Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва





Скачать 65.68 Kb.
НазваниеН. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва
Дата публикации23.07.2013
Размер65.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ СЦЕНИРОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ТВОРЧЕСТВА ГРУППЫ “THE BEATLES”
Н.Н. Акчурина

ГБОУ СОШ №756 г. Москва
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, социальная позиция, выдающаяся личность, творчество группы «The Beatles», духовно-нравственное воспитание.

Аннотация. В тезисах рассматривается проблема формирования у подростков ценностных ориентиров и представлена сценарная разработка урока с применением технологий мыследеятельностного подхода в образовании.
Проблема становления ценностных аспектов личности является проблемой междисциплинарной, и философское учение о ценностях и их природе (аксиология) является ее методологической основой.

В философских учениях проблема нравственности человека, духовности, его ценностных ориентиров считается одной из вечных проблем, порожденных самим ходом исторического развития цивилизации. Вопросы о воспитании духовного начала в каждом человеке были подняты еще древнегреческими философами и мыслителями. Выдающиеся мыслители эпохи Возрождения и эпохи Просвещения высказывали идеи о самоутверждении жизни и ответственности личности [3].

Философы связывают понятие «ценности» также с понятием «ценностные ориентации», под которыми понимается перспективное отражение в психике и сознании человека социальных потребностей общества на данном этапе развития. Именно ценностные ориентации, представленные в сознании человека идеалами, целями, интересами, потребностями, убеждениями, находят воплощение в поступках, определяют избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, характеризуют жизненную позицию личности, направленность ее поведения.

Известно, что на ценностную ориентацию личности большое влияние оказывает социальная среда. И если рассматривать социальную среду в широком смысле, то она охватывает общество в целом как совокупность общественных отношений, общественного сознания, культуры. В узком смысле – включает непосредственное социальное окружение – семью, круг друзей, школу и т.д. [2]. Кроме того, люди в большинстве случаев не выбирают среду по собственному усмотрению, так как социальная среда является продуктом деятельности как современного, так и всех предшествующих поколений. Однако личность, если она сформирована на основе духовно-нравственных ценностях, способна быть выше обстоятельств, опираясь на свою внутреннюю культуру, следуя своим собственным ценностным ориентациям.

Перед педагогом, размышляющим о вопросах духовно-нравственного развития детей, встает трудная задача – раскрыть учащимся подросткового возраста такие ёмкие категории, как ценность, жизненная позиция, ценностное отношение. В этом смысле, мыследеятельностная педагогика, являющаяся одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, представляет собой технологию, на наш взгляд, позволяющую повысить качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося [1].

В данной статье приведу пример сценирования урока на тему «Выдающиеся люди и ценности, которые они несут».

Замысел данного урока состоит в том, чтобы попытаться донести до учащихся 11 класса, выпускников школы, «выходящих в жизнь», позицию социальной пользы через понятие «выдающаяся личность», а также тот материал (творчество, поступки, наследие), который стал частью мировой культуры. Кроме того, нам важно подвести школьников к общечеловеческим ценностям, связанным с выдающимися людьми.

Метапредметной составляющей урока является формирование ценностной позиции учащихся и позиции социальной пользы. Предмет урока – выдающиеся личности (группа “The Beatles”) и их песенный материал.

На первом этапе урока – этапе разогрева – учитель заводит с ребятами разговор о том, что через несколько месяцев они окончат школу, и хотелось бы узнать их планы на будущее: чего они хотели бы достичь в жизни, кем хотели бы стать, что желали бы иметь (семью, работу, стать профессионалом своего дела, добиться успеха и т.д.). Все это – замечательные планы, но что должны люди иметь внутри, чтобы получить все, что вы назвали? И что мы могли бы сделать, если хотим оставить что-то после нас? Что ВЫ можете оставить после себя?

Далее учащимся предлагается взглянуть на фотографии людей и ответить на вопрос «Знаете ли вы этих людей и кто они?» (Уильям Шекспир, Леонардо да Винчи, Мартин Лютер Кинг, Мать Тереза, группа Битлз, Андрей Сахаров, Альберт Эйнштейн, А.С. Пушкин, Майя Плисецкая и Вольфганг Амадей Моцарт). Как вы можете описать этих людей, какие они? Дети называют: знаменитые, популярные, известные, великие, гениальные, талантливые. Говорю, что, как мне кажется, есть более глубокое и обобщающее слово, такое как «выдающиеся люди». Обсуждаем с ними данное слово, действительно ли оно представляет собой нечто большее, чем просто «известный человек» или «талантливый». Предлагаю назвать понятия, связанные с фразой «выдающийся человек», на доске появляется следующая схема:

big work

brain

honor

kindness



glory

Outstanding Person



talent



dignity



nobility

help


good deeds

individuality

sacrifice



Схема 1. Ценностные составляющие понятия «выдающаяся личность».

В продолжение нашего разговора говорю ребятам, что в качестве примера выдающихся людей из нашего списка я выбрала для сегодняшнего урока группу «Битлз». Спрашиваю, что они знают об этой группе и ее участниках. Далее, им предлагается посмотреть видео-ролик об этой группе, созданный студенткой американского колледжа в качестве отчетной работы [4].

По завершении просмотра видео-ролика и обсуждения его содержания, продолжаю беседу и прошу ребят ответить на следующие вопросы: Просмотрите содержание того, что говорят люди в видео-ролике о группе «Битлз». Можно ли из этих высказываний сказать о том, какие ценности были положены в основу творчества этого коллектива? Говорят ли эти люди о том, какое место «Битлз» занимают в музыкальной культуре и что нового они привнесли в мировую культуру? В ответ ребята назвали такие ценности, как love, peace, friendship (любовь, мир, дружба).

Чтобы расширить этот список учащимся предлагаются две песни группы «Let it Be» и «Yellow Submarine», содержание которых они разбирают по группам и отвечают на вопрос «О чем эти песни и какова основная мысль данных песен?» Таким образом, наш список ценностей пополняется следующими словами: happiness, family, freedom, paradise, wisdom (счастье, семья, свобода, рай, мудрость).

В качестве рефлексии возвращаю ребят к нашей схеме о выдающемся человеке и связанных с ним понятий, и предлагаю творческое задание – не могли бы вы придумать такую группу, которая существовала бы в наше время и могла бы продолжить творчество «Битлз»? Какие песни могли бы быть в такой группе, какого содержания, о чем? И возможно ли повторить феномен группы «Битлз»? Ответы учащихся оказались абсолютно разными – от невозможности и абсурдности подобной идеи, до оптимистических мыслей о том, что выдающиеся люди были, есть и, как хотелось бы верить, будут.

Таким образом, можно сделать выводы о целесообразности включения сюжетно-деятельностных технологий в воспитательный и образовательный процессы работы с ценностными ориентациями подростков, которые создают условия для самоопределения детей в социальном, культурном и личном пространстве поиска смысла жизни.

Литература:

  1. Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии, 1991, № 1.

  2. Алексеева Л.Н. Смысл как организованность в процессах мыследеятельности.//НИИ ИСРОО. – М. – 2010-2011. – с. 120-125.

  3. Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников.// Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М.: АПК и ППРО, 2004. С. 9-13.

  4. Громыко, Ю.В. Мыследеятельность: курс лекций – в 3-х кН.: Кн.1 Введение в теорию мышления и мыследеятельности. М.: Пушкинский институт, 2005. 384 с.

  5. Карась Е.М. Ценностная ориентация личности в теории педагогики // Сб. научных трудов: Формирование ценностных ориентаций личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец XX – начало XXI вв.) – М.: ИТИП РАО, 2005. – 362с.

  6. Ковалева Н.Б. Мировоззрение как способность к творческому осмыслению жизни и ценностному самоопределению.// V съезд РПО. Материалы участников съезда. Т. I, - М.: РПО, 2012 - . 496 с.

  7. Ковалева Н.Б. Проблемы формирования мировоззрения школьников в процессе становления субъектной позиции в исследовательской деятельности. // Научно-методический сборник в двух томах – М.: «Исследователь»; МПГУ, 2012. – I том. С. 250-261.

  8. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1999. – 217 с.

  9. http://www.youtube.com/watch?v=HVb8LwQbAsw



Акчурина Наиля Наильевна

ГБОУ СОШ № 756

учитель английского языка

ak.nelly@gmail.com


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Павлова Инна Борисовна, учитель информатики гбоу сош №783 г. Москва, 111398 г. Москва, ул. Плеханова, д. 25, корп. 6, кв. 23, телефон...
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconПриказ №236-а от 31. 08. 2012г. Правила внутреннего трудового распорядка...
Гбоу сош №329 (далее – Правила) разработаны и утверждены в соответствии со статьей 189 Трудового Кодекса РФ (далее – тк рф) и приведены...
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconРабочая программа по технологии для 2 класса федеральные документы
АккредитацияЛицензияПрограмма развития гбоу сош №2025 на 2010-2015 гг. Устав гбоу сош №2025
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconУтверждаю согласовано директор гбоу сош №433 председатель ПК гбоу сош №433
Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconПубличный отчет гбоу сош №567 за 2011-2012 учебный год Общие сведения
Гбоу сош №567 расположена на территории 23 квартала Старого Петергофа и функционирует с 1989 года
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconГбоу сош №1623 утверждаю
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»», Типовым положением об общеобразовательном...
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconПояснительная записка к учебному плану гбоу сош №400 вао г. Москвы на 2013-2014 учебный год
В основу учебного плана гбоу сош №400 положены государственные нормативные документы
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconАнализ научно-методической работы гбоу сош «Школа здоровья» №473 увоуо до г. Москвы в I полугод
Результативное участие гбоу сош №473 в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях разного уровня подчинения
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconДоклад гбоу сош №1883 «Бутово» (2013-2014 учебный год)
Гбоу сош №1883 «Бутово» имеет лицензию на ведение образовательной деятельности по следующим образовательным программам
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconПубличный отчет гбоу сош №2043 за 2012 -2013 учебный год
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2043 (сокращенное название гбоу сош №2043)...
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва icon«валео» на 2012-2017 г в гбоу сош №1224 москва
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Луговая Ольга Александровна (гбоу сош «Школа здоровья» №661, г. Москва)
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconПравила внутреннего трудового распорядка гбоу сош №1004
Правила составлены в соответствии с Трудовым кодексом рф, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном...
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconКонцепция научно-методической и инновационно-преобразующей деятельности...
Iv повышение профессионального мастерства и аттестация педагогических кадров
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconПоложение о библиотеке гбоу сош №2092 I. Общие положения
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения гбоу сош №2092 им. И. Н. Кожедуба, участвующим в учебно-воспитательном...
Н. Н. Акчурина гбоу сош №756 г. Москва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гбоу сош «Школа надомного обучения» №1673 «Поддержка» (адрес) 123458, г. Москва, ул. Таллинская, д. 3, корп. 2


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск