Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского»





Скачать 274.9 Kb.
НазваниеРеферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского»
страница1/5
Дата публикации17.12.2014
Размер274.9 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5


Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Кафедра массовых коммуникаций

РЕФЕРАТ



по курсу

«Введение в теорию массовых информационных процессов»
Тема:

«Системное представление о слове: учение П.А.Флоренского»


Выполнил студент Иванов И.И.

Группа ФЖБ-11
Научный руководитель:

доцент Пряхин М.Н.


Москва

2012

СОДЕРЖАНИЕ



РЕФЕРАТ 1

Введение 4

1. Понятие «Слово» у Флоренского 5

Слово как символ. 6

2. Строение слова 7

Фонема 7

Морфема 8

Семема 8

3. Магичность слова 10

Слово как семя 11

Восприятие слова как активный процесс 12

4. Сила слова. Одическая энергия 13

Заключение 16

Источники 17

Введение





В этой работе мы познакомимся с учением великого русского мыслителя П.А.Флоренского (1881-1937) о слове.

Это глубоко оригинальное учение, которое не получило широкого признания по нескольким причинам. И потому, что при коммунистической власти труды Павла Александровича были запрещены, а сам он подвергся репрессиям и был расстрелян в 1937 году как православный священник, не снявший с себя священного сана; и потому, что его взгляды расходились с традиционной материалистической наукой, господствующей до сих пор.

К началу ХХ века в языкознании общепринятым стало представление о слове как о произвольном, случайном звуковом знаке вещи. «Интеллигентское» отношение к словам как к пустым звукам повсеместно господствует и поныне. У теоретиков языкознания слово – это всего лишь знак, у практиков массовой коммуникации – послушный инструмент для обработки общественного сознания.

В отличие от своих учёных современников он исследует слово не как некоторую условность (произвольное наименование, знак, значок), но как сложное многоплановое явление, связанное реально с обозначаемым предметом. Он продолжатель многовековой традиции в философии, согласно которой слово не есть пустой звук или нечто, установленное по договорённости, но является природной реальностью (в онтологическом смысле)1. И эта реальность должна рассматриваться как живой организм и вместе с тем энергийный символ. Современные исследователи творчества о. Павла отмечают, что его позиция может рассматриваться как поистине подвиг веры и мысли2. Это учение есть переворот в теории информационных потоков.
Здесь мы излагаем некоторые разделы учения Флоренского о слове: о символичности слова, о строении его, магии словесного воздействия и реальной силе словесного воздействия на живой организм.

Эти идеи он изложил, в основном, в своей работе «У водоразделов мысли», которую он писал с 1917-1926 г.г., но не смог опубликовать целиком.

1. Понятие «Слово» у Флоренского



Во-первых, как считает Флоренский, - «слово – человеческая энергия (подчёркнуто мною – М.П.), и рода человеческого, и отдельного лица, - открывающаяся через лицо энергия человечества»3

Во-вторых, слово как деятельность познания есть связь познающего субъекта с познаваемым объектом наподобие электрической цепи, возникающей между двумя полюсами. Это соединение двух энергий он называет синергией.

«В расширительном смысле под словом надо подразумевать всякое самодеятельное проявление нашего существа вовне (курсив мой – М.П.), - пишет Флоренский, - поскольку целью такого проявления мы считаем не внешне учитываемые энергии, физические, оккультные и прочие, а смысл, их посредством входящий в мир транссубъективный».

Он указывает, что такое расширительное понятие о слове не ново. В лингвистике различают разные виды языков: жестов, знаков, язык музыкальных сигнализаций и т.д. и т.п., причём цель всех рассматриваемых нами деятельностей есть выражение смысла, по единству же этой цели, деятельности, по-видимому, весьма различные, объединяются все-таки, - под одним общим наименованием языка»4.

На первый взгляд, экстравагантным выглядит его утверждение о том, что «человек говорит всем телом». Вот как он это обосновывает:

«Слово подается всем организмом, хотя и с преимущественной акцентацией на той или другой стороне самопроявления субъекта познания; в каждом роде языка зачаточно обнаруживаются и все прочие роды. Так, говоря, мы и жестикулируем, т.е. пользуемся языком движений тела, и меняем выражение лица - язык мимики, - и склонны чертить идеограммы, если не карандашом на бумаге или мелом на доске, то хотя бы пальцем в воздухе - язык; знаков, - и вводить в речь момент вокальный - язык музыкальных сигналов, - и посылаем оккультные импульсы - симпатическое сообщение, телепатия, - и т.д. Даже поверхностный психофизический анализ наших реакций обнаруживает наличность этих и многих других непроизвольных деятельностей, сопровождающих одну из них, любую, производимую сознательно. Черчение знаков непроизвольно сопровождается беззвучной, а иногда, при внимании, сильно сосредоточенном на знаках, и звучащей артикуляцией, и т.д. Иначе говоря, есть собственно только один язык - язык активного самопроявления целостным организмом, и единый только род слов - артикулируемых всем телом. Но, подобно тому, как и в словесной речи музыкальный момент, или мимический, или жестикуляционный, или знаконачертательный, или один из прочих, может быть выдвинут с большим или меньшим ударением, так и в языке, понимая это слово расширительно, та или другая окраска его, т.е. преимущественная приуроченность к определенной деятельности, и равно и обертоны, - сопровождающие ее другие деятельности, могут быть подчеркнуты по-разному. Но, повторим, эта разница в подчеркиваниях ничуть не мешает быть различным родам языков в основе одним языком, просто языком, вообще языком целостного организма: всякое слово выговаривается всеми нашими органами, всем телом, хотя и господствует в нем деятельность того или другого»5

Среди всех телесных органов наиболее приспособленным для передачи смысла является голосовой, а самым эффективным языком – язык членораздельного звукового слова6. Другие органы речи имеют свои частные преимущества, например, язык жестов – тоньше выражает некоторые оттенки смысла, пение – даёт почувствовать лирику души…

Флоренский считает, что произнесённое слово разрешает познавательный процесс. Сам же процесс познания он определяет как синергию, т.е. соединение энергий познаваемого объекта и познающего субъекта. Познание поэтому есть реальная чувственная (не мнимая) связь познающего с познаваемым.

О процессе познания он пишет так:

«Образование синэргетического акта познания нарастает, может быть, нарастает очень длительно, томит, как нечто начатое, но не осуществленное. Этот процесс не есть еще, однако, сознанное прикосновение к познаваемой реальности, не есть достигнутое познание, но - лишь подготовка к нему. Две энергии, реальности и познающего, близки друг к другу, может быть, размешаны друг в друге; но эта флюктуирующая смесь еще не образует единства, и необъединенной борьбой своих стихий вызывает во всем вашем организме томительное ожидание равновесия. Напряжение усиливается, и противоположность познающего и познаваемого сознается все острее. Это - как пред грозою. Слово есть та молния, которая раздирает небо от востока до запада, являя воплощенный смысл: в слове уравновешиваются и приходят к единству накопившиеся энергии. Слово - молния. Оно не есть уже ни та или другая энергия порознь, ни обе вместе, а - новое, двуединое энергетическое явление, новая реальность в мире. Оно - проток между разделенным до тех пор»7.

Слово как символ.


Центральным элементом учения о. Павла Флоренского о слове является понятие символа.

«Бытие, которое больше самого себя, - таково основное определение символа. Символ - это нечто являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и, однако существенно чрез него объявляющееся. Раскрываем это формальное определение: символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю. Но, неся сущность в занимающем нас отношении более ценную, символ, хотя и имеет свое собственное наименование, однако, с правом может именоваться также наименованием той, высшей ценности, а в занимающем отношении и должен именоваться этим последним»8.

Поэтому слово символично: оно несёт на себе энергии того предмета, который оно, это слово, обозначает. Через соединение со словом мы соединяемся с энергиями познаваемой действительности.

Произнесение слова, таким образом, есть процесс установления связи с тем предметом, имя которого мы называем, образования тока энергий, подобного тому, как возникает электрический ток в проводнике при замыкании цепи. «Словом и чрез слово познаем мы реальность, и слово есть самая реальность»9

Особенно наглядно это утверждение Флоренского можно пояснить на примере призывательной функции имени: достаточно нам произнести имя какого-то знакомого в данной компании человека, как тут же его образ предстаёт перед внутренним взором собравшихся, происходит как бы материализация духа10. То же происходит при произнесении имени любой вещи.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconКонтрольная работа №2 (реферат) по курсу «введение в теорию журналистики»...
«мнение авторов может не совпадать с мнением редакции». Существует закон о сми, в котором чётко прописано право журналиста на свободу...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconКонтрольная работа №2 (реферат) по курсу «введение в теорию журналистики»...
Изначально нужно было создать молодежную организацию. Что-то типа комсомола, в надежде на то, что ее координационный совет, состоящий...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconТемы эссе по курсу "история экономической мысли" (Одна тема не может...
Вклад Е. Е. Слуцкого в теорию случайных процессов и «ложные циклы» экономической конъюнктуры
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconРабочая программа дисциплины «Квантовая теория»
Курс включает теорию измерений, теорию моментов, описание поведения квантовомеханической материальной точки в полях, теорию рассеяния,...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconА. Л. Исаев, А. М. Чеповский введение в теорию баз данных
Введение в теорию баз данных: Учебно-методическое пособие по курсам «Вычислительная техника и информационная технология» и «Базы...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconТема проекта
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconМетодические указания по курсу “Математика” для студентов I курса
Множества, элементы комбинаторики, введение в теорию вероятностей и математическую статистику, знакомство с графами
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconРабочая программа введение в теорию межкультурной коммуникации направление
Введение в теорию межкультурной коммуникации: рабочая программа / авт сост. К. Ю. Ереметова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 19 с
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconРеферат Тема: «Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа «через Сына»
Тема: «Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа «через Сына» и католическое учение filioque – сравнительный...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconРеферат з курсу “Введение в численные методы” Тема: “прямые методы...
Наиболее распространенными методами применительно к большим системам являются итерационные методы, использующие разложение матрицы...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconВведение в классическую теорию тестирования Linda Croker, James Algina:...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconТема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию
По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconПрограмма дисциплины «Современные erp-системы»
«Теория информационных технологий и систем», «Архитектура корпоративных информационных систем» а также иметь представление о современных...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconТема работы «Из истории образования в Колывани»
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconУчебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Реферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов» Тема: «Системное представление о слове: учение П. А. Флоренского» iconТема: "Математика в углу (угол, виды углов)"
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск