Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения





Скачать 302.74 Kb.
НазваниеРеферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения
страница1/3
Дата публикации02.12.2014
Размер302.74 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
  1   2   3
Южно-Уральский Государственный Университет

Реферат по философии
Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения

Выполнила Шакирова И.А., заведующий учебной лабораторией кафедры экономики и информационных систем филиала ЮУрГУ в г. Миассе


2004

План



Введение

  1. Альтернативные взгляды на проблему бессмертия существовали и существуют

  2. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в античной философии и в эпоху Возрождения

  3. Взгляд на проблему смерти и бессмертия в традиционных религиях

3.1. В христианстве

3.2. В исламе

  1. Идеи о переселении душ как альтернативный подход к проблеме бессмертия

4.1. Отношение к реинкарнации сегодня

4.2. Модель Моуди как разновидность теории о переселении душ

  1. Поиск решения проблемы жизни, смерти и бессмертия Гегеля и материалистов.

  2. Проблема жизни, смерти и личного бессмертия в истории русской философской мысли

  3. Современная концепция практического бессмертия человека

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

Почему я выбрала эту тему реферата?

Идея личного бессмертия привлекательна в первую очередь потому, что

  • Дожив до своего возраста, я понимаю, что нахожусь в самой лучшей поре моей жизни. Для меня не так притягательна была юность, время сомнений, когда я считала, что всё хорошее уже закончено. Сейчас я знаю, что я ещё могу начать всё, что я хочу, я чувствую в себе силы и опыт для этого. Имея первое базовое образование математика, через двадцать лет я получила второе образование – английский язык, и тем самым значительно расширила свой кругозор. Мой мир сейчас стал гораздо ярче. Благодаря Internet я завела себе многих друзей по всему миру, и общение с ними делает мне более понятной чаяния людей разных стран. Я понимаю, что все мы, люди, стремимся к одному и тому же – к счастью, здоровью, долголетию. И с трудом миримся с болезнями и смертью, несмотря на то, что эти явления считаются неизбежными. Будучи сама преподавателям, я обращаю внимание на то, как многие люди среднего возраста получают сейчас второе, третье образование, совершенно не связанное на первый взгляд с предыдущим, в корне меняют род своих занятий. В этом процессе постоянного обучения и движения я вижу попытки сохранения молодости, ума, продления жизни. По прогнозам статистики, в 2010 году люди будут получать второе образование в 48 лет, третье – в 61 год, то есть стараться сохранить молодость и ум на долгие годы.

  • С другой стороны, современная жизнь, напряжённая и полная стрессов, вроде бы не способствует мыслям о бессмертии, отдавая предпочтение сиюминутным заботам и тревогам. Но научная мысль всегда стремилась к постижению этой темы, к путям достижения бессмертия. Существовало и существует много подходов к осмыслению понятия бессмертия, начиная от религиозно-мифических, подчас мистических, до современной концепции практического бессмертия человека, разрабатываемой с позиций диалектико-материалистической философии и основывающейся на достижении естественных и технических наук.

  • Начиная читать книгу профессора И.В. Вишева “На пути к практическому бессмертию”, которую я взяла за основу при написании реферата, я считала, что речь в книге с таким названием неизбежно будет идти о религиозном представлении о бессмертии души, а возможно, и с мистическим толкованием этого предмета, что ни в коей мере не соответствует моему мировоззрению. Тем приятнее было найти здесь чёткую и ясную позицию человека, построенную на переработке и переосмыслении огромного количества (225!) печатных изданий на интересующую тематику, терпеливо разбирающего любые, даже кажущиеся совершенно абсурдными позиции, ибо “ никто не обладает абсолютной истиной, исчерпывающим и непреложным знанием, соответствующим действительности, кто бы и сколько бы настойчиво на нее не претендовал, и как бы ни желательно было обладать ею. … точно также никто, если он в здравом уме и доброй памяти, не заблуждается абсолютно. Каждый хотя бы в чем-то, да прав”[1, с.17].

  • Также приятно было узнать, что автор, учась на философском факультете, был в группе так называемых физматчиков. Я имею базовое математическое образование матмеха ЛГУ. Я понимаю, что как бы ни старались некоторые учёные, мир не укладывается в математическую схему, но в том, что математика ум в порядок приводит, я убеждена и по сей день.

  • Итак, эта книга и эта тема заинтересовали меня настолько, что проблему бессмертия я взяла темой реферата.


Жизнь, смерть, бессмертие — магические слова,

которые значат бесконечно много для

каждого из нас. Люди задумывались над

их смыслом с тех пор, как стали людьми»

Л.Е. Балашов


    1. Альтернативные взгляды на проблему бессмертия существовали и существуют

Что считать альтернативными подходами к проблеме бессмертия? Ответ зависит от точки зрения. Если за основу взять традиционный подход, то альтернативной будет концепция практического бессмертия, возникшая не так давно и существенно изменившая взгляд на эту проблему. Если же брать за основу эту концепцию как наиболее прогрессивную и оптимистическую, то альтернативой ей можно считать разного рода религиозные версии трансцендентного личного бессмертия, в первую очередь таких мировых религий, как христианство и ислам.

Можно также назвать альтернативными нетрадиционные представления, включающие идею реинкарнации, жизни до жизни и жизни после жизни.

Главное заключается в том, что альтернативные подходы к решению проблемы человеческого бессмертия действительно существуют. И, на мой взгляд, стоит рассмотреть различные подходы для лучшего представления отношения человека и человечества к этой проблеме в разные моменты истории.

Вопрос о человеческой жизни, о её смысле, о страхе смерти и мечта о бессмертии волновали людей всегда, равно как и вопросы о том, в чём смысл бессмертия, какие формы оно принимает, и возможно ли это вообще.

Человек размышлял над проблемами и жизни, и смерти, и бессмертия с древнейших времен. На протяжении тысячелетий и жизнь, и смерть, и бессмертие первоначально осмысливались в границах именно мифологического мировоззрения, а затем и религиозного, когда научные знания в данной области, да и в других тоже, по существу, еще отсутствовали. Она занимала важное место во всех типах мировоззрения – мифологическом, религиозном, философском, в том числе в современном периоде его истории.

Тем более удивительно, что терминалогия по этой тематике была долгое время достаточно скудной, и тема эта редко упоминалась как в справочной, так и в учебной литературе, а если и упоминалась, то в смысле “бессмертной души”.

Вот какое определение даёт “Философский энциклопедический словарь”[7]: “бессмертие-существование личности или души после смерти; в более широком смысле - слияние души с Богом или с “мировым духом” и, наконец, существование личности в сознании потомков”. Но совсем другой смысл вкладывает в понятие “бессмертие” современная концепция.


    1. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в античной философии и в эпоху Возрождения


Для мифологии характерно представление о том, что бессмертны боги, люди смертны. Боги создали людей, чтобы передать им часть своих функций, и чтобы люди стали на богов работать. А чтобы они не смогли восстать, боги создали людей во всем подобными себе, но лишенных свойства бессмертия.

Библия тоже отдала дань этим представлениям, которые являются общемифологическими.

Сама Библия не содержит ничего, что доказывает мысль о бессмертии души. Эта идея возникла в связи с возникновением социального неравенства, угнетения, потерей смысла жизни, эту бессмыслицу мировые религии устраняли путем введения идеи жизни после смерти (в буддизме – переселение душ).

Как философское понятие, бессмертие впервые появилось у античных философов, среди которых могут быть названы Эмпедокл(490-430), древнегреческий философ и врач,- признавал бессмертие души и переселение душ и Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, считал, что душа бессмертна и способна переселяться в людей, если она хорошая, и в животных, если плохая. Платон рассматривал смерть как соединение души с умопостигаемым миром — «миром идей» и тем самым, как полагал, устранял страх перед ней. Центральной фигурой здесь бесспорно, является древнегреческий материалист-атомист Эпикур. Именно его воззрения на проблему смерти и бессмертия человека оставили особенно заметный след в истории философской мысли человечества, во многом не утратив своего значения даже сейчас. Он разработал основные принципы прекрасной жизни: человек должен быть свободным от страха перед богами, перед смертью, он должен быть свободным от телесных страданий и душевных тревог.

Итальянский гуманист Пьетро Помпанацци (1462-1524) в своей работе «О бессмертии души» отрицал возможность рационального доказательства учения о бессмертии души. Отрицание бессмертия души заставляет заново поставить нравственные проблемы. Вместо адских мук надо в самой земной жизни искать достаточные основания и стимулы для нравственного поведения. Человек должен стремиться к добродетели не из страха адских мук и не из предвкушения райских наслаждений. Он должен ясно осознавать, что преступления против нравственности низводят его до уровня животного, и это должно стать его внутренним убеждением. Однако такая свободная от предрассудков страха и воздаяния мораль годится лишь для избранных. Что касается толпы, то она руководствуется не разумом, а инстинктами. Поскольку инстинкт самосохранения – сильнейший, то для толпы страх является единственным сдерживающим началом от дурных наклонностей, поэтому толпа нуждается в религии и вере в бессмертие души.


    1. Взгляд на проблему смерти и бессмертия в традиционных религиях

3.1.В христианстве
Что касается христианства, то мы привыкли считать христианской версию о бессмертии души и воздаяние по заслугам после смерти, кому адскими муками, а кому райским блаженством. Однако, это лишь одна из версий христианской религии, наиболее распространённая и принятая за официальную, когда христианство стало превращаться в государственную религию.

По поводу природы души в христианстве изначально существовало несколько точек зрения, которые все опирались на Библию и исходили из благочестивых намерений: представление о смертности души (св. Ириней Лионский), о двойственной природы души, она может быть и смертной, и бессмертной – как того захочет Бог (св. Феофил Антиохийский (II в.)), о бессмертии души.

Иеговисты (тоже христиане) говорят, что мысль о бессмертии души – изобретение дьявола, поскольку бог не смог бы наказать грешника, а это было бы несправедливо.

И в настоящее время христианские теологи не пришли к единой версии как о бессмертии души, так и о посмертном существовании людей, спасутся ли лишь одни праведники, спасутся все или наиболее распространённый вариант о райском блаженстве для праведников и адских мучениях для грешников.

Наиболее оптимистичной и гуманной представляется версия Оригена, получившая название «учения об апокатастасисе», согласно которой любой человек может исправиться, пройдя необходимое очищение в аду, и тогда все будет в первоначальном единстве, и Бог будет со всеми. Это еще один христианский же вариант веры в загробную жизнь.

Такая позиция представлялась еретической как недостаточно устрашающая и была предана анафеме.

Не удивительно, что в такой конкурентной борьбе в конце концов одержало верх учение о вечном мучении, как идеологическая основа, наиболее подходящая для власть предержащих. Если в средневековье и в последующее тысячелетие картины адских мучений более чем серьезно и успешно осуществляли свою социальную функцию, то в новое время, не говоря уже о новейшем, они стали вызывать осуждение даже у приверженцев христианской религии. Так, Н.А. Бердяев, придерживавшийся христианских взглядов, относил вопрос о бессмертии к устаревшей метафизике и считал, что из христианства сделали самые бесчеловечные выводы, поощряющие садистские инстинкты людей, и что сама идея вечных адских мук лишает ценности духовную и моральную жизнь человека.
Показательна статистическая информация о религиозности американцев. В Америке очень непопулярны представления о вечных адских мучениях, но много говорят о Боге

Американские протестантские проповедники стараются не упоминать о рае и аде, как и о вечной жизни, совсем, так как основная часть протестантского духовенства не верит ни в какую загробную жизнь, в то время как верующие американцы в подавляющем большинстве своём наивно оптимистичны и уверены, что попадут на небо.


    1. В исламе

Что касается ислама, то Коран утверждает в суре «Власть», будто именно Аллах «создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас, кто из вас лучше по деяниям, — Он велик, прощающ» (К., 67: 2). Таким образом, в толковании этого вопроса проявилась монотеистичность (единобожность) ислама, напрямую связанная с верой в личное бессмертие. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами христианских религий, хотя толкование это более строгое, чем в христианстве, где бог утверждается источником жизни, но не смерти. Согласно исламу сущность смерти — это состояние ожидания, которое можно уподобить глубокому сну без сновидений. В исламе, с характерной для него верой в посмертное существование в потустороннем мире, представления о рае и аде гораздо более детальны и колоритнее, нежели в христианской религии.


    1. Идеи о переселении душ как альтернативный подход к проблеме бессмертия


На протяжении всей своей истории люди пытались найти противоядие от страха смерти. Приемы эти оказались весьма разнообразными

Идея переселения душ в ходе длинной цепочки перерождений является составной частью многих широко распространённых верований, засвидетельствованных с древнейших времён. Однако стало привычным связывать эти верования с индуизмом и буддизмом.

Если говорить о буддизме, исторически первой мировой религии, то для неё характерна вера в переселение душ (реинкарнацию), а не в собственно личное бессмертие. Каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга. Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность) после смерти находит продолжение в потустороннем существовании.

Господствующая на западе христианская традиция вытеснила идею перерождения на обочину (по крайней мере, до последнего времени). Однако в наши дни существует множество признаков, свидетельствующих о том, что такое положение вещей меняется с удивительной быстротой.
4.1. Отношение к реинкарнации сегодня

Интересно отметить, что 24 процента американцев, верит в перевоплощение душ, т.е. в какой-то мере и той или иной форме разделяют версии восточных верований, которые в принципе неприемлемы для христианства.

Целая серия опросов общественного мнения в англо-саксонских странах показала рост верований, содержащих идею реинкарнации в той или иной форме. Например, в Великобритании эти верования разделяются сегодня более чем четвертью взрослого населения (против 5 % в 1974 г.). В чём же причина такого явления? По мнению М. Юлена, вера в перерождение сегодня, в начале ХХI в. может вот-вот завоевать запад потому, что в глазах многих людей она несёт надежду, ибо открывает перспективу вечной жизни взамен христианской доктрины о Страшном суде. Свои доказательства, знаки или признаки “другой жизни” современные адепты реинкарнации находят в спонтанно возникающих или специально вызванных воспоминаниях о предшествующих воспоминаниях. На этот счёт существует два разных подхода.

Первый принято представлять как научный и объективный. Он опирается на тот факт, что в некоторых уголках планеты разные индивиды, преимущественно дети или подростки, вдруг “узнают” места, в которых они оказываются впервые, и называют по имени случайно встретившихся, совершенно незнакомых людей, описывают черты характера людей, умерших до их появления, и перечисляют события, произошедшие с ними. Эти люди подвергаются подробному допросу, их свидетельства изучают на предмет реальности изложенных фактов – для того, чтобы исключить возможность подделки или присутствия параллельных источников информации. В редких случаях, когда то или иное явление не поддаётся никаким “несверхестественным” попыткам объяснения, может быть выдвинута идея – в качестве некой возможной гипотезы.

Второй подход является скорее внутренним, использующим психоаналитические или вдохновлённые психоанализом методы. Их практикуют психологи, психоаналитики, священнослужители, врачи, более или менее знаменитые гуру и т.п. Одни используют гипноз, другие – глубинное расслабление, третьи – внушение в благоприятной сенсорной среде, некоторые - даже наркотики типа ЛСД. Цель таких “путешествий”, как правило, терапевтическая, но исследование доопытного прошлого может стать и самоцелью. Каждый раз речь идёт о погружении в неизвестное. “Гид” пытается помочь, задавая вопросы типа: “можете ли вы описать своё тело?”, “Какую одежду вы носили?”, “На каком языке люди говорили вокруг вас?”. Благодаря этим вопросам испытуемый придаёт своему опыту какую-то форму и обретает ощущение, что он действительно пережил тот или иной эпизод, обычно драматический и красочный, из прошлой жизни. “Познакомившись с этими свидетельствами, - говорит Юлен, - поражаешься тому, что все эти преджизни, вытолкнутые на поверхность таким способом, просто никакие. Статистически следовало бы ожидать появление огромного числа судеб, принадлежащих большинству человечества. А значит, должны преобладать жизни рабов, рабочих, крестьян, слуг, торговцев…Однако действительность совершенно другая.”[6] Все эти судьбы: великие жрецы, посвящённые, маги, чудотворцы, весталки, друиды, инквизиторы, министры, знатные куртизанки, гладиаторы, крестоносцы, гильотинированные аристократы и т.п. Наблюдается явный недостаток заурядных судеб – размытых, тусклых, лишённых значительных потрясений.

“В действительности же, - замечает Юлен, - свидетельства о прошлых жизнях не являются ни подлинными, ни лживыми, но само их распространение в наше время свидетельствует об определённой потребности коллективной души.”[6] Эту потребность он объясняет объективными факторами теоретического, этико-религиозного и социального порядка.
4.2. Модель Моуди как разновидность теории о переселении душ
C идеей реинкарнации перекликаются разного рода нетрадиционные вероучения, особенно восточных корней, различные паранаучные концепции вроде «жизни после жизни», «жизни до жизни» и т.п.

Появление таких теорий И.В. Вишев трактует, в частности, как и некий социальный заказ определённых слоёв, особенно некоторых представителей интеллектуальной элиты, не столько к верованиям традиционных религий о посмертном существовании человека, которые отпугивают их своей архаичностью, догматизмом, и суровостью (если не сказать — жестокостью), сколько к нетрадиционным представлениям по этому вопросу. В них этот самый «садический» элемент как раз либо вообще отсутствует, либо его существенно меньше[1, c.102].

Хотя на первый взгляд эти теории выглядят абсурдными, но тем не менее имеют много приверженцев, в том числе и среди учёных, не в последнюю очередь благодаря личности апологетов этих учений, их способности поднести материал.

Так в своей книге [1] И.В. Вишев большое место отводит критическому анализу околонаучной концепции «жизни после жизни», первоначальна связанная с именем американского доктора философии и медика — Раймонда Моуди, а в дальнейшем – с именами П.П. Калиновского, приверженца Русской Зарубежной Православной Церкви в Австралии и Александра Борисова, священника, кандидата биологических наук.

В этой книге автор как бы приводит доказательства посмертного существования человеческой души, собрав, обобщив и систематизировав “свидетельства” перенесших клиническую смерть о том, что они видели и чувствовали в этой «жизни после жизни».

При этом надо отметить, что из всего-то 150 сообщений на эту тему им было к тому же отобрано лишь 50 «свидетельств». И вот из них-то он попытался выделить 15 неких характерных элементов, которые были призваны создать впечатление чего-то повторяющегося, а значит вроде бы и закономерного. Даже по словам самого Моуди, из этих элементов построенной им теоретической, «идеальной» модели переживания «предсмертного опыта» даже два из них не повторяются во всех «свидетельствах» такого рода. Иначе говоря, эти переживания, по его словам, «не были совершенно идентичными». И хотя Моуди подчёркивает : «Я не стремлюсь «доказать», что есть жизнь после смерти… И я вообще не думаю, что такое «доказательство» действительно возможно» [4, с.8], но уже в подзаголовке формулируется главная цель — «Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела».

Что же представляет из себя “модель” Моуди?

“Наиболее невероятным и в то же время наиболее обычным элементом во всех изученных мною случаях и вместе с тем оказывавшим наиболее глубокое впечатление на людей была встреча с очень ярким светом” [4, с.54]. Самое же главное в том, что этот «свет» толковался как «светящееся существо», как личность, к тому же источающая любовь и тепло, дающая облегчение умирающему, более того, человек будто бы ощущает влечение к этому существу и притягивание им[1, с.105].

Согласно «модели» Моуди, «тот мир есть не односторонний суд, а скорее совместное развитие в направлении максимального самораскрытия, самореализации». И еще утверждается: «Развитие души, особенно в отношении духовных способностей к любви и познанию, не прекращается со смертью тела. Напротив, оно продолжается и по другую сторону нашего бытия, возможно, вечно или, во всяком случае, в течение какого-то периода, причем с такой углубленностью, о которой мы можем только догадываться» [4, с.93].

Так Моуди существенно подправляет христианское вероучение под современность, явно выполняя все тот же социальный заказ.

Эта книга своей популярностью полностью оправдала ожидания автора и имела большой коммерческий успех, тем самым подтолкнув его к новой работе, ещё более претензионной книге – «Жизнь до жизни», в которой описывается, что человек под гипнозом способен вспомнить свои предыдущие существования. У самого Моуди было 9 жизней, все страшные, трагические. Пафос первой книги – встреча со светящимся существом, устранение страха смерти и т.д. А теперь получается, что человек после смерти общается с этим светящимся существом, а потом оно снова ввергает его в эту страшную жизнь. Это перечеркивает идею первой жизни. Во-вторых, происходит переход от христианства на позиции религии восточного толка (переселение душ и т.д.), что несовместимо с христианством. Это нелогично и непоследовательно. Все это говорит об искусственности таких построений. Таким образом, концепция жизни после жизни проблемы не решает, потому что не исключает реальной смерти (как и религия), посмертное существование отнюдь не доказывается, в-третьих, если оно и есть, то это принципиально иное существование.

Эта смесь различных, несовместимых религиозных учений, явная недоказательность (даже по словам автора) показывает, “насколько спекулятивными, умозрительными, субъективистскими, поистине плодами одного лишь воображения, а потому, в конечном счете, совершенно несостоятельными оказываются и представления о «жизни после жизни», и представления о «жизни до жизни»”[1,c.123].

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconРеферат по философии Тема: Философский анализ естественнонаучных...
Выполнил аспирант Монин С. Н., кафедра «Естественные науки» филиала юургу в г. Кыштыме
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconПроблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в...
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconКультурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconРеферат Тема: Нравственно-гуманистические и ценностные аспекты триединой...
Выполнил Святов А. В., старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин, филиал юургу в г. Миассе
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconТема: «Проблема определения философии. Философия и жизненный мир человека»
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconРеферат «Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconИзображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости,...
Тема урока: Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия,...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconРеферат на тему: «Альтернативные источники энергии»
Проблема обеспечения электрической энергией многих отраслей мирового хозяйства, постоянно растущих потребностей населения Земли становится...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconУправление качеством образования как педагогическая проблема
Проблема качества образования – одна из центральных проблем современной школы. От решения этой проблемы зависит качество жизни человека...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconКурс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия...
...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconРеферат по истории зарубежной философии. Тема: Основные проблемы...
Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия,...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconРеферат Проблема человека в философии XX века по работе К. Г юнга «Человек и его символы»
Используя метод "аналитической психологии" Юнга, его ближайшие сподвижники и ученики наглядно демонстрируют влияние бессознательного,...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconРеферат на тему Зеленый покров мира в опасности. Пути решения этой проблемы
Сегодня экологическая пробле­ма современного мира остра и многогранна, она требует незамедлительного решения. Одной из важнейших...
Реферат по философии Тема: Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения iconРеферат «Спорт как альтернатива» Номинация «Исследовательская работа»
Цель работы: по различным источникам информации изучить природу и влияние «гормонов счастья» на организм человека и предложить альтернативные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск