Скачать 1.44 Mb.
|
1. Мировоззрение Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. Типы мировоззренческих систем: -Космоцентризм, древней демократической философии -Теоцентризм, философии и культуры средних веков. -Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков. Структура: 1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека. -Натуралистические(природные) -гуманитарный(социальный) компоненты -методологическая 2.ценности - аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений. -предметная ценность -субъективная ценность 3. убеждения - праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости. 4. чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. -эмоционально - психологическая (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения) - мироощущение; -опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.)- мировосприятие; -познавательно - интеллектуальная сторона (подключение рациональных качеств) - миропонимание. классификации : по субъекту: - личностная форма -мировоззрение класса -социальной группы -общества в целом или определенной исторической эпохи. По полноте: а) нетеоретическое формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение; б) философско-теоретическое в) научное мировоззрение По генезису: мифологическое Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека. Хар-ка: 1.Эмоц-образная форма выражение 2.антропоморфизм 3.отсутствие рефлексивности 4.неразделённость 5. практическая направленность Функции: 1.регулирующая , 2. обобщающая , 3.объясняющая религиозное Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. хар-ся верой в сверхъестественное 3 тенденция развития от политеизма к монотеизму 4 религиозный культ 5 иррационалистическая Функции: 1. социально-обобщающая 2. психологическое убежищу 3 объясняющая 4 регулирующая философское- Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. 2. Предмет и основные функции философии. Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении. Основной вопрос философии- вопрос об отношении мышления к бытию. Три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы: Проблема универсума Проблема человека. Проблема взаимосвязи человека и мира. В древности вычленяются проблемы сущности явлений и единства и первоосновы мира. Сократ :Главная задача философии в познании человека –высшей и единственно достойной цели. Философские учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания как источника и основания всего существующего. Поэтому первые философские концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурфилософия. В рамках древних философских школ и направлений натурфилософия трансформируется в онтологию – учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего. Развитие проблематики познания космоса, первоначал бытия как такового, было связано со становлением логики (наука о законах правильного мышления, об универсальных формах и средствах рационального познания) и эпистемологии (как раздел философии, изучающий проблемы знания и познания. Философия обращается к исследованию природы и сущности человека. Так зарождается антропология– учение о человеке, в котором вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая проблема. Поскольку человеческое существование сопряжено со сферой нравственных ценностей и поступков, а также протекает в обществе, философское познание расширяет область своей определенности и формирует такие философские дисциплины, как этика, эстетика, политика и др. А также: 1). Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе 2). Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо 3). Проблемы преобразовательной деятельности человека, или праксиологии: способен ли человек преобразовать мир 4). методология - диалектика - метафизика Специфика: -Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого -Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. -Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного. -Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией Функции философии: мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения, состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она связана с осмыслением таких проблем, как природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение. Круг этих вопросов относится к так называемым «вечным» проблемам человеческого бытия. методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику, состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира. Регулятивно-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности. Логическая функция философии состоит в разработке категориально-понятийного аппарата научного мышления. аксиологическая - духовные ценности гуманистическая - воспитание гуманистических идей. Социально-критическая состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры. Эта функция проявляется в обосновании системы социальных целей и ценностей, идеалов переустройства общества, исходя из различных идеологических представлений и социально-классовых интересов. Реализуется в следующих основных направлениях:1) философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. 2) она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. 3)в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм. Концепции генезиса философии: -мифогенная- философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. -гносеогенная- рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. 3. Материализм и идеализм, их сущность и значение. Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса: 1) Что является первичным А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия:, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие "натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. (материя первична, а сознание вторично 3 стадии :наивный(Греция, Китай), метаф-ий(Новое время)(механистический), диалектический идеализм (идеальное первично, а материальное вторично). Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека). Б) дуализм признаёт 2 первоначала мира(Аристотель, Декарт) 2)Познаваем ли мир.(1 гностицизм (Оптимизм) - признание познаваемости мира 2 агностицизм - отрицание познаваемости мира. 3) Скептицизм не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира 4. Философия древнего Китая. Подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период 6-3вв. до н.э., который по праву называется золотым веком китайской философии. Именно в этот период происходит формирование китайский философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософовских Всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:
Для данного периода характерно:
2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.) Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?) Для данного периода характерно:
3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.). Для этого периода характерно:
Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно:
- светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как конфуцианство и легизм.
Школы в китайской философии. |
Памятка для студентов всех направлений по изучению дисциплины «Проблема... Предметом изучения данной дисциплины является совокупность философских представлений о человеке, связанных с пониманием его природы... | Памятка для студентов всех направлений по изучению дисциплины «Проблема... Предметом изучения данной дисциплины является совокупность философских представлений о человеке, связанных с пониманием его природы... | ||
Реферат По предмету психология На тему: «Понятие темперамента и его виды» Одним из психических свойств личности является темперамент человека. Темперамент совокупность душевных и психических свойств человеческой... | Вход Господень в Иерусалим Рублева, равно как и в творчестве Пушкина, отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать... | А. Н. Орлов в современной концепции образования исходя из представлений,... Человека в человеке, цель системы педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Технология» Цель: формирование у учащихся через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности | Что такое современный урок? Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти... | ||
«Офтальмология» Мы знаем, что медицина изучает физиологию и анатомию человека. А человек – это целостная система, от которой нельзя отщепить один... | Контрольная работа по дисциплине «Культурология» «Картина мира» в сознании человека культуры. Их историческое разнообразие: мифологическое, религиозное, мистическое, научное понимание... | ||
Программа курса «окружающий мир» Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на... | Проект на тему: «Большое космическое путешествие» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа строится на основе наблюдения и изучения окружающей реальности – это одно из важных условий успешного освоения детьми программного... | На уроке музыки Иначе говоря, творческое начало в человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному... | ||
Учебного курса «Информатика и икт» для 4 класса Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах... | Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является... Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или... |