Скачать 103.49 Kb.
|
Педагогическая антропология А.Н. Орлов В современной концепции образования исходя из представлений, что преподаватель – это не только профессия суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждение Человека в человеке, цель системы педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога нового типа, ориентированного на Человека. В соответствии с этим, цель курса «Педагогическая антропология» – изучение человека в процессе его образования. Изучение курса позволит будущему преподавателю: – осмыслить особенности развития педагогической антропологии в контексте становления антропологических наук; – обобщить и систематизировать знания о развивающемся Человеке, полученные при изучении отдельных учебных дисциплин; – понять основные подходы к целостному постижению Человека, сложившиеся в истории культуры; – развивать практические умения и навыки, необходимые в гуманно-ориентированной образовательной практике. В основу программы положено интегративное знание о Человеке как био-психо-социо-культурной системе, представлены различные подходы к пониманию его целостной природы; процессов развития и воспитания. В рамках предлагаемого курса уделяется внимание развитию умений и навыков самопознания, самовоспитания и самосовершенствования, а также способности понимания каждого конкретного человека и оказания помощи ему в утверждении в нем личности. Курс рассчитан на 30 аудиторных часов, в том числе 10 часов – лекции, 10 часов – семинарские занятия, 10 часов – лабораторно-практические занятия. Форма итогового контроля – зачет. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание лекционного курса Тема 1. Становление антропологии как интегрального научного знания о Человеке (2 часа) Человек как ценностная мера всего сущего. Зарождение философии человека (Сократ, Платон, Аристотель). Идеи гуманизма в философии (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци). Русская философская мысль о целях и задачах образования (М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев). Антропологический принцип философии (Л. Фейербах, М. Шелер). Философская антропология как фундамент постижения Человека и его бытия. Опыт философской антропологии. Ограничения предмета изучения антропологии. Антропология как отрасль естествознания. Недостаточность анализа Человека в рамках антропологии как биологической дисциплины. Региональные антропологии (культурологическая, социальная, психологическая, педагогическая и др.). Тенденции к интегральному исследованию Человека. Противоречивые оценки возможности комплексного изучения Человека. Тема 2. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии (1 час) К.Д. Ушинский – отец русских учителей. Капитальный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Предмет педагогической антропологии в трактовке К.Д. Ушинского. Основные понятия теории К.Д. Ушинского – тело, душа и дух как специфические человеческие образования. Обеспечение целостности развития ребенка в единстве формирования тела, души и духа. Педагогическое переосмысление данных физиология и психологии в выработке педагогических правил и рекомендации. Педагогика как искусство. Педагогика в «обширном» и «тесном» смысле. Требования К.Д. Ушинского к педагогу. Специфика подготовки народного учителя. Вклад К.Д. Ушинского в теорию воспитания и образования. Дальнейшее развитее идей К.Д. Ушинского о педагогической антропологии. Тема 3. Педология как наука о ребенке (1 час) Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Герберт – педагоги-гуманисты, предшественники педологов. Конец XIX - начало XX веков – зарождение педологии как науки (С. Холл, Э. Мейман, Э. Торндайк). Первые собственно педологические исследования в России (Н.Е. Румянцев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и др.). Развитие идей К.Д. Ушинского в педологическом направлении (М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский). Предмет изучения педологии – человек как естественное целое. Педология – научный фундамент педагогики. Основные принципы и категории педологии. Научные методы педологии. Характеристика детских возрастов и практические рекомендации П.П. Блонского. Подготовка педагога в Академии социального воспитания (Академия коммунистического воспитания). Культурно-исторические концепции Л.С. Выготского. Вклад Л.С. Выготского в развитие детской психологии. Проблемы развития психики. Достижения и слабости педологической науки. Тема 4. Системный подход в изучении Человека (2 часа) Феномен Человека. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Человек как природное явление и как душевно-духовное образование. Человек в специальных науках. Идеальные модели человека в науке. Проблемы целостного постижения Человека. Системный подход как методологическое направление. Понятия и характеристики системы. Особенности гуманитарных систем. Человек как био-психо-социо-культурная система. Синергетика – наука о саморазвивающихся системах. Человек с позиции синергетики. Преимущества системного подхода в изучении Человека. Человек в разных сферах культуры: в философии, искусстве, религии. Отличие философского познания Человека от специально-научного. Особенности религиозного учения о Человеке. Достоинства познания Человека средствами искусства. Художественный образ как способ целостного представления Человека. Тема 5. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (2 часа) Человек как природное существо. Понятие об индивидных свойствах человека. Тело как способ родового бытия сознания. Общее строение нервной системы человека. Функциональная организация работы мозга. Учение И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского о физиологических основах психической деятельности. Многомерность категории «деятельность». Человек: как субъект деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели. Психика как структурно-функциональная целостность. Три раздела душевной жизни в психологических учениях: желания (воля), чувства, разум. Человек среди людей. Личность как социо-культурная реальность. Структура личности и ее целостность. Сознание как основной инструмент личности. Понятие о сознании в философии и психологии. Психологическая структура сознания. Сознание как целое. Человеческая индивидуальность. Свобода и ответственность. Самореализация и творчество. Тема 6. «Антропное движение» второй половины XX века (2 часа) Потребность общественной практики в едином фундаментальном учении о Человеке. Особенности развитая научного знания о Человеке во второй половине XX века (проблема Человека – общая проблема для всей науки в целом; дифференциация, специализация отдельных наук; интеграция научного знания о Человеке). Синтетическое человекознание Б.Г. Ананьева как психологическое направление постижения целостной природы человека. Интеграции общественных, естественных и технических наук в процессе изучения Человека. Учение В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности. Человек как большая иерархическая саморегулируемая система. Иерархические уровни этой системы. Однозначные и многозначные связи индивидуальных свойств человека. Гомология как область синтетических знаний о многомерной сущности и многообразных сторонах существования человека. Человековедение – новое течение, направленное на постижение его интегральной природы. Антропологический и культурологический подходы – пути гуманизации системы образования. Влияние педагогической антропологии на стратегию образования, процесс целеполагания, систематизацию содержания образования, воспитания и обучения. Тенденция развития антропологического направления в науке как интегрального знания о Человеке. Содержание семинарских и лабораторно-практических занятий Семинарское занятие 1. Становление антропологии как интегшрального научного знания о Человеке. Вопросы и задания:
Темы рефератов: 1. Этапы становления антропологии как интегральной гуманитарной дисциплины. Семинарское занятие 2. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии Вопросы и задания:
Темы рефератов:
Семинарское занятие 3. Педология как наука о ребенке Вопросы и задания:
Темы рефератов: 1. Принцип природосообразности в педагогической мысли (Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Пестолоцци, И. Гербарт). Семинарское занятие 4. Системный подход в изучении Человека Вопросы и задания:
Темы рефератов:
Семинарское занятие 5. Индивид, личность, индивидуальность Вопросы и задания:
Темы рефератов:
Семинарское занятие 6. «Антропное движение» второй половины XX века Вопросы и задания:
Темы рефератов:
Лабораторно-практическое занятие 7. Искусство взаимодействия Лабораторно-практические занятия проектируются в соответствии с особенностями группы, делается: упор на тот или иной вид работы. Ниже представлен материал, который может быть использован на занятиях.
|
Это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений... Знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают... | «Работа с одарёнными детьми в процессе изучения английского языка» Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды... | ||
Материалы Интернета Особенности педагога, работающего с одаренными детьми Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды... | Мастер-класс бориса хлебникова и ивана лебедева «режиссура и монтаж» Борис Хлебников И говоришь: «Давай что-нибудь сделаем». И режиссер монтажа фактически перепридумывает с тобой твое кино. В результате профессия режиссера... | ||
Быть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие... Быть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье... | Уроки биологии в школе Многие думают, что биология это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть... | ||
«Без многого может обойтись человек, только не без человека» Я считаю, что высказывание Людвига Берне, немецкого публициста и писателя, о том, что «без многого может обойтись человек, только... | Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии Основной целью литературного образования, как обозначено в современной концепции гуманитарного образования, является становление... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Быстрый ритм, высокая интенсивность современной жизни и неумение управлять собой приводят к тому, что человек постоянно находится... | Рабочая программа дисциплины Предполагается, что разработчик только один преподаватель, но ведь на практике это не так. Молодцов М. В | ||
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии... Основная цель современной школы: это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создать... | Реферат: Метод философии Гегеля Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает... | ||
«Школа молодого специалиста. Путь к успеху» Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны... | Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение... | ||
1. Моя будущая профессия – социолог Моя будущая профессия – социолог Кроме того мне известно, что в настоящее время наряду с экономистами, юристами на рынке труда вырастает спрос и на социологов. Это... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кроме этого, одной из важнейших задач курса химии в современной школе является формирование гуманистических и экологических представлений.... |