СТП 14.218-2010
Приложение 2.
Памятка для студентов всех направлений по изучению дисциплины «Проблема человека в истории философии» Утверждаю:
Зав. кафедрой философии _______________ В.Ю. Инговатов
________________ 2010 г. Предметом изучения данной дисциплины является совокупность философских представлений о человеке, связанных с пониманием его природы и сущности, особенностями его жизненных установок, способов самореализации и самоутверждения в контексте определенных социокультурных связей и взаимоотношений.
Цели и задачи изучения дисциплины:
Главной целью изучения дисциплины является формирование собственной мировоззренческой позиции, наличие которой является столь важным как для будущего социального работника, так и для представителя инженерно-технических кадров. Необходимо выработать у студента на базе общих и специальных философских и других общих гуманитарных знаний умение и способность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, с учетом непреложных этических и эстетических ценностей жизнеутверждающего порядка.
Задачи изучения философии:
- достижение необходимого уровня понимания различных аспектов проблемы человека на базе историко-философского материала;
- развитие способностей самостоятельного мышления, усиление поискового интереса в процессе понимания феномена человека в его многообразных проявлениях;
- овладение достаточным конгломератом знания, связанного со спецификой трактовок проблемы человека в рамках определенных философских школ и направлений;
- овладение студентами содержанием методологических и мировоззренческих установок;
- развитие у студентов навыков понимания, критического анализа и аргументации собственной позиции, умения соотносить данную позицию с важнейшими теоретическими установками, со стратегическими и текущими установками социального развития, с особенностями определенных социальных состояний.
Компетенции, развивающиеся в процессе изучения дисциплины:
Расширение и углубление философских знаний о человеке вырабатывает готовность к самостоятельному рационально-критическому осмыслению и утверждению высших социальных и духовных ценностей, что является необходимым компонентом становления и развития личности, ее свободного творческого самоутверждения.
Содержание дисциплины.
Практические (семинарские) занятия (17 часов) 1. Проблема человека в древней индийской философии
Веды как знание и древняя мифологическая основа индийской философии. Образ человека в Ведах.
Упанишады: первые шаги философской мысли. Критическое отношение к ведическому взгляду на человека. Специфика понимания человека в философских школах Древней Индии: санкхья, миманса, веданта, йогачара, ньяя, вайшешика и др.
Идея кармического воздаяния и значение самостоятельного человеческого выбора и действия.
Буддизм и его философское значение. Специфика понимания человека в буд дизме: жизнь в мире, нирвана как свобода от мира, смысл жизни и пути его постижения. одержание требований к праведной жизни в буддизме их непреложная этическая актуальность. Представление об основных добродетелях.
2. Проблема человека в философии Древнего Китая
Универсальные категории древней китайской философии и их роль для понимания человека: великий предел (тай-цзи), Дао (закон, путь), несущие начала (инь и ян), энергии (ци) и др…
Человек и основы его жизни в конфуцианской мысли: справедливость, человеколюбие, ритуал, знание и искренность. «Воля неба» и судьба человека. Этическое и социальное значение концепции «исправления имен».
Проблема определения человеческой природы: спор между Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Типичные черты благородного мужа и низкого человека в конфуцианстве.
«Всеобщая любовь» у Мо-цзы и философское значение данного понятия.
Даосизм о смысле человеческой жизни, критика конфуцианской установки в понимании человека. Основные принципы жизненного поведения человека (у вэй). Бессмертие как соединение с Дао. Природное и человеческое. Врожденное и приобретенное в человеке. Абсолютизация связи учитель и ученик в даосизме. Идеал государственного устройства.
3. Проблема человека в древнегреческой философии: досократики, софисты и Сократ, сократические школы киников и киренаиков
Тема человека в философии досократиков. Связь с мифологическим представлением о человеке, его жизни и судьбе.
Соотношение человек – боги, человек – мир в софистике.
Сократ: о роли разума в становлении нравственной природы человека, подлинных ценностях и условиях добродетельной жизни.
Условия достижения счастья и обретения свободы с точки зрения киников. Феномен кинизма и проблема отношений человека и общества.
Киренаики и их понимание человеческой природы.
4. Проблема человека в философии Платона и Аристотеля
Значение идеалистической установки в понимании человеческой природы и сущности бытия человека.
О роли души и ее устремлений в человеческой жизни. Вопрос о бессмертии души.
Человек и государство. Справедливость как центральное ценностное основание государственной жизни у Платона. Соотношение категорий Благо и закон.
Аристотель о человеке и его месте в иерархии бытия.
Специфика понимания души Аристотелем.
Нравственные основания человеческой жизни. Общественность человека как его естественная характеристика. Ориентация на всеобщую добродетель как условие подлинной реализации власти в государстве.
5. Понимание человека в Христианстве
Ориентация на абсолютное совершенство и ее значение в человеческой жизни.
Истоки бытия, природа и сущность человека с точки зрения христианского вероучения. Понятие духовной жизни. Феномен совести и его значение.
Грех и раскаяние, спасение и благодать, божественная предопределенность и провидение в опыте человеческой жизни.
Смысл и назначение человека. О значении образа Христа в опыте нравственного совершенствования человека.
Свобода человека: дар или наказание? Свобода и нравственное самоопределение личности.
Опыт земной жизни и возможность бессмертия.
6. Центральные идеи учений о человеке в эпоху Возрождения и Нового Времени
Содержание и культурно - историческое значение гуманистического мировоззрения. Гуманизм и схоластика: Ленардо да Винчи, Джордано Бруно.
Человек и его характеристики в зеркале мыслительной традиции Ренессанса. Соотношение человека и Абсолюта, человека и мира (общества и природы) в свете антропоцентрической установки Возрождения.
Ведущие ценности и смысл жизни в контексте утверждаемого богоподобия: Николай Кузанский, Эразм из Роттердама.
Человек и Бог в Протестантизме: М. Лютер и Ж. Кальвин.
Рене Декарт: специфика отношения мыслительного и телесного начал в человеке. Бэкон о «царстве человека».
Дилемма интересов и морали человека общественного: Н. Макиавелли, Т. Гоббс.
Основные идеи религиозной антропологии Б. Паскаля, Г.В. Лейбница. Понимание свободы и этических оснований социальной жизни в философии Б. Спинозы, идеи о воспитании человека Дж. Локка.
7. Тема человека и ее основная проблематика в немецкой классической философии
Человек «как цель сама по себе» - высший принцип практического отношения к нему в философии И. Канта. Категорический и практический императивы в жизни человека. Значение практического разума и понятие долга.
Антропология Г.В.Ф. Гегеля в контексте всеобщей «философии духа». Понятие свободы. Свобода и необходимость. Злая воля и ее истоки.
Назначение человека и принцип свободы в этико-социальной доктрине И.Г. Фихте.
Роль человеческого сознания и самосознания в реализации человеческой свободы. Человек и его общественные задачи в философии В. Шеллинга.
Человек в свете концепции «Сущности христианства» Л. Фейербаха. Новая «этика любви» как основа социальной философии Л. Фейербаха.
8. Проблема человека в марксизме
Определение сущности человека и его природы в марксизме.
Личность и общество. Роль общественных характеристик в понимании личности и ее жизненного предназначения.
Человек в контексте материалистического понимания истории.
Гуманистические идеи К. Маркса и проблема преодоления отчуждения личности в контексте задач социалистического переустройства.
Объективно-существующие формы общественной жизни и человек как личность: противоречия и возможность гармонизации отношения.
Идеал человека в марксизме.
9. Проблема человека в русской философии XIX - XX веков
Акценты и приоритеты в понимании человека в русской философии религиозно-идеалистического толка.
Смысл жизни человека в контексте реализации всеобщего замысла творения: Соловьев В.С., Франк С.Л., Булгаков С.Н.
Представители русского космизма (Федоров Н.Ф., Вернадский В.И. Циолковский К.) о роли человека в космосе.
Христианский гуманизм Ф.М. Достоевского как действенная «любовь к ближнему». Эталон добродетельной жизни с точки зрения Л.Н. Толстого. Русские философы о роли нравственного самосознания.
Сердечная воля, как фактор гармонического отношения с миром и нравственного самоутверждения человека: П.Д. Юркевич, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев.
Вопрос о свободе и жизненном предназначении человека в контексте социальных проблем. Человек и общество, человек и нация, человек и исторические задачи, стоящие перед обществом в философии свободы и творчества Н.А. Бердяева.
10. Проблема человека: основные направления западной философии
Установки в понимании человека философии жизни. В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон. Понятие воли и ее трактовка Ф. Ницше.
Фрейдизм: определение человека и его сознания в рамках исследования психической деятельности. Человек и культура в психоанализе З. Фрейда. Проблема души в работах К.Г. Юнга.
Психика индивида и социокультурные условия его существования в философии Э. Фромма. Гуманистическая этика как способ преодоления антитезы экзистенциального и социально-исторического.
Центральные идеи о человеке в экзистенциальной традиции: «страх и трепет» (С. Кьеркегора); «экзистенция» (М. Хайдеггера); «трансценденция, коммуникация и свобода» (К. Ясперса), «пустое сознание», «бытие и ничто», «тошнота» и «выбор действия» (Ж.-П. Сартра), «бунтующий человек» (А. Камю) и др.
Характеристики человека, определяющие его «положение в космосе». М. Шелер.
Специфика культурного самосознания человека эпохи постмодерна: смыслопорождение при отсутствии смысла, исследование и акцентирование частного как причина формализации и стилизации сущностного содержания. Субъект вне субъектности. Лиотар, Бодрийяр, Леви-Стросс, Лакан, Делез, Деррида и др.
Темы собеседований, сообщений, докладов и рефератов для самостоятельной работы Человек, его жизнь и предназначение в буддизме.
Человек и мир в философии джайнизма.
Обретение смысла существования в джайнизме.
Человек и общество. Правитель и народ в конфуцианстве.
Конфуций: высшие ценности жизни человека и идеал благородного мужа.
Самопознание и значение разумного понимания добра в философской позиции Сократа.
Любовь к истине как основа человеческой сущности. Платон.
Аристотель: социально-политический портрет человека.
Аристотель: человек этический.
Представления о счастье в эллинистической традиции.
Содержание духовной жизни человека и ее значение в Христианстве.
Философско-этическое значение семьи и брака в христианской традиции.
Место и роль женщины в опыте религиозных традиций. (сравнительный анализ или рассмотрение вопроса на примере определенного религиозного учения )
Этика или уроки благочестивой жизни в исламе.
Специфика отношения человека и Бога, человека и общества в арабо-мусульманской мыслительной традиции.
Достоинство человеческой личности в гуманизме.
Роль художественного творчества в формировании гуманистического идеала личности.
Кант о человеческой морали в «Критике практического разума».
Гегель: основы формирования и развития свободного субъекта.
Гегель: Философия воспитания и образования человека в «Философии права».
Концепция человека у К.Маркса.
Идея богочеловечества. В.С. Соловьев. Образ Богочеловека в творчестве Ф.М. Достоевского.
О смысле жизни в русской религиозной философии. С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой.
Ильин И.А.: духовные основания человеческой жизни. Аксиомы духовного опыта.
Истоки человекобожества и антихристианизм Ф.Ницше.
Э.Фромм: понятие человеческой свободы.
Сущность человеческого бытия в экзистенциальной традиции.
Человек и его вера. Ж. Маритен.
Проблемы существования современного человека и духовная ситуация времени. К.Ясперс.
А. Камю. Бунт как утверждение смысла.
М. Хайдеггер. Манифестация гуманизма «здесь и теперь».
Философия постмодерна: человек как уходящая натура.
Постмодерн в литературе и философии второй половины 20-го рубежа 20 и 21 века: тоска по смыслу или поиски того, чего уже нет?
Литература и учебно-методические материалы.
Основная литература Проблема человека в истории философии: [учеб. пособие] /П. Н. Гуйван ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова.-Барнаул: Изд-во АлтГТУ, Ч. 1: Философия древней Индии, Китая и Греции.-2000 (2001).-136 с.
| Философия: учебное пособие для высш. уч. завед. / отв. ред. Кохановский, В. П..- изд. 20-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.
| Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ИД Юрайт, 2010. – 828с.
| Хрестоматия по философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Инговатова В.Ю. / Алтайский государственных технический университет им. И.И. Ползунова. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. — 219 с.
| Философия: поиск истины : учеб. пособие по философии для практ. занятий и самостоят. работы студентов / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова ; [сост. Васильев С. Ф.]- Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2010. - 314 с.
| Основы философских знаний : учеб. пособие / Н. А. Белоусов, В. Ю. Инговатов ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова, [Ин-т интенсив. образования]. - Барнаул : АлтГТУ, 2010. - 204 с.
| Практикум по философии : учеб.-метод. пособие / под. ред. Инговатовой А.Г. ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - . - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2005. - . - 63 с..
| Васильев С.Ф. Философия: поиск истины Часть 1. [Электронный ресурс]: Учебное пособие.— Электрон. дан.— Барнаул: АлтГТУ, 2004.— Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/eum/filos/Vasilievfil-1.pdf.
| Васильев С.Ф. Философия: поиск истины Часть 2. [Электронный ресурс]: Учебное пособие.— Электрон. дан.— Барнаул: АлтГТУ, 2004.— Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/eum/filos/Vasilievfil-2.pdf.
| Дополнительная литература: Абаньяно Н. Экзистенциализм как свобода/ Вопросы философии. – 1992. №8. – С. 145-158. – 1 экз.
Аблеев С. Р. История мировой философии. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 416 с. – 1 экз.
Августин Блаженный. Исповедь. // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Пьер. История моих бедствий. – М.: Республика, 192. – С. 8-224.
Античная философия : [учебник] / А. С. Богомолов. - Изд. 2-е. - М. : Высш. шк., 2006. - 389 с. – 1 экз.
Антология кинизма. Философия неприятия и протеста. – М., 1996.
Антология мировой философии. Древний Восток. – Минск: Харвест; Москва: АСТ, 2001.
Асмус В.Ф. Античная философия. – 1 экз.
Бердяев H.A. Смысл творчества. – Х.,2002. – 607 с. - 1 экз.
Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н. Бердяев. Русская идея. – Харьков Фолио, Москва: АСТ, 1999 – 1 экз.
Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.- 1 экз.
Бодрийяр. Ж. Система вещей. - М., 1995. - 1 экз.
Бубер М. Проблема человека// Бубер М. Два образа веры. - М.,1995. -С.157-232. - 1 экз.
Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царства человека/ Ф.Бэкон. Соч. в 2 т., Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 12-80.
Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Самопознание. Значение сердца в философии и в религии. Что такое Я сам? ( Гл. IX, X, XI) – М.: Республика, 1994. – 256-290.
Вяткин, Юрий Семенович. Курс лекций по философии. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. - Ч. 2: Человек в его историческом развитии. - 252 с. 2 экз.
Дао-дэ дзин. – Спб.: Азбука, 1999. - 1 экз.
Диалоги : [пер. с древнегреч.] / Платон ; [авт. вступ. ст. Р. Светлов]. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - . - 445, - 3 экз.
Ермаков В. С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. - СПб.: Союз, 2003. - 448 с. – 1 экз.
И цзин "Канон перемен" : перевод и исследования / Рос. акад. наук, Науч. совет "История мировой культуры", Ин-т Дал. Востока ; сост. А. Е. Лукьянов. - М. : Вост. лит., 2005. - 247 с. – 1 экз.
История античной философии : научное издание / Г. Арним ; авториз. пер. с нем. и предисл. С. И. Поварнина. - Изд. 2-е. - М. : URSS : Изд-во ЛКИ, 2007. – 264. – 1 экз.
История античной философии : научное издание / Г. Арним ; авториз. пер. с нем. и предисл. С. И. Поварнина. - Изд. 2-е. - М. : URSS : Изд-во ЛКИ, 2007. – 264с. – 1 экз.
История древней философии : научное издание / Кн. С. Н. Трубецкой. - . - М. ; Жуковский : Кучково поле, 2005. - 475 с. – 1 экз.
История европейской философии : научное издание / А. Вебер ; пер. со 2-го фр. изд. И. А. Линниченко, Вл. В. Подвысоцкого ; под ред. и с предисл. А. А. Козлова. - Изд. 2-е. - М. : URSS : Изд-во ЛКИ, 2007. – X., 409 с. – 1 экз.
История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб.: «Лань», 1997. – 480с.
История философии [Электронный ресурс] : версия 2.0. - Электрон. дан. - М. : БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.. - (Электронная библиотека).
Камю А. Бунтующий человек. - М.,1990.- 415с. - 1 экз.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Альбер Камю. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. – С. 24-100. - 1 экз.
Карсавин Л. С. О личности // Карсавин Л.С. Религиозно- философские сочинения. - М.,1992,- Т. 1. - С.3-324. - 1 экз.
Кессиди Ф.Х. Вечный спутник человечества (О Сократе)// Вопросы философии.- 2001.- № 9. – С. 98-109.
Конец истории и последний человек : научно-популярная литература / Фрэнсис Фукуяма ; [пер. с англ. М. Б. Левина]. - М. : АСТ : Ермак, 2005. - 588 с.- 1 экз.
Коран. Светильник благонравия или как обрести похвальные нравы и избавиться от порицаемых. Практические советы, почерпнутые в средневековых арабо-исламских княжьих зерцалах. - (пер Крачковского И.Ю.) / Этическая мысль. - М., 1991-92.
Краткий философский словарь : словарь / [А. П. Алексеев и др.] ; под ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2005. - 397 с. – 1 экз.
Къеркегор С. Страх и трепет. - М.,1993. - 383 с. - 1 экз.
Кьеркегор С. Понятие страха/ Серен Кьеркегор. Страх и трепет. – М.: Республика, 1993. – 115-248. - 1 экз.
Кьеркегор. С. Болезнь к смерти/ Серен Кьеркегор. Страх и трепет. – М.: Республика, 1993. – 251- 350. - 1 экз.
Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.,1990.- 397 с. - 1 экз.
Лунь юй. (Беседы и суждения) / Антология мировой философии. Древний Восток. – Минск, М., 2001. – 1 экз.
Маркс К. Экономическо-филососфские рукописи 1844/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42. – С. 86-127. – 1 экз.
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 4. – 1 экз.
Маркузе Г. Одномерный человек. - М.,1994. - 364 с. - 1 экз.
Мартин Лютер. О рабстве воли / Лютер М. Избр. произв. – СПб.: Андреев и согласие, 1994. – С. 185-382.
Мартин Лютер. Свобода христианина. // Там же. – С. 16-54.
Мир Востока : философия: прошлое, настоящее, будущее / М. Т. Степанянц ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : Вост. лит., 2005. - 374 с. – 1 экз.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.– М.,1991. – 468 экз.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. – 1 экз.
Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995. - 1 экз.
Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое/ Фридрих Ницше. Соч. в 2 т., Т. 1. – М.: Мысль, 1990. – С. 231-490. - 1 экз.
О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин ; Pro et contra : полемика вокруг идей И. А. Ильина о сопротивлении злу силою / [к сб. в целом: коммент. Ю. Т. Лисицы]. - . - М. : Айрис-Пресс, 2005. – 573с. – 1 экз.
Постмодернизм и культура. – М., 1991.
Постмодернизм и культура/ Вопросы философии. 1993. №3
Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна; Междунар. Каф. ЮНЕСКО по философии и этике С.-Петерб. Науч. цента РАН. - СПб.: Алетейя, 2003. - 512 с. – 1 экз.
Смысл жизни : научное издание / Е. Н. Трубецкой. - М. : Канон+ : Реабилитация, 2005. - 478 с. – 1 экз.
Смысл жизни: антология. - М.,1994. - 592 с. - 1 экз.
Соина О.С. Этика самосовершенствования: Л.Толстой, Ф. Достоевский, В. Соловьев. – М.: Знание, 1990. – 53с.
Соловьев B.C. Оправдание добра// Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. - Т.1.- С.47-548. - 1 экз.
Соловьев В.С. Смысл любви. // Соловьев в.С. Соч. в 2 т., Т. 2. – М.: Мысль, 1990. - С. 493-547. - 1 экз.
Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского / Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. Т.2. – С. 289-323. - 1 экз.
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика/ Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. Т. 2. – М.: Правда, 1989. - 1 экз.
Социальная философия : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - Екатеринбург : Деловая Кн. ; М. : Акад. Проект, 2006. – 649с. – 1 экз.
Социальная философия: Словарь. - М.: Академ. Проект, 2003. - 558 с. – 1 экз.
Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. Ч. 2 О человеке и относящемся к нему/ Спиноза. Избр. произв. (Серия «Выдающиеся мыслители»). – Ростов-на-Дону, 1989. - 1 экз.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.,2002.- 240 с. - 2 экз.
Торчинов Е.А. Даосизм. – СПб., 1999. – 1 экз.
Трубецкой E.H. Смысл жизни. - М., 2005 (1994, 1999, 2000, 2003, 2005) - 432 с. – 5 экз.
Трубников H.H. Время человеческого бытия. - М.,1993.- 230 с.
Философия: университетский курс / [С. А. Лебедев и др.] ; под общ. ред. С. А. Лебедева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 528 с. – 3 экз..
Философия: учеб. пособие. Конспект лекций. Слов. филос. терминов. Вопросы для самоподготовки. Упражнения и задачи. Вопросы компьютер. контроля. Темы докл. и рефератов. Филос. кроссворды / [Л. А. Гусарова] ; под ред. В. В. Трушкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Былина, 2004. – 213с. – 1 экз.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: Культура и спорт, 1998. — 584 с. – 5 экз.
Философия: Учебник для вузов. / Отв. ред. В.П. Кохановский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 559 с. - 900 экз.
Философский словарь: [Пер. с нем.]. - 22-е изд. - М.: Республика, 2003. - 575 с. – 1 экз.
Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 576 с. – 1 экз.
Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды. – М., 1999.
Фихте И.Г. Назначение человека/ Фихте. И.Г. Соч.: в 2т. - 1 экз.
Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в. философскую психологию// Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб.,1995,- С.419-632. - 1 экз.
Франк С.Л. Смысл жизни. – Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1992. – 132с.
Фрейд З. Недовольство культурой/ Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. – С. 65-134. - 1 экз.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989. – С. 280-288, 378-415. - 1 экз.
Фромм Э. Человек для себя. - Минск,2000.- 543 с.
Фромм Э. Душа человека. - М, АСТ – 2004.
Фромм Э. Иметь или быть. - М.,1990.- 336 с. -1 экз.
Фромм. Э. Современное положение человека/ Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: ООО Изд-во АСИ ЛТД, 1998. – С. 258-264. 1 экз.
Хабермас Юрген. Философский дискурс о модерне : [лекции] : пер. с нем. / Юрген Хабермас. - М.: Весь мир: ИНФРА-М, 2003. - 414 с. – 1 экз.
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993
Хайдеггер М. Семинар в Ле Топе,1969//Вопросы философии.-1993.- № 10. - 1 экз.
Христианская этика Л. Н. Толстого / Е. Д. Мелешко ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : Наука, 2006. – 308с. – 1 экз.
Христианская этика Л. Н. Толстого / Е. Д. Мелешко ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : Наука, 2006. – 308с. – 1 экз.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: «Высшая школа» 1981. 1 экз.
Чаттерджи С., Дата Д. Индийская философия. – М.: Селена, 1994. – С. 15-79 - 1 экз.
Человек и модернизация России : научное издание / Н. Ф. Наумова. - М. : Канон+, 2006. - 591 с. – 1 экз.
Человек и модернизация России : научное издание / Н. Ф. Наумова. - М. : Канон+, 2006. - 591 с. – 1 экз.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М., 1995.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – Эпоха Просвещения. – М., 1991.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения – М.,1991. 464 с. - 1 экз.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.: Республика, 1995 – 528с. – 1 экз.
Шелер М. Положение человека в космосе/ Избр. произведения. – М., 1994
Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Минск, 2004. – 1 экз.
Юнг К.-Г. Очерки психологии бессознательного. – М., 2006. – 1 экз.
Я и ОНО. По ту сторону принципа удовольствия : [пер. с нем.] / Зигмунд Фрейд. - . - М. : АСТ ; [Харьков] : Фолио, 2005. – 156с. – 1 экз.
Ясперс К. Философская вера. Лекция 3. Человек / Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – С. 442-455.
Дополнительные интернет-ресурсы: Библиотека сайта philosophy.ru http://www.philosophy.ru
Библиотека философского факультета МГУ http://philos.msu.ru/
Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru
Библиотека философского факультета ОмГПУ http://i-text.narod.ru/omsk/libery/liber.htm
Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры http://psylib.kiev.ua/
"Вехи" http://www.vehi.net/
Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm
Русская антропологическая школа http://kogni.narod.ru/links1.htm
Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx?group=1
Философия и атеизм http://books.atheism.ru/
Виртуальная библиотека Михаила Эпштейна http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html
Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx?group=0
Философская библиотека Средневековья Энциклопедия культуры. Библиотека http://deja-vu4.narod.ru/library.html
Философская библиотека Новосибирского государственного университета http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm
Восточная литература http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/A.phtml
График контроля.
Контрольное испытание
| Время проведения
| Вес в итоговом рейтинге
| Примечания
| Контрольный срез знаний
| 6 неделя
| 0,2
|
|
| 12
| 0,3
|
| Экзамен
| сессия
| 0,5
|
| Примечания1. Каждая контрольная работа выполняется только один раз. 2. Первая внутрисеместровая аттестация выставляется преимущественно по итогам контрольной работы №1, вторая аттестация – по совокупным итогам контрольных работ №1 и №2 и текущей внутрисеместровой аттестации. Текущая аттестация студентов осуществляется по результатам ответов на семинарских занятиях, письменных работ, сообщений и докладов, защиты реферативных и исследовательских работ. 3. Контрольные работы, текущий рейтинг и итоговый рейтинг студента рассчитывается по 100-бальной шкале. Итоговый рейтинг по формуле: R(итог) = 0,4R(сем)+0,6R(экзам/зач). 4. Семестровый рейтинг успеваемости студентов рассчитывается с учетом уровня посещаемости студентов по следующей формуле: R(сем) = 0,9R+Б(п), где R –текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек, Б(п) – дополнительные баллы за посещаемость занятий, определенные по следующей схеме: П≤50% - Б(п)=0
50%<П≤60% - Б(п)=2
60%<П≤70% - Б(п)=4
70%<П≤80% - Б(п)=6
80%<П≤90% - Б(п)=8
90%<П≤100% - Б(п)=10
4. Возможности повышения рейтинга
Студенты, стремящиеся глубже изучить предмет, могут получить и выполнить в срок до 16 недели семестра дополнительные творческие задания:
1) написать и защитить реферат («отличный» реферат повышает семестровый рейтинг на 10 баллов, «хороший» - на 6 баллов, «удовлетворительный» - на 2 балла);
2) принять участие в конкурсе студенческих научных работ.
3) принять участие в студенческой олимпиаде по философии.
|