Скачать 225.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета экономики и управления _______________ И.А. Ромахина «____»___________2011 года ПРОГРАММА ДИСЦМПЛИНЫОсновы ценообразования(СД.В.02) 1. Цели и задачи дисциплины.1.1. Цели дисциплины:
1.2. Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.Знать:
Уметь:
Овладеть навыками:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.3.1. Для студентов очной формы обучения
1 – для студентов, обучающихся 3,5 г.2 - для студентов, обучающихся 5,5 г. 4. Содержание дисциплины.
4.1.1. Для студентов очной формы обучения
4.1.2. Для студентов заочной формы обучения
4.2.1. Для студентов очной формы обучения Тема №1. Цена как экономическая категория. Понятие цены. Значение и роль цены в экономике. Виды и формы цен. Система цен. Функции цен. Тема №2. Ценообразование, основанное на затратах. Трудовая теория стоимости и цены (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс). Формы использования теорий затратного ценообразования на практике. Тема №3. Ценообразование в теории предельной полезности. Кардиналистская теория предельной полезности и ее отражение в ценообразовании. Ординалистский подход и его проекция на ценообразование. Тема №4. Ценообразование во взаимодействии спроса и предложения. Спрос, факторы изменения спроса. Предложение, факторы, лежащие в основе функции предложения. Эластичность, ее формы и факторы. Воздействие неоклассической концепции на фирменное ценообразование. Тема №5. Факторы и условия фирменного ценообразования. Взаимосвязь ценообразования и маркетинга. Покупательские мотивы, особенности ценовосприятия. Динамика издержек и ценовая политика. Ценообразование при товародвижении. Тема №6. Определение цен с ориентацией на конкуренцию. Типы рыночной среды с точки зрения конкуренции. Контроль над издержками, как способ управления прибылью в условиях совершенной конкуренции. Тема №7. Цели и стратегии ценообразования. Тема №8. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция: дифференциация продукта, акцент на рекламу и марки и другие формы неценовой конкуренции. Олигополистический рынок: следование за лидером, ценовая взаимозависимость, картельное соглашение. Тема №9. Ценообразование в условиях монополии. Основные характеристики монопольного рынка. Искусственная и естественная монополия. Особенности монопольного ценообразования. Ценовая дискриминация. Законодательные ограничения монополизма цен. Поддержка конкурентного ценообразования в России. Тема №10. Цели и стратегии ценообразования. Мотивы и цели ценообразования. Понятие ценовой стратегии. Варианты ценовой стратегии и их сравнение. Тема №11. Методы ценообразования. Методы затратного ценообразования. Определение цены на основе точки безубыточности. Методы параметрического ценообразования. Методы ценообразования на основе полезности. Тема №12. Методы и приемы ценообразования. Тема № 13. Тактика ценообразования. Последовательность процедур фирменного ценообразования. Факторы дифференциации цен. Виды скидок. Инициативное изменение цен. Тема № 14. Тактика ценообразования. Дифференциация цен. Тема № 15. Ценообразование в экономике России. Ценообразование в плановом хозяйстве: функции, структура и система цен. Либерализация цен в условиях переходного периода. Монополизм и особенности государственное политики в ценообразовании. Влияние налогообложения на цены. Инфляция и цены. ТемА № 16. История развития ценообразования в СССР и России. 4.2.2. Для студентов заочной формы обучения Тема №1. Цена как экономическая категория. Понятие цены. Значение и роль цены в экономике. Виды и формы цен. Система цен. Функции цен. Тема №2. Ценообразование, основанное на затратах. Трудовая теория стоимости и цены (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс). Формы использования теорий затратного ценообразования на практике. Тема №3. Ценообразование в теории предельной полезности. Кардиналистская теория предельной полезности и ее отражение в ценообразовании. Ординалистский подход и его проекция на ценообразование. Тема №4. Ценообразование во взаимодействии спроса и предложения. Спрос, факторы изменения спроса. Предложение, факторы, лежащие в основе функции предложения. Эластичность, ее формы и факторы. Воздействие неоклассической концепции на фирменное ценообразование. Тема №5. Факторы и условия фирменного ценообразования. Взаимосвязь ценообразования и маркетинга. Покупательские мотивы, особенности ценовосприятия. Динамика издержек и ценовая политика. Ценообразование при товародвижении. Тема №6. Определение цен с ориентацией на конкуренцию. Типы рыночной среды с точки зрения конкуренции. Контроль над издержками, как способ управления прибылью в условиях совершенной конкуренции. Тема №7. Цели и стратегии ценообразования. Тема №8. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция: дифференциация продукта, акцент на рекламу и марки и другие формы неценовой конкуренции. Олигополистический рынок: следование за лидером, ценовая взаимозависимость, картельное соглашение. Тема №9. Ценообразование в условиях монополии. Основные характеристики монопольного рынка. Искусственная и естественная монополия. Особенности монопольного ценообразования. Ценовая дискриминация. Законодательные ограничения монополизма цен. Поддержка конкурентного ценообразования в России. Тема №10. Цели и стратегии ценообразования. Мотивы и цели ценообразования. Понятие ценовой стратегии. Варианты ценовой стратегии и их сравнение. Тема №11. Методы ценообразования. Методы затратного ценообразования. Определение цены на основе точки безубыточности. Методы параметрического ценообразования. Методы ценообразования на основе полезности. Тема №12. Методы и приемы ценообразования. Тема № 13. Тактика ценообразования. Последовательность процедур фирменного ценообразования. Факторы дифференциации цен. Виды скидок. Инициативное изменение цен. Тема № 14. Тактика ценообразования. Дифференциация цен. Тема № 15. Ценообразование в экономике России. Ценообразование в плановом хозяйстве: функции, структура и система цен. Либерализация цен в условиях переходного периода. Монополизм и особенности государственное политики в ценообразовании. Влияние налогообложения на цены. Инфляция и цены. Тема № 16. История развития ценообразования в СССР и России.
6.1. Рекомендуемая литература. а) Основная:
б) Дополнительная:
6.2. Средства обеспечения дисциплины.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 8.1. Методические рекомендации преподавателю. Примерным учебным планом на изучение дисциплины отводится в девятом семестре. В конце семестра, в качестве итогового контроля, предусмотрен зачет. В течение изучения дисциплины проводятся две контрольные работы и выполняется одно домашнее задание. При преподавании дисциплины методически целесообразно в каждом разделе дисциплины выделить наиболее важные моменты и акцентировать на них внимание обучаемых. Преподавателям семинарских занятий следует обращать внимание как на логику решения тех или иных задач, так и на выводы, которые следуют из формальных моделей. Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство в ходе проведения курса и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям семинарских занятий. Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. В ходе изучения курса студентам предлагаются следующие виды заданий: – тестирование; – выполнение и сдача аудиторной или контрольной работы. Тестирование проводится для проверки усвоения студентами основных положений изученного материала. Тест представляет собой перечень вопросов множественного выбора, правильным является один или несколько вариантов. Тест выполняется индивидуально. Аудиторные и контрольные работы являются способом проверки самостоятельной подготовки студентов. В контрольных заданиях рассматриваются основные вопросы темы и решаются задачи. Работа выполняется студентами самостоятельно с учетом установленных стандартов оформления и требований к структуре работы по согласованной с преподавателем теме. Весьма важным для преподавателя является подготовка к проведению семинарского занятия. Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем в вводном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их. Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут). 8.2. Методические указания для студентов. В ходе изучения дисциплины студентам необходимо усвоить теоретические основы ценообразования, познакомиться с основными методами и приемами, используемыми в процессе установления цен на продукцию и услуги предприятия. Особенность курса заключается в том, что он дает возможность посмотреть на процесс установления цен, как с экономической, так и с маркетинговой точки зрения, представить его как элемент планирования и управления деятельностью предприятия. Курс ценообразования является синтетическим и требует от студентов использования знаний и навыков, полученных в ходе изучения других дисциплин, например, истории экономических учений, микро-и макроэкономики, экономики предприятия, бухгалтерского учета, теории маркетинга и др. Форма проведения занятий может быть различна. Основными формами учебного процесса по данному курсу являются лекции и практические занятия, а также самостоятельная работа. Особое внимание уделяется самостоятельной подготовке студентов. Курс предполагает значительную самостоятельную работу студентов по изучению нормативных документов и законодательных актов, научной литературы, лекционного материала, материалов периодических изданий. В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Основы ценообразования» изучается студентами очниками в 9 семестре, заочниками в 7 семестре. Формой итогового контроля знаний студентов по курсу является экзаменационный зачет. 8.2.1. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы.
8.2.2. Примерная тематика рефератов.
8.2.3. Перечень примерных вопросов к зачету.
Программа дисциплины «Основы ценообразования» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «Менеджмент организации». Программу составила: канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента ФЭУ ТГПУ Редькина Зулимма Васильевна ________________________Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента, протокол № 1 от «29» августа 2011 г. Зав. кафедрой докт. физ. – мат. наук, профессор ___________________ Н.Г. Филонов (подпись) Программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методического совета протокол Председатель метод. комиссии к.и.н., доцент ______________________ А.Т. Кашенов (подпись) Согласовано: декан ФЭУ ТГПУ ____________________ И.А. Ромахина (подпись) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (V-VII классы), авторская программа Алексеева... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной... | ||
Программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины)* Основная образовательная программа для направления 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника | Рабочая программа по природоведению в V классе на 20 Кому адресована программа: программа для 5 класса основной общеобразовательной школы | ||
Программа по биологии II отделение 1 вариант в 8 классе Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа... | Программа по биологии II отделение 1 вариант в 9 классе Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа... | ||
Программа кружка «Моя малая Родина» Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г. Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных... | Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия... Программа: примерные программы по географии 6-9 классы, М., Просвещение, 2010; программа по географии 6 -9 классов под редакцией... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа: примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» ( 6-7 классы), авторская программа по... | Программа по учебным предметам программа духовно-нравственного развития и воспитания Программа формирования экологической культуры, здорового и безоопасного образа жизни | ||
5 Основная образовательная программа моу сош№53 Данная программа адресована учащимся 5-11 классов. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов | Программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной школы» Основу рабочей программы составляет авторская программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной... |