Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет Экономики
Программа дисциплины Экономическая история нового и новейшего времени для направления 030600.62 История
Автор программы: Офицеров-Бельский Д.В., кандидат исторических наук, доцент. DmitriyBelskiy@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 2013 г Зав. кафедрой А.А.Борисов _______________________
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ – Пермь «___»_____________2013 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________
|
| Пермь, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину «Экономическая история».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утверждённым 02.07.2010 http://www.hse.ru/data/2010/12/24/1208100158/meneg.pdf;
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика», утверждённым в 2011г.
2 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономическая история» являются:
- дать системное представление об основных закономерностях и направлениях развития мировой экономической истории и направлениях развития мировой экономики.
- постановка вопроса о месте России в этом процессе.
- понимание эволюции экономических явлений и понятий, хронологии развития рыночных институтов, важнейших технических и технологических, а также организационно-управленческих инноваций. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен: - закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы
мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;
- основные понятия и категории исторической науки, закономерности развития общества и мышления;
предмет и метод истории экономики;
периодизацию истории экономики;
место истории экономики в системе экономических наук;
хронологию возникновения и развития важнейших экономических и политических процессов в мировой истории;
основные принципы исторического исследования, включающего сбор информации и работу с источниками.
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных
и социальных наук в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
уметь проводить сравнительный анализ процессов мировой истории и аналогичных процессов в истории России;
применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;
использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.
Иметь навыки (приобрести опыт)
- публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
- философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.
- аналитического изложения материала; В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
| СК- Б 1
| Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной.
| Лекционный курс
Семинарские занятия
Выполнение домашних
заданий
Самостоятельная работа
| Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
| СК-Б6
| Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
| Семинарские занятия, дискуссионные технологии; работа с рекомендованной литературой; выполнение письменных работ.
| Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
| СК-Б10
| Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
| Семинарские занятия; выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и Интернетом; выступления с докладами; самостоятельная работа.
| Способность работать с информацией из различных типов и видов источников
| ИК - Б 1.1-2.1_2.2_2.3_2.4.1_2.4.2_2.5.2_2.6_4.1._4.3
| способность работать с информацией из различных типов и видов источников
| Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа
| способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач
| ИК – Б 1.1._ 3.1._3.2_4.1_.4.2_4.3_4.4_4.5_4.6_6.1
| способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач
| Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа
| Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
| СЛК – Б9
| Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
| Самостоятельная работа, индивидуальные консультации у преподавателя.
|
|