МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ» Специальность 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная
Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве Курс 2, семестр 3
Лекции 20 час.
Практические занятия 34 час.
Лабораторные работы 0 час.
Всего часов аудиторной нагрузки 54 час.
Самостоятельная работа 86 час.
Реферативные работы -
Контрольные работы -
Зачет - семестр
Экзамен 3 семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого 17.03.2000, регистрационный № 181 эк/сп.
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании учебно-методической комиссии филиала, протокол от «13» июня 2011 № 1.
Составитель: к.пол.н., доцент Г.Н. Брицкая
СОДЕРЖАНИЕ
Нарушение товарно-денежных пропорций как объективная основа появления и развития инфляции. Сущность инфляции как многофакторного социально-экономического процесса. Инфляция как проявление нарушения закона денежного обращения. 12
1. Сущность инфляции как многофакторного социально-экономического процесса. Инфляция как проявление нарушения закона денежного обращения. 86
1. Сущность инфляции как многофакторного социально-экономического процесса. Инфляция как проявление нарушения закона денежного обращения 86
Понятие инфляции впервые стало применяться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. Оно означало процесс, приводящий к увеличению наличных денег и их обесценению. Инфляция присуща любой неравновесной экономической системе. В условиях металлического обращения она имела спорадический характер, возникая при порче монет, уменьшении их металлического содержания. С переходом к неразменным на металл бумажно-кредитным деньгам инфляция становится хроническим процессом. 86
4. Регулирование инфляции: методы, границы и противоречия 93
1. Сущность инфляции как многофакторного социально-экономического процесса. 227
Задачи по дисциплине «Деньги, кредит, банки» 239
АННОТАЦИЯ Дисциплина «Деньги. Кредит. Банки» изучается в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и является дисциплиной федерального компонента, обязательной для студентов, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Цель курса - формирование современных теоретических знаний в области закономерностей функционирования денег, денежного обращения и кредита, принципов и форм организации денежных, кредитных и валютных систем и практических навыков по применению полученных знаний.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ» Специальность 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная
Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве Курс 2, семестр 3
Лекции 20 час.
Практические занятия 34 час.
Лабораторные работы 0 час.
Всего часов аудиторной нагрузки 54 час.
Самостоятельная работа 86 час.
Реферативные работы -
Контрольные работы -
Зачет - семестр
Экзамен 3 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого 17.03.2000, регистрационный № 181 эк/сп
Рабочая программа обсуждена на заседании учебно-методической комиссии филиала, протокол от «13» июня 2011 № 1.
Составитель: к.пол.н., доцент Г.Н. Брицкая
Рабочая программа пересмотрена на заседании _____________________________
Протокол от «___»____________20 г. №_____ Директор филиала ______________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
Рабочая программа пересмотрена на заседании _______________________________
Протокол от «___»____________20 г. №_____ Директор филиала ______________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия) 1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Деньги. Кредит. Банки» изучается в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и является дисциплиной федерального компонента, обязательной для студентов, обучающихся по программе специалитета по направлению 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Цель курса - формирование современных теоретических знаний в области закономерностей функционирования денег, денежного обращения и кредита, принципов и форм организации денежных, кредитных и валютных систем и практических навыков по применению полученных знаний.
Задачами изучения дисциплины являются:
- получение системы знаний о денежной системе, организации денежного оборота, наличном и безналичном денежном обращении, причинах инфляции и путях ее преодоления, механизмах денежных реформ, валютном регулировании;
- изучение сущности, функций, законов и роли кредита в экономике, форм кредита, взаимоотношений кредиторов и заемщиков, теоретических основ банковской деятельности, элементов банковской системы, банковских операций и сделок;
- осмысление основных проблем в области денег, денежного обращения и кредита и путей их решения;
- подготовка будущих специалистов к практической работе в сфере денежного обращения и кредита.
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По результатам изучения дисциплины студент должен знать:
современные представления о сущности, формах, функциях и роли денег в общественном производстве;
понятие и типы денежных систем, характеристику их элементов;
закономерности денежного обращения;
понятие валютных отношений, основные тенденции развития валютных систем;
сущность, формы, функции и роль кредита;
понятие кредитной системы и ее структуру в современной экономике;
деятельность центральных и коммерческих банков.
Студент по результатам изучения дисциплины должен уметь:
работать с законодательно-нормативной и специальной литературой в области денег, денежного обращения, кредита и банковской деятельности;
анализировать статистические данные в области функционирования денег, денежного обращения и кредита;
объективно оценивать состояние и тенденции развития денежных, кредитных и валютных систем;
самостоятельно выполнять расчеты в области денежного обращения, кредита и банковской деятельности;
применять полученные навыки в практической деятельности.
Задачами изучения дисциплины являются:
- получение системы знаний о денежной системе, организации денежного оборота, наличном и безналичном денежном обращении, причинах инфляции и путях ее преодоления, механизмах денежных реформ, валютном регулировании;
- изучение сущности, функций, законов и роли кредита в экономике, форм кредита, взаимоотношений кредиторов и заемщиков, теоретических основ банковской деятельности, элементов банковской системы, банковских операций и сделок;
- осмысление основных проблем в области денег, денежного обращения и кредита и путей их решения;
- подготовка будущих специалистов к практической работе в сфере денежного обращения и кредита.
По результатам изучения дисциплины студент должен знать:
современные представления о сущности, формах, функциях и роли денег в общественном производстве;
понятие и типы денежных систем, характеристику их элементов;
закономерности денежного обращения;
понятие валютных отношений, основные тенденции развития валютных систем;
сущность, формы, функции и роль кредита;
понятие кредитной системы и ее структуру в современной экономике;
деятельность центральных и коммерческих банков.
Студент по результатам изучения дисциплины должен уметь:
работать с законодательно-нормативной и специальной литературой в области денег, денежного обращения, кредита и банковской деятельности;
анализировать статистические данные в области функционирования денег, денежного обращения и кредита;
объективно оценивать состояние и тенденции развития денежных, кредитных и валютных систем;
самостоятельно выполнять расчеты в области денежного обращения, кредита и банковской деятельности;
применять полученные навыки в практической деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
№
|
Наименование темы
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинар-ские
занятия
| Раздел 1. Деньги и денежное обращение
|
| 1.
| Необходимость, сущность и функции денег
| 2
| 4
| 7
| 2.
| Денежный оборот и денежное обращение
| 2
| 6
| 7
| 3.
| Инфляция
| 2
| 2
| 7
| 4.
| Денежная система
| 2
| 4
| 7
| Раздел 2. Кредит
|
| 5.
| Необходимость и сущность кредита
| 2
| 2
| 7
| 6.
| Формы, виды, функции и роль кредита
| 1
| 2
| 7
| 7.
| Ссудный процент и его экономическая роль
| 1
| 2
| 7
| Раздел 3. Банки и банковские операции
|
| 8.
| Кредитная система
| 2
| 2
| 7
| 9.
| Центральные банки и их операции
| 2
| 2
| 7
| 10.
| Коммерческие банки и их операции
| 2
| 4
| 7
| Раздел 4. Деньги, кредит, банки
в международных экономических отношениях
|
| 11.
| Основы международных валютно-кредитных и расчетных отношений
| 1
| 3
| 8
| 12.
| Международные финансовые потоки и мировые финансовые рынки
| 1
| 1
| 8
|
| Итого:
| 20
| 34
| 86
| 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Предмет и задачи курса Предмет курса «Финансы и кредит. Часть 3. Деньги. Кредит. Банки». Цель и задачи курса.
Структура курса и методы его изучения. Место курса в системе экономических наук. Раздел 1. Деньги и денежное обращение
Тема 1. Необходимость, сущность и функции денег (2 часа) Необходимость появления денег. Характеристика основных концепций происхождения денег. Товарное производство и необходимость существования денег. Необходимость денег в рыночной экономике.
Функциональные формы и виды денег. Эволюция денежного товара, форм и видов денег.
Сущность денег как всеобщего эквивалента.
Содержание и назначение функций денег, их взаимосвязь.
Деньги как мера стоимости и масштаб цен. Соотношение стоимости и цены. Процесс формирования цен. Официальный масштаб цен, его экономическое значение; факторы, обусловившие его отмену. Рыночный масштаб цен, его экономическое содержание.
Функция средства обращения. Сфера использования денег в функции средства обращения. Бартер, его формы и роль в современной экономике.
Функция средства платежа. Особенности функционирования денег в функции средства платежа в современных условиях.
Функция образования сокровищ и накоплений. Функция образования сокровищ и ее роль в регулировании денежного обращения. Ликвидность денег. Функция накопления в условиях обращения неразменных бумажно-кредитных денег. Формы денежного накопления в современной экономике.
Функция мировых денег. Содержание и назначение функции мировых денег. Особенности функционирования мировых денег в условиях золотого стандарта и обращения неразменных на металл бумажно-кредитных денег.
Единство и взаимосвязь функций денег.
Роль денег в экономике и социальной сфере. Взгляды экономистов на сущность и роль денег.
Тема 2. Денежный оборот и денежное обращение (2 часа) Понятие денежного оборота. Денежный оборот и денежное обращение.
Структура денежного оборота. Основные компоненты денежного оборота.
Сферы оборота денежных средств: безналичный и наличный денежный обороты. Соотношение совокупного денежного оборота, платежного оборота и налично-денежного оборота.
Безналичный денежный оборот как составная часть совокупного денежного оборота. Структура безналичного денежного оборота. Безналичные расчеты и их классификация. Основы организации безналичных расчетов: условия осуществления, принципы организации, порядок применения расчетных документов, порядок применения расчетных документов, способы и источники платежей, формы безналичных расчетов.
Формы межхозяйственных безналичных расчетов. Организация безналичных расчетов с населением и ее развитие в современных условиях. Организация расчетов между коммерческими банками и учреждениями Банка России.
Контроль в ходе безналичных расчетов. Проблемы осуществления платежей и совершенствование платежной системы. Значение безналичных расчетов в экономике.
Налично-денежный оборот: сущность и структура. Факторы, определяющие потребность наличных денег в обращении. Организация налично-денежного обращения в российской Федерации.
Закон денежного обращения и специфика его действия в современных условиях. Определение количества денег, необходимых для обращения. Предложение и спрос на деньги. Агрегаты денежной массы. Условия равновесия на денежном рынке. Скорость обращения и определяющие ее факторы.
Тема 3. Денежная система (2 часа) Понятие и элементы денежной системы.
Эволюция денежных систем. Типы денежных систем. Биметаллизм: сущность и виды. Причины перехода к монометаллизму. Сущность и виды монометаллизма. Процесс демонетизации золота и факторы, на него влияющие. Система неразменных на металл бумажно-кредитных денег и ее особенности.
Денежная эмиссия как элемент денежной системы. Виды денежной эмиссии. Методы регулирования денежной эмиссии. Организация эмиссионных операций. Сущность и механизм банковского мультипликатора.
Принципы организации денежной системы. Денежная система России. Изменения в денежной системе России при переходе к рыночным отношениям.
Денежные системы развитых стран Запада.
Денежная реформа: предпосылки, сущность, цели и способы проведения. Социально-экономические последствия денежных реформ. Денежные реформы в России. Тема 4. Инфляция (2 часа) |