Урок русского языка в 9 классе





Скачать 41.68 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9 классе
Дата публикации04.07.2014
Размер41.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
УРОК русского языка в 9 классе.
 Добрый день, сегодня мы поработаем над темой

« Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

 

 Ход урока

 

I.      Приготовься к уроку, запиши дату и тему урока.

  

2.      Поработаем со словом «бессоюзные»(орфография, словообразование, морфемика, этимология).

 

3. Составь схемы постановки тире в БСП.

  

Карточка 1.

 

Спишите, расставь знаки препинания, устно объясни.

1)      Я доверяю любящим они великодушны. 2) Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. 3) Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 4) Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана. 5) Мир строит война разрушает. 6) Однако пора спать уже без четверти шесть. 7) Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.

 

 Объясните употребление тире в бессоюзном сложном предложении.

 

1)      Здесь не дело ни сидеть, ни ночевать. Увидят солдаты - всем будет каюк (Пауст.). 2) Куриная слепота у нее была, должно быть, - глаза все время слезились (Пауст.). 3) Можете не отвечать - я знаю (Паст.). 4) Синцов дал очередь - танкист исчез, люк захлопнулся (Сим.). 5) А не устоишь - так он ведь и лежачего бьет! (Сим.).  

  

2.      Ответь на вопросы.

 

- Что такое БСП? Назовите его признаки.

- Когда между частями БСП ставится запятая? Когда следует ставить точку с запятой в БСП?

- В каких случаях нужно поставить тире?

3.       Цифровой диктант с последующей самопроверкой:

1 – время, условие;

2 – противопоставление;

3 – вывод, следствие;

4 – быстрая смена событий.

 

  1. Делаю добро - чувствую себя хорошо. Поступаю плохо - чувствую себя плохо.

  2. Хочешь добиться уважения - начинай с себя.

  3. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

  4. Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.

  5. Лето припасает - зима поедает.

  6. Совесть потеряешь - другой не купишь.

  7. Дети стали большими - им надо учиться.

  8. Наблюдайте за вашим телом - ум будет работать правильно.

 

 

Итак , тире в БСП ставится в трёх случаях

Давай выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

 

Упр. 183 – чтение и сравнительный анализ сложноподчинённых и бессоюзных предложений.

- Сделай вывод, когда же ставится двоеточие, при каких отношениях между его частями

 

                         Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                 потому что, так как

[    ]:[пояснение]             а именно

[    ]:[дополнение]           что (и увидел, и услышал, и почувствовал)

 

 

1.      Конструирование предложений.

 

- Перестройте предложения из СПП в БСП.

- Как изменяется пунктуационное оформление?

 

1)      Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

 

2)      Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

 

3)      Осень и зиму Корчагин не любил, потому что они приносили ему много физических мучений.

 

4)      Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает.

  

5)      Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.

 

6)      Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

 

2.      Упр. 185 -  чтение стихотворения Н.Рубцова «После грозы».

- Объясни смысл названия стихотворения.

- В каких значениях употребляется слово «светлый»? Можно ли считать это слово ключевым для второй части? Обратите внимание: ещё и «светящийся».

- Какие ещё ключевые слова можно выделить?

- Сравни словесное описание Н.Рубцова и живописное – Ф.Васильева. В чём сходство этих описаний? – слайд 6.

- Охарактеризуй предложения. Объясните знаки препинания.

 

  .Карточка 2.

 

Объедини простые предложения в бессоюзные сложные. Напиши их и расставьте знаки препинания.

 

1.      Приехали за три версты в Дубечную. Так называлась небольшая, десятин в пятнадцать роща (Купр.). 2. К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча (Ш.). 3. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния (Ш.). 4. Ощупывая ногами дно, Григорий по пояс окунулся в воду. Липкий холод дополз до груди, обручем стянуло сердце (Ш.). 5. Он требовал. Оля не соглашалась (Кат.). 6. Дунуло лютым холодом. Посыпался снег, началась завируха, смешивая небо с землей (Кат.).

 

I. Выпиши БСП:

 

1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

2. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

3 .День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень- Митя вышел из дома и пошел в сад.

6. Просился на Кавказ - отказали.

 

II. Укажи правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

 

Однажды я увидел эту птицу днём среди камней (1) и очень испугался её стеклянных глаз (2) круглые (3) как пуговицы (4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем

1) 1, 2, 3. 4- запятые       2)   3, 4- запятые; 2- двоеточие

3) 2, 4- запятые               4) 2- двоеточие; 4- запятая.

 

III. В каких предложениях  знаки препинания раставлены верно:

 

1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

4) От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так все сверкало, переливалось.

 

 

IV. Какое утверждение верно:

 

1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

2) В БСП смысловые отношения выражаются менее  четко, чем в союзных.

3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

 

смысл первой.

 

Домашнее задание: §216, упр.189 или сочинение-рассуждение с использованием БСП (4-6 бессоюзных предложений) «Почему я люблю свой посёлок».

 

 Спасибо за работу, Желаю здоровья.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 9 классе iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок русского языка в 9 классе iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 9 классе iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск