Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс





Скачать 86.24 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс
Дата публикации04.09.2014
Размер86.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Управление образования Окружной администрации городского округа «Якутск»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа №15 г.Якутска

Методическая разработка урока по теме

«Стили речи. Публицистический стиль».

7 класс.

Выполнила: учитель I категории

МОБУ СОШ №15 г.Якутска

Парникова Анна Ивановна
г.Якутск - 2014 г
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время в России идет новое становление образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Мир, в котором мы живем, так быстро меняется, что дети должны решать проблемы, с которыми мы еще не сталкивались. Они живут в совершенно иной социальной ситуации, когда без собственной инициативы невозможно будет выжить. Это неизбежно приводит учителя к изменению содержания и технологии обучения, и прежде всего в основной школе.

Эксперты, анализировавшие итоги ЕГЭ (часть С) и исследования PISA сделали вывод: основная школа становится самым слабым звеном в системе российского образования, наши школьники, отлично усваивая логику предмета, не связывают его содержание с жизненными ситуациями.

Одним из решений данной проблемы, на наш взгляд, является компетентностный подход в определении целей обучения.

ИДЕЯ УРОКА
В рамках компетентностного подхода, направленного на подготовку личности к практической деятельности, мы используем такие методы и технологии, которые бы способствовали развитию навыков самостоятельности, познавательной деятельности, критического отношения к миру.

Формированию ключевых компетентностей способствуют продуктивные технологии, к которым относится технология критического мышления.

Технология развития критического мышления сегодня становится популярной, многие учителя успешно осваивают ее. Мы же поставили перед собой задачу: раскрыть некоторые технологические особенности через апробацию в собственной практике.

Технология развития критического мышления – это совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем – предоставить ему условия для осмысления материала, и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Основа метода – построение урока по определенному алгоритму:

  • Фаза вызова (пробуждение интереса к изучаемому вопросу)

  • Фаза реализации смысла (осмысление материала во время работы над ним)

  • Фаза рефлексии (обобщение материала, подведение итогов)

Таким образом, данная технология заметно оживляет, способствует развитию коммуникативных качеств, улучшает интеллектуальную деятельность.


Тема урока: Стили речи. Публицистический стиль. 7 класс.

Цели:

познакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; формировать умение отличать тексты публицистического стиля от других; развивать навыки анализа текста.

Задачи:

выработать умение определять основную мысль текста; умение создавать устное высказывание; умение представить тему текста по ключевым словам и опорным сигналам.

Тип урока: нетрадиционный.

Вид урока: работа с информационным текстом.

Методы урока: технология РКМЧП, выразительное чтение, наблюдения над текстом, словарная работа, объяснение учителя.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, словарь иностранных слов.

Опережающее домашнее задание: (индивидуальное задание) подготовить сообщение на тему «История создания шариковой ручки».

Учебно-познавательная компетенция: знать изученные стили языка, особенности публицистического стиля;

Коммуникативная компетенция: уметь осуществлять комплексный анализ текста; формировать у учащихся логическое мышление.
Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. На предыдущих уроках по развитию речи мы рассматривали стили литературного языка. И знаем, что в зависимости от того, где и для чего применяется литературный язык, в нем выделяется несколько разновидностей стилей: научный, официально-деловой, разговорный и публицистический.

  1. Стадия вызова.

Учитель. Как вы истолковали бы слово «публицистика»? Какие однокоренные слова к нему можно подобрать?

Ответы учеников.

2. Работа со словарем.

Учитель. Используя «Словарь иностранных слов», дайте определение слова «публицистика».

  1. Совместное определение темы и целей урока.

(На экране – тема урока и определение публицистического стиля.)

Учитель. Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? Какие цели мы можем перед собой поставить?
II. Изучение нового материала.

1.Стадия осмысления.

Беседа:

1) Знаете ли вы, чем писали наши предки?

2) Перечислите виды ручек, которыми мы пользуемся каждый день?
1)Сообщение учащегося.

(Заранее подготовленный ученик рассказывает свое сообщение на тему «История создания шариковой ручки».)

Учитель. Интересно, а какие ручки будут через 20-30 лет? Давайте узнаем, чем будут пользоваться ваши дети и внуки, посмотрим, что же будет в будущем.

(На экране – учебный текст.)

Учитель. Сейчас я предлагаю вам самостоятельно прочитать и задать вопросы по тексту.

Беседа:

  1. Что изобрели шведские ученые?

  2. О какой «ручке» идет речь в статье?

  3. Что такое «цифровая бумага»?

  4. Какую услугу может оказать «цифровая ручка»?

(Ученики обсуждают вопросы, которые помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора.)

2) Заполнение таблицы.


Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?








3) Работа по схеме «Бортовой журнал».

Учитель. Выпишете из текста ключевые слова, характерные для публицистического стиля. А по ключевым словам вы должны схематично представить главную мысль текста.

Схема «Бортового журнала».


Класс:

№ группы:

Ключевые слова

Опорные сигналы








4) Вывод:

1. Какое назначение имеет публицистический стиль?

( На экране – цель публицистического стиля)

  1. В какой сфере употребляется публицистический стиль?

(На экране – сфера употребления публицистического языка)

  1. Каковы языковые приметы публицистического стиля?

(На экране – языковые приметы публицистического стиля)

5) Стадия рефлексии.

Написание творческой работы.

Учитель. Представьте, что вам необходимо написать очерк в газету на тему «Неизвестный науке бытовой прибор».

III. Итог урока:

Вывод:

1.Что узнали нового на уроке?

2. Что понравилось?

3. Назовите характерные черты публицистического стиля?

Самоанализ урока.

1. Тема урока.

Стили речи. Публицистический стиль. 7 класс.

2. Место урока в системе уроков.

1 урок.

3. Тип урока.

Урок овладения новыми знаниями, урок комплексного применения знаний и навыков.

4. Цель урока и ожидаемый конечный результат.

Цели:

познакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; формировать умение отличать тексты публицистического стиля от других; развивать навыки анализа текста.

Задачи:

выработать умение определять основную мысль текста; умение создавать устное высказывание; умение представить тему текста по ключевым словам и опорным сигналам.

Конечный результат:

учебно-познавательная компетенция: знать изученные стили языка, особенности публицистического стиля;

коммуникативная компетенция: уметь осуществлять комплексный анализ текста; формировать у учащихся логическое мышление.

5. Какая педагогическая технология применена на этапах урока или в течение всего урока?

В течение всего урока применена технология развития критического мышления через чтение и письмо по трем стадиям:

1. Стадия вызова.

На «стадии вызова», целью которой является активизация работы, задавались учащимся следующие вопросы:

Как вы истолковали бы слово «публицистика»? Какие однокоренные слова к нему можно подобрать?

2.Стадия осмысления новой информацией.

На «стадии осмысления» учащиеся познакомились с содержанием текста, используя методы активного чтения, и заполнили таблицу. В беседе по прочитанному тексту происходит осмысление содержания.

3.Стадия рефлексии.

На «этапе рефлексии» учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором текста проблеме. Анализ текста завершается написанием творческой работы.

6. Для достижения цели урока была использована компьютерная технология.

На слайдах ученикам показаны: тема урока, основные признаки и значение публицистического стиля.

7. Достигли ли вы конечный результат на уроке?

Да.

Наблюдения показывают, что многие школьники испытывают страх перед публичным выступлением, стесняются обратиться к учителю за разъяснением непонятного материала, не умеют работать в группах. Поэтому реализация коммуникативного подхода в обучении русскому языку предполагает такую организацию учебного процесса, при которой у учащихся возникло бы желание найти способы решения познавательных задач и формировались бы умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Рецензия

на методическую разработку урока учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 15 г. Якутска Парниковой Анны Ивановны «Стили речи. Публицистический стиль», 7 класс.

В условиях стремительных перемен, происходящих в мире, преобразуется российское общество в целом и школа, в частности, что приводит к изменениям требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник запрос на «Выпускника умеющего, творческого», способного к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимых сведений, имеющего соответствующие ценностные ориентации. Поэтому обучение должно быть направлено на формирование умений добывания информации и использования знаний в конкретной ситуации.

Представленная методическая разработка урока «Стили речи. Публицистический стиль», построенного на основе технологии развития критического мышления, показывает, как учитель помогает учащимся развивать данные умения. В процессе знакомства с основными признаками публицистического стиля учащиеся учатся определять основную мысль текста, создавать устное высказывание, представлять тему текста по ключевым словам и опорным сигналам, отличать тексты публицистического стиля от других стилей, развивать навыки анализа текста. На всех этапах урока продумана деятельность учащихся на уроке, позволяющая активизировать работу: подготовка сообщения, работа со «Словарем иностранных слов», формулирование вопросов по тексту, заполнение таблиц, определение ключевых слов, написание творческой работы. Важным моментом на уроке является этап рефлексии, на котором осуществляется формулирование учениками аргументов для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором текста проблеме.

Данная работа имеет практическую ценность для учителей русского языка и заслуживает высокой оценки.

Гуч О.Э., к.п.н., доцент ЯГУ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconМетодическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль»
Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили...
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Художественный стиль речи»
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стили речи (научный, художественный, публицистический, официально-деловой, научно-популярный). Типы речи (описание, повествование,...
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconУрока Тема урока Разговорный и книжные стили речи
Обучающая: формировать понятие разговорного и книжных стилей речи, познакомить с отличительными признаками книжной речи, научить...
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconДомашние задания на период карантина до 5 марта
Функциональные стили речи (разговорный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой)
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconКонспект урока по теме: «Теорема Пифагора»
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconМетодическая разработка урока «Школа, класс») (4 класс)
Оборудование: компьютер, интерактивная доска smart board 640, презентация по теме урока, аудиоприложение (cd mp3)
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconМетодическая разработка проведения урока на тему “Эпистолярный жанр. Учимся писать письмо
Ключевые слова: письмо, эпистолярный роман, эпистолярный жанр, стили речи, филателия, почтовая марка, почтовый конверт
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи. Стили речи. Художественный стиль
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconМетодическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Методическая разработка урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль». 7 класс iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск