Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и





НазваниеЭто обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и
страница1/12
Дата публикации27.03.2015
Размер1.44 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1. Мировоззрение

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Типы мировоззренческих систем:

-Космоцентризм, древней демократической философии

-Теоцентризм, философии и культуры средних веков.

-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.
Структура:

1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека.

-Натуралистические(природные)

-гуманитарный(социальный) компоненты

-методологическая

2.ценности - аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

-предметная ценность

-субъективная ценность

3. убеждения - праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости.

4. чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.

-эмоционально - психологическая (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения) - мироощущение;

-опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.)- мировосприятие;

-познавательно - интеллектуальная сторона (подключение рациональных качеств) - миропонимание.

классификации :

по субъекту:

- личностная форма -мировоззрение класса -социальной группы -общества в целом или определенной исторической эпохи.

По полноте:

а) нетеоретическое формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) философско-теоретическое

в) научное мировоззрение

По генезису:

мифологическое

Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Хар-ка:

1.Эмоц-образная форма выражение

2.антропоморфизм

3.отсутствие рефлексивности

4.неразделённость

5. практическая направленность

Функции: 1.регулирующая , 2. обобщающая , 3.объясняющая
религиозное

Религиозное мировоззрение

исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

хар-ся верой в сверхъестественное

3 тенденция развития от политеизма к монотеизму

4 религиозный культ

5 иррационалистическая

Функции: 1. социально-обобщающая 2. психологическое убежищу 3 объясняющая 4 регулирующая
философское- Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.

2. Предмет и основные функции философии.

Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении.

Основной вопрос философии- вопрос об отношении мышления к бытию.

Три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы:

Проблема универсума

Проблема человека.

Проблема взаимосвязи человека и мира.

В древности вычленяются проблемы сущности явлений и единства и первоосновы мира. Сократ :Главная задача философии в познании человека –высшей и единственно достойной цели. Философские учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания как источника и основания всего существующего. Поэтому первые философские концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурфилософия. В рамках древних философских школ и направлений натурфилософия трансформируется в онтологию – учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

Развитие проблематики познания космоса, первоначал бытия как такового, было связано со становлением логики (наука о законах правильного мышления, об универсальных формах и средствах рационального познания) и эпистемологии (как раздел философии, изучающий проблемы знания и познания.

Философия обращается к исследованию природы и сущности человека. Так зарождается антропология– учение о человеке, в котором вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая проблема. Поскольку человеческое существование сопряжено со сферой нравственных ценностей и поступков, а также протекает в обществе, философское познание расширяет область своей определенности и формирует такие философские дисциплины, как этика, эстетика, политика и др.

А также:

1). Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе

2). Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо

3). Проблемы преобразовательной деятельности человека, или праксиологии: способен ли человек преобразо­вать мир

4). методология

- диалектика

- метафизика

Специфика:

-Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого

-Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей.

-Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

-Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией

Функции философии:

мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения, состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она связана с осмыслением таких проблем, как природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение. Круг этих вопросов относится к так называемым «вечным» проблемам человеческого бытия.

методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику, состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира.

Регулятивно-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности.

Логическая функция философии состоит в разработке категориально-понятийного аппарата научного мышления.

аксиологическая - духовные ценности

гуманистическая - воспитание гуманистических идей.

Социально-критическая состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры. Эта функция проявляется в обосновании системы социальных целей и ценностей, идеалов переустройства общества, исходя из различных идеологических представлений и социально-классовых интересов. Реализуется в следующих основных направлениях:1) философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. 2) она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. 3)в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм.

Концепции генезиса философии:

-мифогенная- философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму.

-гносеогенная- рассматривает философию как результат становления протонаучного знания.

3. Материализм и идеализм, их сущность и значение.

Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:

1) Что является первичным

А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное

материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия:, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие "натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. (материя первична, а сознание вторично 3 стадии :наивный(Греция, Китай), метаф-ий(Новое время)(механистический), диалектический

идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).

Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

Б) дуализм признаёт 2 первоначала мира(Аристотель, Декарт)

2)Познаваем ли мир.(1 гностицизм (Оптимизм) - признание познаваемости мира 2 агностицизм - отрицание познаваемости мира. 3) Скептицизм не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира

4. Философия древнего Китая.

Подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период 6-3вв. до н.э., который по праву называется золотым веком китайской философии. Именно в этот период происходит формирование китайский философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософовских

Всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:

    1. предфилософский (10-8 в. до н.э.).

Для данного периода характерно:

    • формируются основные литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга истории)

    • развивается почитание культа предков, который строился на признании влияния умерших, на жизнь и судьбу потомков

    • жертвоприношение духам природы и предкам

    • мифологическая форма мышления – господствующая

    • развивается кровно-родственная община, осознается ее ценность

    • формируется поклонение небу

    • формируется представления о человеке как о большой семье


2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)

Для данного периода характерно:

    • формирования идеи перемен

    • формирование учений об Инь и Ян – противоположные начала

    • формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют воду, огонь, металл, землю, дерево

    • формируется учение о даах


3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).
Для этого периода характерно:

    • происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю

    • острая социальная борьба между царствами

    • расцвет культуры и философии

    • формирование даосизма, конфуцианства


Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно:

    • специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры)

    • приверженность традиций. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции.

- светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как конфуцианство и легизм.

    • холизм – философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей

    • интуитивность как метод познания

    • включенность человека в систему этических отношений


Школы в китайской философии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconПамятка для студентов всех направлений по изучению дисциплины «Проблема...
Предметом изучения данной дисциплины является совокупность философских представлений о человеке, связанных с пониманием его природы...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconПамятка для студентов всех направлений по изучению дисциплины «Проблема...
Предметом изучения данной дисциплины является совокупность философских представлений о человеке, связанных с пониманием его природы...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconРеферат По предмету психология На тему: «Понятие темперамента и его виды»
Одним из психических свойств личности является темперамент человека. Темперамент совокупность душевных и психических свойств человеческой...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconВход Господень в Иерусалим
Рублева, равно как и в творчестве Пушкина, отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconА. Н. Орлов в современной концепции образования исходя из представлений,...
Человека в человеке, цель системы педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
Цель: формирование у учащихся через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconЧто такое современный урок?
Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и icon«Офтальмология»
Мы знаем, что медицина изучает физиологию и анатомию человека. А человек – это целостная система, от которой нельзя отщепить один...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconКонтрольная работа по дисциплине «Культурология»
«Картина мира» в сознании человека культуры. Их историческое разнообразие: мифологическое, религиозное, мистическое, научное понимание...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconПрограмма курса «окружающий мир»
Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconПроект на тему: «Большое космическое путешествие»
...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа строится на основе наблюдения и изучения окружающей реальности – это одно из важных условий успешного освоения детьми программного...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconНа уроке музыки
Иначе говоря, творческое начало в человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconУчебного курса «Информатика и икт» для 4 класса
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах...
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и iconОдним из средств выражения авторского отношения к теме текста является...
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск