Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии





НазваниеПроектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии
Дата публикации26.09.2014
Размер46.2 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии

Малышева Наталья Валентиновна,

учитель литературы

МАОУ «Гимназия №6» г. Перми

Основной целью литературного образования, как обозначено в современной концепции гуманитарного образования, является становление духовного мира личности, создание условий для внутренних потребностей личности в совершенствовании, в реализации творческих возможностей.

В процессе достижения этой цели происходит формирование таких ключевых компетентностей учащихся, как читательская, общекультурная литературная, речевая, ценностно-мировоззренческая.

Ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические и нравственные позиции.

Важную роль в формировании ценностно-мировоззренческой компетентности учащихся играет краеведение. Оно помогает развить гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважительное отношение к литературе и культурным ценностям.

Специфика духовной культуры Пермского края, богатство художественных тенденций дает возможность разнообразной и последовательной работе по изучению литературы Пермского края в контексте общероссийского литературного процесса.

Возможны следующие формы краеведческой работы: традиционные уроки с фрагментарным введением краеведческого компонента, специализированные факультативы и кружки, внеклассная работа с краеведческим содержанием.

В нашей гимназии была найдена такая форма краеведческой деятельности, как литературный музей-клуб. Сравнивая его с другими формами внеклассных занятий, можно выделить его преимущества перед ними: стабильность, массовый характер работы, систематичность.

Являясь частью единой культурно-образовательной среды гимназии, музей-клуб создает условия, благоприятные для формирования ценностно-мировоззренческой компетентности гимназистов.

Основные направления работы музея-клуба представлены на рисунке 1:



Рисунок 1. Направления работы музея-клуба
Литературный музей появился в результате проектной деятельности гимназистов. В его экспозиции – фотографии, книги с автографами писателей, сувениры, предметы старины, детские поделки и рисунки.

Традиционными стали творческие встречи с писателями, поэтами, художниками и другими деятелями культуры Прикамья. Яркие впечатления остались у детей после общения с С.Михалковым, Л.Давыдычевым, Р.Беловым, Л.Кузьминым, И.Христолюбовой, А.Ивановым, Л.Копко, А.Зелениным, С.Ковалевым и др.

Программа кружка «Детская литература Прикамья» базируется на фольклоре народов Прикамья, взаимодействии фольклора и литературы. Программа предусматривает изучение произведений тех писателей, чье творчество так или иначе связано с нашим краем. При составлении программы учитываются психологические особенности подросткового возраста, доминирующий интерес подростка к своему внутреннему миру. Поэтому в программу включены такие произведения, как «Два капитана» В.Каверина, «Кража» В.Астафьева, «Загадочная личность» И.Христолюбовой, «Алые паруса» А.Грина, «Эта милая Людмила» Л.Давыдычева. Эти произведения пронизаны гуманизмом, направлены на формирование ценностно-мировоззренческой компетентности.

На занятиях кружка используются компьютерные презентации, которые дают возможность учащимся находить информацию биографического и литературного характера, вырабатывать собственную концепцию литературного произведения.

Литературные праздники являются результатом проектной деятельности учащихся. В 2012 году такой праздник был посвящен 85-летию со дня рождения Л.И.Давыдычева. В ходе подготовки к нему пятиклассники читали книги писателя, участвовали в викторине и конкурсе рисунков, смотрели фильмы по его произведениям, совершили литературную экскурсию по Перми, побывав у памятника Ивану Семенову. Самым главным событием стала постановка спектакля «Балдин угрожает детям» (по книгам Л.Давыдычева), впервые этот спектакль был поставлен в 1988 году и показан на творческой встрече с Л.И.Давыдычевым.

К 290-летию города Перми совместно с «Радомир-праздником» был осуществлен проект «Бажовских сказов дивные места». В рамках этого проекта шестиклассники побывали в доме-музее Бажова и на могиле писателя в Екатеринбурге, послушали оперу «Малахитовая шкатулка» в Пермском театре оперы и балета. Завершился проект постановкой спектакля по сказам П.Бажова.

Творческие способности гимназистов раскрываются в литературных конкурсах, которые проходят в гимназии ежегодно. В нашей гимназии учились яркие творческие люди. Например, поэт и исполнитель песен С.Наговицын, которого с легкой руки В.Токарева на западе стали называть «золотым голосом русского шансона». Поэтесса и журналистка Н.Разбитнова, памяти которой посвящен фестиваль «Ангелы, зажгите свечи звезд», в рамках которого проходят конкурсы «Хрустальная звезда», «Проба пера», «Театральный калейдоскоп». Главная задача этого конкурса – выявление творчески одаренных детей.

Особого внимания заслуживает реализация проекта «По литературным местам России». Где только не побывали гимназисты за время существования литературного клуба! Это музеи А.Гайдара в Перми, В.Каменского в Троице, П.Бажова в Екатеринбурге, А.Пушкина в Санкт-Петербурге, А.Грина в Кирове и Феодосии, В.Шукшина в Сростках на Алтае, Н.Островского в Сочи, В.Короленко в Джанхоте.

В год юбилея М.Цветаевой границы нашего литературного проекта расширились: гимназисты посетили не только ее музей в Елабуге, но и совершили удивительные экскурсии по Праге, узнав много интересного о пражском периоде жизни М.Цветаевой.

Знакомство с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов вызывает у школьников чувство гордости за соотечественников, ощущение причастности к истории и культуре России.

Примером того, как нужно относиться к своей культуре стал для учащихся гимназии музей Астрид Линдгрен в Стокгольме. В парящем над землей вагончике поезда можно прокатиться по всему сказочному миру, созданному писательницей. Встретиться с Мадикен в саду возле ее дома и с Эмилем во дворе в Леннеберге, побывать в лесу у Рони – дочери разбойника, в Нангияле у братьев Львиное сердце.

Литературный музей-клуб играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся, в умении отстаивать гуманистические позиции.

давыдычев 6

Л.И.Давыдычев на встрече со школьниками в 1988 году

picture

На встрече с пермским писателем Л.Копко

h:\новая папка\img_8715.jpg

У памятника писателю П.Бажову на Ивановском кладбище в Екатеринбурге

9

Сцена из спектакля «Балдин угрожает детям»

бажов новое 3

Участники спектакля «Малахитовая шкатулка»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconМетодическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации...
Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся»
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconКурсовая работа по методике преподавания литературы
Ii. Практическое применение форм литературно – краеведческой работы в школе
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconФормирование профессиональной компетентности будущего учителя-филолога...
Охватывает обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, обсуждения и оценки литературно-краеведческого материала
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconАнализ учебно-воспитательной работы маоу «Гимназия №139» Приволжского...
С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся гимназии в 2011–2012 учебном году коллектив...
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconПроектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического...

Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconАнализ методической работы гимназии за 2012-2013 учебный год
...
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии icon«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность...
Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,...
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconПроектная деятельность младших школьников
Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества....
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconАнализ инновационной, экспериментальной и научно- методической работы...
Направление работы гимназии «Обеспечение высокого уровня качества гимназического образования в соответствие с образовательным заказом...
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconГимназии
Деятельность педагогического коллектива гимназии №10 регламентировалась следующими документами: Конституцией рф, Законом «Об образовании»,...
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconПроект методика организации краеведческой работы в профильных классах
Муниципальное образовательное учреждение бокситогорская средняя общеобразовательная
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconПоложение о рефератах как форме исследовательской работы в Гимназии №63
Настоящее Положение создано с целью выработки в Гимназии единого подхода в процессе работы преподавателей и учащихся Гимназии при...
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения Тверской гимназии №10
Деятельность педагогического коллектива гимназии №10 регламентировалась следующими документами: Конституцией рф, Законом «Об образовании»,...
Проектная деятельность в организации литературно-краеведческой работы в гимназии iconЗаведующей библиотекой Медведевой Т. И. в период 2001 – 2005 гг созданы методические пособия
Инновационные подходы в организации краеведческой работы в школьной библиотеке моу сош №15 им. Г. Е. Николаевой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск