Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа





НазваниеРабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа
страница1/8
Дата публикации21.11.2014
Размер0.94 Mb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > География > Рабочая программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

Курса «География. Земля и люди». 7 класс

Линия издательства Просвещения «Сферы»

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Программа: примерные программы по географии 6-9 классы, М., Просвещение, 2010; программа по географии 6 -9 классов под редакцией В.П. Дронова, М. Просвещение, 2011.

Количество часов: Всего –68 часов, в неделю – 2 часа

Состав УМК:

  1. Учебник «Земля и люди». В.П. Дронов и др., М., Просвещение, серия «Сферы».

  2. Тетрадь-тренажёр «Земля и люди». Е.Ю. Мишняева, М., Просвещение, серия «Сферы».

  3. Тетрадь-экзаменатор «Земля и люди». В.В. Барабонов, М., Просвещение, серия «Сферы».

  4. Тетрадь-практикум «Земля и люди». Е. Ходова, М., Просвещение, серия «Сферы».

  5. Атлас «Земля и люди». М., Просвещение, серия «Сферы».

  6. Контурные карты «Земля и люди». М., Просвещение, серия «Сферы».

Обязательный минимум содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы по географии.
Географические методы
География Картографический: глобус, географические карты, аэрокосмические снимки, план местности, ориентирование на местности. Статистический: статистические показатели, таблицы, графики, диаграммы.
Исторический: геохронология, открытие и освоение территории Земли, великие путешественники и первооткрыватели, топонимика. Полевой: наблюдение за изменениями в природе, съемка местности, приборы и инструменты для проведения наблюдений на местности, обработка и систематизация полученных данных.

Географические знания о природе

Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка. Литосфера: строение земной коры, рельеф, горы, равнины, полезные ископаемые, влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и зависимость его скорости от разницы атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат, средние температуры, график изменения температуры за неделю (месяц, год), "роза ветров". Биосфера: взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки, способы адаптации растений и животных к среде обитания, почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли, зависимость распределения тепла и влаги на поверхности Земли от притока солнечного тепла и движения воздушных масс, примеры взаимодействия оболочек Земли. Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы, влияние материков на прибрежные части океана и океанов на формирование природы прилегающей суши. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, особенности растительного и животного мира материков; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, причины смены природных комплексов на суше и в океане, разнообразие природы материков и океанов.

Географические знания о населении и хозяйстве
Население: виды движения населения, трудовые ресурсы; расселение населения, географические различия в плотности населения. Национальные традиции и обычаи как составная часть этнографической культуры. Культурно-исторические особенности народов. Трудовые навыки. Формирование современного национального состава. Национально-территориальные образования и государства. Крупнейшие расы и народы мира. Религии. Экологическая культура населения. Здоровье населения и факторы, его определяющие. Урбанизация, социальные проблемы городов и сельской местности. Хозяйство: географическое разделение труда и хозяйственная специализация; основные отрасли и межотраслевые комплексы (особенности, роль в хозяйстве, состав и размещение, перспективы развития); основные факторы и принципы размещения отраслей, роль рационального размещения отраслей в развитии хозяйства.
Неравномерность хозяйственного развития территорий. Взаимосвязи между размещением населения, хозяйством и природными условиями на конкретных территориях. Особенности быта и хозяйственной деятельности населения в различных странах и регионах земного шара. Районы - промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные. Особенности населения и хозяйства крупнейших стран и регионов мира. Природопользование и экология. Рациональное и нерациональное природопользование. Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы на хозяйственную деятельность и быт людей. Формы природоохранной деятельности населения.
Проблемы взаимодействия производства и природы в разных регионах (на примере России и других государств). Причины различий в характере труда и быта населения (на примере конкретных территорий). Влияние климата и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Проблемы охраны и преобразования природы (на примере конкретных территорий своей страны); роль географической науки в организации рационального природопользования; правила поведения в природе в условиях сильного загрязнения природных компонентов, зависимость поведения от характера и степени загрязнения; меры по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей человека среды.
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

Раздел «География. Земля и люди»

(А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов)

68 учебных часов

Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 6 класса и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством. Этим и определяется главная цель раздела — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый

комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и

дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. Для достижения главной цели раздела, изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному.

В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;

создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,

заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;

продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.

Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — 9 ч

Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы. Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.

Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.

Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, континентальный склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.

История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.

Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теплых и холодных океанических течений. Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.

Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.

Мировой океан. Исследования океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяженность береговой линии Мирового океана. Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.

Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков. Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озера, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по поверхности Земли и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане. Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.

Практические работы. Определение сходства и различия материков по географическому положению. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с карами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ — 8 ч

Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества. Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.

Сколько людей живет на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.

Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, ее изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы, языки и религии мира. Народ, как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.

Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.

Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Историкокультурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.

Практические работы. Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристика сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconРабочая программа по географии 6 класс на 2010-2011УЧ. Год
Рабочая программа курса «География. Планета Земля» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconРабочая программа география 8 класс Линия «Сферы»
В. П. Дронова и Л. Е. Савельевой (М: Просвещение, 2009 г) и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального...
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconРабочая программа по географии (базовый уровень)
Учебник: А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,...
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconРабочая программа предмета «география»
Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди....
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузнецов А. П., Савельева Л. Е., Дронов В. П. «География. Земля и люди. 7 класс». М.: Просве­щение, 2008
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
География. Природа и люди. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений линия «Полярная звезда»/ под ред. А. И. Алексеева...
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы «География». Предметная линия учебников «Сферы» (5—9 клас­сы), авторы: В....
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconРабочая учебная программа курса «География. Планета Земля»
В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconРабочая программа по предмету «География», 7 класс
...
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. И. Баринова, География. Природа России.: учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2008г. Линия учебно-методических...
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconРабочая программа По учебному курсу «География. Начальный курс» 6 класс
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconПояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа...
География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,...
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconРабочая программа по географии для 7-11 классов на 2013-2014 учебный год
И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. География. Наш дом – Земля. 7 класс М.: Дрофа 1996
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconРабочая программа курса «География. Планета Земля»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconI. Кроссворд (взят из рабочей тетради к учебнику по естествознанию...
Кроссворд (взят из рабочей тетради к учебнику по естествознанию «Земля и люди» 5 класс, стр. 52)
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия издательства Просвещения «Сферы» пояснительнаязаписка программа iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск