|
| 11 класс-102 часа
|
|
№ урока
| Вид урока.
Основные виды деятельности учителя и учащихся
| Тема урока. Основное содержание
| Дата проведения
|
|
| I полугодие
|
|
1
| Лекция
| Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XXвека. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия
|
|
2
| Лекция. Практикум
| И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь» , «Одиночество» и др.
|
|
3-4
| Практикум
| И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа
|
|
5-6
| Беседа
| Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя
|
|
7
| Практикум
| Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы
|
|
8
| Лекция. Беседа
| А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся»
|
|
9-10
| Практикум
| Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Домашнее сочинение по творчеству И. А. Бунина и А.И. Куприна
|
|
11-12
| Лекция. Практикум
| М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа
|
|
13
| Лекция. Беседа
| «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драмотурга. Сценическая судьба пьесы
|
|
14-15
| Практикум
| Три правды в пьесе «На дне», ее социальное и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы
|
|
16
| Урок контроля
| Письменная работа по творчеству М. Горького
|
|
17
| Лекция
| Русский символизм и его истоки
|
|
18
| Лекция. Беседа
| В.Е. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Е. Брюсова
|
|
19
| Урок внеклассного чтения
| Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт, А. Белый и др.
|
|
20
| Лекция
| Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
|
|
21-22
| Лекция. Практикум
| Н.С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева
|
|
23
| Лекция. Беседа
| Футуризм как литературные направления. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике. И. Северянина. Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века
|
|
24
| Лекция. Беседа
| А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной даме»
|
|
25
| Практикум
| Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и др.Развитие понятия об образе-символе
|
|
26
| Практикум
| Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге».
|
|
27-28
| Беседа
| Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира
|
|
29
| Урок внеклассного чтения
| Художественные и идейно-нраственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор)
|
|
30
| Лекция. Беседа
| С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!...», «Письмо матери»
|
|
31
| Практикум
| Тема России в лирике С.А. Есенина «я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на Родину» и др
|
|
32
| Практикум
| Любовная тема в лирике С.А. Есенина «Не бродить, не менять в кустах багряных…», «Собаки Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.
|
|
33
| Практикум
| Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. « Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст»
|
|
34
| Урок внеклассного чтения
| Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»
|
|
35
| Лекция
| Литературный процесс 20-х годов XX века
|
|
36-37
| Семинар
| Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов
|
|
38
| Семинар
| Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира
|
|
39-40
| Лекция. Беседа
| В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. « А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.
|
|
41
| Практикум
| Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского «Лилечка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»
|
|
42
| Беседа
| Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение по лирике А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского
|
|
43
| Лекция
| Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы
|
|
44
| Лекция
| М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»
|
|
45-46
| Беседа. Практикум
| История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
|
|
47-48
| Практикум
| Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Домашнее сочинение по творчеству М.А. Булгакова
|
|
49
| Урок контроля
| Зачетная работа за 1 полугодие
|
|
|
| II полугодие
|
|
50-51
| Уроки внеклассного чтения
| А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор
|
|
52
| Лекция. Практикум
| А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой « Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»
|
|
53
| Практикум
| Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. «Мне не к чему одиноческие рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» и др.
|
|
54-55
| Практикум
| Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы
|
|
56-57
| Лекция. Практикум
| О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город знакомый до слез…» и др.
|
|
58-59
| Лекция. Практикум
| М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку» («Имя твое-птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…» и др. Своеобразие поэтического стиля. Домашнее сочинение по лирике А.А. Ахматовой, Н. И. Цветаевой или О.Э. Мандельштама
|
|
60
| Лекция
| М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»
|
|
61-62
| Беседа
| Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа
|
|
63-64
| Беседа
| Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий дон»
|
|
65
| Беседа
| Женские судьбы в романе «Тихий Дон»
|
|
66
| Практикум
| Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон»
|
|
67
| Урок контроля
| Письменная работа по творчеству М.А. Шолохова
|
|
68
| Лекция. Беседа
| Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия
|
|
69-70
| Лекция. Беседа
| Литература второй половины XX века ( обзор). Поэзия 60-х годов
|
|
71
| Семинар
| Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю. Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьев, В.Быков, Б.Васильев (произведения по выбору учителя)
|
|
72-73
| Лекция. Практикум
| А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т. Твардовского размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.
|
|
74-75
| Лекция. Практикум
| Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» и др.
|
|
76-77
| Уроки внеклассного чтения
| Б. Л. Пастернака. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие
|
|
78-79
| Лекция. Беседа
| А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
|
|
80
| Урок внеклассного чтения
| В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)
|
|
81
| Лекция. Практикум
| Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
|
|
82-83
| Лекция. Беседа
| «Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношение человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор)
|
|
84-85
| Беседа
| В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»(по выбору учителя
|
|
86
| Беседа. Практикум
| И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет», («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») или др.
|
|
87
| Практикум
| Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название…». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду…»
|
|
88
| Урок внеклассного чтения
| «Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»
|
|
89
| Урок внеклассного чтения
| Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А.В.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы
|
|
90-91
| Урок внеклассного чтения
| Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер-все больше листьев…», «тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарп и одежду…», «Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта
|
|
92-93
| Лекция
| Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература
|
|
94-95
| Уроки внеклассного чтения
| Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пегмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору учителя)
|
|
96
| Урок внеклассного чтения
| Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического
|
|
97
| Урок внеклассного чтения
| Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»
|
|
98
| Урок внеклассного чтения
| Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя
|
|
99
| Семинар
| Проблемы и уроки литературы XX века
|
|
100-102
| Консультации
| Консультации по подготовке к экзаменам
|
|