список литературы 6 введение
«Мирового Юга» также с большей или меньшей степенью результативности осваивают теорию и практику парламентаризма. При этом всё меньше...
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconМетодические указания по курсу “Математика” для студентов I курса
Множества, элементы комбинаторики, введение в теорию вероятностей и математическую статистику, знакомство с графами
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconРабочие программы учебных дисциплин «Политология» «Введение в политическую...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconСодержание: I. Введение Общий взгляд на теорию познания Виды познания II. Основная часть
Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения
Программа дисциплины «Введение в теорию политики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в триз теорию решения изобретательских задач. Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2007 г-410...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск