«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А





Скачать 332.13 Kb.
Название«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А
страница1/2
Дата публикации07.08.2013
Размер332.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - «НИНХ»





Третий Международный Молодежный Инновационный Форум

«ИНТЕРРА 2011»
«Сибирское Сколково: тройная спираль»
Научно-образовательный бизнес-симпозиум
ЭКСПЕРТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Составители:
Смирнов С.А., проректор НГУЭУ по инновациям и науке, д-р филос. наук

Хайруллина М.В., начальник управления научно-инновационных проектов и грантов НГУЭУ, д-р экон. наук

Новосибирск

2011


УНИВЕРСИТЕТСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ

Стенограмма сессии Петербургского международного экономического форума

от 18 июня 20111


Я.И. Кузьминов: Здравствуйте, коллеги, мы начнем традиционную уже для Санкт-Петербургского форума образовательную сессию. В этом году она посвящена соотношению университетского и корпоративного так называемого образования. Что лежит в основе такого рода сопоставления, такого рода предложения. Высшее образование в мире, по крайней мере в развитых странах, стремительно сдвигается к всеобщему высшему образованию, становится обязательным условием любой серьезной карьеры, даже любой нормальной работы в городской экономике, которая в свою очередь занимает подавляющую часть экономики в целом. С другой стороны, технологии и связанные с ними рабочие места, в свою очередь, становятся все более короткоживущими. С этим связано продолжающееся изгнание элементов так называемой узкой профессии из учебных программ бакалавриатов, учебных программ первой стадии университетского обучения, и с другой стороны, необходимость непрерывного образования в форме в основном повышения квалификации по конкретным технологиям как минимум или более серьезное, более универсально ориентированных блоков образования, которые человек добровольно, в том основа непрерывного образования, добровольно выбирает и проходит в течение всей жизни. Это соотносится с очень интересными процессами на рынках труда. В экономиках развитых стран идет бегство от позиций чистого исполнителя. По крайней мере если эта позиция не связана с постоянной коммуникацией, связана с монотонным трудом, возникает такой феномен нового притяжения к рабочим местам, это должна быть работа-общение, и человек, ищущий после университета работу, готов отдать заработную плату за возможность находиться в кругу интересных для него людей, быть включенным в некоторый социальный круг, и это в свою очередь ведет к нарастающему кризису национальных систем такого регулярного начального и среднего профессионального образования, все то, что связано с получением квалификации чистого исполнителя или традиционного исполнителя, в России это кризис систем ПТУ или лицеев, в других странах это падение интереса к соответствующим уровням профессионального обучения. Как реагируют на это корпорации? Как реагируют на это работодатели? С одной стороны, мы видим в России усиливающееся бегство работодателей от традиционных форм сотрудничества с университетами и техникумами. За 5 лет, с 2005 по 2010 год доля российских работодателей, имеющих постоянные отношения, вплоть до организации практик на любых уровнях постоянные отношения с какими бы то ни было вузами, техникумами или профессиональными лицеями, сократилось с 70% в 2005 году до 40% в 2010 году. Это даже не снижение, это обвал. Это некоторые демонстративные изменения поведения работодателя по отношению к традиционной системе образования. В то же самое время работодатели ищут оптимальные формы организации непрерывного образования и организации обучения необходимым для них технологиям между тремя возможностями: это обучение внутри корпорации, обучение на рынке, в массе рыночно организованных учебных центров и возврат на новой основе взаимодействия с университетами традиционными учебными центрами. Вот какая эта новая основа – это будет предметом нашего разговора. При этом важно отметить, что можно выделить три сектора в корпоративной занятости людей с высшим образованием, о них мы в основном сегодня будем говорить, это сектор анализа и принятия решений, это управленческий слой корпораций, это сектор RND, куда можно по типу труда отнести дизайн, отнести креативный маркетинг, то есть явно креативные элементы, креативные профессии, которые тем не менее не связаны с принятием экономических или юридических решений. И, наконец, это позиции, как раньше бы сказали, рядовых инженеров. Эти позиции связаны с соблюдением регламентов, точнее, контролем за соблюдением регламентов, которые существуют в корпорации, это соблюдение регламентов традиционно было в корпорациях, занимало 70-80% их интеллектуальных ресурсов и сегодня это соблюдение относится не только к технологиям, оно относится в первую очередь к логистике, к тем или иным процедурам продаж, тем не менее, это участок, который традиционно относился к наименее креативным. Вот насколько он эволюционирует сейчас, с точки зрения корпораций, насколько 2 этих круга людей, в корпорациях занятых, они сливаются, это тоже одна из проблем, которые мы хотели бы сегодня обсудить. Мы с Андреем предложили бы сегодня не делать длинных презентаций, если кто-то хочет сделать презентацию, то давайте выберем 3-4 слайда, иначе у нас будет такая продолжительная лекция, попробуем просто поговорить, перебивая друг друга, может быть, это будет интересным. Я представлю участников. Рядом со мной мой соведущий, ректор школы «Сколково» Андрей Волков, с нами Андрей Фурсенко, Министр образования и науки России, Алан Кэнтроу, профессор менеджмента и MIT Sloan School of Management, Исаак Фрумин, ведущий специалист Всемирного банка и научный руководитель института народного образования ВШЭ, Мадс Ингольдт, ведущий директор A.P.Moller-Maersk, Дейл Стивенс, chief-education development UnCollege, Андреас Шляйхер, Руководитель секторов индикаторов и анализа дирекции по образованию ОЕСD (ОЭСР) и Валерий Катькало, Проректор СПбГУ, который нам хорошо известен в основном как лидер и создатель Высшей школы менеджмента СПбГУ. Андрей.
Е. Волков: Спасибо, Ярослав, добрый день, уважаемые коллеги, доброе утро. Я хотел бы поставить три вопроса перед уважаемыми панелистами для нашей дискуссии. Первый, предполагается кратный рост сектора образования за пределами школьного и университетского образования. Подавая пример, я хочу показать всего лишь один слайд своей презентации. Вот так будет выглядеть картина в 2050 году, по мнению специалистов ОЕCD (ОЭСР), и кратный рост 600 000 000 человек в развитых странах – это тот сектор, который образователи должны образовывать. Это огромный сектор по сравнению с сектором традиционного школьного, традиционного высшего образования. Мы пока, во всяком случае в России, его не замечаем серьезно в той дискуссии, которая идет у нам в стране. И как уважаемые панелисты считают, среагирует вся система, нам будет очень интересно знать. Второе, какие игроки выйдет на арену. Смогут ли университеты поддержать этот тренд. Или тренинговые компании, корпоративные университеты перехватят эту инициативу, а такой тренд мы видим. Такие университеты, как General Electric, M3 или Boeing, это большие кампусы, самостоятельные комплексы со своей наукой, которые существуют ухе вне университетского сектора. Является ли это временной ситуацией или университеты выйдут в эту игру, займут эту площадку в следующие 20-30 лет, это открытый вопрос для всего мира и для России тоже. Наконец, третий вопрос, связанный с первыми двумя, сохранится ли миссия университета как центра интеллектуального роста, исторически сложившегося за последние 200 лет, вместе, конечно, с политехнической школой и другими вариантами послевузовского образования, но все-таки мы воспринимаем университет как центр, ядро. Сохранится ли эта миссия его или он, университет, как центр знаний, уйдет в тень, займет одно из своих небольших мест в будущей картине будущего образования. Вот такие три довольно абстрактных вопроса я хотел бы поставить перед нашей дискуссией и передать слово Алану Кэнтроу, нашему старому знакомому, мы сотрудничали достаточно давно в школе Сколково, одновременно он с богатым опытом работы в Бостонской университетской комьюнити «Harvard School and MIT(Massachusetts Institute of Technology)».Alan, welcome.
А. Кэнтроу: Доброе утро. Сейчас наступает время высшего образования, которое сталкивается с некой иронией, потому что мы часто слышим о том, что исключительно важно высшее образование, оно необходимо для обеспечения стабильности и прогресса. И кажется, это послание услышали, но многие институты, который занимаются образованием, не справляются со своей миссией, и мы видим, что существует разрыв, который нарастает со временем. Итак, несколько комментариев. Россия не находится в уникальной ситуации, у нее, конечно, есть отягчающие факторы, в том числе ее демографическая ситуация. В России, например, произошло общее падение количества студентов, которые уходят в высшее образование, и аналогичная ситуация наблюдается и в других Западных странах, вопрос только в уровне, в качестве, также в уровне коррупции в образовании, и вопрос в том вкладе, который вносят университеты. Многие университеты находятся в отрыве от практической экономики. Это те вопросы, которые исключительно важны. Следующий момент. Усилия, которые направляются в настоящий момент, очень важны. Это внимание и ресурсы, которые направляются в сферу науки и технологий. Дело в том, что эта сфера обслуживает лишь небольшую прослойку населения и даже если научные достижения, технологические достижения будут представлены этими образовательными институтами и этой академической прослойкой, то что будет дальше? Смогут ли эти научные результаты быть применены на практике и обрести коммерческий результат? В Калифорнии мы часто слышим о том, что Силиконовая долина никогда бы не процветала без усилий университета Стэнфорд. Я не знаю, слышали ли вы о Фудхол, но это место, которое находится далеко от Стэнфорда, и там располагается целый комплекс научно-практических лабораторий и именно эта часть и является недопредставленной во многих странах, то есть перевод науки в практику. И еще один момент: необходимо сосредоточиться на мерах, на средствах, а не только на результатах. Если это не произойдет, то мы не сможем сократить разрыв между теорией и практикой. Нарастает разнообразие в тех, кто предоставляет различные образовательные услуги, и это известно. Но есть и другой момент. Разрыв не сократится, если не будет желания всех сторон работать в тех рамках образовательных институтов, которые выполняют свою традиционную миссию и если не будет желания переосмыслить будущее высших учебных заведений и технологий. То, что было свойственно и работало для XIX века, не может иметь места в XXI веке. Это необходимо не только для того чтобы Россия процветала, но и для того справиться с теми задачами, которые стоят перед страной.
А.Е. Волков: Исаку Фрумину, руководителю институт образования ВШЭ. И попрошу, если возможно, Исак, ответить на вопрос – куда дрейфуют университеты, с учетом того, что только что сказал профессор Кэнтроу.
И.Д. Фрумин: Спасибо, Андрей, мою презентацию можно не показывать. Мне кажется, что российское образование, как образование многих стран с переходной экономикой, это особенно интересный кейс, если хотите, для аналитиков образования. Я сейчас, после 20 лет реформ, оглядываясь назад, я бы утверждал парадоксально, что… это может показаться парадоксальным, что советское высшее образование в значительной степени было корпоративным. Что это означает? Это значит, что корпорации были реальными клиентами и заказчиками. Может быть, уже многие не помнят, а многие просто не знают, что существовало обязательное распределение на рабочие места, что места, так называемые контрольные цифры приема, заказывались отраслями. Более того, целый ряд университетов, впрочем, это частично до сих пор остается, были частью отраслей. А отрасли в Советском союзе были просто гигантскими госкорпорациями. И в этом смысле мы имели сектор образования, в котором, по моим оценкам, около 80% высшего образования было корпоративным. Частично классические университеты к этому типу не относились. Потому что в них все-таки заказчиком основным, субъектом, если хотите, являлся студент, рабочее место которого не было определено, и это задавало другую траекторию подготовки. Что произошло в период перехода? Связи университетов, бывших корпоративных, с моей точки зрения, университетов, мы это недавно подробно обсуждали с ректором Московского института стали и сплавов, где виден очень этот переход. Эти связи оказались разрушенными, университеты при этом продолжали действовать так, как будто эти связи и заказы существуют. Они продолжали готовить студентов на те рабочие места, которые уже не заказывали. Но при этом реальные потребители высшего образования, и игроками на этом рынке, и теми, кто стали приносить деньги в университеты, стали студенты. И наши исследования недавние, я, пожалуй, на этом закончу, российского инженерного образования, показывает вот этот дисбаланс, дисконнект по-английски. Университеты продолжают в значительной степени стараться повторять вот эти паттерны корпоративного образования, не устанавливая отношения с корпорациями, а студенты приходят за другим, они приходят за тем, что Ярослав Иванович назвал базовым высшим образованием. Очень многие студенты, выпускники инженерных вузов, говорят: у нас очень хорошее образование, нам давали возможность работать со второго курса. При этом большинство из них не работали по специальности. То есть студенты рассматривают даже инженерное образование как общее образование. В этом смысле, если говорить о трендах, я не вижу ясного тренда, я вижу 2 сценария. Один сценарий, с моей точки зрения, негативный, когда эта ситуация будет сохраняться, и это будет продолжать выдавливать студентов в управленческие, менеджерские направления, потому что там они получают более общее образование, они не хотят идти на специальность «вагоны», есть такой прием. Специальности нет, Андрей Александрович, а прием остается. Мы недавно с Ярославом Ивановичем были свидетелями этого. Это негативный сценарий. А позитивный сценарий, когда с одной стороны, там, где возможно, университеты станут устанавливать связи с корпорациями и вернутся в статус корпоративных университетов в новой экономической ситуации, а с другой стороны, серьезно посмотрят на студентов как на своих основных потребителей и создадут возможности для более широкого и гибкого образования. Вот как бы я ответил на твой, Андрей, вопрос.
А.Е. Волков: Спасибо, Исак, очень интересная мысль. Но все-таки я был бы осторожен, придавая статус корпорации бывшим советским отраслям при всем уважении к ним, мы можем сами себя ввести в заблуждение. Но это интересная точка дискуссии. Я хотел бы предоставить слово господину Ингольдту и поставить вопрос о том, что происходит с корпоративным сектором, куда он мигрирует, с его точки зрения, и куда происходит перемещение внимания в корпоративном секторе подготовки людей.
М. Ингольдт: Спасибо и доброе утро. Представляя корпоративный сектор, я хотел бы посмотреть с другой точки зрения на это по сравнению с тем, что было уже озвучено сегодня утром. Я хочу сказать следующее: основой успеха в частном секторе является сильная образовательная платформа. Я происхожу из конгломерата компании, в которой более 10 000 сотрудников, возможно, даже больше. Мы все чаще и чаще инвестируем не только во внутреннее корпоративное обучение, но также в наращивание связи с правительством и с образовательными учреждениями. Мы это делаем потому что считаем, что нам необходимо услышать голос и получить влияние таким образом, чтобы образовательный сектор двигался в нужном направлении, но это ставит нас перед дилеммой: насколько велико должно быть влияние корпораций на самом деле, потому что исследовательские институты не должны, с моей точки зрения, и это также точка зрения моих коллег, не должны двигаться только для удовлетворения корпоративных нужд, они должны удовлетворить долгосрочную перспективу, удовлетворить нужды общества. Мы спрашиваем следующий вопрос: необходимо принять двусторонний подход, в будущем необходимо сохранить научно-исследовательскую платформу и авторитет в этой области. И именно в тех сферах, где у них есть опыт, но в то же самое время необходимо, чтобы они приобрели актуальность с точки зрения добавленной стоимости в обществе. Мы советовались с Попечительским советом правительство Соединенного королевства и мы координируем и имеем определенное влияние на то, что обсуждается. Я не думаю, что сегодняшние студенты будут поступать в такие институты, если, конечно, они не направлены на научную деятельность, и пока им не будет предоставлены необходимая мотивация, когда они выпускаются из институтов. Поэтому корпорации должны обеспечить вовлеченность людей, чтобы они смогли свободно выбирать образовательные учреждения. Говоря о другом уровне, мы сотрудничаем в образовательном секторе с обучающими программами развития программами, направленными на удовлетворение бизнес-нужд, предпринимательских нужд общества. Необходимо обеспечить, как бы банально это ни звучало, чтобы любая программа имела практическую базу. Некоторые школы не могут это обеспечить, но мы видим более высокий уровень прикладного характера программ, и необходимо создать базу распределения ресурсов в образовательном секторе, потому что мы видим, что это приносит свою выгоду и в конечном счете окупается. Это мое мнение.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А icon«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный...
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А icon«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы-составители: И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. / Программно-методические материалы. Геометрия, 7-11 классы. Москва: «Мнемозина»...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconSingularity University (SU), Кремниевая Долина, в партнерстве с Открытым...
Открытым университетом Сколково (ОтУС) и Фондом «Сколково» объявляют третий конкурс для студентов старших курсов, магистрантов и...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconЬской местности материалы II всероссийской научно-практической интернет...
С. В. Чернокозинская, заместитель директора по научно-методической работе тогбоу спо «Тамбовский бизнес-колледж»
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconЛитература. Приложение
Региональный научно – практический симпозиум «Одарённые дети» образовательное пространство Российской научно – социальной программы...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconТельная среда как фактор повышения качества образования материалы...
Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconЭкспертные материалы к форсайт-семинару
Поэтому основным методическим приемом в данной работе стал хронологический принцип, знакомый студентам начальных курсов по школьному...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconРоссийской Федерации Тольяттинский государственный университет Научно-образовательный...
К 29 Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconМинобрнауки
Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения : Материалы всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк,...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconДоклад о лицензировании медицинской деятельности за исключением указанной...
«Сколково») подготовлен отделом лицензирования Министерства здравоохранения Сахалинской области (далее – отдел лицензирования)
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо направления подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "бакалавр"),...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconРабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности...
А. Т. Смирнов ( изд –во «Просвещение», 2001 ); Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11 классах...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconРабочая программа Учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность»,...
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный бизнес-симпозиум экспертные материалы составители: Смирнов С. А iconРефератОВ, контрольных, курсовых и дипломных работ (проектов) студетнами бизнес-колледжа
Составитель: Писаная Н. В. руководитель научно-методического сектора Бизнес-колледжа фгбоу впо нгуэу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск