МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) Кафедра экономики в сфере услуг Одобрено учебно-методическим советом
факультета ресторанно-гостиничного
бизнеса и услуг
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Учебно-методический комплекс
Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса, туризма, операции с недвижимым имуществом, культуры и искусства) Москва 2009
Автор-составитель:
Савкина Раиса Васильевна,
доктор экономических наук, профессор
Учебно-методический комплекс Планирование на предприятии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009
С О Д Е Р Ж А Н И Е
| стр.
| 1. Цель, задачи и предмет дисциплины ……………………………….... 1.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании
дисциплины.......................................................................................... 2. Требования к уровню освоения дисциплины ……….................…..... 3. Объем дисциплины …………………………………………………...... 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……….......……..... 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ………
4. Содержание курса …………………………………………………….... 5. Темы практических и семинарских занятий.......................................... 6. Задания для самостоятельной работы студентов ………………….....
7. Задание для курсовой работы и методические указания по ее выполнению ..............................................................................................
8. Вопросы для подготовки к экзамену ..................................................... 9. Учебно-методическое обеспечение ……………………....................... 9.1. Литература …………………………………………................. 9.2. Методическое обеспечение дисциплины ………………......... 9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины. …………………………………………................................. 10. Глоссарий..............................................................................................
| 4
4 6 7 7 8 11 15 24
28 30 33 33 33
34 35
| 1. Цель, задачи и предмет дисциплины.
Цель курса - сформировать у студентов систему знаний о плановых действиях на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса (туризма, операции с недвижимым имуществом, культуры и искусства), основных процедурах и методах обоснования планов, их встраемости в систему управления.
В качестве задач курса можно выделить следующие:
дать теоретические и методические знания о планировании деятельности предприятия с учетом отражения в лекционных и практических занятиях современных тенденций и научных поисков по планированию экономической деятельности предприятий;
сформировать практические навыки по проведению плановых расчетов на основе конкретных материалов и практики планирования на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса (туризма, операции с недвижимым имуществом, культуры и искусства).
Предметом дисциплины является планово-аналитическая работа на предприятиях индустрии гостеприимства. 1.1. Инновационные технологии, используемые
в преподавании дисциплины ДЕЛОВАЯ ИГРА — имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. (Практическое занятие по теме 12).
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентом эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике. (Семинары по темам 1-3, 16, 17).
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем (лектором), приглашенным экспертом, студентом, группой студентов. (Лекции по темам 1, 2, 5, 7,15).
Исследовательский метод обучения – организация обучения на основе поисковой, познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Этот метод позволяет организовать творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Работа студентов строится по логике проведения научного исследования с использованием всех научно-исследовательских методов и приемов, характерных для деятельности ученых. (Семинары и практические занятия по темам 9,10,11,)
Круглый стол – один из наиболее эффективных способов обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной среде, обмен опытом и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступись в научную дискуссию по интересующим вопросам. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. (Семинарское занятие по теме 16).
Мастер-класс - (от англ. Masterclass: master –лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – семинар, который проводит эксперт (известный действующий специалист) в данной конкретной области для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Эксперт (мастер) делится со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично им. Для слушателей занятий можно выделить основные цели: систематизация и оценка уже имеющихся у них знаний; получение новых теоретических и практических знаний в определенной области; применение получаемых знаний в «прикладном аспекте»; обмен опытом, знаниями, идеями; обсуждение общих проблем и трудностей, возникающих в процессе повседневной работы; коллегиальное обсуждение типовых задач и проблем и совместный поиск их решения. (Семинар по теме 7).
Обучение в сотрудничестве – педагогическая технология, которая предполагает организацию групп студентов, работающих совместно над разработкой какой-либо темы, решением задачи. При этом, в отличие от других технологий обучения, преподаватель является полноправным участником процесса обучения и одновременно осуществляет координацию, управление ходом дискуссий, а также подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов. (Практические и семинарские занятия по темам 6-9, 14,16).
Обучение по аналогии – обучение, при котором приобретение новых знаний и умений осуществляется путем применения к новой ситуации представлений об аналогичных случаях. (Лекция по теме 15).
Пост-тест – тест на оценку, позволяющий проверить знания студентов по пройденным темам. (семинарские занятия по темам 9, 10, 11, 12).
Презентация - (от англ. Presentation – представление, преподнесение, изображение) способ наглядного представления информации с использованием аудовизуальных средств. Презентация на базе информационно-коммуникационных технологий содержит в себе текст, иллюстрацию к нему, использует гиперссылки. (Лекции по темам 5, 8, 17; семинарские занятия по темам 16, 17).
Самообучение – метод, при котором обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа-подход, при котором используются образовательные ресурсы: печатные материалы, аудио- и видеоматериалы, компьютерные обучающие программы, электронные журналы, интерактивные базы данных и другие материалы, доставляемые по компьютерным сетям. (Самостоятельная работа – подготовка к занятиям ).
Смешанное обучение (комбинированное) – способ организации учебного процесса, объединяющий несколько различных методов, форм и способов традиционного обучения (лекции, семинары, самостоятельное изучение и т.д.). (Семинарские занятия по темам 1-6).
Электронные учебные издания (ЭУИ) - учебные издания, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде на цифровых носителях (CD, DVD): учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы, справочно-правовые системы и другие учебно-методические материалы. ЭУИ представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний; обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности. Полностью или частично заменяют или дополняют основной учебник. (Практические занятия по теме 16; самостоятельная работа – подготовка к занятиям). 2. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины специалист должен:
иметь представление:
- о роли планирования в хозяйственной деятельности предприятий и организаций в том числе предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса (туризма, операции с недвижимым имуществом, культуры и искусства);
- об основных направлениях совершенствования процесса планирования хозяйственной деятельности предприятий с учетом тенденций развития рынка;
- о перспективных методах планирования с использованием современных информационно-поисковых систем и вычислительной техники. знать:
законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий и учитываемые в обосновании планов;
принципы планирования и обоснования показателей перспектив развития предприятия;
отечественный и зарубежный опыт планирования и его использование в предприятиях сферы услуг;
информационное и методическое обеспечение процесса планирования и контроля деятельности предприятий.
владеть:
методами стратегического и оперативного планирования деятельности предприятия;
технологией разработки планов и обоснования плановых показателей предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса (туризма, культуры и искусства, операции с недвижимым имуществом).
уметь:
разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;
разрабатывать бизнес-план развития предприятия;
разработать финансовый план;
рассчитать себестоимость и затраты по статьям калькуляции;
- самостоятельно рассчитывать все основные показатели по всем разделам плана работы предприятия.
приобрести навыки:
- самостоятельной работы по основным разделам плана хозяйственной деятельности предприятия;
- аналитической работы по выполнению плановых показателей и разработки предложений по мерам, обеспечивающим выполнение плановых заданий;
- разработки бизнес-планов с учетом реальных условий работы предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса (туризма, операции с недвижимым имуществом, культуры и искусства).
владеть ( иметь опыт):
- методами планово-аналитической работы;
- средствами вычислительной техники и автоматизированными системами, используемыми при разработке и анализе выполнения планов;
- информационными источниками (в т.ч. электронными базами данных), используемой при разработке и анализе выполнения планов. 3. Объем дисциплины
|