Программа дисцмплины





Скачать 225.25 Kb.
НазваниеПрограмма дисцмплины
Дата публикации02.03.2016
Размер225.25 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета экономики и управления

_______________ И.А. Ромахина

«____»___________2011 года

ПРОГРАММА ДИСЦМПЛИНЫ

Основы ценообразования


(СД.В.02)

1. Цели и задачи дисциплины.

1.1. Цели дисциплины:

  • изучение студентами теоретических основ ценообразования и приобретение навыков практических расчетов цены в соответствии с различными существующими подходами к ценообразованию.


1.2. Задачи:

  • изучение основных категорий, понятий ценообразования;

  • исследовать практический опыт применения основных подходов к ценообразованию;

  • приобретение практических навыков по расчетам цен;

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


Знать:

  • основные теории ценообразования;

  • специфику ценообразования на рынках разных типов;

  • возможные ценовые стратегии фирмы;

  • процедуру и технологию фирменного ценообразования;

Уметь:

  • разрабатывать стратегию и тактику цены;

  • осуществлять расчет цены.

Овладеть навыками:

  • решения задач по ценообразованию;

  • анализа ценовой политики предприятия;

  • составления ценовой стратегии организации.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


3.1. Для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры 9

Общая трудоемкость дисциплины

130

130

Аудиторные занятия

64

64

Лекции

32

32

Практические занятия (ПЗ)

32

32

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

0

0

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет




    1. Для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов1

Всего часов2

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

7

Аудиторные занятия

16

16

16

Лекции

16

16

16

Практические занятия (ПЗ)

0

0

0

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

84

84

84

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)







Зачет

1 – для студентов, обучающихся 3,5 г.


2 - для студентов, обучающихся 5,5 г.
4. Содержание дисциплины.

    1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план).

4.1.1. Для студентов очной формы обучения


п/п


Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Цена как экономическая категория.

2

2




2.

Ценообразование, основанное на затратах.

2

2




3.

Ценообразование в теории предельной полезности.

2

2




4.

Ценообразование во взаимодействии спроса и предложения.

2

2




5.

Факторы и условия фирменного ценообразования.

2

2




6.

Определение цен с ориентацией на конкуренцию.

2

2




7.

Цели и стратегии ценообразования.

2

2




8.

Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции.

2

2




9.

Ценообразование в условиях монополии.

2

2




10.

Цели и стратегии ценообразования.

2

2




11.

Методы ценообразования.

2

2




12.

Методы и приемы ценообразования

2

2




13.

Тактика ценообразования.

2

2




14.

Тактика ценообразования. Дифференциация цен.

2

2




15.

Ценообразование в экономике России.

2

2




16.

История развития ценообразования в СССР и России.

2

2







Всего

32

32





4.1.2. Для студентов заочной формы обучения


п/п


Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Цена как экономическая категория.

2







2.

Ценообразование, основанное на затратах.

2







3.

Ценообразование в теории предельной полезности.

2







4.

Ценообразование во взаимодействии спроса и предложения.

2







5.

Факторы и условия фирменного ценообразования.

2







6.

Определение цен с ориентацией на конкуренцию.

2







7

Методы ценообразования.

2







8

Методы и приемы ценообразования

1







9

История развития ценообразования в СССР и России.

1










Всего

16

0







    1. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Для студентов очной формы обучения
Тема №1. Цена как экономическая категория.

Понятие цены. Значение и роль цены в экономике. Виды и формы цен. Система цен. Функции цен.

Тема №2. Ценообразование, основанное на затратах.

Трудовая теория стоимости и цены (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс). Формы использования теорий затратного ценообразования на практике.

Тема №3. Ценообразование в теории предельной полезности.

Кардиналистская теория предельной полезности и ее отражение в ценообразовании. Ординалистский подход и его проекция на ценообразование.

Тема №4. Ценообразование во взаимодействии спроса и предложения.

Спрос, факторы изменения спроса. Предложение, факторы, лежащие в основе функции предложения. Эластичность, ее формы и факторы. Воздействие неоклассической концепции на фирменное ценообразование.

Тема №5. Факторы и условия фирменного ценообразования.

Взаимосвязь ценообразования и маркетинга. Покупательские мотивы, особенности ценовосприятия. Динамика издержек и ценовая политика. Ценообразование при товародвижении.

Тема №6. Определение цен с ориентацией на конкуренцию.

Типы рыночной среды с точки зрения конкуренции. Контроль над издержками, как способ управления прибылью в условиях совершенной конкуренции.

Тема №7. Цели и стратегии ценообразования.

Тема №8. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция: дифференциация продукта, акцент на рекламу и марки и другие формы неценовой конкуренции. Олигополистический рынок: следование за лидером, ценовая взаимозависимость, картельное соглашение.

Тема №9. Ценообразование в условиях монополии.

Основные характеристики монопольного рынка. Искусственная и естественная монополия. Особенности монопольного ценообразования. Ценовая дискриминация. Законодательные ограничения монополизма цен. Поддержка конкурентного ценообразования в России.

Тема №10. Цели и стратегии ценообразования.

Мотивы и цели ценообразования. Понятие ценовой стратегии. Варианты ценовой стратегии и их сравнение.

Тема №11. Методы ценообразования.

Методы затратного ценообразования. Определение цены на основе точки безубыточности. Методы параметрического ценообразования. Методы ценообразования на основе полезности.

Тема №12. Методы и приемы ценообразования.

Тема № 13. Тактика ценообразования.

Последовательность процедур фирменного ценообразования. Факторы дифференциации цен. Виды скидок. Инициативное изменение цен.

Тема № 14. Тактика ценообразования. Дифференциация цен.

Тема № 15. Ценообразование в экономике России.

Ценообразование в плановом хозяйстве: функции, структура и система цен. Либерализация цен в условиях переходного периода. Монополизм и особенности государственное политики в ценообразовании. Влияние налогообложения на цены. Инфляция и цены.

ТемА № 16. История развития ценообразования в СССР и России.
4.2.2. Для студентов заочной формы обучения

Тема №1. Цена как экономическая категория.

Понятие цены. Значение и роль цены в экономике. Виды и формы цен. Система цен. Функции цен.

Тема №2. Ценообразование, основанное на затратах.

Трудовая теория стоимости и цены (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс). Формы использования теорий затратного ценообразования на практике.

Тема №3. Ценообразование в теории предельной полезности.

Кардиналистская теория предельной полезности и ее отражение в ценообразовании. Ординалистский подход и его проекция на ценообразование.

Тема №4. Ценообразование во взаимодействии спроса и предложения.

Спрос, факторы изменения спроса. Предложение, факторы, лежащие в основе функции предложения. Эластичность, ее формы и факторы. Воздействие неоклассической концепции на фирменное ценообразование.

Тема №5. Факторы и условия фирменного ценообразования.

Взаимосвязь ценообразования и маркетинга. Покупательские мотивы, особенности ценовосприятия. Динамика издержек и ценовая политика. Ценообразование при товародвижении.

Тема №6. Определение цен с ориентацией на конкуренцию.

Типы рыночной среды с точки зрения конкуренции. Контроль над издержками, как способ управления прибылью в условиях совершенной конкуренции.

Тема №7. Цели и стратегии ценообразования.

Тема №8. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция: дифференциация продукта, акцент на рекламу и марки и другие формы неценовой конкуренции. Олигополистический рынок: следование за лидером, ценовая взаимозависимость, картельное соглашение.

Тема №9. Ценообразование в условиях монополии.

Основные характеристики монопольного рынка. Искусственная и естественная монополия. Особенности монопольного ценообразования. Ценовая дискриминация. Законодательные ограничения монополизма цен. Поддержка конкурентного ценообразования в России.

Тема №10. Цели и стратегии ценообразования.

Мотивы и цели ценообразования. Понятие ценовой стратегии. Варианты ценовой стратегии и их сравнение.

Тема №11. Методы ценообразования.

Методы затратного ценообразования. Определение цены на основе точки безубыточности. Методы параметрического ценообразования. Методы ценообразования на основе полезности.

Тема №12. Методы и приемы ценообразования.

Тема № 13. Тактика ценообразования.

Последовательность процедур фирменного ценообразования. Факторы дифференциации цен. Виды скидок. Инициативное изменение цен.

Тема № 14. Тактика ценообразования. Дифференциация цен.

Тема № 15. Ценообразование в экономике России.

Ценообразование в плановом хозяйстве: функции, структура и система цен. Либерализация цен в условиях переходного периода. Монополизм и особенности государственное политики в ценообразовании. Влияние налогообложения на цены. Инфляция и цены.

Тема № 16. История развития ценообразования в СССР и России.


  1. Лабораторный практикум не предусмотрен.

  2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

  • Изучение учебников и методических пособий.

  • Изучение конспекта лекций при подготовке к практическим занятиям.

6.1. Рекомендуемая литература.

а) Основная:

  1. Цены и ценообразование:учебник для вузов/[Е. К. Васильева, Н. И. Ведерникова, С. С. Гаврилова и др.] ; под ред. В. Е. Есипова.-5-е изд.-СПб.:Питер, 2009.-476 с.:ил.-(Учебник для вузов)

б) Дополнительная:

  1. Куликов, А.Л. Цены и ценообразование: учебное пособие / А.Л. Куликов М.: 2005.-150с.

  2. Салин, В.Л. Ценообразование / В. Л. Салин – СПб.: 2004.-250 с.

  3. Ценообразование:учебное пособие для вузов/[Г. А. Тактаров, С. А. Асейнов, Е. М. Григорьева и др.] ; под ред. Г. А. Тактарова.-М.:Финансы и статистика,2004.-172 с.

  4. Липсиц И. В. Ценообразование:Управление ценообразованием в организации: Учебник для вузов/И. В. Липсиц; Высшая школа менеджмента ГУ ВШЭ.-3-е изд, перераб. и доп.-М.:Экономистъ,2005.-447 с.

  5. Бутакова, М. М. Практикум по ценообразованию:учебное пособие для вузов/М. М. Бутакова.-М.:КНОРУС,2006.-223с.

6.2. Средства обеспечения дисциплины.

  • таблицы;

  • логические схемы;

  • тестовые задания;

  • деловые игры.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

 Примерным учебным планом на изучение дисциплины отводится в девятом семестре. В конце семестра, в качестве итогового контроля, предусмотрен зачет. В течение изучения дисциплины проводятся две контрольные работы и выполняется одно домашнее задание.

При преподавании дисциплины методически целесообразно в каждом разделе дисциплины выделить наиболее важные моменты и акцентировать на них внимание обучаемых.

Преподавателям семинарских занятий следует обращать внимание как на логику решения тех или иных задач, так и на выводы, которые следуют из формальных моделей.

Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство в ходе проведения курса и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям семинарских занятий.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

В ходе изучения курса студентам предлагаются следующие виды заданий:

–  тестирование;

–  выполнение и сдача аудиторной или контрольной работы.

Тестирование проводится для проверки усвоения студентами основных положений изученного материала. Тест представляет собой перечень вопросов множественного выбора, правильным является один или несколько вариантов. Тест выполняется индивидуально.

Аудиторные и контрольные работы являются способом проверки самостоятельной подготовки студентов. В контрольных заданиях рассматриваются основные вопросы темы и решаются задачи. Работа выполняется студентами самостоятельно с учетом установленных стандартов оформления и требований к структуре работы по согласованной с преподавателем теме.

Весьма важным для преподавателя является подготовка к проведению семинарского занятия.

Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем в вводном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).

8.2. Методические указания для студентов.

В ходе изучения дисциплины студентам необходимо усвоить теоретические основы ценообразования, познакомиться с основными методами и приемами, используемыми в процессе установления цен на продукцию и услуги предприятия. Особенность курса заключается в том, что он дает возможность посмотреть на процесс установления цен, как с экономической, так и с маркетинговой точки зрения, представить его как элемент планирования и управления деятельностью предприятия.

Курс ценообразования является синтетическим и требует от студентов использования знаний и навыков, полученных в ходе изучения других дисциплин, например, истории экономических учений, микро-и макроэкономики, экономики предприятия, бухгалтерского учета, теории маркетинга и др. Форма проведения занятий может быть различна. Основными формами учебного процесса по данному курсу являются лекции и практические занятия, а также самостоятельная работа.

Особое внимание уделяется самостоятельной подготовке студентов. Курс предполагает значительную самостоятельную работу студентов по изучению нормативных документов и законодательных актов, научной литературы, лекционного материала, материалов периодических изданий.

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Основы ценообразования» изучается студентами очниками в 9 семестре, заочниками в 7 семестре.

Формой итогового контроля знаний студентов по курсу является экзаменационный зачет.

8.2.1. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы.


  1. Трудовые теории стоимости и цены (А. Смит, Д. Рикардо).

  2. Марксистская теория стоимости и цены (абстрактный труд, общественно-необходимые затраты, цена производства).

  3. Ординалистская теория полезности как одна из основ ценообразования.

  4. Первый и второй закон Гессена и их значение для спроса.

  5. Кардиналистская теория полезности и ценообразование.

  6. Спрос, факторы изменения спроса.

  7. Предложение, факторы изменения предложения.

  8. Неоклассическая теория цены (А. Маршал).

  9. Цена равновесия в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  10. Функции цены.

  11. Эластичность спроса по цене. Факторы, усиливающие эластичность спроса по цене.

  12. Эластичность спроса по цене. Коэффициент дуговой эластичности. Факторы, снижающие эластичность спроса по цене.

  13. Эластичность спроса по доходу.

  14. Структура цены и ее изменение при произведении товара.

  15. Виды удельных издержек (постоянные, переменные, удельные).

  16. Бухгалтерские и экономические издержки.

  17. Эффект масштаба и его влияние на удельные издержки.

  18. Модели рынка в зависимости от контроля над ценой.

  19. Розничная цена и ее разновидности.

  20. Виды цен и их классификация в зависимости от степени государственного воздействия.

  21. Классификация цен по способу установления.

  22. Публикуемые и расчетные цены.

  23. Трансфертные цены и их применение.

  24. Динамика цен в зависимости от фазы жизненного цикла товара.

  25. Принципы ценообразования.

  26. Стратегия ценового лидера.

  27. Договорное ценообразование.

  28. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

  29. Расчет цены на основе ощущаемой ценности товара.

  30. Определение цены посредством конкурентных товаров.

  31. Формирование цены в рамках товарной номенклатуры.

  32. Формирование цены с учетом скидок и зачетов. Виды скидок.

  33. Ценовая дискриминация и ее виды.

  34. Основные задачи государственной политики в ценообразовании.

  35. Методы прямого государственного регулирования цен.

  36. Методы косвенного государственного регулирования цен.

  37. Виды цен, регулируемые государством на региональном уровне.

  38. Параметрическое ценообразование.

  39. Управление издержками, как способ получения прибыли в условиях совершенной конкуренции.

  40. Монополистическая конкуренция и особенности формирования цен. Значение рекламы и марок.

  41. Монопольное ценообразование.

  42. Ценообразование на рынке олигополий.

  43. Лицензия как цена научно-технической продукции.

  44. Оптовые цена на промышленную продукцию и их разновидности.

  45. Виды налогов, включаемых в розничную цену.

  46. Транспортные тарифы и их структура.

  47. Классификация цен в зависимости от порядка включения транспортных расходов.

  48. Ценовая стратегия в условиях инфляции.

  49. Либерализация цен и ее условия в России 90-х гг.

  50. Естественные монополии и их взаимодействие с государством в области ценообразования.

  51. Ценовые процессы в ходе рыночных преобразований в России.

  52. Ценообразование в плановом хозяйстве СССР.

  53. Ценообразование на рынке недвижимости.


8.2.2. Примерная тематика рефератов.

    1. Ценообразование на рынке продовольственных товаров в России.

    2. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции.

    3. Ценообразование на рынке олигополий.

    4. Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексе.

    5. Монопольное ценообразование.

    6. Ценообразование на рынке научно-технической продукции.

    7. Транспортные тарифы и их структура.

    8. Особенности формирования тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

    9. Цены на рынке недвижимости.

    10. Опыт государственного регулирования цен в зарубежных странах.

    11. Взаимосвязь цен и финансового состояния предприятия.

    12. Тарифы на услуги связи.

    13. Ценообразование на рынке монопольной конкуренции.

    14. Ценообразование на рынке труда.

    15. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности.

    16. Основные разновидности мировых цен.

    17. Понятие и показатели рыночной конъюнктуры.

    18. Риски в установлении цен.

    19. Влияние налогообложения на цены.

    20. Особенности формирования цен на образовательные услуги.

8.2.3. Перечень примерных вопросов к зачету.


  1. Трудовые теории стоимости и цены (А. Смит, Д. Рикардо).

  2. Ценовая стратегия в условиях инфляции.

  3. Марксистская теория стоимости и цены (абстрактный труд, общественно-необходимые затраты, цена производства).

  4. Классификация цен в зависимости от порядка включения транспортных расходов.

  5. Ординалистская теория полезности как одна из основ ценообразования.

  6. Транспортные тарифы и их структура.

  7. Первый и второй закон Гессена и их значение для спроса.

  8. Оптовые цены на промышленную продукцию и их разновидности.

  9. Кардиналистская теория полезности и ценообразование.

  10. Лицензия как цена научно-технической продукции.

  11. Спрос, факторы изменения спроса.

  12. Ценообразование на рынке недвижимости.

  13. Предложение, закон предложения, факторы изменения предложения.

  14. Ценовые процессы в ходе рыночных преобразований в России.

  15. Неоклассическая теория цены (А. Маршал).

  16. Естественные монополии и их взаимодействие с государством в области ценообразования.

  17. Цена равновесия в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  18. Либерализация цен и ее условия в России 90-х гг.

  19. Ценообразование на рынке олигополий.

  20. Виды налогов, включаемых в розничную цену.

  21. Функции цены.

  22. Методы косвенного государственного регулирования цен.

  23. Эластичность спроса по цене. Коэффициент точечной эластичности. Факторы, усиливающие эластичность спроса по цене.

  24. Методы прямого государственного регулирования цен.

  25. Эластичность спроса по цене. Коэффициент дуговой эластичности. Факторы, снижающие эластичность спроса по цене.

  26. Ценовая стратегия в условиях инфляции.

  27. Эластичность спроса по доходу.

  28. Структура цены и ее изменение при произведении товара.

  29. Виды удельных издержек (постоянные, переменные, удельные).

  30. Розничная цена и ее разновидности.

  31. Бухгалтерские и экономические издержки.

  32. Виды цен и их классификация в зависимости от степени государственного воздействия.

  33. Эффект масштаба и его влияние на удельные издержки.

  34. Классификация цен по способу установления.

  35. Расчет цены на основе ощущаемой ценности товара.

  36. Публикуемые и расчетные цены.

  37. Модели рынка в зависимости от контроля над ценой.

  38. Трансфертные цены и их применение.

  39. Стратегия ценового лидера.

  40. Динамика цен в зависимости от фазы жизненного цикла товара.

  41. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

  42. Виды цен, регулируемые государством на региональном уровне.

  43. Расчет цены на основе ощущаемой ценности товара.

  44. Формирование цены в рамках товарной номенклатуры.

  45. Ценовая дискриминация и ее виды.

  46. Параметрическое ценообразование.

  47. Монопольное ценообразование.

  48. Формирование цены с учетом скидок и зачетов. Виды скидок.

  49. Монополистическая конкуренция и особенности формирования цен. Значение рекламы и марок.

  50. Основные задачи государственной политики в ценообразовании.

  51. Управление издержками, как способ получения прибыли в условиях совершенной конкуренции.

  52. Договорное ценообразование.



Программа дисциплины «Основы ценообразования» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».
Программу составила:

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента ФЭУ ТГПУ
Редькина Зулимма Васильевна ________________________


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента,

протокол № 1 от «29» августа 2011 г.
Зав. кафедрой

докт. физ. – мат. наук, профессор ___________________ Н.Г. Филонов

(подпись)
Программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методического совета протокол
Председатель метод. комиссии

к.и.н., доцент ______________________ А.Т. Кашенов

(подпись)
Согласовано:
декан ФЭУ ТГПУ ____________________ И.А. Ромахина

(подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисцмплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (V-VII классы), авторская программа Алексеева...
Программа дисцмплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа дисцмплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной...
Программа дисцмплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной...
Программа дисцмплины iconПрограмма (базовая программа общеуниверситетской дисциплины)*
Основная образовательная программа для направления 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника
Программа дисцмплины iconРабочая программа по природоведению в V классе на 20
Кому адресована программа: программа для 5 класса основной общеобразовательной школы
Программа дисцмплины iconПрограмма по биологии II отделение 1 вариант в 8 классе
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа дисцмплины iconПрограмма по биологии II отделение 1 вариант в 9 классе
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа дисцмплины iconПрограмма кружка «Моя малая Родина»
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г. Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных...
Программа дисцмплины iconРабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия...
Программа: примерные программы по географии 6-9 классы, М., Просвещение, 2010; программа по географии 6 -9 классов под редакцией...
Программа дисцмплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа дисцмплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа дисцмплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» ( 6-7 классы), авторская программа по...
Программа дисцмплины iconПрограмма по учебным предметам программа духовно-нравственного развития и воспитания
Программа формирования экологической культуры, здорового и безоопасного образа жизни
Программа дисцмплины icon5 Основная образовательная программа моу сош№53
Данная программа адресована учащимся 5-11 классов. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов
Программа дисцмплины iconПрограмма А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной школы»
Основу рабочей программы составляет авторская программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск