Скачать 0.63 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 7»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГЕОГРАФИЯ 8 класс Линия «Сферы» Учитель: Гузеева Т.Л. 2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по географии. – М.: Дрофа, 2008), авторской программы по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений В.П.Дронова и Л.Е.Савельевой (М: Просвещение, 2009 г) и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования и имеет базовый уровень. Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
При изучении отдельных тем курса большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности человека. Например при изучении темы "Рельеф" рассказывается о мерах безопасности при стихийных явлениях (землетрясениях). При изучении темы "Климат России" дается оценка климатических условий для обеспечения жизни людей (предупреждение ураганов, смерчей и т.д.). При изучении темы "Внутренние воды России" приводятся примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности (наводнения, паводки и т.д.). Рабочая программа ориентирована на учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2008г. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА: 1. Называть и (или) показывать: —предмет изучения географии России; —основные средства и методы получения географической информации; —субъекты Российской Федерации; —пограничные государства; —особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России; —границы часовых поясов; —основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; —климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; —распределение рек страны по бассейнам океанов; —основные области современного оледенения и крупные ледники; —зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах; —основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; —важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные; —народы, наиболее распространенные языки, религии; —примеры рационального и нерационального размещения производства; —объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО); —районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.); —экологически неблагополучные районы России; —маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России. 2. Определять (измерять): —географическое положение объектов; разницу в поясном времени территорий; —погоду по синоптической карте; —параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации. 3. Описывать: —географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.); —образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства; —особенности быта и религий отдельных народов. 4. Объяснять: —роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны; —влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
— влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; —как составляют прогноз погоды; —распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком; —почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; —причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны; —разнообразие природных комплексов на территории страны; —различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения; —изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий; — особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития; — роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; —уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры; —причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов; — особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях; —объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис». 5. Оценивать и прогнозировать: —природно-ресурсный потенциал страны, региона; —экологическую ситуацию в стране, регионе; — изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов; —изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; —развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС» Курсивом - содержание госстандарта Подчеркнутым курсивом - опыт практической деятельности по госстандарту Печатный текст - содержание примерной программы основного общего образования Жирным курсивом - добавление из авторской программы В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Программа по географии для 8 класса» ВВЕДЕНИЕ —1ч Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности Раздел 1. Особенности географического положения России-9ч Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России.Географическое положение страны и его виды. Характеристика географического положения России. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны. Географического положение России как фактор развития ее хозяйства. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения Границы России.Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Соседи России Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах. Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования. Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. Практические работы. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Сравнительная характеристика географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных городов России. Раздел 2. Природа России -60 ч Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России. Классификации природных ресурсов Геологическое строение, рельеф и полезныеископяемые. Геологическое летосчисление. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Практическая работа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Охрана ресурсов недр. Климат и климатические ресурсы. Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс, близость морей и океанов, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды. Комфортность климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей: на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Охрана воздушного бассейна. Определение особенностей климата своего региона. Практические работы. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Природно-хозяйственные различия морей России. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Бассейны стока рек. Главные речные системы России. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, её распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Рациональное использование, пути сохранения качества и охрана водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Практические работы. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России. Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Практическая работа. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Российская часть биосферы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Природно-хозяйственные зоны. Физико-географическое районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природо-хозяйственная зона своего района и своей местности. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.. Особо охраняемые природные территории России. Памятники всемирного природного наследия. Практическая работа. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. Раздел 3. Население России - 11ч Численность населения России. Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на рубеже XX и XXI веков. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Естественное движение населения. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий. Демографические проблемы страны. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Половозрастная пирамида, причины её своеобразия в России. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Возрастная структура населения. Народы и основные религии Росшн. Народы и основные религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Национальный и языковой состав населения. География основных религий. Особенности расселения населения России. Геодемографическое положение России геогра- фические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России. Человеческий капитал страны. Трудовые ресурсы и экономически активное население Рос-сии. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие. Качество населения. Практические работы. Выявление территориальных аспектов межнаииональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРВОЖДЕНИЕ Учебник: География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение», 2009. УМК: 1. географический атлас 8, 9 класс.- М.:Просвещение, 2009. 2. В.В. Барабанов. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь- экзаменатор. 8 класс. Издательство «Просвещение», 2010. 3. Контурные карты. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. 4. Е.Ю. Мишняева. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь- тренажер. 8 класс. Издательство «Просвещение», 2009. Дополнительная литература: 1. Алексеев А.И. География России. Природа и население/ А. И. Алексеев. – М.: Дрофа, 2007. 2.Маерова Н.Ю. Уроки географии: 8 – 9 классы.- М.: Дрофа, 2004. 3.Сиротин В.П. Тесты для итогового контроля. 8 – Кл. / В.П. Сиротин. – М.: Дрофа, 2003. Оборудование: Компьютер. Мультимедиапроектор. Интерактивные карты. Уроки географии. Электронное учебное пособие. 8 – 9 кл. ООО «Кирилл и Мефодий», электронное приложение к учебнику. Учебные настенные карты по географии, таблицы. |
Рабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия... Программа: примерные программы по географии 6-9 классы, М., Просвещение, 2010; программа по географии 6 -9 классов под редакцией... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе рабочей программы «География». Предметная линия учебников «Сферы» (5—9 классы), авторы: В.... | ||
Рабочая программа по географии 6 класс на 2010-2011УЧ. Год Рабочая программа курса «География. Планета Земля» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. И. Баринова, География. Природа России.: учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2008г. Линия учебно-методических... | ||
Пояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа... География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,... | Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам... Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли, группировка отраслей. Три сектора... | ||
Рабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват учреждений... | Рабочие программы (линия в. П. Дронова, издательство «дрофа») 6 класс «География Земли»(VI-VII классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный... | ||
Рабочая программа предмета «география» Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету география для 7 класса, базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы... | ||
Рабочая программа по предмету «География», 7 класс ... | Рабочая программа По учебному курсу «География. Начальный курс» 6 класс Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов | ||
Рабочая программа по курсу география 10 класс Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... География. Природа и люди. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений линия «Полярная звезда»/ под ред. А. И. Алексеева... | ||
Приказ директора моу «сош №17 г. Красавино» №01 10 /72 от 30. 08.... Рабочая программа учебного предмета «География. Экономическая и социальная география мира» составлена на основании | Рабочая программа учебного предмета География. 6—9 классы,10—11 классы,(базовый уровень), Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липки на, В. В. Николина, линия Полярная звезда»,... |