Южно-Уральский Государственный Университет
Реферат по философии
Тема: Философский анализ естественнонаучных и научно-технических предпосылок решения триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия
Выполнил аспирант Монин С.Н., кафедра «Естественные науки» филиала ЮУрГУ в г. Кыштыме
2005 год
Содержание
Введение. 2
Философская проблема триединства здоровья, молодости и бессмертия человека. 5
Научно-оптимистическая теория старения и ювенации. 10
Естественнонаучные и технические предпосылки решения проблемы достижения практического бессмертия. 15
Определяющее значение биологического пути решения триединой задачи. Проблема клонирования. 19
Расшифровка генома человека – новое принципиально значимое направление решения триединой задачи. 24
Заключение. 27
Список использованной литературы. 27
Введение. Я выбрал тему реферата по философии «Философский анализ естественно-научных и научно-технических предпосылок решения триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия» потому, что вопрос о бессмертии человека один из наиболее интересных и сложных вопросов философии. Учитывая то обстоятельство, что человечество ведет интенсивные исследования в области физического продления жизни человека, вопрос бессмертия человека становится актуальным и одним из наиболее важных вопросов.
В книге Игоря Владимировича Вишева «На пути к практическому бессмертию» рассматривается предмет и содержание таких взаимосвязанных научных дисциплин, как философия жизни и виталогия, философия смерти и танатология, философия бессмертия и иммортология; изложены основные положения современной концепции практического бессмертия человека.
В «Философском словаре» дается такое понятие жизни: «…Жизнь – форма движения материи, высшая по отношению к физической и химической формам, обладающая рядом специфических особенностей. Основные черты жизни выражены в известном определении Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой» (т. 20, с. 616). В настоящее время под «белковым телом» или «протоплазмой» понимается система ряда специфических для жизни веществ: белков, нуклеиновых кислот, фосфорных соединений и др. Жизнь существует в форме отдельных живых организмов, каждый из которых возникает от себе подобного, проходит цикл индивидуального развития, производит себе подобных и умирает. Организмы, вступая в связи с неживой средой и друг с другом, образуют тем самым системы более сложных порядков, в конечном счете – единую систему жизни на Земле, прошедшую путь развития от простейших форм до человека. Существенной особенностью живых тел является обмен веществ, разрушение и новообразование органических структур, диссимиляция и ассимиляция. Важную методологическую роль в исследовании множества закономерностей жизни, в том числе еще не открытых наукой, играет их верное философское истолкование. Виталисты (Витализм) объясняют специфические особенности жизни (организованность, целесообразность, регуляция и т. п.) действием нематериальной жизненной силы, якобы управляющей «косной» материей. Механицисты трактуют жизнь только как усложненную систему физико-химических процессов, отрицая специфику жизни. С точки зрения диалектического материализма, жизнь кроме физических и химических закономерностей, играющих в ней подчиненную роль, имеет и свои специфические биологические закономерности. Исследование жизни включает и ряд общетеоретических, философских вопросов: об отношении части и целого, формы и содержания, о соотношении преформированности и направленного усложнения, о специфике биологической детерминации, о принципах самостроящихся систем, вопросы эволюции и другое…».
В учебнике «Философия» под редакцией Кузнецова В.Г., Кузнецовой И.Д., Миронова В.В., Момджяна К.Х. встречается определение смерти: «…Смерть – это не просто прекращение существования жизнедеятельности организма, это нечто большее. Ведь умирает не только биологическое существо, но и личность, сознание. Смерть сопровождает жизнь, а ценность жизни осознается лишь на фоне смерти. Не было бы смерти, мы не могли бы говорить и о жизни, была бы просто постоянная смена событий. Снятие временных рамок человеческого существования – одна из предпосылок вечности религии, которая всегда оставляет человеку некоторую надежду, разделяя смерть тела и души: тело, умерев, разрушается, а душа занимает подобающее ей место. Если она греховна, то живет, вечно мучаясь и страдая. Если она безгреховна или прощена, то продолжает жить высшей жизнью. Возможно, в этом притягательность религии. Вера в загробную жизнь становится источником системы нравственных регулятивных установок. Феномен смерти придает абсолютность нравственным законам, ибо, нарушив их, ты можешь обрести себя на вечное страдание. В то же время такая установка есть и принижение ценностей бренной жизни. Многие ли люди готовы действительно страдать здесь, на земле, чтобы блаженствовать там?
Столкновение жизни и смерти – это еще и источник творчества человека, в искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения – в трагедии. Вряд ли рациональные аргументы заставят человека когда-нибудь «полюбить» смерть, но философские размышления по этому поводу могут помочь ему более мудро относиться к жизни…».
Проблемы жизни, и даже проблемы смерти еще как-то обсуждаются, хотя и явно недостаточно, то, как ни странно, в отношении проблемы бессмертия сложилась парадоксальная ситуация. Несмотря на то, что эта проблема обсуждалась и в мифологии, и в религии, и в философии (Сократом, Платоном, Эпикуром, Фейербахом и многими другими), практически во всех учебниках по философии она отсутствует. Ни в одном сколько-нибудь старом или новом философском справочнике понятие «бессмертие» не фигурирует в качестве предмета специального рассмотрения. И «жизнь» есть, и «смерть» есть, а вот «бессмертия», вопреки истории и здравому смыслу, практически нигде нет.
То обстоятельство, что «бессмертию» уделено мало внимания, заинтересовало меня и подвело на прочтение книги профессора Вишева И.В. «На пути к практическому бессмертию». Реферат построен на цитатах из данной книги.
|