Курсовая работа по методике преподавания литературы





Скачать 289.63 Kb.
НазваниеКурсовая работа по методике преподавания литературы
страница1/2
Дата публикации18.11.2014
Размер289.63 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Литература > Курсовая
  1   2


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н. Г. Чернышевского»

Филологический факультет
Кафедра литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературное краеведение в школе.

Студентки 4 курса

заочной формы обучения

Резановой Любови Сергеевны
Научный руководитель:

к.ф.н., доцент Сергеева В. А.
Чита- 2012

Оглавление

стр.
Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Формы литературно – краеведческой работы в школе…………….....6

1. 1. Понятие литературного краеведения………………………………………6

1. 2. Урочные формы работы по литературному краеведению………………10

1. 3. Формы внеклассной работы по литературному краеведению………….15

Глава II. Практическое применение форм литературно – краеведческой работы в школе…………………………………………………………………..22

2. 1. Анализ работы по литературному краеведению в Газимуро – Заводской средней общеобразовательной школе…………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………25

Библиографический список……………………………………………………..27

Введение.

Актуальность исследования.

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, в первую очередь, легендарным военным прошлым нашего края. Но культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине».

Поэтому литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом крае.

Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия.

В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования, созданы вариативные программы, учебники для всех типов общеобразовательных учреждений. На первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности учащихся. Во многих регионах РФ создаются предметные курсы, связанные с литературным краеведением, такие как «Фольклор и литература Забайкалья». В учебный план школ введен региональный компонент по литературному краеведению.

Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае.

Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы - слово.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.

Многообразный опыт краеведческой работы раскрывается в докладах и сообщениях учителей, участников научно-практических конференций, и в создаваемых на основе выступлений сборниках статей [2].

Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.

Учителя и школьные коллективы накопили опыт краеведческой работы.

В книгах М. А. Рыбниковой и В. В. Голубкова, М.Д. Янко [12] содержатся важные мысли о связи школьного изучения литературы с жизненным опытом учащихся, о творческих письменных работах школьников на основе наблюдений над окружающей действительностью, об экскурсиях и походах по литературным местам родного края. Этой проблеме посвящены многочисленные статьи, например, Калашниковой О. М. «Метод исследования и интерпретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения» [5], Вавиловой В. Г. «Региональный компонент в работе учителя – словесника» [4] и других.

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направлений, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает создание определенной системы в занятиях.

Объект исследования: изучение литературного краеведения в школе.

Предмет исследования: урочные и внеурочные формы литературного краеведения в школе.

Цель исследования: описание форм литературного краеведения в школе, анализ их использования в современной школе.

Задачи исследования:

  • собрать и систематизировать исследовательскую литературу по проблеме;

  • раскрыть понятие литературного краеведения;

  • определить формы литературного краеведения в школе;

  • дать характеристику каждой из форм по литературному краеведению;

  • проанализировать работу по литературному краеведению в Газимуро – Заводской средней общеобразовательной школе.

Глава I. Формы литературно – краеведческой работы в школе.


    1. Понятие литературного краеведения.

От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Школьные годы – самая благодатная пора для воспитания священного чувства любви к Родине. Значительно возрастает социальная значимость краеведческой работы, которая строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеучебной работе. Положительная тенденция роста в значительной степени связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально - регионального компонента. [14]

Современное краеведение отличается многообразием форм организации и содержания. По организационным формам различают государственное, школьное и общественное краеведение. Каждая из этих форм имеет свои цели, задачи, субъекты и направления деятельности.

Государственное – в лице музеев, архивов, научно-исследовательских организаций и учреждений занимается изучением, сохранением и пропагандой исторического, культурного и природного наследия в крае.

Общественное – имеет те же задачи и направления деятельности, однако представлено иными субъектами: общественными организациями, объединениями, клубами, а также индивидуальными исследователями края. Последние, работая на энтузиазме, вносят подчас не меньший вклад в изучение края, чем государственные институты.

Школьное – представлено двумя направлениями: урочным и внеклассным. Первое направление имеет цели и задачи образовательного характера. Второе – преимущественно – воспитательного. Субъектами школьного краеведения являются педагоги, учащиеся, иногда родители школьников.[10]

В настоящее время к проблемам региональной культуры приковано пристальное внимание педагогов, краеведов, теоретиков и практиков, исследователей и методистов, журналистов, энтузиастов – ревнителей отечественной культуры. Вызывают оживлённую полемику сам предмет, объект исследования, история региональной культуры (методология, содержание, методика; опыт, традиции, перспективы; термины, дефиниции, понятия).

Само понятие имеет различные толкования, значения. Выделим три из них – наиболее приемлемых, практически значимых для просветительской работы:

  • краеведение – освоение, осмысление, изучение какой-либо определённой территории, выделенной по административно-политическим или хозяйственным признакам;

  • краеведение – всестороннее освоение, осмысление, научная фиксация, исследование сравнительно небольшой территории «малой родины»;

  • краеведение – комплекс научных дисциплин, объектами которых являются: прошлое региона, природные условия, социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, края, республики. [15]

Краеведческая работа педагогически очень многогранна, это комплексная наука. А.С.Барков отмечал: «Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методикам». [14]

С.О.Шмидт считал: «Краеведение – как научная, так и научно-популяризаторская деятельность по изучению определенной территории».[14]

Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно – полезный и образовательно-воспитательный характер. Кроме этого краеведение имеет еще ряд специфических особенностей: приоритет воспитательных задач, применение общеучебных навыков познания и способов деятельности, реализация личностного, деятельностного подходов в процессе деятельности.

Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края. Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.). Практически эти цели в литературно- краеведческих исследованиях обычно переплетаются.

В России литературное краеведение зарождается в 30—40-х гг. 19 в. как разновидность краевой библиографии. Первоначально краеведы лишь регистрировали факты местной литературной жизни, слабо связывая их с судьбами общерусской литературы. И хотя до 1917 года появилось немало «обзоров жизни и трудов» писателей — уроженцев той или иной губернии - обзоры эти охватывали все же далеко не всю страну, причем собственно писатели в них не выделялись из ряда местных деятелей в других областях культуры. [16.]

Литературное краеведение - специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем.

Проблемы литературного краеведения:

  • изучение жизни и творчества местного писателя;

  • изучение писателя-классика (крупного писателя) в плане регионально-краеведческого начала;

  • исследование литературной жизни в области;

  • область в художественной литературе. (П.В.Куприяновский)

Литературное краеведение способствует изучению биографии и творчества писателя. Известно изречение Гёте: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта».[16]

Благодаря тому, что в литературном краеведении используются преимущественно местные источники (архивные, мемуарные, эпистолярные и др.), оно нередко вводит в научный оборот новые факты и документы, т. е. содействует развитию литературоведения. [16]

Важность работы по литературному краеведению, наверное, трудно переоценить. Комплексная работа (уроки краеведения, архивная и музейная работа, встречи с писателями, участие в краеведческих конференциях) может способствовать решению задач повышения качества образования. Краеведение – это одна из возможностей возрождения общества.[5]

1.2. Урочные формы работы по литературному краеведению.
Литературным краеведением (в обычно принятом понимании) в школе занимаются на уроках литературы, во внеклассной и внешкольной работе, при этом последние две формы занятия краеведением наиболее используемы в школьной практике и достаточно изучены в методике преподавания литературы.

На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по про­грамме материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными места­ми, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края[2].

Цель работы по литературному краеведению основана на изучении произве­дений художественной литературы в ракурсе региональных особенностей Забай­калья, на использовании совместной творческой деятельности учителя и учени­ков, их возможностей и интересов в совокупности с разнообразными действиями в плане гармонического развития личности. [6]

Знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы - общекраеведческие знания и региональные.

К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с тем или иным краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России.

Региональными знаниями являются знания литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев его и писателей, приезжавших в него или его описавших.

Объединяют эти знания умения видеть образ пространства в художественном тексте, различать в произведении реальное место действия и сюжетное пространство, соотносить локусы текста с сюжетно важными моментами, выделять пространственный тип героя.

Общекраеведческие знания учащиеся получают во всех классах, но в большей степени в старших, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество. Эти знания сообщаются учителем, приобретаются в процессе работы с текстами, учебниками, дополнительной литературой.

Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания целиком и полностью зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив, и от внимания словесника к литературному краеведению.

К региональным знаниям, прежде всего, относится начитанность в области региональной литературы (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях), знакомство с литературными местами родного края.

Исходя из того, что в основе литературного краеведения лежит художественное осмысление пространства, учитель главное внимание должен уделить произведению, художественному тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя об определенном крае, построить учебную и внеклассную работу школьников так, чтобы учащиеся видели в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства. Этому будет способствовать верно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении.

Рассмотрим, какие могут быть пути взаимосвязи этих компонентов в процессе обучения школьников литературе.

Первый путь - это использование приема сопоставления произведений, авторов из основного литературного курса и регионального факультатива или спецкурса. Сопоставление может идти по следующим линиям: автор и край, произведение и край

Второй путь соотнесения основного и регионального компонента краеведения в преподавании и изучении литературы можно условно назвать контекстным.

По мнению Л.Е. Прохоренко, «проблема соотношения литературных и внелитературных рядов конкретизируется с помощью понятий исторического, социального и культурного контекстов. Каждый из контекстов свое содержание выявляет с помощью соответствующего определителя: для исторического контекста таким определителем является конкретно-историческое время (эпоха), для социального - среда, для культурного - традиция». Добавим, что каждый контекст имеет свое пространство - историческое, социокультурное и т.д.

Третий путь взаимосвязи основного и регионального компонентов - это путь обращения к сквозным темам, мотивам, образам-мотивам. Этот путь важен учителю возможностью уйти от линейного рассмотрения писателей, обратиться к историко-функциональному подходу в изучении литературы, понимая ее не только как совокупность текстов, а как коммуникативный процесс, в котором активная роль принадлежит читателю, его умению видеть произведения, литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях (т.е. этот путь продолжает первые два).

Таким образом, соотношение основного и регионального компонентов в школьном литературном краеведении через сопоставительный, контекстный и путь сквозных тем, мотивов и образов открывает перед учителем возможности создания новых технологических подходов к изучению творчества писателей, к анализу художественных текстов - подходов, позволяющих учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, сравнить художественные вершины и общий литературный фон, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях, различать географическое, культурное и художественное пространство, видеть роль его в структуре художественного произведения.

Региональный компонент школьной программы по литературе, подобно федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных произведений:

а) для чтения и изучения;

б) для самостоятельного чтения и обсуждения в классе;

в) для внеклассного чтения.[10]

Краеведческая работа является педагогическим средством активизации учебно-воспитательного процесса. Как показывает опыт работы, в современных условиях наиболее эффективной является поисково-исследовательская деятельность учащихся. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения:

  • Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты). Значение этого вида творческой  деятельности в приобщении учащихся к систематическому и  целенаправленному поиску и сбору материала. Они учатся     анализировать, отбирать самые главные, рассматривать любой     краеведческий объект всесторонне, тесно увязывая его с жизнью края  и     страны.   Написание трудовых биографий передовых людей края, очерков о людях      труда прививает учащимся любовь к труду, воспитывает уважение к  людям труда, способствует выбору профессии.

  • Литературная обработка воспоминаний участников различных  исторических событий. Прямая передача знаний людей различных поколений, профессий,     влечений и умений подросткам создает особую, творческую и     дружескую, гармоничную атмосферу. Именно в такие моменты     слова:    героизм, патриотизм, Родина – приобретают не отвлеченное     значение, а   наполняются конкретным смыслом и имеют значительный     воспитывающий    эффект. [5]

В процессе работы с текстами художественных произведений особое внима­ние уделяется рассмотрению образа забайкальской земли и духовной красоты людей, живущих на ней.

Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания.


  1. 3. Формы внеклассной работы по литературному краеведению.

Литературное краеведение как форма внеклассной и внешкольной

работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.

Л. П. Прессман пишет: "Нельзя не учитывать огромного значения занятий краеведением. Собирая и изучая факты литературной жизни родного края, школьники учатся видеть прекрасное в обыденном, по-новому оценивают пейзажи близкой природы, памятные места, а главное много узнают о людях, живущих и работающих вокруг них. Нужно, чтобы учащиеся точно знали цель своих занятий краеведением, были заинтересованы в этой работе и относились к ней творчески».[1]
Формы и методы литературно-краеведческой работы в средней школе разнообразны.  

Наиболее простая форма, с точки зрения организации и активности учащихся,- литературная встреча. Это приезд в школу по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека, с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят. В-процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа. Некоторые выступ­ления записываются на видео, а потом эти записи используются на уроках и во внеклассной работе, прослушиваются на заседании совета клуба.

Встречи с писателем требуют определенной подго­товки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и твор­честве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Иногда возможны простейшие литературно-крае­ведческие исследования учащихся старших классов, свя­занные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например, дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить вы­ставку книг писателя, что показать на ней из литератур­ного творчества школьников, как оформить стенную га­зету, посвященную этому событию [3].

Литературные встречи очень полезны во время, когда они способствуют агитации за писателя и приобщению как можно большего количества учащихся к литературному краеведению и чтению.

Во многих школах систематически практикуются литературные концерты. В школу приезжают мастера художественного слова и выступают с концертной программой. Часто они сопровождают чтение рассуждениями, воспоминаниями. Получается не просто концертное выступление, а встреча, разговор, общение.

На концерты приглашают актеров, которые читают стихи, отрывки из постановок театральных трупп, а так же исполнители старинных романсов, песен. Концерт можно провести и силами самих учащихся. На нем могут звучать как и стихи, так и песни.

Кружок литературных краеведов объединяет учащихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.

В книге П. Г. Воробьева, посвященной описанию работы литературно-краеведческого кружка, так определяются его задачи:

«1) Углубить и укрепить знания по литературе, полученные на классных занятиях;

2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

5) уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и творчество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспитания;

6) выявить и усовершенствовать навыки исследовательской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении своего предмета»[8].

К этому надо добавить, что литературно-краеведческий кружок призван также прививать учащимся любовь к народному творчеству и родной литературе, помогать формированию их художественного вкуса.

Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения писателей-земляков, ведут розыски литературно-краеведческого материала, участвуют в разборе творчества кружковцев. Таково общее содержание работы. Нередко, однако, литературно-краеведческий кружок строит свою деятельность в одном из следующих направлений, тесно связанных между собою: фольклорное, историко-литературное, литературно-творческое.

Кружковая работа позволяет учитывать индивидуальные интересы детей, углублять их знания в той или иной области литературного образования, совершенствовать речевые умения и навыки, развивать творческие способности.

Обычно кружок объединяет 20 - 30 учащихся одного, параллельных или смежных классов. Направление работы кружка зависит от инициативы и склонностей кружковцев. Свободное проявление инициативы, творческое развитие школьников - вот главное назначение кружковой работы. План работы кружка обычно составляется на полугодие и предусматривает по 2 - 3 занятия в месяц. Завершающим этапом является итоговое мероприятие с привлечением широкой аудитории: школьный утренник, литературный вечер, спектакль, концерт, являющиеся своеобразным творческим отчетом о деятельности одного или нескольких кружков.

Краеведческие вечера невозможно организовать при отсут­ствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: оп­ределение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление програм­мы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краевед­ческую окраску и отличался бы от обычных - литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изу­чение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.

Литературно – краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжитель­ной подготовки. Наоборот, школьный литературно-крае­ведческий вечер предполагает длительную и многосто­роннюю подготовку многих учащихся.

В последние годы получили распространение лите­ратурно-исторические и литературно-географические ве­чера на местном материале. Они помогают удовлетворе­нию запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический мате­риал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направлен­ность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Литературный вечер требует специальной, иногда длительной подготовки: разработки программы, составления доклада, репети­ций художественного чтения и т. д. Поэтому литературные вечера проводятся реже, нежели литературные встречи.

Литературные вечера отличаются от литературных встреч  большей активностью учащихся, которые выступают в качестве докладчиков и чтецов-исполнителей. Иногда в программу вечера включаются музыкальные номера - вечер становится литературно – музыкальным.

Литературное краеведение в школьном литературном клубе - часть его работы, тем не менее оно занимает довольно значительное место.

Одна из оправдавших себя форм работы школьного литературного клуба -клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию учащихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы состоит прежде всего в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер, и то, что это преподносится в максимально располагающей и доступной форме.

Значение работы школьного литературного клуба заключается также и в ее массовости. Это не кружковое занятие, в котором участвуют 10-15 человек, это практически вся школа.

Читательские конференции как форма клубной работы чрезвычайно распространены в школах и библиотеках. Главное достоинство читательской конференции в том, что в ней учащиеся выражают свое мнение о книге, аргументируют его, иногда спорят. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей аннотацией (разумеется, устной). Едва ли не самым трудным бывает организовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы писателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы. Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят.

В читательской конференции имеются уже элементы диспута, но сам диспут как форма клубной работы сложнее, потому что обсуждается не только и не столько одно литературное произведение, сколько проблема, имеющая всеобщее значение, скажем, и для развития литературы или каких-либо ее жанров, и для характеристики современного этапа этого развития, и для выявления критериев оценки литературы, и для воздействия литературы на читателя. Особенностью диспута является то, что он не может проводиться ни в виде ряда подготовленных заранее докладов (это конференция), ни в виде вопросов и ответов (это беседа).

Диспут предполагает цепь устных выступлений, каждое последующее из которых в чем-то оспаривает предыдущее.

Диспут также требует подготовки, но глубоко индивидуальной:

продумывания поставленных заранее вопросов, перечитывания обсуждаемых произведений, подбора примеров. В то же время в процессе диспута многие выступают экспромтом, не настроенные заранее говорить, а просто задетые за живое, втянутые в разговор. Эти выступления отличаются искренностью, волнением, иногда горячностью и довольно часто крайностями, которые побуждают других возражать. Диспут интересен своим живым процессом, спором, убежденностью, и вот этой своей непосредственностью, естественностью он способен привлечь к литературе во много раз успешнее, чем «правильные» лекции.

Диспут является высокоэффективной формой приобщения учащихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте, учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это очень трудоемкое и ответственное мероприятие. Оно требует от устроителей и ведущих достаточно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно надо знать ту область литературы, которая подвергается обсуждению. Необходимо выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко сформулировать ее для себя, подобрать примеры. Потому что взрослый (учитель или гость) на диспуте - не наблюдатель, а активный участник, задача которого состоит не только в том, чтобы обеспечить спор, но и в том, чтобы в борьбе субъективных мнений найти объективно правильное зерно, развить его и убедить в своей правоте всех участников диспута. Причем делать это надо не безапелляционно-бездоказательно, а разъяснять, убеждать, стараться привести учащихся самих к нужному выводу. [13]

Таким образом, клубная работа проводится разнообразно и целенаправленно. Формы ее порознь применяются повсюду, клуб их систематизирует, объединяет, концентрирует таким образом, чтобы их сочетание способствовало их взаимодействию. С разных сторон и разными средствами они как бы бьют в одну точку, дополняя и обобщая друг друга.[8]

Перечисленные формы, разумеется, не могут быть ограничены рамками диапазона клубной работы, нашедшего применение в школе. Этот диапазон может быть раздвинут, «ассортимент» форм клубной работы практически неисчерпаем. Многое зависит от конкретных условий города или села, наличия нужных людей, их характера, склонностей, эрудиции и желания вложить душу в музей-клуб.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по методике преподавания литературы iconКурсовая работа на тему «Открытый урок»
Данная курсовая работа выполнена для того, чтобы учителя русского языка и литературы могли использовать разработанные мною уроки...
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconПлан введение глава общее понятие об интегрированном уроке в методике...
Общее понятие об интегрированном уроке в методике преподавания
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планы ответов на вопросы гак по методике преподавания русского языка и литературы
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экзаменационные вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по методике преподавания литературы
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconКурсовая работа на тему : Формирование рынка ценных бумаг в Украине
Курсовая работа содержит 38 листов, 2 рисунка, 2 таблицы и было использовано 11 источников
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconПравила оформления списка использованной литературы. Общие положения...
Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация)...
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconПоложение о Всероссийской студенческой олимпиаде по методике преподавания...
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи Всероссийской студенческой олимпиады по методике преподавания иностранных языков...
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconКурсовая работа
Курсовая работа оформляется в виде электронного файла и прикрепляется к своей странице в системе мониторинга нир. Распечатывать работу...
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconИнновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов
Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал...
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconКурсовая работа по дисциплине Электромагнитная совместимость систем...
Курсовая работа состоит из 20 с, в которых содержаться: 3 рисунка, 3 таблицы, 6 формул и 4 ссылки на литературу
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconКурсовая работа по дисциплине «Предпринимательское право»
Курсовая работа имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, углубленное изучение и решение студентом...
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconМетодические разработки разделов и тем курса математики
«Новое в методике математике», в котором помещать статьи по методике преподавания математики, обобщению передового опыта, о новой...
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconКурсовой работы. Составитель: доцент Корляков А. С. Екатеринбург...
Курсовая работа самостоятельная работа студента, выполняемая в соответствии с типовой программой учебного процесса по подготовке...
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconРекомендации к оформлению курсовой и дипломной работы по истории искусства. Курсовая работа
Курсовая работа задание, которое выполняется студентами в определённый срок и по определённым требованиям. Защита курсовых работ...
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconМотивы новеллистики патрика зюскинда
Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы гоу впо самарский государственный
Курсовая работа по методике преподавания литературы iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск