На уроке музыки





Скачать 150.75 Kb.
НазваниеНа уроке музыки
Дата публикации08.12.2014
Размер150.75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Развитие творческой личности ребенка

на уроке музыки

ВВЕДЕНИЕ

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.
Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания.
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в обучающихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. “Есть искусство и есть творчество”,- говорил В.Немирович-
Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема “внешнего” и “внутреннего” в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок - лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема “внешнего” и
“внутреннего” на уроках музыки есть по сути реальное взаимоотношение Музыки как вида искусства и Искусства проведения урока музыки.
Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель должен быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.
Работая несколько лет по программе Д. Кабалевского со школьниками разных возрастов, я стремлюсь вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка и жизнь - это главная тема уроков музыки. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, рассказы учителя, наблюдения и размышления самих обучающихся, направляемые учителем,- все должно помогать постепенному решению задач уроков музыки.
Уроки музыки стараюсь делать целостными, объединяю все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство. Свободное от схемы, творческое комбинирование составных частей урока в единое музыкальное занятие дает возможность вносить в урок любые контрасты, необходимые для поддержания внимания обучающихся, атмосферы творческой заинтересованности. Перед учителем музыки стоит непростая задача: объединить все элементы, из которых складывается урок, подчинить их основной теме урока, четверти, года, всего школьного курса, не утеряв при этом специфическую логику развития, присущую каждому из этих элементов в отдельности.

Творчество на уроках музыки.
Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих передо мной.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках (1-4 классы), я стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, игре на самодельных шумовых инструментах, театрализации, музыкальным играм, викторинам, физкультминуткам, движениям под музыку, использую танцевальные элементы. Младшим школьникам такие формы работы очень нравятся. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.
Учиться слышать музыку обучающиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребята всегда слышат не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия.

Я практикую письменные работы: контрольные работы, сочинения на музыкальные темы, (особенно в старших классах), например «Мои музыкальные впечатления…», «Если бы я был композитором…», начала практиковать создание музыкальных проектов «Песни о маме», «Песня в годы войны», «Природа в произведениях русских композиторов», «Музыка космоса», «Музыка нашего времени», «История рэпа» и т.д. Самостоятельные размышления обучающихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление. Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни. Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Также ребята получают домашнее задание ( с 3 – 7 классы), доклады о композиторах, о музыкальных жанрах, ( темы могут быть самые разные, ребята сами могут выбирать тему доклада). На уроках музыки стараюсь создавать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.
Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию обучающихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

Общение на уроке музыки, на мой взгляд, определяется как совместная творческая деятельность обучающихся и учителя, направленная на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка «заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие.»
Большое внимание я уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.
Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Я отношусь к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке в письменном виде.
Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.
Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение.
Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.
Для меня важно не только содержание, но и интонации речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания творческой деятельности детей.
Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей присутствует на моих уроках - ведение “Дневника музыкальных впечатлений”, где дети отражают свои размышления, записывают основные музыкальные понятия, записывают названия прослушанных произведений. Дети его заводят со второго класса. Вначале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, я даю им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении.
Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах, сказках. Даю задание изготовить шумовой музыкальный инструмент из подручного материала: (пластиковых бутылок, различных коробочек, которые наполняются горохом, крупами и всем чем угодно, что есть под руками), всё зависит от фантазии обучающихся. Дети сами придумывают название своему инструменту. Именно так происходит процесс творчества.
Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально-творческого общения. Одним из методологических положений программы является определение единой целостной музыкально-творческой деятельности как раскрытия жизненного содержания музыки, осуществляемой в разнообразных формах общения с искусством. Предложенные пути вхождения в песню, рождаемые самой музыкой и детьми, - позволяют мне раскрывать и находить все новые и новые разнообразные пути вокально-хорового музицирования, позволяют постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве; открывают творческую свободу в нахождении своих авторских вариантов, подходов своей дороги в совершенствовании педагогического мастерства.
Большую творческую радость доставляют мне подготовки и проведения уроков- проектов и уроков – концертов, (особенно практикую это в 5-6 классах). Детям нравится такая форма. Мы приглашаем, учителей стать очевидцами совместного творчества. Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, песни отечественных композиторов, эстрадные песни современных композиторов.
Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Надо учить детей и подростков думать, размышлять.

Стараюсь давать ребятам интересные и красивые песни. Сейчас много интересных фонограмм песен современных композиторов и шоу – групп, я охотно использую их на уроках и различных мероприятиях. На мой взгляд, на уроках музыки нужно с детьми больше петь, чем я, собственно говоря, и занимаюсь.

“Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания” (С.Миропольский).
Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для обучающихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Стараясь раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, я увеличиваю число народных песен, предложенных программой. В первом классе дети любят петь игровые народные песни: «Как у наших у ворот», «А я по лугу», «Бояре», «Песенка – небылица». Эти песни дают возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально - игровых образов. Дети сами ищут движения, характеризующие персонажей: Муху, Муравейку… Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением.
В четвертом классе мы поем колядки, заклички, в которых ребята стараются искать свою индивидуальную манеру исполнения.
Постепенно народно-игровые формы занятий могут стать потребностью для учителя и учеников, потому что процесс совместного творчества будет приносить радость всем.

Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с обучающимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки.
Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми - не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в драматизации. “Творческое начало может проявляться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения музыкальных произведений, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы…” (Д.Кабалевский), - одна из сторон импровизации.
Мои ребята начальных классов очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Постоянно на уроках в начальных классах провожу физкультминутки, где ребята сами придумывают движения под музыку (например песня – игра «Если нравится тебе…», «Лавата», «У оленя дом большой…»). Активизация творческой фантазии и творческой деятельности обучающихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ.

“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей
“проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность “внутреннего проигрывания” музыки, “пластического пропевания” ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..
Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” ); от покачивания корпусом под песню «Голубой вагон» до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (“Во поле береза стояла”).
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.
На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Так например, прослушав фрагмент из произведения Э.Грига «Утро», прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка
(руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание, насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру этого произведения.
Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает мне увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении обучающихся к делу, их непосредственном участии в “создании” музыки пробуждается интерес к искусству.
Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов, но так как этих музыкальных инструментов нет, ребята сами изготовляют шумовые инструменты из различных подручных материалов ( об этом я писала выше).

Известный и благодатный пример музицирования на шумовых инструментах песня “Веселый музыкант” А.Филиппенко, «Камаринская», «Если весело живётся…», «Кадриль» и т.д. На мой взгляд, игра на шумовых инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на шумовых инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Шумовые инструменты – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес. Наблюдая, что такой вид деятельности вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Каждый урок музыки должен носить на себя печать неповторимой личности учителя. Творчески подойти к уроку – значит выявить и до конца раскрыть свое собственное отношение к музыке столь же ярко и убежденно, как это делает композитор, исполнитель. Учитель организует соответствующую деятельность детей, способствует тому, чтобы музыка дошла до сознания каждого ребенка. Знания каждого данного класса, умения преподнести музыкального произведения так, чтобы ребята были предельно увлечены музыкой, пробуждения в них эмоциональной отзывчивости, активности в процессе исполнения, слушания музыки, размышлений о ней – в этом заключается мастерство учителя. В процессе творческой деятельности на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор обучающихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей. Все виды творчества, перечисленные выше помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Д.Кабалевский “Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы” Москва, “Просвещение”, 1980.

2. Д.Кабалевский “Музыка в 4-7 классах” Москва, “Просвещение”, 1986.

3. Д.Кабалевский “Воспитание ума и сердца” Москва, “Просвещение”, 1981.

4. Под ред. А.Петровского “Психология. Словарь”, Москва, “Политиздат”,
1990.

5. Д.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” Москва, “Просвещение”,
1989.

6. “Музыка в школе №1 1990”, Москва, “Просвещение”.

7. “Музыка в школе №2 1990”, Москва, “Просвещение”.

8. “Музыка в школе №4 1990”, Москва, “Просвещение”.

9. “Музыка в школе №1 1991”, Москва, “Просвещение”.

10. “Искусство в школе №2 1994”, Москва, “Искусство в школе”.

11. “Искусство в школе №4 1995”, Москва, “Искусство в школе”.

12. “Искусство в школе №6 1995”, Москва, “Искусство в школе”.

13. Б.Брылин “Вокально-инструментальные ансамбли школьников”, Москва,
“Просвещение”, 1990.

14. Под ред. Л.Дугановой “От творчества методиста к творчеству учителя”,
Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.

15. О.Нечаева “Программа “Музыка” ч.1,2 ”, Серпухов, 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроке музыки iconУрок музыки в 7 классе. Тема урока: «Реализация арттехнологий на...
Формирование общей духовной культуры прививать любовь к классической музыке, развивать навыки культуры общения
На уроке музыки iconУрок русского языка, на котором учителя исправляли правильно-написанные...
Для учителей был подготовлен большой праздник, праздник хорошего настроения. Ведущие поздравили учителей
На уроке музыки iconУрок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор»
...
На уроке музыки iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
На уроке музыки iconПояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
На уроке музыки iconЦель и задачи урока
Опережающее задание к уроку – изучение песни на уроке музыки Песня о доброте (сл и муз. Т. Мухаметшина)
На уроке музыки iconУрока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
На уроке музыки iconРабочая программа по музыке для 5 класса Составитель: учитель начальных классов
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
На уроке музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроке музыки в третьих классах ребята получили задание: досочинить частушку
На уроке музыки iconРабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение...
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
На уроке музыки icon«Инновационные формы работы на уроке музыки. Здоровьесберегающие технологии»
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т е разработка мер по здоровьесбережению,...
На уроке музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие и закрепление темы «Гомофония и полифония». Знакомство с новыми типами музыки; сравнение музыки немецких композиторов...
На уроке музыки iconУрок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности...
На уроке музыки iconУчителя музыки
Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания уроков музыки»
На уроке музыки iconЯрмарка педагогических идей и инноваций
Стендовый урок музыки с использованием мультимедийной презентации «Душа музыки – мелодия»
На уроке музыки iconТематическое планирование 1 класс
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск