М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа)





НазваниеМ. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа)
Дата публикации24.06.2014
Размер141 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 пос. Биракан»
d:\новая папка\img_6286.jpg

Учитель – дублёр Красиков В.

Учитель Брылёва Г. И.


Тема:М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа)

Класс: 3 УМК:«Гармония».

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель:развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.

Оборудование: тесты, дидактический материал для чтения, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, читательские альбомы, учебник
Ход урока:

  1. Организационный момент.

(Цель – проверить готовность учащихся к уроку, нацелить на плодотворную работу, положительный настрой, активизацию внимания.)

Учитель:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

  1. Пробуждение интереса к пробуждаемой теме.

(Цель – активизация опыта и предыдущих знаний обучающих, активизация деятельности учащихся, формирование мотивации на учебную деятельность, постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.)

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

Учитель: Что общего у этих слов?

Учащиеся: Это однокоренные слова.

Учитель: Кто сможет дать объяснения эти словам?

/Уч-ся пытаются объяснить лексическое значение слов./

Учитель: У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля. Давайте сверим наши предположения.

/Ученик находит слова и читает объяснение./

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Учитель:Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

Учащиеся:Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек. Слайд № 1



Учитель:Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

  1. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

/На экране появляется портрет писателя./

Учитель: Знаете ли вы, этого человека? Слайд №2


Учащиеся: М. М. Зощенко.

Учитель: Что вы о нём знаете?

/Учащиеся рассказывает подготовленный дома материал, учитель добавляет./

Ученик: (Трухачёва Настя)

Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе.Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.
Учитель:Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.
Учитель:Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? Слайд № 3


/Если учащиеся знают, то говорят, если не читают информацию на слайде.
Учащиеся:Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.
Учитель: Какие произведения М. Зощенко вы читали?

Учитель:На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов.

/Учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов./

Учитель:Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». Слайд № 4



Учитель:Сформулируйте тему нашего урока? Слайд № 5


Учащиеся:Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

  1. Ознакомление с новым материалом

Учитель: Как мы уже говорили, М. Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия рассказа? Почему так думаете?

Учащиеся: Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

Учитель:Какие слова могут считаться «золотыми»?

Учащиеся:Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.

Учитель:Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Учащиеся:У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться.

Учитель:Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда.Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»?


простите

здравствуйтездравствуйтездравствуйте

извините

До свидания

спасибо


Спокойной ночи

Доброе утро

благодарю

пожалуйста

Доброй ночи

Учитель:Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.

Учитель:Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.

  1. Словарная работа.

/На доске карточки - слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./

Прельщала стала заманчивой, приятной.

(Во–первых, на стол ставилась вкусная еда.И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.)

Угореть отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

(В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….)

Раскаятьсясознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

/У детей на партах лежат задания «Найди соответствие», ребята работают в парах. Проверяем. Слайд № 5



  1. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

  1. Слушание текста в аудио записи. Учащиеся следят за чтением по тексту учебника.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка.(1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

Учитель: От чьего имени ведётся рассказ?

Учащиеся:Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

Учитель:Почему дети любили ужинать со взрослыми? Найдите и прочитайте об этом.

Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

Учитель:Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Учитель:Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Учитель:Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

Учитель:Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

  • Лексическая работа.

Учитель:Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

/Работа в группах по 2 человека. Дети советуются и дают объяснение./

Учащиеся:

Тараторила без концаговорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголкахсидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение. Слайд № 6




  1. Физкультминутка

Учитель:Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны.

Учащиеся выполняют команды, только в том случае если учитель скажет «пожалуйста».

Упражнения

1.И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.

2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.

3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.

Методические указания

Направлено на формирование правильной осанки. Дыхание равномерное, круговые движения выполнять с полной амплитудой.

Выполнять повороты, спину держать прямо.

Имитирует «пружинку», сохранять равновесие.


  1. Продолжение чтения произведения

2 остановка.(2 часть заканчивается предложением:«…А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

Учитель:Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Учитель:Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Учитель:Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Учитель:Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

Учитель:Почему это произошло?

Учитель:Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение рассказа до конца.

Учитель:Почему папа назвал их поведение глупым?

Учащиеся:Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.

1. Найди соответствие, соотнеси правую и левую части высказываний. Слайд № 7


2.На доске дается план в деформированном виде. Задание:восстановить правильно порядок событий. Ребята объединяются в группы по 4 человека, каждая группа получает задание

Слайд № 8




  1. Работа в группах. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор. Задание даётся каждой группе.

Слайд № 9, 10.


4.Найди в тексте описание к этой иллюстрации. Слайд № 11




  1. Подведение итогов урока.

1. Беседа о смысле выражения «золотые слова».

Учитель:Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Учащиеся:Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд(152 стр.).

Учитель:Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

Учитель:Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа?

Учитель:В чем она заключается?

Учащиеся:Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.

2.Прием «Эссе»

Предварительный этап:

- работа в черновиках;

- внесение поправок (может осуществляться в паре в процессе взаимообмена);

- редактирование, исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

Чтение перед классом.

Учитель:Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?
Учитель:Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Ученик:Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применяет их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом.

  1. Домашнее задание.

  • Составить краткий пересказ текста.

  • Выразительное чтение по ролям.

Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям. Слайд № 12



Выставление отметок за урок, рефлексия.

Приложение №1

Рассказ «Навестила»
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

- Пойди и узнай, что с ней: может она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

- Ох, Валечка! – сказала Муся. – У тебя, наверно, флюс? Ах, какой флюс был у меня летом! И ты знаешь, мама была на работе …

- Моя мама тоже на работе, - сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье …

- Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье и горячую грелку …

- Да , да , грелка …Муся , у нас на кухне стоит чайник … Это не он

шумит?

- Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и побежала к окну.

- Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, надела галоши, просунула голову в дверь и крикнула:

- Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе!

Валя вздохнула, потрогала грелку и стала ждать маму.

- Ну что? Что она говорила? – спрашивали Мусю девочки.

- Да она ничего не говорила! – радостно сообщила Муся. – А помогает ей только грелка и полосканье!

Валентина Осеева

(Флюс – зубная болезнь, отёк десны.)
Вопросы.

  1. С каким чувством Муся выслушивала больную подругу? Как она относилась к её просьбам?

  2. Как чувствовала себя Валя во время посещения «подруги»?

  3. Как ты думаешь, что подумали подруги о Мусе и о своей больной подруге?


Приложение №2
ТЕСТ


  1. Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?

А) вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест?
2. Как Леля вела себя за столом:

А) сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду?
3. Начальник рассказывал историю:

А) о пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе?
4. Лёлю и Миньку наказали на:

А) неделю, Б) месяц, В) два месяца?
5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:

А) чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками?
6. Неприятная история произошла из – за:

А) булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы?
7. Масло упало:

А) на стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем?
8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?

А) подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты?
9. В чём было главное «преступление» детей:

А) промолчали,

Б) нарочно кинули масло в стакан,

В) убежали из комнаты?
10. Золотыми словами были те, что учили:

А) всегда слушаться взрослых,

Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,

В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?

Приложение №3
Восстановите правильный порядок событий

План:

Помилование и папины условия.
Папин совет или Золотые слова.
Ужин со взрослыми.
Плохое воспитание или История о пожарном.
Наказание.
Заключение или Золотые слова жизни.
Главное преступление или случай с маслом в чае.


Приложение № 4
« … Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло) то на меня, то на стакан с чаем.

Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводит) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) с ножа и упало прямо в чай … »
« … Она стала смяться (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.

Но она ещё больше (посмеялась, засмеялась) когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.

Он мешал долго, так что всё масло (растаяло, подтаяло) без остатка.И чай стал похож на куриный бульон».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconУрок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых...
Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова»
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconМ. М. Зощенко. "Золотые слова" Цели
Перспективная цель: развитие читательского восприятия, языкового чутья, нравственно-эстетическое воспитание
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconУрока чтения в 3 классе Тема урока: М. М. Зощенко «Золотые слова»
Угореть — отравиться удушливым газом, образую­щимся при неполном сгорании древесного угля
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ание русского языка ведется по учебнику авторов Зелениной Л. М. и Хохловой Т. Е. (1- я часть). На момент проведения урока учащиеся...
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconКонспект урока Литературное чтение 4 класс Тема: Страна детства....
Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,...
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconТематическое планирование и основные виды деятельности учащихся Русский...
Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные...
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconРабочая программа дисциплины «Отечественная история»
Очная форма обучения Трудоемкость 144 часа Аудиторных 72 часа Лекционных 54 часа Практических 18 часов срс 72 часа
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) icon«Человек как часть природы» и станция, на которую вы сейчас пришли называется («Золотые руки»)
...
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы...
Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся знакомятся с понятиями слово часть слова( слог),звук.; учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, делить...
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Продолжительность курса составляет 44 аудиторных учебных часа (11 недель), в том числе: 32 часа лекционных занятий, 12 часов семинарских...
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconТема лекции
«Сатирикон». Творчество А. Аверченко. Рассказы Н. Тэффи. Традиции «Сатирикона» в прозе М. Зощенко
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа рассчитана на 68 часов, в том числе: 4 часа развития речи, 4 часа внеклассного...
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconСлово о положительном мышлении предмет этого "слова"
Гость классного часа доцент Нина Антоновна Арнаутова, по образованию и роду занятий теплофизик, теперь преподающий экологию
М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа) iconКонкурс «Мастер золотые руки» для учащихся гбоу нпо «Профессиональный лицей №76»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск