Скачать 0.97 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» Кафедра экологии иландшафтного строительства Учение о гидросфере учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000.62 – Экология и природопользование г. Ставрополь, 2013 УДКББК Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000.62 – Экология и природопользование. – Ставрополь: изд-во СтГАУ, 2013. Методические указания к проведению практических занятий по курсу "Учение о гидросфере" (для студентов направления 022000.62 – «Экология и природопользование») подготовили: доцент кафедры экологии и ландшафтного строительства СтГАУ, к.с.-х. наук, доцент Поспелова О.А., доцент кафедры экологии и ландшафтного строительства СтГАУ, к.г.н., доцент Кондратьева А.А. Рецензент: доктор географических наук, профессор Лысенко А.В.. Объяснительная записка
Задачи дисциплины: - формирование основ научного мировоззрения, которое служит фундаментом естественнонаучной эрудиции; - развитие у студентов научного языка будущего специалиста; - выработка навыков гидрологических расчетов, способствующих формированию первичных профессиональных умений.
Учебная дисциплина «Учение о гидросфере» относится к Б3 - профессиональному циклу (ПЦ). Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции в области гидрологии рек, озер, водохранилищ, морей, ледников, подземных вод, охраны вод суши и Мирового океана. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: - «Физика» (ЕН): Знания: знание законов сохранения массы, импульса, тепловой энергии, механической энергии; Умения: умение применить законы физики к открытым системам; Навыки: студент должен ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы, описывать результаты эксперимента, формировать выводы - «Химия» (ЕН): Знания: знание строения молекулы воды, основных свойств воды, агрегатного состояния и фазовых переходов. Умения: выполнять подготовительные и основные операции при проведении химического эксперимента; проводить взвешивание и работать на приборах, предназначенных для исследований; рассчитывать соотношение компонентов и готовить растворы заданной концентрации; Навыки: проводить статистическую и графическую обработку результатов эксперимента. - «Учение об атмосфере» (ПЦ): Знания: теплового и водного режимов атмосферы, основных циркуляционных систем в различных широтах, процессов климатообразования, климатической системы Земли; Умения: дать оценку климатическим условиям местности, составить уравнение теплового баланса территории. Навыки: постановка эксперимента, проведение метеорологических наблюдений, графическая обработка результатов эксперимента. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: - «Экология человека»; - «Охрана окружающей среды»; - «Учение о биосфере»; - «Ландшафтоведение»; - «Основы природопользования»; - «Устойчивое развитие»; - «Экологический мониторинг»; - «Техногенные системы и экологический риск»; - «Геохимия окружающей среды».
в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: А) общекультурных (ОК) - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (OK-13); Б) профессиональных (ПК) - знать основы учения о гидросфере; общие закономерности циркуляции природных вод; роль природных вод в биогеохимических циклах; эволюцию водных объектов; роль гидросферы в устойчивости экосистем (ПК-5). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать основные термины и понятия: понятие о гидросфере; методы гидрологических исследований; использование природных вод в народном хозяйстве и практическое значение гидрологии; физические и химические свойства природных вод; физические основы процессов в гидросфере; круговорот воды в природе и водные ресурсы Земли; гидрологию ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, болот, океанов и морей; проблемы воздействия антропогенных изменений климата на природные и водные ресурсы; перспективы развития гидрологии. Уметь: составить гидрографическое описание территории; дать характеристику режима водного объекта (реки, озера, водохранилища); дать анализ распределения стока на территории СНГ; дать характеристику термического и ледового режима водного объекта (реки, озера, водохранилища); дать анализ распределения температуры и солености воды в Мировом океане; рассчитать водный баланс любого водного объекта; оценить источники загрязнения гидросферы; дать анализ водным ресурсам Ставропольского края. Владеть: методами определения химического состава природных вод, методиками экотоксикологической оценки водных объектов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Вода в природе и жизни человека. Понятие о гидросфере. Водные объекты: водотоки и водоемы. Гидрологические характеристики. Понятие о гидрологическом состоянии и гидрологическом режиме водного объекта. Гидрологические процессы. Науки о природных водах. Общая гидрология как наука, изучающая наиболее общие закономерности гидрологических процессов, ее предмет, задачи, составные части, связь с другими науками. Методы гидрологических исследований. Использование природных вод в народном хозяйстве и практическое значение гидрологии. Меры, принимаемые в России для рационального использования и охраны водных ресурсов. Водное законодательство в России, государственный учет вод, государственный водный кадастр. Краткие сведения из истории гидрологии. 2. Свойства природных вод. Вода как химическое соединение, ее молекулярная структура и изотопный состав. Химические свойства природных вод. Вода как растворитель. Классификация природных вод по минерализации и солевому составу. Особенности солевого состава атмосферных осадков, речной и морской воды. Газы, биогенные и органические вещества, микроэлементы, загрязняющие вещества в природных водах. Понятие о качестве воды. Физические свойства природных вод. Агрегатные состояния воды: жидкая вода, водяной пар, лед. Фазовые переходы. Плотность воды и ее зависимость от температуры, минерализации (солености) и давления. Зависимость температуры замерзания от плотности и солености воды. Тепловые свойства воды, ее теплоемкость и теплопроводность, вязкость воды. Поверхностное натяжение, общие закономерности распространения света и звука в воде. Гидрологическое и физико-географическое значение физических свойств и «аномалий» воды. Фундаментальные законы физики - сохранения вещества, сохранения энергии и изменения импульса (количества движения) и их использование при изучении водных объектов. Понятие о водном балансе объекта или части суши, балансе растворенных и взвешенных веществ в водном объекте, о тепловом балансе водного объекта или части суши. Универсальные уравнения водного баланса и теплового баланса. Понятие о применимости законов механики к движению воды в водных объектах. Ламинарное и турбулентное, установившееся и неустановившееся, равномерное и неравномерное движение воды. Физические силы, действующие в водных объектах. Баланс сил. Вода на земном шаре. Единство гидросферы, изменение запасов воды на земле. Энергетические основы круговорота воды. Круговорот воды: глобальный круговорот, его материковое и океанические звенья; внутриматериковый круговорот. Водный баланс земного шара, мирового океана, суши. Круговорот океана, суши. Круговорот на земном шаре содержащихся в воде веществ. Миграция наносов и солей. Влияние гидрологических процессов на природную среду (облик планеты, ее климат, рельеф, развитие жизни). Роль воды в формировании ландшафтов. Понятие о водных ресурсах. Водные ресурсы земного шара, континентов, России. Оценка водных ресурсов. 3. Гидрология вод суши: гидрология водотоков Реки и их распространение на земном шаре. Типы рек. Водосбор и бассейн реки. Морфометрические характеристики бассейна реки. Физико-географические и геологические характеристики бассейна реки. Река и речная сеть. Долина и русло реки. Продольный профиль реки. Питание рек, виды питания (дождевое, снеговое, ледниковое, подземное), классификация рек по видам питания. Расчленение гидрографа реки по видам питания. Испарение воды в речном бассейне. Водный баланс бассейна реки. Водный режим рек. Виды колебаний водности рек. Фазы водного режима: половодье, паводки, межень. Классификация рек по водному режиму. Уровень воды, скорости течения, расходы воды в реках и методы их измерения. Речной сток и его составляющие. Понятие о стоке воды, наносах, растворенных веществах, тепле. Количественные характеристики стока воды: объем стока, слой стока, модуль стока, коэффициент стока. Физико-географические факторы стока воды. Пространственное распределение стока на территории СНГ и факторы, его определяющие. Движение воды в реках. Распределение скоростей течения в речном потоке. Формула Шези. Поперечная циркуляция в речном потоке. Трансформация паводков. Характеристики речных наносов. Геометрическая и гидравлическая крупность наносов. Движение речных наносов. Влекомые и взвешенные наносы. Русловые процессы и их типизация. Микро-, мезо- и макроформы речного русла и их динамика. Плесы и перекаты, излучины. Изменение температуры воды в пространстве и во времени, периоды ледового режима: замерзание, ледостав, вскрытие. Ледоход, заторы и зажоры. Основные черты гидрохимического и гидробиологического режима рек. Источники загрязнения рек. Устья рек, их классификация и районирование. Гидрологические процессы в устьях рек, формирование дельт. Хозяйственное значение рек. Влияние хозяйственной деятельности на режим рек. Регулирование стока. Антропогенные изменения стока рек России. 4. Гидрология вод суши: гидрология водоемов Озера и их распространение на земном шаре. Типы озер по происхождению котловин и характеру водообмена. Морфология и морфометрия озер. Водный баланс сточных и бессточных озер. Колебания уровня воды в озерах. Течения, волнение, перемешивание воды в озерах. Тепловой и ледовый режим озер. Основные особенности гидрохимического и гидробиологического режима рек. Классификация озер по минерализации и солевому составу воды. Источники загрязнения озер. Наносы и донные отложения в озерах. Водные массы озер. Влияние озер на речной сток. Проблемы крупных озер типа Каспийского и Аральского морей и изменения их режима. Использование озер в народном хозяйстве. 5. Гидрология морей и океанов Мировой океан и его части. Классификация морей. Происхождение, строение, рельеф дна мирового океана. Донные отложения. Водный баланс и водообмен океанов и морей. Соленость воды в океанах и морях, методы ее определения. Солевой баланс вод океана. Распределение солености воды в Мировом океане. Термика океанов и морей. Тепловой баланс океана. Распределение температуры воды в Мировом океане. Особенности режима солености и температуры воды внутренних морей. Плотность морской воды и ее зависимость от температуры, солености и давления. Понятие об условной плотности. Распределение плотности воды в Мировом океане. Перемешивание вод в океанах и морях. Морские льды и их классификация. Особенности замерзания морской воды. Физические свойства морского льда. Движение льдов. Оптические и акустические свойства морских вод. Морское волнение. Волны зыби, ветровые волны, деформация волн у берега. Внутренние волны. Приливы приливообразующая сила. Элементы приливной волны. Деформация приливной волны у берега. Приливы в морях, в заливах, в устьях рек. Морские течения и их классификация. Теория ветровых течений. Спираль Экмана. Плотностные и геострофические течения. Циркуляция вод в Мировом океане Уровень океанов и морей. Кратковременные, сезонные и долговременные изменения уровня в океанах и морях. Сейши, цунами, ветровые нагоны. Водные массы Мирового океана. Понятие о Т, S анализе. Природные ресурсы мирового океана, их использование и охрана. 6. Гидрология ледников Происхождение ледников и их распространение на земном шаре. Снеговой баланс и снеговая линия. Типы ледников: покровные и горные. Образование и строение ледников. Питание и таяние ледников, баланс льда и воды в ледниках. Режим и движение ледников. Роль ледников в питании и режиме рек. Хозяйственное значение горных ледников. 7. Заключение Антропогенные воздействия на природные воды: реки, озера, океаны и моря, подземные воды. Виды водопользователей и водопотребителей. Характер воздействия водохозяйственных мероприятий, гидротехнического строительства и хозяйственной деятельности человека в целом на количественные и качественные характеристики природных вод. Понятие об истощении водных ресурсов. Изъятие, регулирование речного стока. Проблема загрязнения природных вод; меры по охране вод от загрязнения. Способы охраны подземных вод, рек, озер, океанов и морей. Проблема воздействия антропогенных изменений климата на природные и водные ресурсы. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ЛЕКЦИЯ № 1 Тема: Введение План лекции
Литература: 1. Бисвас А.К. Человек и вода. Из истории гидрологии – Л.: Гидрометеоиз- дат, 1975. – 288 с. 2. Давыдов Л.К., Дмитриева А.П., Конкина Н.Г. Общая гидрология. Л.: Гидрометеоиздат, 1973. – 462 с. 3. Львович М.И. Вода и жизнь. - М.: Мысль, 1989. – 254 с. 4. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. – М.: Высшая школа, 1991. – 368 с. 5. Соколов А.А. Чеботарев А.П. Очерки развития гидрологии в СССР. Л.: Гидрометеоиздат, 1970. – 310 с. Краткое содержание: Использование водных ресурсов человеком, интенсивность использования запасов пресной воды. Понятие о гидросфере. Водные объекты: водотоки и водоемы. Гидрологические характеристики. Гидрологические процессы. Науки о природных водах. Общая гидрология: предмет, задачи, составные части, связь с другими науками. Методы гидрологических исследований. ЛЕКЦИЯ № 2 Тема: Свойства природных вод План лекции
Литература: 1. Давыдов Л.К., Дмитриева А.П., Конкина Н.Г. Общая гидрология. Л.: Гидрометеоиздат, 1973. – 462 с. 2. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. – М.: Высшая школа, 1991. – 368 с. 3. Шикломанов И.А. Исследование водных ресурсов суши: итоги, проблемы, перспективы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1988. -152 с. Краткое содержание: Химические и физические свойства природных вод Тепловые свойства воды: теплоемкость и теплопроводность. Гидрологическое и физико-географическое значение физических, химических и тепловых свойств и "аномалий" воды. Круговорот воды в природе и водные ресурсы. Виды круговоротов. Энергетические основы круговорота воды. Водные ресурсы Земли. Понятие о водных ресурсах. Водные ресурсы земного шара, континентов, России. ЛЕКЦИЯ № 3 Тема: Гидрология вод суши. Реки План лекции
Литература: 1. Быков В.Д., Васильев А.В. Гидрометрия. Л.: Гидрометеоиздат, 1977. - 448 с. 2. Важнов А.Н. Гидрология рек. М.: Изд-во МГУ, 1976. – 339 с. 3. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. – М.: Высшая школа, 1991. – 368 с. 4. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология. М: Высш. школа, 2005. 463 с. 5. Давыдов Л.К., Дмитриева А.П., Конкина Н.Г. Общая гидрология. Л.: Гидрометеоиздат, 1973. 462 с. 6. Маккавеев Н.И., Чалов Р.С. Русловые процессы. М.: Из-во МГУ, 1986. 264 с. Краткое содержание: Классификация рек по размеру, ледовому режиму, устойчивости русла, условиям протекания. Морфологические и морфометрические характеристики речного бассейна, долины и русла реки. Типы питания рек, классификация по типам питания. Водный баланс и водный режим, классификация рек по водному режиму. Речной сток, твердый и химический сток: их режимы. Тепловой режим рек и зависимость его от климатических условий. Ледовые явления на реках. Периоды ледового режима: замерзание, ледостав, вскрытие, ледоход, заторы, зажоры. Реки как природные аквальные комплексы. Хозяйственное значение рек. Регулирование стока. Антропогенные изменения стока рек России. ЛЕКЦИЯ № 4 Тема: Гидрология вод суши. Озера План лекции
Литература: 1. Богословский Б.Б. Озероведение. – М.: Изд-во МГУ, 1960. 335 с. 2. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. – М.: Высшая школа, 1991. – 368 с. 3. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология. М: Высш. школа, 2005. 463 с. 4. Хандерсон-Селлерс Б. Инженерная лимнология. – Л.: Гидрометеоиздат, 1987. – 335 с. Краткое содержание: Озера и их распространение на земном шаре. Типы озер по происхождению котловин и характеру водообмена. Морфология и морфометрия озер. Водный баланс сточных и бессточных озер. Уравнение водного баланса озера. Структура водного баланса. Колебания уровня воды в озерах. Вековые и многолетние, сезонные, кратковременные колебания уровня озер. Течения, волнение, перемешивание воды в озерах. Тепловой и ледовый режим озер. Распределение температуры воды на глубине. Основные особенности гидрохимического и гидробиологического режима озер. Классификация озер по минерализации и солевому составу воды. Источники загрязнения озер. Наносы и донные отложения в озерах, прозрачность, цвет. Водные массы озер. Влияние озер на речной сток. Хозяйственное использование озер. ЛЕКЦИЯ № 5 Тема: Гидрология морей и океанов План лекции
Литература: 1. Воробьев В.Н., Смирнов И.П. Общая океанология. Динамические процессы. – СПб.: Изд-во РГМУ, 1999. – 230 с. 2. Добровольский А.Д., Залогин Б.С. Региональная океанология. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 224 с. 3. Егоров Н.И. Физическая океанография.- Л.: Гидрометеоиздат, 1974. -455 с. 4. Жуков Л.А. Общая океанология. – Л.: Гидрометеоиздат, 1976. – 376 с. 5. Залогин Б.С., Косарев А.Н., Моря. – М.: Высшая школа, 1982. -344 с. 6. Малинин В.Н. Общая океанология. Физические процессы. – СПб.: Изд-во РГМУ, 1998. – 341 с. Краткое содержание: Мировой океан и его части. Классификация морей. Происхождение, строение, рельеф дна Мирового океана. Донные отложения. Водный баланс и водообмен океанов и морей. Соленость воды в океанах и морях, методы ее определения. Солевой баланс вод океана. Распределение солености воды в Мировом океане. Термика океанов и морей. Тепловой баланс океана. Распределение температуры воды в Мировом океане. Особенности режима солености и температуры воды внутренних морей. Плотность морской воды и ее зависимость от температуры, солености и давления. Распределение плотности воды в Мировом океане. Морские льды и их классификация. Особенности замерзания морской воды. Движение льдов. Морское волнение. Приливы. Морские течения и их классификация. Теория ветровых течений. Спираль Экмана. Циркуляция вод в Мировом океане. Уровень океанов и морей. Кратковременные, сезонные и долговременные изменения уровня в океанах и морях. Сейши. Цунами, ветровые нагоны. ЛЕКЦИЯ № 6 Тема: Гидрология ледников План лекции
Литература: 1. Голубев Г.Н. Гидрология ледников. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. – 247 с. 2. Долгушин Л.Н., Осипова Г.Б. Ледники. - М.: Мир, 1989. – 447 с. 3. Котляков В.М. Мир снега и льда. – М.: Наука, 1994. – 287 с. 4. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. – М.: Высшая школа, 1991. – 368 с. Краткое содержание: Ледники. Хионосфера Земли и ее границы. Типы ледников: покровные и горные. Образование и строение ледников. Питание и таяние ледников, режим и движение ледников. Значение ледников в географической оболочке. Роль ледников в питании и режиме рек. ЛЕКЦИЯ № 7 Тема: Заключение План лекции
Литература: 1. Винберг Г. Г. Общие основы изучения водных экосистем. – Л.: Наука, 1979а. – 273 с. 2. Комплексные оценки качества поверхностных вод /Под ред. А.М. Никанорова. – Л.: Гидрометеоиздат, 1984. – 139 с. 3. Методика изучения биогеоценозов внутренних водоемов. – М.: Наука, 1975. – 240 с. 4. Водная экология и влияние деятельности человека на состояние водных ресурсов: учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Володиной, Н.С. Попова. – Тамбов: изд-о ИП Чеснокова А.В., 2011. -230 с. 5. Экомониторинг и аналитический контроль качества воды: учебное пособие / Под общ. ред. И.В. Якуниной, Н.С. Попова. – Тамбов: изд-о ИП Чеснокова А.В., 2011. -238 с. Краткое содержание: Водные экосистемы, их компоненты. Воздействие среды на водные экосистемы; внутренние взаимодействия в водных экосистемах. Проблема устойчивости и уязвимости водных экосистем. Водохозяйственные и водно-экологические проблемы и роль гидрологии в их решении. Перспективы развития гидрологии. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1: Круговорот воды в природе и водные ресурсы Земли Цель занятия: получить представление о мировом круговороте воды; на примере мирового круговорота воды проследить связь гидросферы с другими оболочками Земли. Учебно-наглядный комплекс: физическая карта мира, схема глобального круговорота воды, схема внутриматерикового влагооборота. Термины и понятия: физические причины круговорота: солнечная энергия, сила тяжести, звено круговорота воды океаническое, материковое, области внешнего стока, области внутреннего стока (бессточные области), главный водораздел земного шара, внутриматериковый влагооборот, коэффициент влагооборота, внутренний водообмен, внешний водообмен, период условного водообмена (условного возобновления вод). Справочно-информационный материал: Таблица 1 - Запасы воды на земном шаре
Таблица 2 - Изменение объема водных объектов на Земле
Вопросы для беседы:
Таблица 3 – Средний годовой водный баланс Земли
Задание 1. Пользуясь физической картой мира, отметьте на контурной карте главный водораздел земного шара, наиболее обширные области внешнего и внутреннего стока. Задание 2. Рассчитайте отдельные статьи и завершите водный баланс Земного шара, данные занесите в таблицу 3. Задание 3. Рассчитайте коэффициент условного водообмена и период условного возобновления вод Мирового океана. Задание 4. Рассчитайте коэффициент условного водообмена и период условного возобновления речных вод. Задание 5. Рассчитайте коэффициент условного водообмена и период условного возобновления подземных вод. |
Тема проекта Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | Недели: «Вода» Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | ||
Протокол №11 от «8» июня 2010 г Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | Визитная карточка исследовательского проекта «Волшебница – вода» Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | ||
Урок по природоведению 5 класс. Урок можно сопровождать электронной презентацией Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | Реализация требований нового образовательного Стандарта при изучении... Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010 Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета | Учебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | ||
Учебно-методическое пособие москва 2005 Одинцова В. П., Федоров И.... Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»:... | Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и... Учебно-методическое пособие по курсу Антимонопольная политика и защита прав потребителей разработано для студентов вузов, обучающихся... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | Учебно-методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Т 19 Тараненко О. Н. Инвестиционные менеджмент: Учебно-методическое пособие.: – Пятигорск: рио кмвис, 2011 — 86с | ||
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Методическое пособие по курсу персональная электроника жидкокристаллические... Методическое пособие предназначено для изучения курса «Персональная электроника» студентами специальности 200800, а также может быть... |