1. Гносеология и эпистемология





Скачать 59.58 Kb.
Название1. Гносеология и эпистемология
Дата публикации23.07.2013
Размер59.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
1. Гносеология и эпистемология.

Гносеология – это раздел философии, в которой изучается природа познания, его возможности, отношение знания к действительности и выясняются условия достоверности и истинности знания.

Эпистемология – раздел философии, которой изучает научное знание.
2. Субъект и объект познания.

Субъект – носитель предметно-практической деятельности.

Объект – это то, на что направлена предметно практическая деятельность субъекта.
3.Три точки зрения на источник познания в Новое время.

Эмпиризм - источником научного знания является чувственно воспроизводимые факты опыта.

Сенсуализм - единственным источником наших знаний является деятельность органов чувств.

Рационализм. Разум – это единственный источник наших знаний о бытие.
4. Понятие опыта у Локка. Виды опыта.

Опыт - совокупность всего того, с чем человек имеет дело непосредственно на протяжении жизни.

Опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Внутренний же опыт через рефлексию обращен на изучение своих собственных наблюдений.
5. Метод картезианского сомнения Декарта.

Принимать за истину лишь то, что является для ума столь ясным и очевидным, что не остается ни малейшего основания для сомнений.
6. И. Кант.

Априори - знание, полученное независимо от опыта.

Апостериори - знание, полученное из опыта.

Трансцендентальное - то, что присуще сознанию и может быть познано.

Трансцендентное — то, что находится за границами сознания и не познаваемо.

Феномен — явление, постигаемое при помощи чувств.

Ноумен — явление, не постигаемое при помощи чувств, постигаемую только умом.

Три вида познавательных возможностей: чувственность, рассудок и разум.
7. В чем смысл прагматического метода.

Прагматический метод - это метод улаживания философских споров. Прагматический метод пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия. Если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то оба противоположных мнения означают по существу одно и то же, и всякий дальнейший спор здесь бесполезен.
8. Верификация и фальсификация.

Верификация - научная процедура, результат которой установление истинности гипотезы посредством ее эмпирической или теоретической проверки. Принцип верификации - подтверждение на истинность.

Фальсификация - научная процедура, результат которой установление ложности гипотезы посредством ее эмпирической или теоретической проверки. Принцип фальсификации - опровержение неистинности

9. Понятие контриндукции у Фейерабенда.

Контриндукция – гносеологический метод согласно которому новые теории выводятся не напрямую из старых, а из оснований противоречащих этим старым теориям.
10. Кун: парадигма и дисциплинарная матрица.

Парадигма – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Дисциплинарная матрица – термин, тождественный парадигме, более позднее название; дисциплинированный т.к. принуждает научное сообщество к единому стилю мышления, матрица т.к. представляет собой некие упорядоченные элементы.
11. Познание и его виды

Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Обыденное, научное, мифологическое, религиозное, художественное, философское...
12. Знание и его виды.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, её верное отражение в сознании человека.

( Знание – информация, которая отражает объективные свойства предмета. )
Житейские, донаучные, художественные, научные (эмпирические и теоретические).
13. Понятия: наука, научный факт, научная проблема, гипотеза, научная теория.

Наука - познавательная деятельность и выраженные в научных трудах результаты этой деятельности. Научный факт — это факт, подтверждённые научным экспериментом

Научная проблема – задача, требующая разрешения, и возникающая в результате осознания противоречий между старой и новой теорией, и, соотв., новыми научными фактами, которые объяснить с помощью старой теории невозможно.

Гипотеза – это идея, содержащая предположение о существовании закона, который объяснял бы сущность фактов.

Научная теория – это логически обоснованная проверяемая на практике система знаний об определённом классе явлений.
14. Эмпирические методы научного познания.

  1. Наблюдение

  2. Эксперимент

  3. Опыт

  4. Описание (о_О)


15. Теоретические методы научного познания.

  1. Метод абстрагирования

  2. Обобщение

  3. Анализ

  4. Индукция

  5. Дедукция

  6. Исторический и логический

  7. Метод идеализации

  8. Аксиоматический метод


16. Истина, ложь, заблуждение, дезинформация.

Истина - соотношения наших знаний и действительности.

Ложь - намеренное искажение истины, обман.

Заблуждение - ложное мнение, непреднамеренное искажение истины.

Дезинформация – ложная информация, распространение искажённых или заведомо ложных сведений.

Чем отличается заблуждение от дезинформации ? (^_^)
17. Практика и её виды.

Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на объект с целью его преобразования для удовлетворения потребностей.

Материальная, социальная, научный эксперимент, духовная практика.

18. Чувственное познание и его формы.

Чувственное познание - непосредственное получение информации через органы чувств.

  1. Ощущение

  2. Восприятие

  3. Представление

19. Рациональное познание и его формы.

Рациональное познание - абстрактно-логическое мышление.

  1. Понятие

  2. Суждение

  3. Умозаключение


20. Сознание, четыре сферы сознания, бессознательное, самосознание.

1) Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга (дальше мона определение не знать)), заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отображении действительности, в конструктивно творческом преобразовании этой деятельности, в предварительно мысленном построении действий, предположении результатов действий и разумном регулировании поведения.

Самосознание это отношение к себе, к своим качествам, состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

I сектор – сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания

II сектор – логико-понятийная компонента.

III сектор эмоциональная компонента.

IV сектор – ценностно-мотивационная (ценностно-смысловая) компонента.

Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.
21. Язык, естественные и искусственные языки. Речь.

Язык - это социо- культурная детерминированная система знаков, служащая средством мышления, познания, хранения и передачи информации, а также управление человеком.

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития общества, необходим для общения.

Искусственные языки создаются человеком для каких-либо определенных целей (логика).

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
22. Знак, значение, символ.

Знак – материальный объект, который в общении, мышлении представляет или замещает какой-либо другой объект. Группы знаков: знаки-индексы; знаки-образы; знаки-символы;

Значение - содержание, информация, связываемые с тем или иным знаком.

Символ- идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Гносеология и эпистемология iconМ философия (Логика научного познания, гносеология, эпистемология) Вопросы к экзамену
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
1. Гносеология и эпистемология iconРабочей программы учебной дисциплины философия (Логика научного познания,...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
1. Гносеология и эпистемология iconТема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
1. Гносеология и эпистемология iconСеминарское занятие №12. Тема: Гносеология философское учение о познании....
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
1. Гносеология и эпистемология iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
1. Гносеология и эпистемология iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
1. Гносеология и эпистемология iconПлан введение Основные формы познания. Особенности и разновидности...
Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и...
1. Гносеология и эпистемология iconЭто обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений...
Знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск