Скачать 95.52 Kb.
|
Класс: 2 УМК: «Школа России» Учебный предмет: литературное чтение Авторы учебника: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г, Голованова М.В. в 2-х частях Тема урока : К.Чуковский «Федорино горе». Цель: знакомство с произведением К .Чуковского «Федорино горе» Задачи урока: Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность. Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном. Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду. Планируемые результаты образования Предметные: дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; умение выразительно читать, передавая настроение стихотворения , умение читать по ролям, Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение формировать свои эмоционально – оценочные суждения, воспитывать нравственное сознание и чувство сопереживания; бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратности. Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД) Познавательные УУД: умение характеризовать героя , используя антонимы, объяснять лексическое значение некоторых слов , умение прогнозировать содержание произведения по его названию, умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста, самостоятельно пользоваться словарями справочниками, энциклопедиями. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы. Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнера. Тип урока: урок изучения и первичное закрепление знаний. Формы и методы обучения: фронтальная ,индивидуальная, групповая; объяснительно – иллюстративный. Образовательные ресурсы: эпиграф «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный; выставка книг К.И.Чуковского; аудио- запись, карточки с заданиями, иллюстрации к сказке «Федорино горе» презентация, компьютер, мультимедиапроектор. Ход урока I. Организационный момент. 1.Проверка готовности к уроку 2.Приветствие Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро солнцу и птицам, - Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера. -Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Начинаем урок. 2.Вступительная беседа ( Раздаётся телефонный звонок с помощью игрушечного телефона) Учитель: У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Дети: слон. Учитель:откуда? Дети: От верблюда. Уч. Что Вам надо? Дети : Шоколада. Учитель: И такая дребедень Целый день Динь-ди-лень. - Вы узнали сказку? Кто её написал? (Открывается портрет К.И.Чуковского ) 1 слайд,2 слайд I I Актуализация полученных ранее знаний и умений - А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? ( работа по карточкам) Перед вами лежат карточки зелёного цвета. Обсудите с товарищем правильный ответ и прочитайте его. - читают небольшие четверостишия собственного сочинения ( отвечают несколько уч-ся) - игра «Узнай произведение» Слайд 3 К.И.Чуковский написал много стихов, сказок, загадок. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в библиотеке. - III Речевая разминка -Прочитайте загадку К.Чуковского, отгадайте её. Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало) Слайд 4 А) прочитайте « жужжащим чтением» хором в полголоса Б) 1- ряд по строчке с интонацией удивления В) 2- ряд с вопросительной интонацией -Что мы можем увидеть в зеркале. (то , что есть на самом деле) -Почему Федя увидел неряху? (Есть такие люди, которые не ухаживают за собой.) IV Постановка темы и цели урока - У К.И.Чуковского есть произведение о бабушке, похожей на Федю Баратова, может вы знаете о ком пойдет речь, и как называется произведение. (читали в детском саду, смотрели мультфильм) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями К.И.Чуковского Слайд 5 VI Первичное усвоение новых знаний Послушайте как создавалось это произведение: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”. 1) Словарная работа (карточки) -Но в тексте нам встретятся слова, значение которых вам, возможно, непонятны. - Какое значение подходит к этому слову выберите. - Прочитайте 1 слово (карточки на доске) Сито- Кочерга- Корыто- Прусаки- Растопырила глаза- Расфуфырили- V Физминутка слайд 5 Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. 1,2,3,4,5, Открываем, поморгаем И работать начинаем. - Предлагаю послушать, как читает сказку мастер художественного слова - автор Корней Иванович Чуковский . Слушайте внимательно , чтобы ответить на вопрос .Какое горе случилось с Федорой. Можете следить в учебнике. Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет". Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара). -На уроке есть помощники –давайте продолжим слова героев. Слова Федоры прочитает Таня . Федора: "Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка) Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету!" Скалка: "Мне Федору жалко". Чашка: "Ах, она бедняжка!" Блюдца: "Надо бы вернуться!" Утюги: "Мы Федоре не враги!" Федора: "Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!" Кастрюля: "Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!" -Чтение учителя до окончания сказки. со стр.21 X Первичная проверка понимания - Какое же горе случилось с Федорой? - Почему это произошло? (В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась) - Для кого была написана эта сказка? - Для чего она была написана, как вы думаете? (Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.) - А почему это стихотворение названо сказкой? - Назовите главных персонажей в этой сказке? (Федора, посуда.) - Как ведут себя эти предметы? (Как люди) - С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры). - Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17) - Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так? (Чтобы было интереснее потом). - Какой Федора была в начале сказки? (слова у детей на парте, ленивая, неряшливая,)- рисунок Выборочное чтение - А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.стр 13. - Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды). - Какой звук повторяется? Слышите повтор звука [ж] автор помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. - Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте. - Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко). - Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановиться и налетают, натыкаются на стаканы). А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14 - Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ? Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так Чуковский не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их. - Как жилось посуде у Федоры? (плохо) Дыхательная гимнастика -Тяжело было бежать посуде, устала давайте сделаем остановочку и отдохнём. Представьте , что вы в гостях перед вами стоит празднично – накрытый стол, красивая посуда посреди стола торт со свечами. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечей. ( 3 раза). А нашей посуде захочется убежать из класса? - А что произошло с Федорой? Какой она стала в конце сказки? (слова на парте у детей) (заботливая ,вежливая ,добрая)- рисунок - Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет) - Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.) - Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.) - Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл). - К чему призывает нас автор своей сказкой? (Внимательному отношению друг к другу. Быть аккуратными. Учит соблюдать порядок). Прочитайте пословицы и скажите какая подходит к сказке. (слайд) -Что вы делаете для того, чтобы у вас в доме был порядок. 1.Клади вещи на свое место. 2.Ежедневно подметай или пылесось в доме, а два раза в неделю мой пол. 3.Каждый раз после еды мой грязную посуду. 4.Ежедневно выноси мусор. Раздача памяток «Чтобы было чисто в доме» - Какое настроение было у героев в начале, в конце сказки – смайлик -Менялось ли ваше настроение в течение урока. 7. Итог урока - С каким произведением познакомились на уроке - Поднимите руки , если вам сказка понравилась. - Что вы взяли для себя? - Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе". 8. Дом. задание С.13-22 выразительное чтение сказки - Я прошу написать Федоре Егоровне записочку, в которой вы выскажите своё отношение к её поступку. Дорогая Федора! Пишет тебе ________________ ______________________________________________________________ - у кого на парте красный квадратик составьте вопросы к сказке. Рефлексия -Поднимите руки , кому урок понравился? -Оцените свою работу на уроке. -У вас на столе посуда разного цвета ,давайте её поставим в шкаф (иллюстрация на доске) -Если вы активно работали на уроке , никаких трудностей у вас не возникало поставьте чашки желтого цвета на верхнюю полку. - Если вы считаете , что были небольшие неточности в ответах и т. д , то поставьте на среднюю полку чашку зеленого цвета - Если вам надо много работать то на нижнюю полку поставьте чашку красного цвета. Девиз следующего урока: «Чтоб не хлебнуть нам Федорина горя, надо порядок поддерживать в доме. |
Урок литературного чтения по теме: «В. А. Осеева «Волшебное слово» Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2008г., Буп оу 2004 г.; и методическими... | ||
Конспект урока а. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…" фио (полностью)... ... | Рабочая программа предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:... | ||
Рабочая программа «Литературное чтение» Учебник: Литературное чтение, 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, в 2 частях.... | Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение» Авторы-составители Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Москва «Просвещение» 2010 г | ||
Климанова Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Ji. Ф.... Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий 7-15 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе рабочей программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению в... ... | Учебник: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.... Рабочая программа составлена в соответствии с требованием Федерального компонента государственного стандарта начального образования... | ||
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе умк «Школа России»... Базовый учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова | Конспект открытого урока по литературному чтению Базовый учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Литературное чтение» Москва «Просвещение» 2011г. Умк «Школа России». Учебник «Литературное чтение». 3 класс. В 2 ч. М. «Просвещение»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: Учебник «Родная речь» для 4 класса четырёхлетней школы, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, презентация... | ||
Тема Методический аппарат книг для чтения Горецкий В. Г., Голованова Г. В., Климанова Л. Ф. “О новом цикле учебников по чтению “Родная речь” для начальной школы”. // Нач шк.... | Характеристика рабочих программ класс Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение, Просвещение, 2013 |