МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основная образовательная программа высшего профессионального образования
по направлению подготовки 080 100.62 «Экономика»
ФГОС ВПО утвержден приказом Министерство образования и науки
Российской Федерации № 803 от 22 декабря 2009г.
Профиль подготовки: «Экономика и управление на предприятии»
Квалификация выпускника – бакалавр
Нормативный срок освоения программы - 4 года
Форма обучения - очная
Грозный 2011 г.
I. Общие положения
ООП бакалавриата, реализуемая в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки 080 100.62«Экономика» и профилю подготовки «Экономика и управление на предприятии» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает: учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1. Нормативные документы для разработки ООП
Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);
- Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;
ФГОС ВПО по направлению подготовки, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 803 от 22 декабря 2009г.;
Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Устав ЧГУ.
2. Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП
| Квалификация
| Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск
| Трудоемкость (в зачетных единицах)
| Код в соответствии с принятой классификацией ООП
| Наименование
| ООП бакалавриата
| 62
| бакалавр
| 4 года
| 240
|
II. Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.
III. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП
1. Область профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» включает:
- экономические, финансовые, маркетинговые,производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
- финансовые, кредитные и страховые учреждения;
- органы государственной и муниципальной власти;
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации;
- общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.
Виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
-расчетно-экономическая;
- аналитическая, научно-исследовательская;
- организационно-управленческая;
- педагогическая.
4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
Расчетно-экономическая деятельность:
- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств.
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.
Организационно-управленческая деятельность:
- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
- организация выполнения порученного этапа работы;
- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
Педагогическая деятельность:
- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
IV. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО
4.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК- 11);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК- 13);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17);
готов организовать свою жизнь в соответствии с социально - значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-18).
-готов к разработке и внедрению технологических процессов, использованию технической документации, распорядительных актов предприятия (ПК-1);
-способен к планированию и организации работы транспортных комплексов городов и регионов, организации рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему, при перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов (ПК-2);
-готов к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе (ПК-3);
-способен к организации эффективной коммерческой работы на объекте транспорта, разработке и внедрению рациональных приемов работы с клиентом (ПК-4);
-способен осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования (ПК-5);
-способен к организации рационального взаимодействия логистических посредников при перевозках пассажиров и грузов (ПК-6);
-готов к поиску путей повышения качества транспортно – логистического обслуживания грузовладельцев, развития инфраструктуры товарного рынка и каналов распределения (ПК-7);
-способен управлять запасами грузовладельцев распределительной транспортной сети (ПК-8);
-способен определять параметры оптимизации логистических транспортных цепей и звеньев с учетом критериев оптимальности (ПК-9);
-готов к предоставлению грузоотправителям и грузополучателям услуг по оформлению перевозочных документов, сдаче и получению, завозу и вывозу грузов, по выполнению погрузочно-разгрузочных и складских операций, по подготовке подвижного состава, по страхованию грузов, таможенному оформлению грузов и транспортных средств, по предоставлению информационных и финансовых услуг (ПК-10);
-способен использовать организационные и методические основы метрологического обеспечения для выработки требований по обеспечению безопасности перевозочного процесса (ПК-11);
-готов применять правовые, нормативно-технические и организационные основы организации перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения транспортных средств в различных условиях (ПК-12).
готов к участию в составе коллектива исполнителей в разработке транспортно-технологических процессов, их элементов и технологической документации (ПК-7);
умеет разрабатывать и использовать графическую техническую документацию (ПК-8);
способен к участию в составе коллектива исполнителей в проведении испытаний транспортно-технологических процессов и их элементов (ПК-9);
умеет выбирать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортно-технологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и стоимости (ПК-10);
умеет выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю (ПК-11);
владеет знаниями направлений полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов (ПК-12);
-способен к работе в составе коллектива исполнителей по реализации управленческих решений в области организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников (ПК-28);
- готов использовать приемы и методы работы с персоналом, методы оценки качества и результативности труда персонала (ПК-29);
- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, к совершенствованию документооборота в сфере планирования и управления оперативной деятельностью транспортной организации (ПК-30);
- готов к проведению технико-экономического анализа, поиску путей сокращения цикла выполнения работ (ПК-31);
- способен к работе в составе коллектива исполнителей по оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение безопасности движения (ПК-32);
- способен к оценке затрат и результатов деятельности транспортной организации (ПК-33);
- умеет использовать основные нормативные документы по вопросам интеллектуальной собственности, проводить поиск по источникам патентной информации (ПК-34);
- способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения (ПК-35).
V. Ресурсное обеспечение ООП
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение Основная образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Обучающиеся обеспечены доступом к электронной библиотечной системе содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам (более 25 процентов обучающихся обеспечены возможностью одновременного доступа к системе). Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, система позволяет индивидуальный доступ каждого обучающегося к сети Интернет.
2. Материально-техническое обеспечение Материально - техническая база обеспечивается наличием:
зданий и помещений, находящихся у института на правах оперативного управления, оформленных в соответствии с действующими требованиями;
оборудования для оснащения междисциплинарных лабораторий, обеспечивающего выполнение ООП с учетом профиля подготовки;
лабораторий для практических занятий по металлорежущим станкам, измерительными и режущим инструментам, сварке, слесарному делу;
классов для проведения лекционных и практических занятий, оборудованных персональными компьютерами, видеопроекторами, интерактивными досками;
классов по устройству автомобиля, безопасности дорожного движения;
поста диагностики легковых автомобилей, оборудованного тормозным стендом;
производственно - техническая база предприятий Министерства транспорта и связи ЧР, Министерства промышленности и энергетики ЧР, ОАО «Грознефтегаз», организаций УГИБДД МВД РФ по ЧР (договоры о взаимном сотрудничестве действуют по 2013-14гг.).
VI. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников
В вузе разработана и реализуется программа по проведению воспитательной работы в Чеченском государственном университете на 2009-2014 гг., в рамках которой ежегодно разрабатываются планы воспитательной работы института, факультетов и кафедр.
Основным содержанием воспитательной работы является организация и проведение ряда мероприятий: реализация системы материального поощрения студентов за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни института; кураторские часы; общеинститутские и городские субботники; научно- практические студенческие конференции; факультетские, общеинститутские и межвузовские олимпиады; книжные выставки; культурно-массовые мероприятия, посвященные знаменательным событиям и праздникам: День знаний, День защитника Отечества, День Победы, День выпускника, Ярмарка вакансий, фестиваль «Студенческая весна» и др.
В вузе открыты секции по баскетболу, волейболу, мини-футболу, карате и шахматам. Сотни студентов ЧГУ являются победителями общероссийских и международных турниров.
Организовывается ряд совместных мероприятий с Комитетом Правительства Чеченской Республики по делам молодежи. Большую роль в решении студенческих проблем и в общественной жизни студенческой молодежи играет профком студентов института.
Среди множества значимых мероприятий, посвященных духовно- нравственному воспитанию студентов, регулярными становятся: встречи студентов с работниками Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом; лекции, проводимые на каждом факультете работниками службы Госнаркоконтроля; встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной Войны и др.
VII. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества
освоения обучающимися ООП
В соответствии с ФГОС ВПО, Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися ООП включает текущий и рубежный контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
Нормативно-методическое обеспечение текущего и рубежного контроля успеваемости обучающихся по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе, а также Положениями Чеченском государственном университете "Положение об аттестации студентов ЧГУ", "Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов ЧГУ», «Положение о самостоятельной работе студентов ЧГУ», «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ЧГУ».
VIII. Фонды оценочных средств для проведения текущего и рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка качества освоения ООП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию выпускников. Фонды оценочных средств включают контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, рефераты, тесты, курсовые работы и проекты.
IX. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП
Для ООП бакалавриата в Чеченском государственном университете итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, предназначенной для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач установленных ФГОС ВПО. Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в форме рукописи и иллюстрированного материала (чертежи, графики), раскрывающего знания и умения выпускника, приобретенные им в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Отдельные фрагменты выпускной работы могут быть результатом выполнения курсовых проектов по дисциплинам:
конструкция и эксплуатационные свойства Т и ТТМО;
технологические процессы ТО и Р Т и ТТМО;
производственно- техническая инфраструктура предприятий;
типаж и эксплуатация технологического оборудования;
техническая эксплуатация силовых агрегатов.
XII. Аннотации рабочих программ дисциплин Аннотация программы дисциплины
«Экономика общественного сектора»
Цели дисциплины:
Целью учебной дисциплины «Экономика общественного сектора» является формирование и развитие у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное развитие их в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
Задачи дисциплины:
Обоснование необходимости развития государственного сектора, как в рыночный, так и в переходной экономике;
теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;
ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики – другими словами установление недостатков («сбоев») государства, сопоставление их с недостатками («сбоями») рынка;
более подобное ознакомление с основанными направлениями развития государственного сектора в экономической и социальной сферах, механизмом и инструментами государственного вмешательства в экономику.
Место дисциплины в структуре ООП
Данная дисциплина включается в профессиональный цикл (Б-3). Для успешного освоения дисциплины студенты должны изучить курсы микроэкономики и макроэкономики на промежуточном уровне, а также курсы по теории государства и права, основным принципам управления и др. Они должны владеть математическим аппаратом, а также обладать навыками графического анализа. В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении специальных курсов по теории и практике налогообложения, экономике труда, социальной политике, экономике отдельных отраслей (например, образования, здравоохранения, науки и др.), государственного регулирования отдельных отраслей и др.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
В результате изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» студенты должны -
- какую роль играет общественный сектор в смешанной экономике;
- причинами существования и функциями общественного сектора;
- равновесием в общественном секторе ;
- экономическими основами политического механизма;
- основами организации бюджетной системы, бюджетной политикой;
- налоговым механизмом в общественном секторе;
- ценообразованием;
- бюджетным федерализмом;
- институциональными проблемами организации общественного сектора;
- некоммерческими организациями.
- целый ряд ключевых понятий, без которых сегодня трудно анализировать и обосновывать экономическую, прежде всего бюджетную политику государства.
Уметь:
-анализировать прежний опыт работы государства работы над бюджетом и переосмысливать его в контексте современной экономической теории и реалий рыночной системы;
- определять предпочтительные формы и способы участия государства в решении той или иной конкретной проблемы;
- обосновывать принципиальную правомерность и необходимость его вмешательства;
- давать целостное представление о тех проблемах, которые решает экономика общественного сектора, ее базовых идеях, основных понятиях и аналитических инструментах.
Владеть навыками:
знать законы функционирования рынка и средств его регулирования;
обладать широким кругозором в области технических, коммерческих и экономических дисциплин, необходимых для обеспечения эффективной хозяйственной деятельности;
иметь навыки анализа современной экономической жизни России и других стран, основных тенденций социально-экономического развития общества и уметь на основании этих знаний делать прогнозы и принимать решения в области экономики;
владеть навыками коммерческого и экономического мышления;
Общая трудоёмкость:
Дисциплина составляет 1 экзаменационную единицу.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. – М.:1995.
Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.,1995.
Дополнительная литература
Бабич А.Г., Жильцов Е.Н., Егоров Е.3. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. – М.: РАУ, 1993.
Ицкович А. – Государственный сектор в АПК – Журнал «Экономист» №9, М., 2004
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1991
Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 1992.
Николаева И.П. – Экономическая теория – М., ЮНИТИ, 2004
Нуреев Р.М. – Курс микроэкономики – Изд-во НОРМА, М., 2004
Рисин И.Е. Сборник статей/ Государственный сектор в экономике региона: состояние, перспективы и механизм развития. – Воронеж, 2004.
Рагозин В. – Государственные гарантии-составная часть гос. долга – Журнал «Вопросы экономики» №10, М,. 2002
Разработчик ассистент Амерханова Р.М. Аннотация примерной программы дисциплины
«Экономика социальной сферы»
Цели дисциплины:
Целью учебной дисциплины «Экономика социальной сферы» является рассмотрение экономических аспектов развития социальной сферы в целом (теоретические вопросы, социальная политика, финансирование), так и отдельных ее отраслей – здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры.
Задачи дисциплины:
Задачами изучения дисциплины явились теоретическое и практическое освоение аспектов организации, планирования, управления, финансирования, кадрового обеспечения социальной сферы в целом и отдельных ее отраслей, получение конкретных знаний в области экономики социальной сферы.
Место дисциплины в структуре ООП: относится к дисциплинам вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении учебного предмета «Обществознание» основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; а так же дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «История» (базовая часть), «Психология и педагогика» (базовая часть).
Учебная дисциплина «Экономика социальной сферы» является предшествующей для дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия» (базовая часть).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
структуру органов исполнительной власти РФ;
основные федеральные законы, регулирующие деятельность социальной сферы;
основные направления государственной социальной политики Российской Федерации.
экономические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
основные формы и методы государственного регулирования культуры и искусства;
основные показатели оценки эффективности функционирования предприятий ЖКХ.
систему управления жилищно- коммунальным хозяйством;
методику расчета потребности в системе образования;
методы оплаты труда;
особенности финансового планирования деятельности некоммерческих организаций социально-культурной сферы.
Уметь:
анализировать прежний опыт работы государства работы над бюджетом и переосмысливать его в контексте современной экономической теории и реалий рыночной системы;
определять предпочтительные формы и способы участия государства в решении той или иной конкретной проблемы;
обосновывать принципиальную правомерность и необходимость его вмешательства;
давать целостное представление о тех проблемах, которые решает экономика общественного сектора, ее базовых идеях, основных понятиях и аналитических инструментах.
Владеть навыками:
- приобрести навыки по:
- планированию ЖКХ и здравоохранения;
- медицинскому страхованию и оценке работы медицинских учреждений
- иметь навыки по:
- финансированию образовательных учреждений
- финансированию здравоохранения и жилищно – коммунального хозяйства
- оплате труда в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства.
владеть теоретическим и практическим материалом по отраслям социальной сферы.
иметь опыт в применении полученных знаний на практике и в осмыслении процессов происходящих в экономике социальной сферы, а также практическом освоении изучаемых по специальности экономических дисциплин.
Общая трудоёмкость:
Дисциплина составляет 1 зачетную единицу.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Алексеев О.А., Мухаметлатыпов Ф.У. Социоэкономическая модель труда и предпринимательства. Уфа: Изд-е БашГУ, 2005. – 278 с.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. – М., 2000. – 608 с.
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей; Юрайт, 2000.
Тоффлер О. Прогнозы и предпосылки // Социологические исследования. – 1987, № 5. – С. 117 – 131.
Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3-х т. СПб.,2001.-Т.1.
Эриксон К. Труд и отчуждение // Социологические исследования. –1987, № 3. - С. 123 –129.
Дополнительная литература
Кравченко А.И. Социология труда: тенденции и итоги развития // Социологические исследования.-1994, № 6.-С. 40-50.
Кравченко А.И. Социология труда: ученые и учебники // Социологические исследования.-1989, № 6.
Медушевский А.Н. История русской социологии. Учеб. пособие для вузов. – М.: Наука,1993. 317с.
Разработчик ассистент Амерханова Р.М. «Аннотация рабочей программы дисциплины
«Концепция современного естествознания»
Цель дисциплины - дать студентам панорамное, целостное видение картины современного естествознания как одной из фундаментальных частей человеческой культуры и как особого способа общения человека с миром.
Основная задача дисциплины состоит в создании у студентов способности самостоятельно мыслить и принимать решения в области профессиональной деятельности на основании твердого знания фундаментальных принципов естествознания.
Преподавание дисциплины «Концепции современного естествознания» строится исходя из требуемого уровня мировоззренческой подготовки студентов в высшей школе, развития их интеллекта и творческого мышления, общей культуры.
В конце изучения курса «КСЕ» необходимо, чтобы у студентов сформировалась основа знаний в области естественных наук. Как развивалось научное познание, каково строение мира, как возникла Вселенная, что такое жизнь, каково место человека в мире - вот только несколько вопросов, которые освещают этот курс. Знание и понимание концепций современного естествознания дает человеку свободу ориентации в мире.
Конечная цель изучения дисциплины - формирование и развитие у будущих специалистов знаний по наиболее важным проблемам современного естествознания, способствующим обогащению их мировоззренческое - методологического потенциала и более глубокому усвоению специальных дисциплин.
Задачи изучения дисциплины.
Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований Государственного стандарта высшего образования в части естественнонаучной подготовки специалистов.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать объективные законы природы и их значение для организации человеческого общества.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Уметь анализировать реальные ситуации в области профессиональной деятельности и выбирать оптимальные решения из нескольких возможных, используя фундаментальные принципы естествознания.
Студент, освоивший дисциплину «Концепции современного естествознания», должен:
Иметь представление о предмете данной дисциплины и ее роли в формировании научных представлений о природных процессах; теориях физики, биологии и других естественных наук; важнейших школах и направлениях в развитии современного естествознания;
Знать естественнонаучную картину мира, тенденции развития современного естествознания; суть научного метода, его основные характеристики; особенности научного и естественнонаучного познания; взаимодействие естественнонаучной и гуманитарной культур мышления;
Уметь обосновать свою мировоззренческую и методологическую позицию в области естествознания; применять полученные знания при решении профессиональных задач, используя, в том числе, методы естественнонаучного знания.
Взаимосвязь курса КСЕ с дисциплинами, изучаемыми будущими экономистами проявляется в следующем: учебный курс «концепции современного естествознания» дополняет естественнонаучным знанием гуманитарные представления будущих специалистов о мире в целом, месте в нем человека, отношениях человека, в частности к природе, делает эти представления полнее и универсальнее. Эта учебная дисциплина систематизирует знания о человеке как природном существе, способствует углублению понимания единства природности и социальности человека, тем самым выступает как вариант превращения естество- и социально-гуманитарного знания в «одну науку».
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к базовой части гуманитарного цикла. для изучения курса КСЕ требуются глубокие знания в области физики. Данная дисциплина позволяет получить современную физическую картину мира, что особенно актуально в век информационных нанотехнологий. Изучение данного курса обогащает культуру мышления, способствует объединению естественнонаучной и гуманитарной методологии в мышлении и деятельности человека, осознанию естествознания как части духовной культуры, как объекта анализа таких гуманитарных наук, как философия, социология и др.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
№ п/п
| Вид занятия (лк, ср.)
| Наименование необходимой учебной литературы по дисциплине
| Автор
| Издательство, год издания
| Основная литература
| 11
| лк, ср
| Концепции современного естествознания.
| Т.Г.Грущевицкая, А.П.Садохин.
| Москва 2005г.
| 22
| лк, ср
| Концепции современного естествознания.
| Под общей редакцией профессора С.И.Самыгина.
| Ростов-на-Дону «Феникс»
2007г.
| 33
| лк, ср
| Концепции современного естествознания.
| В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова.
| Санкт-Петербург 2004г.
| 44
| лк, ср
| Концепции современного естествознания.
| А.А.Г.орелов
| Москва 2006г.
| Дополнительная литература
| 45
| лк, ср
| Концепции современного естествознания.
| В.Н.Михайловский.
| Санкт-Петербург
2004г.
| 66
| лк, ср
| Концепции современного естествознания.
| С.Х.Карпен ков
| Москва 2007г..
| 77
| лк, ср
| Концепции современного естествознания.
| С.И.Алексеев.
| .Москва 2004г.
| Дисциплина составляет 1зачетную единицу.
Составитель ст. преподаватель кафедры «Теоретическая физика»
Дукаева К. Ю.
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Теория вероятностей и математическая статистика»
Цель дисциплины
Дать студентам научное представление о случайных событиях и величинах, а также о методах их исследования. Это необходимо для изучения целого ряда дисциплин: «Эконометрика», «Теория игр», «Основы актуарных расчетов», «Методы оценки финансового риска» и т.д.
Задачи дисциплины
В соответствии с целью студенты должны усвоить методы количественной оценки случайных событий и величин. Кроме того, они должны научиться содержательно интерпретировать формальные результаты.
Связь с другими дисциплинами.
Курс базируется на дифференциальном и интегральном исчислении, а также на линейной алгебре. В свою очередь, является основой для ряда дисциплин, как развивающих методы ТВ и МС, так и использующих эти методы для решения реальных экономических задач.
Основная информация о курсе и его структуре
Курс включает изучение пяти основных тем:
Элементы теории вероятностей
Статистическая оценка параметров распределения
Проверка статистических гипотез
Корреляционный анализ
Регрессионный анализ
Перечень основных тем
|